Кукольный театр в дополнительном образовании

В статье рассказывается об истории кукольных театров в России, о целях и задачах, видах кукол и кукольных театров. Также о работе дидактического театра «Ретро» в Доме творчества «Детская академия», их достижениях.

УДК 748.5

К.М. Федорова,
педагог дополнительного образования,
ЦДТ «Детская академия»,
Казань

Кукольный театр — один из уникальных видов искусства. Он универсален и кукольные спектакли увлекают не только детей, но и взрослых. Кукольный театр не только универсален, но еще и долговечен. Герои театра кукольного способны жить целые столетия, а музейная кукла, управляемая рукой опытного кукловода, может ожить в любой момент. Давая возможность взрослому зрителю вновь окунуться в детство, а маленькому ребенку немного повзрослеть.

В России есть три самых известных видов театра кукол:

  • Марионеточный театр, где кукла управляется нитью.
  • театр Петрушки, где кукла одевается на руку или палец кукловода.
  • Вертеп, где куклы неподвижно закреплены на стержни, и передвигаются в прорезях, сделанных в специальном ящике.

Особой популярностью пользовался и пользуется до сих пор театр Петрушки. Этот вид кукольного театра дошел до нас еще с древних времен. Тогда скоморохи выступали на ярмарках с веселыми куклами Петрушками, в народе величался этот герой Петр Иванович Уксусов (Петрович или Петрушка).

Само возникновение кукольного театра в России можно отнести ко второй половине 17 века. В 1690-е годы появились первые самостоятельные театры кукол со своим помещением.

В «ЦДТ» Детская академия в городе Казани Советского района существует театральное направление. В образцовом коллективе дидактического театра «Ретро» в 2015 году появилось такое направление как «Актер театра кукол». В коллективе дидактического театра «Ретро» занимается более 150 воспитанников, а по направлению «Актер театра кукол» обучается 65 учащихся. Воспитанники обучаются по программе, рассчитанной на пять лет. Первый год обучения занимается два раза в неделю по 1.30, а второй, третий и последующие года обучения занимаются по три раза в неделю по 1.30. На занятиях воспитанники проходят такие предметы как актерское мастерство (живой план), пластическое воспитание, сценическая речь, актерское мастерство с куклой и изготовление кукол. Все азы театрального искусства даются по системе К.С. Станиславского. Искусство кукловождения, подачи голоса, оживление и изготовление куклы дается по системе С.В. Образцова.

Развитие воспитанников осуществляется с помощью приобретения знаний, умений и навыков о театральном действии.

Занятия в дидактическом театре «Ретро» развивают личность воспитанников, устойчивый интерес к литературе, театру. У детей совершенствуется навык воплощать в игре определённые переживания, эмоции, воплощаются в жизнь самые разные характеры и образы героев. Благодаря занятиям в дидактическом театре «Ретро» жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Также мы совершенствуем наш учебный процесс. Мы используем инновации в нашей сфере обучения. На занятиях мы показываем записи старых спектаклей, чтобы учащиеся понимали всю суть происходящего. Мы проводим обсуждения спектакля. После просмотра спектакля мы проводим игру «Зритель». Суть игры заключается в том, что учащиеся сидят на своих местах, как в зрительном зале. Учащиеся не должны переговариваться и передвигаться, так как они являются зрителями. Учащиеся в роли зрителя вспоминают просмотренный спектакль и те моменты, которые им запомнились и выражают свои эмоции мимикой. После этой игры проходит обсуждение тех эмоций, которые учащиеся показывали.

Воспитанники учатся выражать свое представление о том или ином персонаже пьесы. Индивидуально или коллективно проинсценировать увиденное и услышанное, развивая при этом навыки анализа исполнителя. Более углубленно изучают актерское мастерство с куклой, учатся передавать эмоции через куклу и взаимодействовать с другими кукольными персонажами на сцене. Подводя итог спектаклем.

На первом году обучения итоги детей подводятся зачетами по всем пройденным дисциплинам. Показываются мастер-классы по актерскому мастерству (живой план). Сценическая речь — мастер-классы по технике речи и скороговоркам. По пластическому воспитанию тоже проводится зачет по теме доверия партнеру и чувству партнерства.

Актерское мастерство с куклой тоже проходит виде зачета, где воспитанники отрабатывают технику кукловождения и подачу голоса через ширму.

На втором и третьем году обучения итоги подводятся в виде отрывка из разных сцен пьесы или сказки. Учащиеся продолжают заниматься актерским мастерством «живой план», выполняя уже парные и массовые этюды. Учащихся увлекает процесс создания этюдов на разные заданные темы. При постановке этюда выбирается режиссер, который ставит этюд. Этюды бывают одиночные, парные и массовые. Одиночные этюды бывают чаще с предметом и на беспредметное действие. Парные этюды чаще на взаимодействие друг с другом и на решения конфликта в этюде. Массовые этюды бывают на взаимодействие друг с другом и распределение мизансцен. Темы этюдов бывают разные, но учащимся нравится более жизненные ситуации, например, «Списать контрольную». На сценической речи начинают разбирать стихи и прозу, тем самым тренируя свою память и расширяя знания. На пластическом воспитании учащиеся начинают ставить пластические этюды и этюды с предметами. Изучают историю театра, повторяют и закрепляют пройденные материалы. Уделяется большое внимание к изготовлению куклы. Учащиеся проходят теорию и практику по изготовлению гапитовой куклы. Разбирают все ключевые моменты. Изготовление куклы очень трудоемкий процесс. Сначала учащиеся вместе с педагогом заливают форму из гипса и ждут ее полного высыхания около 5-7 дней. Затем форму гипсовой головы обклеивают папье-маше и дают засохнуть. Пока голова куклы высыхает, учащиеся шьют рубашку для куклы, делают патронки для пальцев, чтоб управлять куклой и делают деревянный гапит. Когда все части куклы готовы, учащиеся вместе с преподавателем собирают всю конструкцию и получается гапитовая кукла, которая будет участвовать в кукольном спектакле. Четвертый и пятый год обучения проходит уже в практике. Практика заключается в постановке различных спектаклей. Учащиеся показывают спектакли живого плана, где играют сами на сцене и кукольного, где управляют куклой. Самое сложное для учащихся — создание спектакля. Первое, что нужно сделать, это подобрать подходящий материал. Материал подбирается подходящий по возрасту учащихся и по актуализации. После подбора материала начинается процесс читки. Сказка или пьеса читается и перерабатывается, и адаптируется под детей. После первой читки происходит распределение ролей. И таким образом мы переходим к «Застольному периоду». «Застольный период» это период, когда в течении нескольких занятий учащиеся читают свою сказку или пьесу про ролям и разбирают все действия, все нюансы диалогов и конфликтов между персонажами. После «Застольного периода» начинаются первые репетиции, изучение мизансцен. Пробы сцены, проходки персонажей и вживание в роль. Такие репетиции помогают лучше запомнить текст, ведь текст и действие всегда связаны между собой. После нескольких занятий на сцене с постановкой мизансцен начинается подборка музыки для выходов и переходов в спектакле. Обычно подбор музыки занимает не так много времени. После подбора музыкального сопровождения начинаются репетиции с музыкой, чтоб каждый учащийся мог понять под какую музыку он выходит и уходит со сцены. Во всех наших спектаклях есть еще хореографические постановки и вокал. На репетиции каждого такого номера уходит по два — три занятия. Когда вопросы с музыкой и музыкальными репетициями решены, мы начинаем подбирать декорации и костюмы. На составление списка декораций и костюмов уходит одно занятий. Декорации чаще всего используются те, которые остались от других спектаклей или же изготавливаются новые. С костюмами обстоят дела иначе, все костюмы шьются и заготавливаются заранее, и собираются уже ближе к концу всех репетиций. В нашем детском центре есть один костюмер, и есть один мастер по дизайну и изготовлению костюмов. Иногда мы используем старые костюмы, которые вписываются в концепцию спектакля. После подбора костюмов и декораций начинаются репетиции уже полноценные. Учащиеся уже видят всю картинку спектакля, и им становится легче работать. На создание полноценного спектакля с базой из костюмов и декораций у нас уходит полгода. Этого времени достаточно, чтоб учащиеся выучили текст и изучили мизансцены. Для создания полноценного спектакля с нуля нам требуется целый учебный год. Ведь изготовление декораций, пошив костюмов и изучение нового текста занимает очень много времени. Но результат таких спектаклей очень хорош. Спектакли, над которыми мы работаем с учащимися, всегда приносят призовые места на конкурсах и фестивалях.

В 2020 году состоится первый выпуск учащихся по направлению «Актер театра кукол». Учащиеся успели подготовить достаточно большое количество спектаклей:

  • «Кошкин дом» С. Маршак
  • «Маша и медведь» О. Емельяненко, кукольная сказка
  • «Девочка со спичками» Г.Х. Андерсен
  • «Кот и Лиса» О. Емельяненко, кукольная сказка
  • «Комар мечтает о зиме» Ю. Тупикина
  • «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери
  • «Я люблю вас ромашка» С. Козлов, кукольная сказка
  • военный спектакль «Однажды играли…»

Также воспитанники участвуют в конкурсах, как коллективно с отрывками из спектаклей, так и индивидуально с художественным словом.

После пятилетнего обучения воспитанники получают сертификат учреждения, о том, что прошли обучение по программе «Актер театра кукол».

Список литературы:

  1. Б. П. Голдовский. Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М.: Большая российская энциклопедия, 2004–2017. URL: https://bigenc.ru/text/5083541.
  2. Б. П. Голдовский. Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М.: Большая российская энциклопедия, 2004–2017. URL: https://bigenc.ru/theatre_and_cinema/ text/4184961.
  3. С. П. Сорокина. Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М.: Большая российская энциклопедия, 2004–2017. URL: https://bigenc.ru/theatre_and_cinema/ text/3137056.

Добавить комментарий

Войти с помощью: