Ментальная карта – инструмент разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
В статье рассматривается интересный и нестандартный прием использованием ментальных карт.
В публикации автор обобщил наиболее полезную информацию по вопросу разработки ментальных карт и применил ее к решению проблемы, которая, несмотря на все усилия методистов, остается острой — к разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Ментальная карта, по мнению автора, поможет тем педагогам, чьи личные и профессиональные задачи ждут упорядочивания, структурирования, оформления и презентации.
Л.Н. Буйлова,
старший методист
нормативно-методического отдела
ГБПОУ «Воробьевы горы»,
к.п.н., доцент,
Москва
Вопрос разработки и оформления дополнительной общеобразовательной программы не теряет своей актуальности на протяжении многих лет. В этой связи ощущается необходимость предложить педагогам инструменты, которые наладят процесс структурирования идей, облегчат работу над созданием этого документа, упорядочат мысли и дадут сигнал к профессиональному творчеству и развитию.
Как известно, разработка образовательной программы — дело непростое. В самом начале, когда у педагога только начинает вырисовываться интересная тема дополнительной общеобразовательной программы и намечается траектория педагогического поиска, необходимость осмысления и обработки большого объема информации очень сильно тормозит работу. Для того, чтобы быстро, оперативно и качественно разработать программу, набросать общее видение ситуации, выделить основные проблемы, зафиксировать свои идеи, цели, задачи, имеет смысл подумать «с карандашом в руке». «Рисуй и все станет понятно, рисуй и тебе откроется тайна, главное рисуй» … И в этом случае может помочь ментальная карта. Педагог должен попытаться нарисовать свою программу.
Изобрел и описал ментальные карты британский ученый-психолог Тони Бьюзен, который объяснил их высокую эффективность особенностью человеческой психики воспринимать информацию целиком и нелинейно, как бы сканируя.
Ментальная карта (она же майндмэппинг, интеллект-карта, карта мышления, мыслительная карта, звездочка решений, умная карта, карта сознания, карта разума, ассоциативная карта, и т.д.) — превосходный инструмент для организации и систематизации ваших идей и мыслей (Рис.1). Наш мозг мыслит ассоциативно, а не линейно, поэтому ментальная карта является подходящим инструментом проектирования образовательной программы и работы с большим объемом информации.
Рисунок 1. Разнообразие ментальных карт.
Применимость ментальных карт не знает границ, потому что они позволяют интересно, просто и весьма действенно обрабатывать, структурировать и представлять сложную информацию, увлекательно преобразовывать практически любые цели в планы действий. Этот прием помогает:
- схематично упорядочить и визуализировать информацию, то есть представить ее в виде структурных схем, рисунков, карт, графиков и т.д.;
- лучше и эффективнее проанализировать массив информации, выявить слабые и сильные стороны, сгруппировать информацию и представить ее в сжатой форме, увидеть общую ситуацию, дополнить ее деталями;
- набросать общее видение ситуации и поэтапно ее детализировать;
- создать внятный сценарий разрабатываемого документа, наглядно рассмотреть, что и как нужно сделать для достижения цели;
- определить, какие следует предпринять действия, какие ресурсы вам потребуются.
Таким образом, с помощью ментальной карты каждый раздел программы будет разработан в соответствии с предъявляемыми требованиями, а каждая тема найдет свое место в программе, будет не только сформирована в образ, но и упорядочится, систематизируется, визуализируется, и главное — вся программа компактно уместится на одном листе.
Рассмотрим поэтапно порядок разработки дополнительной общеобразовательной программы с использованием ментальной карты.
Известно, что в системе дополнительного образования образовательный процесс регламентируют дополнительные общеобразовательные программы. Действующий Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 ст.2, п.9) дает нормативное определение понятия «образовательная программа»: комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (Рис.2).
Рисунок 2. Понятие «образовательная программа».
В законе нет прямого определения понятия «дополнительная общеобразовательная программа», но, очевидно, как и другие образовательные программы в других образовательных организациях, дополнительная образовательная программа: (ФЗ ст. 2, п.9):
- представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом),
- представлена в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Данное в Федеральном законе № 273 понятие определяет сущность и задает структуру дополнительной общеобразовательной программы, которая должна отражать педагогическую концепцию педагога-разработчика программы, создавать целостные представления о содержании предлагаемого детям учебного материала, планируемых результатах его освоения и методиках их выявления и оценки.
Дополнительная общеобразовательная программа — это:
- нормативный документ, определяющий содержание образования и технологии его передачи;
- программа, реализующаяся за пределами основных образовательных программ и направленная на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Дополнительная общеобразовательная программа оформляется в виде текста, в котором педагоги легко могут запутаться. Многие разработчики дополнительных общеобразовательных программ попадают в ситуацию, когда нужно разобраться в материале, понять главное и второстепенное, выстроить логику его подачи и освоения, а главное — ничего не потерять.
Ментальная карта дополнительной общеобразовательной программы — удобный способ структурирования учебной информации, где главная тема — сама программа — находится в центре листа, а входящие в ее состав структурные элементы располагаются в виде древовидной схемы (Рис.3).
Рисунок 3. Шаблон ментальной карты «дополнительной общеобразовательная программы».
Таким образом, в центр страницы помещается «основной образ» (дополнительная общеобразовательная программа), от которого в разные стороны отходят ветви, каждая из них «ветвится», образуя соподчиненные уровни.
Структура дополнительной общеобразовательной программы включает в себя, в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», основные характеристики программы, организационно-педагогические условия ее реализации и формы аттестации, а именно:
- Титульный лист.
- Раздел 1. Пояснительная записка (характеристика программы).
- Раздел 2. Содержание программы: учебный (тематический) план, содержание учебного (тематического) плана.
- Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы.
- Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Дополнительная общеобразовательная программа состоит из отдельных деталей и частей, которые мы называем структурными элементами. Давайте попробуем их просто нарисовать (Рис.4).
Рисунок 4. Шаблон ментальной карты «структура дополнительной общеобразовательная программы».
Представление дополнительной общеобразовательной программы в виде ментальной карты позволяет увидеть весь объем информации, последовательность ее изложения и удержать всю информацию на листе бумаги.
«Пояснительная записка» (Рис.5) содержит основные характеристики программы:
- направленность и уровень программы;
- актуальность (современность, востребованность, целесообразность, отличительные особенности программы и т.п.);
- цель и задачи программы;
- группа/категория учащихся, для которой программа актуальна;
- формы (групповые, индивидуальные и др.) и режим (периодичность и продолжительность) занятий;
- срок реализации программы (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения);
- планируемые результаты (совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств и компетенций, которые учащийся сможет продемонстрировать по завершении обучения по программе).
Рисунок 5. Пояснительная записка дополнительной общеобразовательная программы.
Содержание программы включает учебный (тематический) план и содержание учебного (тематического) плана (Рис. 6).
Рисунок 6. Содержание дополнительной общеобразовательная программы. Формы аттестации и оценочные материалы.
«Учебный (тематический) план» содержит перечень разделов (модулей) и тем, определяет их последовательность, количество часов по каждому разделу (модулю) и теме с указанием теоретических (лекция, семинар, консультация, лабораторная работа и др.) и интерактивных/ практических занятий (мастерская, самостоятельная работа, концерт, выставка, соревнование, игра, дискуссия, круглый стол, экскурсия и др.), а также форм аттестации/контроля (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.); оформляется в виде таблицы; составляется на каждый год обучения; количество часов указывается из расчета на одну группу.
«Содержание учебного (тематического) плана» — реферативное (краткое) описание разделов (модулей) и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным (тематическим) планом, с указанием теоретических и интерактивных (практических) видов занятий. Содержание программы направлено на достижение целей программы и планируемых результатов ее освоения.
«Формы аттестации и оценочные материалы» содержат описание форм подведения итогов реализации программы — текущего, промежуточного и итогового контроля (при наличии)[1], которые перечисляются согласно учебному (тематическому) плану (проекты, творческие задания, конкурсы, выставки, выступления и т.д.) и описание средств контроля (тесты, творческие задания, контрольные работы, вопросы и т.д.), которые позволяют определить достижение учащимися планируемых результатов.
«Организационно-педагогические условия реализации программы» (Рис.7) содержат:
- материально-технические условия реализации программы (перечень помещений, оборудования, приборов и необходимых технических средств обучения, используемых в образовательном процессе);
- учебно-методическое и информационное обеспечение программы (обеспеченность программы методическими материалами, перечень современных источников, поддерживающих процесс обучения: нормативно-правовые акты и документы; основная и дополнительная литература; Интернет-ресурсы (все списки оформляются в соответствии с требованиями действующих ГОСТ).
Рисунок 7. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательная программы.
«Приложения к программе» — календарный учебный график, календарно-тематический план, планы (сценарии) занятий, примеры заданий для учащихся и другие материалы, предусмотренные локальным актом образовательной организации или разработанные по усмотрению автора программы.
“Календарный учебный график«[2] — комплекс основных организационно-педагогических характеристик образовательного процесса, определяющий: даты начала и окончания учебных периодов/этапов, количество учебных недель или дней, продолжительность каникул, сроки контрольных процедур, организованных выездов, экспедиций и т.п. Календарный учебный график является приложением к дополнительной общеразвивающей программе и составляется на учебный год или период (месяц, четверть, полугодие и т.д.) для каждой учебной группы.
Ментальная карта дает всю картину разработки дополнительной общеобразовательной программы целиком, так как она выполняет функции системной организации учебного материала и процесса управления реализацией программы (Рис.8).
Рисунок 8. Ментальная карта дополнительной общеобразовательная программы.
Подводя итоги кратких рекомендаций по составлению ментальной карты разработки дополнительной общеобразовательной программы, хочется отметить, что создание графического воплощения программы дает педагогу ряд преимуществ и позволяет:
- навести порядок в массиве имеющейся информации, упорядочить ее, учесть все детали и выстроить логику документа от цели до результата, найти связи между структурными элементами программы;
- легко отслеживать, что уже сделано, а что необходимо доработать, достроить новые ветки и дополнить содержание программы;
- оперировать большим объемом информации, группировать ее, уточняя содержания программы;
- увидеть главные и второстепенные шаги разработки программы, наглядно представить взаимосвязи идей, понятий, объектов программы.
Ментальная карта — это «скелет», который в руках педагога потом обрастает текстом конкретной программы.
Список литературы:
- Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время — новые подходы [Текст] : методическое пособие / Л. Н. Буйлова. — М.: Пед. о-во России, 2015. — 270 с.
- Интеллект-карты: 5 способов, которые помогли мне превратить хаос в порядок// Блог компании SmartProgress. — URL: https://habr.com/ru/company/smartprogress/blog/312230/ (Дата доступа 27.10.2019).
- Mind Mapping, или как заставить свой мозг работать лучше// Блог компании Developer Soft. — URL: https://habr.com/ru/company/devexpress/blog/291028/ (Дата доступа 27.10.2019).
- Денисов М. Одиннадцать задач, которые помогают решить ментальные карты//Executive.ru. — URL: http://www.orenfinance.ru/business/detail.php?ID=10409 (Дата доступа 27.10.2019).
[1] 1 Итоговая аттестация по дополнительной общеразвивающей программе не является обязательной: ФЗ № 273 ее не предусматривает (ст.75), но и не запрещает (ст.59) ее проведения с целью установления: 1) соответствия результатов освоения программы заявленным целям и планируемым результатам обучения; 2) соответствия процесса организации и осуществления программы установленным требованиям к порядку и условиям ее реализации.
[2] См. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации», включая Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.
Изобрёл и описал ментальные карты НЕ Т. Бьюзен, фактически они изобретались и переизобретались всю письменную историю человечества. Современную педагогическую теорию концепт-карт создал Джозеф Новак с коллегами в 1970-х в Корнелльском университете, и эта разработка гораздо более интересная и близкая к образованию.