Воспитательный потенциал дополнительного образования детей

Дополнительное образование — образовательная практика, воспитательный потенциал которой подлежит осмыслению в разных контекстах. В статье рассматриваются условия, от наличия которых зависит степень достижения целей воспитания на современном этапе политического, экономического, социального развития Российской Федерации; обобщены имеющиеся знания о механизме реализации концепций воспитания.

Данная статья подготовлена по материалам, созданным автором в 2004 году (из неопубликованного).
Посвящается памяти Г.П. Будановой

Буданова Г.П.,
кандидат педагогических наук, профессор,
Лауреат премии Правительства РФ в области образования
Москва

В центре нашего внимания находится проблема, значение которой легко недооценить, но невозможно переоценить. Сегодня только чрезмерно ленивый не обращает свои взоры к воспитанию как панацее от бед, свалившихся на Россию в последние годы и девальвирующих позитивный потенциал происходящих перемен. На всех уровнях власти уже не только и не столько отмечается необходимость воспитания, сколько принимаются разноуровневые программы, предназначенные для повышения эффективности и качества этого процесса.

Это — факт, оспаривать который бессмысленно. Признавая его, можно либо зафиксировать, что на двух необходимых уровнях — теоретическом и практическом — созданы предпосылки, обеспечивающие кардинальное изменение ситуации в воспитании российских детей, либо признать, что принимаемых мер недостаточно для решения этой задачи.

При этом чрезвычайно важно понимать, что выход из состояния последовательно углубляющегося кризиса детства — проблема, которую давно пора отнести к разряду вопросов государственной безопасности. Кардинально изменить ситуацию надо сегодня или, в крайнем случае, завтра, ибо послезавтра уже будет поздно, страну захлестнёт детский терроризм, не менее опасный, чем международный, а возможно им и организуемый.

Соотнося процесс воспитания с процессами социализации человека в современном обществе, необходимо осознавать, что все меры разрабатываются и реализуются в условиях недостаточного содействия государства.

Государство сегодня не только не предлагает и, судя по всему, неспособно предложить обоснованную интересами разных сегментов контингента населения Российской Федерации стратегию приостановления роста социальных девиаций в детской среде, но и не препятствует формированию контрсоциального проекта.

Не разрабатываются и, соответственно, не реализуются меры по восстановлению ослабленных связей между поколениями и работой с моральными устоями общества. Продолжается восторженное культивирование недоступных большинству стандартов потребления, безнаказанными остаются вопиющие факты нарушения законов. Молодое поколение подводится под протестные реакции, проявляющиеся в бунтах по любому поводу.

Сегодня уже поздно возлагать надежды на то, что образование может справиться с ситуацией. Джинн выпущен на волю. И только в том случае, если общество осознает опасность угрозы детского террора, и поймёт, что предусмотренный Законом Российской Федерации статус воспитания как составной части образования наряду с обучением ничего по факту не «образует», если основной остаётся учебная деятельность и сохраняется разрыв между «словом» и «делом», тогда станет ясно, что воспитательный процесс, фактически, не осуществляется.

Мы часто встречаем термины «воспитание» и «дополнительное образование» рядом: воспитание через дополнительное образование; воспитание средствами дополнительного образования; воспитание и дополнительное образование.

На первый взгляд, полное благополучие. Но что мы видим за этими словами? В каких отношениях находятся данные понятия? И можно ли между ними ставить союз «И», подразумевающий их равноправие? Элементарный анализ ситуации показывает, что это — все та же серьезная теоретическая проблема о взаимоотношении терминов «образование», «обучение» и «воспитание». И это не случайно, так как функция дополнительного образования детей (образовательная) «приживается» и находит развитие, но по традиции зачастую Дворцы и Центры творчества продолжают восприниматься как воспитательные организации даже теми практиками, которые непосредственно в них находятся.

Обзор современных (появившихся в последние годы) концепций воспитания позволяет утверждать, что предпосылки для осознанного перепроектирования процесса воспитания созданы. Их можно и нужно грамотно использовать. Но почему-то, по каким-то причинам, этого не происходит.

Фиксируя появившееся в последние годы многообразие подходов к определению содержания понятия «воспитание», необходимо учитывать, что потребность разобраться в том, как понимать воспитание в контексте образовательных стандартов (не только общего, но и профессионального всех уровней, и специального), далеко не очевидна как для органов исполнительной и законодательной власти, так и средств массовой информации.

Кажущаяся ясность приводит к тому, что становится неудобным выносить этот вопрос на обсуждение. В ответ можно сразу получить реплику: «Ну вот, вчера знали, что такое воспитание, а сегодня уже не знаем».

Анализ того, что мы знали вчера, — задача важная, но не менее важно понять, что мы знаем и чего мы не знаем сегодня. Сегодня мы знаем, и это мы уже отметили, что кризис детства, проявляющийся в росте социальных девиаций в детской среде, несмотря на принимаемые меры приостановить пока не удаётся.

В соответствии с концепцией А.В. Мудрика, воспитание представляется исторически сложившейся устойчивой формой совместной деятельности членов общества по использованию материальных, финансовых, духовных, человеческих ресурсов общества для планомерного создания условий удовлетворения важнейшей социальной потребности — развития членов общества.

В соответствии с концепцией Н.Е. Щурковой, воспитание понимается как организованное профессионалом-педагогом восхождение ребёнка к культуре современного ему общества, вхождение его с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

В контексте данной концепции педагоги призваны взращивать духовный мир человека, помогать ему в обретении способности к интеллектуально-нравственному обогащению, развитию, возвышению над обстоятельствами, преодолению противоречий, раздирающих жизнь и душу ребёнка.

Поиск ясных и чётких ответов на вопрос, как разрешать такие противоречия, нет, в то же время он составляет основное содержание процесса, который можно определить как воспитательную работу.

Истоки противоречий в организации воспитания лежат в противоречиях жизни, если, разумеется, считать воспитательный процесс расположенным в самой жизни, а ещё точнее, считать, что он и есть не что иное, как организованная жизнь ребёнка.

Лийметс Х.Й. считает, что воспитание — это управление процессом развития личности. Если «управление» понимать как обеспечение эффективности какого-либо процесса, то воспитание — это обеспечение наиболее эффективного, наиболее полноценного развития личности, происходящего в контексте реальной дятельности, в общении, отношениях ребёнка с внешним миром.

Определяя воспитание как управление процессом личностного развития через создание условий, благоприятных для этого, целевой установкой разрабатываемой программы можно признать формирование единого воспитательного пространства, позволяющего включать ребёнка в воспитательный процесс в субъектной позиции.

Единое воспитательное пространство возникает в результате устойчивого длительного целенаправленно организуемого процесса коммуникации специалистов, обеспечивающих не только создание условий, благоприятных для нормального развития детей, но их включение в организацию собственной жизнедеятельности в разных сферах.

Эффективность действий по созданию единого воспитательного пространства зависит от уровня взаимодействия субъектов, реализующих воспитательные функции в соответствии с детально проработанной и просчитанной в последствиях моделью. Базируется подобная модель на исходной концепции, содержание которой находится в перманентном состоянии обновления, дополнения и корректировки в ходе разработки разноуровневых организационно-управленческих проектов, учитывающих особенности города, округа, района, образовательного учреждения, возможностей социальных институтов, функционирующих на его территории, их готовность к взаимодействию в целях воспитания детей.

Выстраиваемое на системной основе воспитательное пространство представляет собой в идеале социальную инфраструктуру для детей, предусмотренную Федеральным законом Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля 1998 года, № 124 ФЗ, ч учетом последних редакций).

В центре воспитательного процесса находится конкретный ребёнок с конкретными проблемами, нуждами, интересами, противоречиями. Их учёт, анализ, обобщение и классификация должны осуществляться специальными службами: психолого-педагогической, медико-социальной, функционирующими в структуре единого воспитательного пространства.

Персонифицированный учёт проблем детей может позволить разрабатывать и реализовывать адресные программы, обеспечивая тем самым своевременное реагирование на предпосылки для возникновения социальных девиаций в детской среде.

Воспитание детей осуществляется несколькими ведомствами. Их функции должны быть дифференцированы, обязанности распределены, действия скоординированы. Воспитание нельзя (бессмысленно) сводить к проведению мероприятий, называемых воспитательными. Такие мероприятия далеко не всегда обеспечивают получение ожидаемых результатов.

При обобщении материалов о воспитании целесообразно выстроить логику получения позитивных результатов, предварительно установив, по каким критериям можно их оценить.

Стоит предположить, что одним из приоритетных направлений воспитания должно быть, признано создание условий для развития следующих позиций:

  • освоение детьми социальных навыков и ролей;
  • развитие культуры социального поведения граждан с учётом быстрой информатизации общества, роста динамики социально-экономических изменений;
  • последовательное формирование коммуникативных дружественных детям сред.

Такие условия надо моделировать, проектировать и создавать. На современном этапе развития российского общества чрезвычайно важно осмыслить воспитание как проблему, решение которой есть процесс перманентный по своей природе, длительный процесс. Организаторам этого процесса предстоит определиться в главном: допускается ли ими идеологический диктат и силовое навязывание личности ценностно-смысловых установок или предполагается создание реальных (благоприятных) условий для её социально-позитивной социализации.

Планируемая на государственном уровне модернизация образования не может не затрагивать всех аспектов функционирования образовательной системы и, следовательно, подлежит осмыслению всеми, кто к образованию причастен.

Литература.

  • Лийметс, Х.Й. Организация обучения как фактор воспитания // Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения?. — М. — С.86-95 . — С. М.,1982
  • Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с.
  • Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников : книга для классных руководителей. — Издание 2-е, дополненное и переработанное. — Москва : Просвещение, 1981. — 176 с.
  • ЩУРКОВА Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998.

Добавить комментарий

Войти с помощью: