Мотивация успеха на занятиях в изостудии «Оранжевое солнце»

Учебно-методические материалы разработаны в ходе реализации общеразвивающей программы творческого объединения «Оранжевое солнце» и анализа творческой деятельности обучающихся. Раскрыты условия и методы формирования мотивации успеха детей на занятиях в изостудии. На основе обобщенных научных взглядов и принципов педагогики, а также личного опыта из практики педагога дополнительного образования, выявлены основные способы и направления создания благоприятной атмосферы для творческого и личностного развития каждого ученика.

УДК 372.8

В.В. Баранова,
педагог дополнительного образования высшей категории,
МБУДО «Центр развития творчества
детей и юношества»,
Россия, Королев

В современной педагогической практике, наверное, каждый педагог сталкивался с проблемой угасания интереса учебной деятельности у детей, особенно сейчас, в мире современных технологий, где увлечение школьников наиболее доступными экранными видами искусства не всегда соотносится со стремлением к познанию искусства в особенности изобразительного. Изучение мотивации к художественно-творческой деятельности школьников находится в центре размышлений и молодых, и опытных педагогов, так как это есть необходимое основание для художественного развития детей. А успех в учебной деятельности — это основа качественного обучения и развития личности. Ведь еще В. А. Сухомлинский писал: «Успех в учении — единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».

Обобщая концептуальные основы педагогики успеха (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.А. Сухомлинский, М.И. Шилова, И.С. Якиманская и др.), можно сделать вывод, что ситуация успеха не только стимулирует учебную, а в нашем случае творческую деятельность, но и дает уверенность ребенку в свои возможности, открывает новые горизонты для развития личности и формирования «Я-концепции».

На занятиях изостудии «Оранжевое солнце» дети обучаются не просто рисовать, а учатся ставить цель, находить пути реализации поставленных задач, достигать высоких результатов. Актуальность данной проблемы очевидна: успешность в какой-либо деятельности способствует мотивации учебной и познавательной деятельности ребенка в целом, способствует самоутверждению личности, уверенности в своих возможностях и эффективному становлению в социуме. К.Д. Ушинский писал: «Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении — это его духовная жизнь, внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, выражает личное отношение к тому, что удается и не удается <…> только успех поддерживает интерес ученика к учению».

Одним из основных способов формирования успешности на занятиях в изостудии является индивидуальный подход к обучающимся, что предполагает активный познавательный процесс, в котором проявляются умственные силы воспитанника, его творческий потенциал, моральные, волевые качества. Если познание осознается как ситуация успеха, то это залог положительного отношения к учению, школе, труду, к окружающим, к себе.

Существуют три необходимых и достаточно субъективных организационно-педагогических условия, призванные способствовать успешности ребенка:

  1. эмпатия, понимание, сопереживание и адекватное принятие воспитанника таким, каков он есть;
  2. безусловное позитивное отношение к обучающемуся — внутренняя уверенность педагога в возможностях и способностях каждого ребенка;
  3. искренность (конгруэнтность), или открытость педагога свои собственным мыслям и переживаниям, способность искренне выражать и транслировать их в межличностном общении с учащимися.

Искренность предполагает также естественные и спонтанные реакции ребенка, не обусловленные социальным статусом, успеваемостью и т. п. При отсутствии у педагога хотя бы одного из этих личностных качеств, не может быть доверия со стороны учащихся и самораскрытия, и принятия детьми помощи со стороны педагога. Именно личностные установки педагога, а не методы его работы составляют основу успешного педагогического взаимодействия.

Немаловажным условием для успешного процесса творчества является создание атмосферы эмоционального комфорта. Для поддержания мотивации успеха и создания благоприятного климата важны положительные эмоции обучающегося.

Применяя комплекс педагогических приемов (партнерские взаимоотношения, стимуляция эмпатии в межличностном общении, оптимистичный настрой на успех и преодоление трудностей, стимулирование самостоятельности в деятельности, помощь в осознании положительных результатов) в сочетании с индивидуальными личностными качествами педагога, можно достичь высоких результатов в формировании мотивации успеха.

Немаловажным для организации творческой деятельности, направленной на успех, — это создание комфортной обстановки для детей. Наличие уютного кабинета, оборудованного современными техническими средствами и всем необходимым для творчества, выставки рисунков и дипломов достижений, обучающихся несут в себе важную психологическую составляющую в создании атмосферы успешного обучения.

Обобщая свой педагогический опыт, автор статьи подмечает, что для мотивации успеха на занятиях по изобразительному творчеству важен психологический климат в коллективе как между обучающимися, так и между педагогом и детьми. Обязательно доброжелательное отношение педагога и вера в возможности каждого ребенка. Конечно, познавательный интерес у воспитанников должен возникнуть, еще не заходя в кабинет рисования. Для этого нужна большая организационная работа по привлечению родителей: создание групп в мессенджерах, проведение тематических собраний, организация совместных экскурсий и выставок, проведение тематических мероприятий, проведение мастер-классов. Выполнение рисунков на заданную тематику (конкурсные задания), что является целью программы автора и уже несет в себе мотивационную составляющую, позволяет ученику погрузиться в суть проблемы, открыть для себя новое неизученное пространство в необъятных просторах изобразительного искусства. У педагога есть набор инструментов (приемы и методы), который помогает достичь высоких результатов в мотивации обучающихся: использование современной техники, смена изобразительной деятельности, экспериментирование с художественными материалами, коллективное творчество.

Подводя итог, необходимо отметить, что для раскрытия творческого потенциала и самоутверждения личности ребёнка, важен успех, который не всегда приходит быстро. Важно день за днем, в личной беседе, правильной оценке выполненной работы, следуя педагогическим принципам и методам, давать возможность ребенку увидеть новые горизонты в развитии своей творческой личности.

Список литературы:

  1. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш. А. Амонашвили. — Минск: Университетское, 1990.
  2. Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха : коллекция интересных уроков / авт.-сост. А.В. Пожарская, Н. С. Забнева, В. В. Михайлова и др. — Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Лопатин, А. Р. Встречные усилия, успех-неуспех в образовательном процессе [Текст] / А. Р. Лопатин // Педагогика. — 2003.
  4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС”, 2002.
  5. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] / К. Д. Ушинский. — М. Педагогика, 1974.
  6. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И. С. Якиманская. — М. Сентябрь, 1996.

Интернет-источники:

  1. https://pedsovet.ru
  2. https://cyberleninka.ru
  3. https://nsportal.ru
  4. https://multiurok.ru

Добавить комментарий

Войти с помощью: