Методы формирования мотивации успеха на занятиях в вокальной студии
В данной статье рассматриваются основные методы формирования мотивации успеха среди студентов 1-го курса Красноярского многопрофильного техникума имени В.П. Астафьева на занятиях в вокальной студии, такие как самоанализ, поиск собственного эго-идеала, формирование синдрома личного и коллективного успеха, постановка личных и коллективных целей. Подобные методы помогают повысить уровень стремления к успеху, способствуют достижению более высоких результатов в обучении вокалу.
М.М. Белкина,
студентка 3 курса магистратуры,
направление подготовки «Артпедагогика».
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Научный руководитель — доктор философских наук А.А. Медова, Красноярск
В современном мире трудно представить какой-либо вид деятельности, в котором мотивация достижения успеха не являлась бы одним из ключевых факторов. Без нацеленности на успех невозможна самореализация личности. На занятиях в вокальной студии формирование мотивации успеха также является одной из важнейших задач.
Пение является внутренней потребностью и естественным проявлением природы человека, ведь еще с древнейших времен музыка была важнейшей формой существования информации, и лишь со временем ее вытеснило слово. Пение помогает человеку не только установить глубинную связь с прошлым, но также и благотворно сказывается на здоровье: укрепляет сердечно-сосудистую систему, улучшает кровообращение и цвет лица, делает четче дикцию и даже излечивает заикание. Кроме того, во время пения в организме человека активно вырабатываются эндорфины (гормоны радости) и, как следствие, улучшается настроение и повышается стрессоустойчивость [7, с. 56].
Велико значение пения для формирования самодостаточной, успешной личности. Пение освобождает внутренние зажимы человека, помогает раскрепоститься, преодолеть страх публичного выступления. Поэтому практически в каждом образовательном учреждении стараются создать вокальные студии, хоровые кружки и т.д.
Мы проводили исследование на базе СПО среди студентов 1-го года обучения. Все они занимаются в вокальной студии в рамках дополнительного образования. Студия существует в техникуме для всех желающих, и ребята записывались в нее, исходя исключительно из личных интересов. То есть, у них изначально присутствовала мотивация для занятий вокалом. Уровень профессиональной подготовки их был сравнительно невысоким. Большинство никогда ранее не занимались музыкой, и лишь несколько человек окончили музыкальную школу. Наша задача была проанализировать те методы, которые позволяли ребятам сформировать и/или повысить уровень мотивации успеха на занятиях в студии.
По мнению И.Х. Стулова, на занятиях вокалом учащийся демонстрирует «высокий уровень стремления к успеху» [5, с. 32]. В случае, если учащийся демонстрирует недостаточно высокий уровень мотивации успеха, Стулов предлагает воспользоваться следующими методами:
1. Самоанализ — нахождение собственных сильных и слабых сторон, самооценка своих музыкально-слуховых и вокальных способностей. Здесь следует отметить, что хотя метод самоанализа безусловно имеет огромное значение для развития вокальных способностей, все же он требует определенного опыта. Опытный педагог уже с раннего возраста будет приучать учащегося к рефлексии. Очень важно научить ребенка самостоятельно находить недочеты в своем исполнении, стараться максимально объективно оценивать свое выступление а также помогать сформировать у него программу преодоления трудностей. Подобный навык позволит в дальнейшем исполнителю более спокойно воспринимать конструктивную критику, находиться в постоянном поиске идеала, не зацикливаться на неудачах и не превозносить излишне собственные заслуги.
2. Поиск собственного эго-идеала. Этот метод подразумевает изучение творческой биографии выдающихся певцов и музыкантов, добившихся общественного признания. Знакомство с их музыкальным наследием, их опытом работы и репетиционной программой. Этот метод не только развивает хороший музыкальный вкус, но также и формирует стойкое желание достичь такого же, если не большего, успеха. Также большое значение здесь имеет посещение концертов выдающихся певческих коллективов и солистов. Подобный слушательский опыт очень важен, поскольку он развивает аналитические способности, музыкальное восприятие, вокальный слух, эстетический вкус, повышает интерес к данному виду искусства. Все это оказывает большое влияние на эмоциональную сферу учащегося, вызывает у него эстетическое переживание, которое стимулирует умственные процессы и развивает познавательную деятельность.
3. Формирование синдрома достижения личного и коллективного успеха. На первый взгляд кажется, что стремление к личному и одновременно к коллективному успеху на практике невозможно. Ведь если учащийся ставит во главу угла личный успех, он невольно пренебрегает коллективным, и наоборот. Однако достижение баланса все же возможно. Происходит это, когда учащийся-вокалист не просто стремится быть лучше других, а старается выйти на первые позиции именно с профессиональной точки зрения. То есть, быть самым ответственным, самым трудолюбивым, работоспособным, старательнее других выполнять рекомендации педагога и т.д.
В последние годы в различных сферах деятельности большую популярность приобрела теория 10 000 часов. Согласно этой теории, для того, чтобы стать профессионалом в какой-либо сфере, нужно, кроме теории, посвятить не менее 10 000 часов осознанной практике. Впервые этот метод описал в своей книге «Лидеры и аутсайдеры» в 2008 году канадский журналист и социолог Малкольм Гладуэлл [6]. И хотя многие исследователи находят эту теорию спорной, все же в ней есть рациональное зерно: чтобы достичь в чем-либо успеха, необходимо много практиковаться. А практика предполагает не только успех, но и неудачи. В силу своей незрелости учащиеся могут по-разному оценивать причины своих удач и неудач. Кто-то все спишет лишь на действие внешних факторов, таких как удача, везение. Другой же попытается разобраться во внутренних факторах (оценить приложенные усилия, уровень подготовки и даже свое физическое состояние в момент выступления).
Поэтому опять-таки потребуется очень грамотная работа руководителя вокальной студии, который поможет учащемуся понять, что причина его удач или не удач кроется не в недостатке способностей, а в недостатке приложенных усилий, то есть научит учитывать не только внешние, но и внутренние факторы.
4. Постановка личных и коллективных целей на ближнюю и дальнюю перспективу. При постановке конкретных целей значительно легче добиться успеха. При этом очень важно, чтобы наряду с самими целями, прописывались и проговаривались и способы их достижения. Четко обозначенные цели позволяют учащимся упорядочить процесс подготовки, структурировать его и разбить на мелкие, легко достижимые промежуточные этапы. Умение планировать, наряду со способностью самоанализа, является одним из важнейших факторов развития мотивации успеха.
Кроме вышеуказанных методов, предложенных И.Х. Стуловым, необходимо от-метить также такие методы повышения мотивации успеха, как участие в различного уровня конкурсах и составление портфолио.
На большую роль конкурсов, фестивалей для вокалистов указывали многие выдающие психологи (Т.О. Гордеева, Н.В. Бякова, С.В. Истомина и др.). Выступления на различных сценах помогает учащимся приобрести необходимый практический опыт, избавиться от страха перед публикой, преодолеть боязнь неудачи, а также сравнить свой уровень подготовки с уровнем подготовки других учащихся и сделать соответствующие выводы. Ожидание негативных последствий может помешать некоторым учащимся принимать участие в подобных мероприятиях, но с помощью педагога его можно преодолеть. В этом случае начинать нужно с коллективных выступлений, и лишь затем переходить к сольным выступлениям сначала на сцене родного учебного заведения, постепенно переходя на сцены районного, городского и краевого масштабов.
Составление портфолио индивидуальных достижений также может служить одним из стимулов развития мотивации успеха. Этот метод решает одну из важнейших педагогических задач — создает ситуацию успеха для каждого учащегося, повышает его самооценку и уверенность в собственных возможностях.
Таким образом, современная педагогическая наука предлагает нам разные методы формирования мотивации успеха на занятиях в вокальной студии. Эти методы чрезвычайно разнообразны, а их комплексное использование позволяет максимально раскрыть творческих потенциал учащихся, преодолеть страх неудачи и сформировать устойчивую мотивацию к успеху.
Список литературы:
- Божович Л. И. О мотивации учения / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1972. 44 с.
- Буланов В. Г. Как пение способствует развитию различных и весьма полезных качеств личности/ В. Г. Буланов. Екатеринбург 2003. С. 13-16
- Петрушин В. И. Музыкальная психология. М.: Академический проект, 2009. 400 с.
- Судаков К. В. Доминирующая мотивация. М.: Изд-во РАМН, 2004. 235 с.
- Стулов И.Х. Хоровой класс. Отношение к обучению. / И.Х. Стулов. М.: Прометей, 2013. С. 24-28.
- Хаммер Я. С. Профессиональный успех и его детерминанты// Вопросы психологии. 2008. № 4. С. 147-153.
- Холопова В. Н. Музыка как вид искусства / учебное пособие. СПб.: Лань: Планета музыки, 2014. 319 с.