Прощай, неугомонная Галина Петровна…
Статья посвящается светлой памяти Галины Петровны Будановой (1939-2019)
Голованов В.П.,
главный научный сотрудник
ФГБНУ «Институт изучения детства,
семьи и воспитания Российской академии образования»,
доктор педагогических наук, профессор,
Заслуженный учитель РФ
Есть люди, на смерть которых невозможно не откликнуться, в особенности, когда она наступает для них в расцвете их неустанной, неугомонной и самоотверженной деятельности. Трудно поверить, что 19 ноября 2019 года на 81-м году жизни скончалась Буданова Галина Петровна, главный педагог дополнительного образования России. Для многих внешкольников она была родным человеком, добрым наставником, светочем в мире творчества, культуры и созидания.
За годы своей профессиональной деятельности Галина Петровна всегда служила детству, служила педагогу, служила российскому образованию. Галина Петровна Буданова многое успела, но многое и не успела, она была полна новыми идеями, замыслами. И хотя ушла она вовсе не молодой, на восемьдесят первом году, ощущение такое, что произошло это слишком рано. Человеком она была очень неординарным, деятельным, мудрым, интеллектуальным, веселым, ироничным, жизнерадостным, энергичным, жизнь любила и умела ею пользоваться.
Галина Петровна Буданова давно вписала своё имя в историю современной России, в историю российского образования, в историю современного дополнительного образования детей.
Более шестидесяти лет она с отдачей, творчески трудилась на благо Советского Союза, России и Москвы. Галина Петровна прошла большой и славный путь и в сфере образовании и сфере культуры, работая и вожатой, и учителем, и руководителем управления культуры Черемушкинского района города Москвы, и одним из руководителей главного внешкольного учреждения СССР — Московского городского дворца пионеров и школьников — заместителем директора Ольги Игоревны Грековой.
Она всегда душой и умом болела за дворец, являясь заместителем директора дворца, много усилий прикладывала для того, чтобы Городской Дворец пионеров и школьников на Ленинских (Воробьевых) горах был «законодателем моды» в сфере внешкольного воспитания, дополнительного образования детей. Являясь кандидатом педагогических наук, профессором, защитив диссертацию в 1985 году по теме «Система воспитания пионерского актива», она объективно была академиком, народным доктором педагогических наук, работала старшим научным сотрудником Академии педагогических наук СССР, Института детства Российского детского фонда, являлась научным руководителем Дворца пионеров и школьников, много сил отдала сохранению Дворца и его развитию в сложные 90-е. Она всегда шла рядом, но чуть впереди, являясь педагогическим лоцманом дополнительного образования детей. Научное руководство Дворцом пионеров со стороны Галины Петровны было системным, благодаря этому дворец объединял все учреждения дополнительного образования детей города Москвы.
Галина Петровна — активный организатор и эксперт Всероссийских конкурсов руководящих и педагогических работников: «Сердце отдаю детям», «Лучшие школы России», «Инноватика в образовании» и др.
Галина Петровна внесла неоценимый вклад в создание, становление и развитие системы дополнительного образования России и Москвы. С именем Галины Петровны Будановой связано начало инновационной деятельности в системе московского образования, в сфере дополнительного образования детей. Экспериментальные площадки, проектно-деятельностные игры, конференции, «круглые столы» и другие формы не обходились без участия Галины Петровны. В 90-е годы ХХ века Галина Петровна руководила рядом экспериментальных площадок: «Теория и методика дополнительного образования детей», «Экология детства», а позже, в 2000-е, — «Формирование региональной модели дополнительного образования детей». Эти проекты во многом определили характер и образовательный потенциал московского дополнительного образования детей.
Последние годы Галина Петровна работала в Московском институте открытого образования Департамента образования города Москвы (МИОО), при этом МИОО был создан также при ее непосредственном участии. При ее поддержке сложилась и система повышения квалификации педагогических работников сферы дополнительного образования детей. Своей практической деятельностью Галина Петровна Буданова всегда убедительно подтверждала тезис о том, что сегодня особое значение приобретает триада: образование — наука — инновации.
Лично мы познакомились с Галиной Петровной почти тридцать лет тому назад в 1990 году. Она работала тогда в Институте детства, который был под эгидой Детского фонда, а также сотрудничала с Московским городским дворцом пионеров и школьников, и на этой почве мы с ней тогда и познакомились, а потом и подружились. К ней многие относились по-разному, но я ее знал с самой хорошей стороны. С первой минуты мне она не очень понравилась, показалась слишком амбициозной, шумной, самоуверенной, пробивной. Потом я понял, что это не так. Иными словами, она была человеком действительно активным, неугомонным, энергичным, но качества эти использовались не для личной выгоды, а для дела.
Говорить о ней можно как об ученом, как о грамотном ответственном специалисте, как о профессионале, как о добром, отзывчивом человеке, умеющем находить выход из самых сложных ситуаций, как профессиональных, так и жизненных. Кипучая творческая энергия, аналитический ум, быстрота реакции, постоянный поиск нового, блестящее ораторское мастерство и глубокий профессионализм органично сочетались в ней.
Неоценим ее вклад в рассмотрение сложных и неоднозначных вопросов становления и развития дополнительного образования детей в российской образовательной системе. Решая проблемы и затруднения педагогических работников, Галина Петровна всегда вела их к прояснению позиций, связанных с пониманием назначения и сути современного дополнительного образования детей.
Признанный и непререкаемый авторитет, Галина Петровна много времени уделяла территориям, работала в регионах России, проводила на местах семинары, конференции, курсы повышения квалификации для педагогических работников дополнительного образования детей. Многие руководители и педагогические работники практически прошли «через руки» Галины Петровны Будановой.
Для меня Галина Петровна всегда была не только коллегой и соратником, но и лидером, учителем, методистом, наставником. А главное, она была выдающимся стратегом воспитания и дополнительного образования детей, настоящим учёным-исследователем и мудрым практиком, проникающим в тайны инноваций дополнительного образования детей. Удивительный человек в своей работоспособности. Благодарю судьбу за то, что свела меня с Галиной Петровной Будановой.
Я часто звал Галину Петровну «Баба Галя»: у нее росли две замечательные внучки, которым она уделяла много времени. Но в этом обращении к ней проглядывает и наша дружба, и признательность за общение и совместную работу, даже что-то родное: многим нам она была как близкий человек, который и пожурит, и поддержит. У нее была замечательная семья: муж Михаил Михайлович, сын Вадим, взрослые внучки. Галина Петровна была замечательной хозяйкой, ее заготовки — это отдельная тема, особенно фаршированные баклажаны и перец.
Галину Петровну знают и помнят многие региональные команды, которым она помогала в развитии учреждений дополнительного образования детей. Люди, которые знали Галину Петровну, отмечают в ней неугомонный, благородный характер, душевную теплоту в общении и большую любовь к окружающему миру.
Скорбим, вспоминая её славные добрые дела, но всегда будем благодарны и признательны Галине Петровне за честность, порядочность, искренность, а главное — общение и дружбу.
Галина Петровна из числа тех, чьи имена остаются в истории и на страницах хороших книг. Она и сегодня с нами в своих идеях, трудах, в памяти людей, для которых ее жизнь — пример служения Отечеству. Светлая память и спасибо мудрому наставнику и справедливому Учителю!
Прощай, баба Галя. Нам будет искренне не хватать тебя. Вечная память Вам, Галина Петровна!
Как сказал поэт:
Хороший человек не умирает, —
Он просто рядом быть перестает.
Приносим искренние соболезнования родным и близким Галины Петровны Будановой.