Скульптурно-пластическая форма как средство развития познавательного интереса к истории изобразительного искусства у обучающихся младшего школьного возраста детской школы искусств

В статье рассматривается проблема развития познавательного интереса к дисциплине «История изобразительного искусства» у обучающихся младшего школьного возраста детской школы искусств. Скульптурно-пластическая форма рассматривается как средство развития интереса к дисциплине теоретического цикла.

Савченко В.В.,
магистрант 2 курса,
кафедра музыкально-художественного образования,
факультет начальных классов,
Красноярский педагогический университет им. В.П. Астафьева,
Россия, Красноярск

Маковец Л.,
Науч. рук. — канд. пед. наук, доцент

Одной из приоритетных задач педагогики по-прежнему остается формирование интереса обучающихся к учебному процессу, это выражает главную идею современного образования. От решения этой проблемы в значительной степени зависит результативность обучения, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности ученика, основным средством ее совершенствования и одним из главных показателей развития личности.

Изучением проблемы развития интереса занимались многие ученые, такие как Б.Г. Ананьев, С.А. Ананьина, И.И. Бецкой, Л.И. Божович, И.Ф. Гербарт, А.В. Дистервег, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, С.И. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Г.И. Щукина и др.

Интерес — это стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес имеет избирательную направленность, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе [7, с.373].

Особой и важной областью общего феномена «интерес» является «познавательный интерес». Его область проявления — познавательная деятельность [9, с.96].

Ученые — педагоги и психологи — рассматривают познавательный интерес с различных сторон: и как мотив обучения (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, М.Ф. Морозов и др.), и как отношение личности к объекту познания (В.Н. Мясищев, А.А. Бодалев, В.Г. Иванов), и как средство обучения (Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский, Д.И. Трайтак, Ю.С. Фильков), и как одну из проблем активизации обучения (М.А. Данилов, Р.Г. Лемберг, М.Н. Скаткин и др.). Но в любом случае познавательный интерес понимается как часть общей проблемы воспитания и развития обучающихся [10, с.7].

Г.И. Щукина анализирует развитие познавательного интереса обучающихся посредством сочетаний индивидуальных и коллективных форм работы, разнообразия самостоятельной работы, использования средств различных видов искусства. Познавательный интерес понимается ею как «активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности» [8, с.13]. Для этого могут быть применены игры, как творческие, так и с готовым содержанием (дидактические). В дополнительном художественном образовании это творческая деятельность.

Младший школьный возраст является завершающим этапом детства. В этом возрасте активно развивается интеллектуально-познавательная сфера, а мотивационно-потребностная сфера отстает в своем развитии [4, с.185]. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития всех познавательных процессов. Познавательный интерес как общая направленность личности выражается в потребностях и мотивах, которые становятся источником их активности [3, с.196].

Дети этого возраста неусидчивы, испытывают потребность в движениях, во внешних впечатлениях, их деятельность носит избирательный характер. Они импульсивны, эмоциональны, будут проявлять максимум активной деятельности, пока не исчезнет чувство новизны. Как правило, в этом возрасте, дети могут заниматься с увлечением лишь по одному-двум предметам. И когда школьники поступают на художественное отделение в детскую школу искусств, они даже не задумываются, что есть такой предмет в учебном плане, как «История изобразительного искусства».

Очень красочно и интересно составил словесный портрет заинтересованного и незаинтересованного ученика А.К. Дусавицкий: «…Посмотрите, как работает ребенок, когда ему интересно. Удовольствие буквально написано на его лице. Светятся глаза, движения легкие, свободные, быстрые. Да и как может быть иначе — ведь сейчас он раскован, раскрепощен в своих желаниях. Он делает свое Дело, интересное и важное ему самому. Делает успешно!..». А теперь обратимся к другой фразе: «…Но вот ребенок, которому неинтересно. Как он томится над книгой, которую надо прочесть, или заданием, которое нужно обязательно выполнить. Его тело напряжено, он то ерзает, то беспокойно оглядывается по сторонам, как бы ищет откуда-то спасения от немилой духовной или иной пищи. Или застывает, погруженный в себя, как в сон, из которого его может вывести только резкий окрик или замечание» [6, c.57].

Детская школа искусств — это учреждение дополнительного образования детей [5, с.264-265]. Придя в школу искусств на художественное отделение, дети мотивированы научиться рисовать, лепить, конструировать, другие уже определились, что их будущая профессия будет связана именно с художественной спецификой. Такие предметы, как живопись, рисунок, скульптура, декоративно-прикладное искусство в художественном образовании очень нравятся детям. Чего не скажешь о теоретической дисциплине «История изобразительного искусства». Здесь наблюдается отсутствие интереса у обучающихся.

Дисциплина «История изобразительного искусства» направлена на овладение духовными и культурными ценностями народов мира, формирование мировоззрения, умение использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой деятельности. После завершения освоения программы обучающиеся проходят по этому предмету итоговую аттестацию в форме экзамена. Это свидетельствует о значимости данной дисциплины в художественном образовании.

В рамках изучения дисциплины «История изобразительного искусства» педагогами используются традиционные формы обучения: урок-игра, урок-путешествие, урок-диспут и т.д. Но практика показывает, что данных форм бывает недостаточно для поддержания заинтересованности и активизации интереса к предмету. Это диктует необходимость использования иных форм организации учебной деятельности. При этом следует учитывать, что на основе изучаемого материала формируется избирательное отношение младших школьников к тому или иному виду деятельности.

Кроме того — и это подчеркивается в работах педагога-ученого Э.А. Барановой, необходимо организовать оптимальные психолого-педагогические условия развития интереса к той или иной деятельности (предмету) благодаря осознанию ценности деятельности для данной конкретной личности, мотивационную нацеленность на ее осуществление, мобилизацию интеллектуальных сил и волевых усилий как на процесс, так и на результат [1, с. 8-20].

Формирование активно-положительного отношения к учению и развитие интереса к теоретической дисциплине «История изобразительного искусства» в процессе осуществления продуктивных видов деятельности (создание скульптурно-пластических форм) на дополнительных занятиях вариативной части образовательной программы помогут освоить теоретический материал и найти его практическое применение.

Скульптурно-пластическая форма предполагает освоение пространства и предполагает создание объемной формы в трех основных координатных направлениях: горизонталь, вертикаль и глубина. Пластическая форма воплощается в объеме в мягком материале (глина, воск, скульптурный пластилин) с использованием лепки как метода обработки в пластике.

Создавая объемно-пластическую форму, ребенок не только приобретает практические навыки и умения в лепке, но и развивает мелкую моторику пальцев рук в координации с умственным и психическим развитием. Н.С. Боголюбов писал, что после приобретения навыков в лепке объемных и полуобъемных форм обучающиеся существенно легче овладевают конструктивным построением на предмете рисунок в живописи: приходит понимание лепки объема мазками [2, с.75].

Но в процессе творчества обучающиеся развивают и теоретическое мышление; познают окружающий мир, законы гармонии, ритма, равновесия; отражают свое понимание жизненных ценностей, личные переживания; испытывают гамму положительных эмоций как от самой деятельности, так и от полученного результата.

Таким образом, создание скульптурно-пластической формы может способствовать успешному освоению теоретической дисциплины «История изобразительного искусства», делает процесс более полным, интересным и насыщенным, увеличивает воспитательное значение программы, оказывает существенное влияние на поддержание интереса и развитие его в более высокую ступень (творческую), которая обеспечит самостоятельный процесс познания.

Список литературы

  1. Баранова, Э.А. Исследование познавательного интереса в структуре общей способности у дошкольников и младших школьников / Э.А. Баранова // Вестник Мининского университета. — № 3. — 2014. — С. 8-20.
  2. БоголюбовН.С. Место и роль скульптуры в художественном воспитании детей: Творчество юных. — М.: Просвещение, 1973. — С.75-81.
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — Сб.: Питер, 2008. — 398 с. (Серия «Мастера психологии») [Электронный ресурс] — http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008&bookhl
  4. Давыдов В.В. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии: сб.статей. Под ред. В.В. Давыдова // Основные вопросы современной психологии детей младшего возраста. В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова. — М.: Педагогика, 1978. — С. 180-205.
  5. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие. — М.: «Владос», 2005. — 204 с.
  6. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник. — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008 — 464 с.
  7. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / В.В. Давыдов. — М.: Большая российская энциклопедия, 1998. — 680 с.
  8. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] Учебник для вузов / Г.И. Щукина — М.: Изд-во «Педагогика», 1971. — 352 с.
  9. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  10. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения [Текст] Учеб. для вузов / Г.И. Щукина. — М: Учпедгиз, 1962. — 342 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: