Использование игровых технологий при проведении занятий у детей-дошкольников в детском объединении «Харизма»
В статье рассматривается необходимость работы над проблемой формирования у современных дошкольников умения взаимодействовать посредством игры, так как она является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Уделяется особое внимание использованию речевых способов установления контакта (прежде всего, вежливому обращению к сверстнику) и понимание роли тона, мимики и жестов.
О.С. Балашова,
педагог дополнительного образования
отделения творческого развития
и организации досуга
МБУ ДО «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения»,
Тула
В настоящее время в исследованиях российских педагогов все чаще наблюдается тенденция увеличения продолжительности периода детства. Это объясняют тем, что сам период детства необходим для подготовки человека ко вхождению в социальную жизнь, которая из года в год все усложняется. Период детства так же дает накопление опыта, овладение социальными эмоциями, представлениями, разными видами деятельности.
Если рассмотреть работы учёных психолого-педагогической направленности, таких как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, то можно отметить, что для дошкольников сфера социальной жизни представляет большой интерес. Именно социальная жизнь входит чаще всего в содержание детских игр, разговоров детей и их интересов[1]
Социализация детей происходит с помощью:
- какой-либо деятельности, в которой ребенок познает и усваивает большой объем культурной информации, а также свои умения и навыки;
- общения с людьми разного возраста;
- общения с социальными группами, происходит расширение системы общественных связей и отношений, а также усвоение различных социальных нормы и установок, социальной ценности;
- выполнения различных социальных задач, при этом у детей усваиваются модели поведения.
Игровая деятельность является основным компонентом при становлении социального опыта детей. Важно отметить, что накопление социального опыта будет происходить только тогда, когда ребенку будут созданы педагогические условия:
1) необходимо воспроизводить и проигрывать ситуации из жизни, при этом основной упор делать на детские впечатления повседневной жизни;
2) очень важна личная заинтересованность ребенка, а также ребенок должен понимать, что у результатов его деятельности есть социальная значимость;
3) должны быть созданы условия для активного действия детей, в процессе которого могут планироваться и обсуждаться различные варианты участия, а также ребенок сможет проявить ответственность, самоконтроль и оценку ситуаций;
4) необходимо предлагать ребенку взаимопомощь, а так же вызвать у него потребность в сотрудничестве.
Основное назначение игры в социокультурном плане заключается в том, что именно через игру дети усваивают богатство культуры, основы воспитания и личностного развития. В игре происходит формирование и принятие ребёнком своего «Я», своих индивидуальных качеств характера и личности, осознание своих прав и обязанностей. Примерами игр, которые используются в данном аспекте являются: «Ласковое имя», «Хозяин своих чувств», «Я — маленький, я — большой».
Именно игровые технологии в развитии детей позволяют смоделировать для ребенка разные жизненные ситуации, в которых ему необходимо искать выход из конфликтных ситуаций без агрессии. Так же в играх есть возможность учиться разнообразию эмоций в восприятии различных моментов жизни.
С точки зрения реализации принципа интеграции образовательного процесса в ДОУ, разнообразные детские игры обладают большими возможностями. Любая игра — глубоко интегрированная форма организации образования дошкольников.
Личность ребенка развивается в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, в том числе игровой. При этом, если игру правильно организовать, то она окажет положительное влияние на формирование взаимоотношений между детьми, на их взаимодействие. Именно в игре происходит освоение ребенком позитивного взаимодействия со сверстниками, в результате чего у детей формируется обоюдная симпатия, взаимопомощь, понимание эмоционального состояния партнера по игре, что в свою очередь качественно меняет характер и содержание взаимодействия.
Во время занятий в детском объединении «Харизма» игровой деятельности детей дошкольников уделяется большое внимание.
Во время проведения занятия по театральным профессиям, дети сначала слушают рассказ педагога о каждой из них, а затем в процессе игры перевоплощаются сами в театральных деятелей. В ходе занятия один из детей играет режиссёра театра, ему необходимо распределить роли между актерами, а также организовать работу всей театральной команды. Тот, кто становится светооператором, с помощью фонаря делает различные световые эффекты. Играющий костюмера или гримёра — перевоплощает других детей, которые являются актерами, и т.д. Как показывает опыт проведения занятия по теме «Театральные профессии», именно в процессе игры информация усваивается лучше, дети быстрее разбираются в особенностях каждой из представленных профессий. Например, игра по профессии «Костюмер». Во время игры педагог обращает внимание на умение детей вести ролевой диалог с партнером, менять содержание речевого взаимодействия (если партнеров по игре несколько), согласовывать свои действия. Если отсутствует внимание взрослого к игровой деятельности, дети, как правило, не справляются с выделением содержательно-смысловой связи ролей, не овладевают необходимыми для поддержания игрового взаимодействия умениями.
Во время занятия по работе с артистизмом в детском объединении «Харизма» МБУ ДО «Центра ППСС» используется игра «Добрые и злые волшебники». Целью игры является развитие воображения, образного мышления, эмоциональной сферы, а также умения показать и изобразить эмоции персонажа.
Для игры используются карточки с контурным изображением волшебников (по количеству детей); простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей (для каждого ребенка). Педагог дает детям карточки с контурными изображениями персонажей и говорит: «Вы видите перед собой изображения двух волшебников, один из них добрый, а второй — злой. Для того чтобы стало понятно, где какой волшебник, дорисуйте лица волшебникам и раскрасьте их одежду. Можно дополнить свои рисунки волшебными аксессуарами или дорисовать им сказочных спутников».
После того, как дети закончили рисунки, им предлагается изобразить волшебников при помощи мимики и пантомимы. Педагог выбирает ребенка, который, используя наиболее выразительные движения и мимику, а также создал наиболее яркие образы.
Применение игровых технологий во время занятий в нашем объединении помогает научить детей устанавливать контакт друг с другом, и в своих действиях ориентироваться на просьбы и предложения сверстников. Во время занятий педагог помогает формировать умение устанавливать положительное взаимодействие в процессе игровой деятельности, для этого воспитанников надо побуждать овладевать речевыми способами установления контакта (прежде всего, научить вежливому обращению к сверстнику) и знать, какую большую роль играют тон, мимика, жесты.
Таким образом, необходимо работать над проблемой формирования у дошкольников умения взаимодействовать, а поможет нам в этом игра, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Список литературы:
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика: учеб.-метод. пособие для подготовки студентов к итоговой государственной аттестации / II. А. Виноградова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: МГПИ, 2006. — 170 с.
- Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб, пособие для студентов вузов /Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 300 с.
- Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. — СПб.: Речь, 2007.
- Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2013.
[1] Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика: учеб. -метод. пособие для подготовки студентов к итоговой государственной аттестации / II. А. Виноградова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: МГПИ, 2006. — с. 104