Нацпроект «Образование»: новые подходы к организации воспитательной работы в ГБПОУ «Воробьевы горы»

Проблема воспитания подрастающего поколения является одной из самых дискуссионных в современном обществе. В статье представлены подходы к обновлению воспитательной работы в ГБПОУ «Воробьевы горы» в связи с обсуждением и апробацией в образовательных организациях нашей страны с октября 2019 года Примерной программы воспитания, разработанной Институтом стратегии развития образования Российской академии образования под руководством Министерства просвещения РФ, что дало новый импульс в решении проблем воспитания, в формировании содержания воспитательного процесса, в развитии инновационных модулей дополнительных общеобразовательных программ.

Л.Н. Буйлова,
старший методист,
кандидат педагогических наук, доцент,
Почетный работник общего образования РФ

З.А. Каргина,
начальник нормативно-методического отдела,
кандидат педагогических наук

С.И. Лагутина,
методист

Л.В. Обровец,
методист

ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва

Давать знание и воспитывать нравственного человека — это основные задачи образования.
В.В. Путин, Президент Российской Федерации

Вопросы образовательной политики и воспитания подрастающего поколения по традиции заняли центральное место в Послании Президента РФ Федеральному собранию-2020, развивая инициативу, заданную Национальным проектом «Образование»: “воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций«[1].

В современных условиях особое внимание уделяется вопросам воспитания подрастающего поколения, не только потому, что именно этот компонент является базовым в образовании, но и потому, что воспитание рассматривается как стратегический общенациональный приоритет. Иллюзия, что можно «обучать, не воспитывая», рассеялась. Мир вокруг нас изменился, а вместе с ним изменились дети, которые впитывают не всегда самое лучшее из того, что их окружает. Поэтому государство предпринимает активные меры, направленные на усиление “воспитательной компоненты«[2] в образовании, ведь именно этот сложный процесс обладает высокой ценностью, творческим потенциалом и ориентирует человека на его будущее.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» коренным образом изменил отношение к процессу воспитания, его содержанию и результатам: «Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (ФЗ-273, ст. 2, п. 2).

Современная государственная политика делает безусловный акцент на первостепенности воспитания в сфере образования. Воспитание детей и, прежде всего, — духовно нравственное[3], стало рассматриваться как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств: на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Принят ряд серьезных документов в этом направлении, касающихся как сферы общего, так и дополнительного образования детей.

В настоящее время есть серия нормативных документов, регламентирующих воспитательную деятельность в системе общего и дополнительного образования детей. Разграничить содержание данных документов относительно общего и дополнительного образования сложно, поэтому предлагаемая статья не претендует на это, и такое разграничение будет предпринято в других статьях.

Один из таких документов — «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» — это важная составная часть реализации Федерального стандарта общего образования. В ней отражены новые социокультурные реалии, часть из которых закреплена в новых терминах (национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, социальное закаливание, командное мышление, медиакультурное воспитание, электоральная культура, духовная безопасность и т.д.).

«Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» (2013 г.) является свидетельством приоритетности задач воспитания обучающихся, в ней обозначено одиннадцать направлений воспитательной работы:

  • воспитание семейных ценностей;
  • социокультурное и медиакультурное воспитание;
  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • правовое воспитание и культура безопасности;
  • воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
  • нравственное и духовное воспитание;
  • культуро-творческое и эстетическое воспитание;
  • формирование коммуникативной культуры;
  • здоровьесберегающее воспитание;
  • экологическое воспитание;
  • интеллектуальное воспитание.

Приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим и национальным ценностям заявлено в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, где подчеркивается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (2015 г.) определила основные направления воспитательной работы:

  • поддержка семейного воспитания;
  • воспитательные возможности информационных ресурсов;
  • гражданское и патриотическое воспитание;
  • духовно-нравственное воспитание;
  • приобщение детей к культурному наследию;
  • физическое развитие и культура здоровья;
  • трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
  • экологическое воспитание.

В 2019 году сотрудниками Института стратегии развития образования РАО была разработана Примерная программа воспитания обучающихся, призванная помочь педагогам страны выявить и реализовать воспитательный потенциал образовательного процесса в целях решения задач Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. Результативное внедрение Примерной программы воспитания в деятельность общеобразовательных организаций будет возможным после ее апробации, которая началась с сентября 2019 года в пилотных образовательных организациях всех регионов страны.

В Примерной программе сформулирована общая цель воспитания в общеобразовательной организации — личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе общественных ценностей (то есть в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Чрезвычайно важно, что данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности в соответствии с возрастными особенностями обучающихся по трем уровням образования:

  1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний — знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут;
  2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений в различных сферах жизнедеятельности;
  3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.

Практическая реализация перечисленных приоритетов воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы образовательной организации, представленных в соответствующих модулях:

  • модуль «Работа с родителями»;
  • модуль «Школьные и социальные медиа»;
  • модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»;
  • модуль «Самоуправление»;
  • модуль «Школьный урок»;
  • модуль «Детские общественные объединения»;
  • модуль «Волонтерство»;
  • модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»;
  • модуль «Профориентация»;
  • модуль «Ключевые общешкольные дела»;
  • модуль «Организация предметно-эстетической среды»;
  • модуль «Классное руководство и наставничество».

Перечисленные в нормативных документах направления воспитательной работы и основные модули соотносятся с направленностями дополнительных общеобразовательных программ: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической, что позволяет ввести «воспитывающий модуль» в каждую дополнительную общеобразовательную программу любой направленности, определив те приоритеты, которые наиболее соответствуют ее содержанию (см. Таблицу 1). А главным результатом этой работы станет приобщение обучающихся к традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в обществе, и, конечно, к истории нашей организации — ГБПОУ «Воробьевы горы» в целом или выбранному профилю деятельности.

Таблица 1. Основные направления развития воспитания в системе образовательной организации (в соотношении дополнительного и общего образования согласно основным документам)

Направленности ДОП Направления развития личности (ФГОС НОО, ООО, СОО) Направления развития воспитания
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП (2018) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010) Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (2013) Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (2015) Примерная программа воспитания обучающихся (2019)
— социально-педагогическая

— художественная

— физкультурно-спортивная

— туристско-краеведческая

— естественнонаучная

— техническая

— социальное

— общекультурное

— общеинтеллектуальное

— духовно-нравственное

— физкультурно-спортивное и оздоровительное

— воспитание семейных ценностей

— социокультурное и медиакультурное воспитание

— гражданско-патриотическое воспитание

— правовое воспитание и культура безопасности

— воспитание положительного отношения к труду и творчеству

— нравственное и духовное воспитание

— культуро-творческое и эстетическое воспитание

— формирование коммуникативной культуры

— здоровьесберегающее воспитание

— экологическое воспитание

— интеллектуальное воспитание

— поддержка семейного воспитания

— расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов

— гражданское и патриотическое воспитание

— трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

— духовно-нравственное воспитание

— приобщение детей к культурному наследию

— физическое развитие и культура здоровья

— экологическое воспитание

— модуль «Работа с родителями»

— модуль «Школьные и социальные медиа»

— модуль «Самоуправление»

— модуль «Профориентация»

— модуль «Детские общественные объединения»

— модуль «Волонтерство»

— модуль «Организация предметно-эстетической среды»

— модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»

— модуль «Школьный урок»

— модуль «Ключевые общешкольные дела»

— модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»

— модуль «Классное руководство и наставничество»

Разработка воспитательного модуля дополнительной общеобразовательной программы позволяет более вариативно организовать образовательный процесс, оперативно подстроиться под интересы и способности учащихся, а при необходимости внести изменения в его содержание. Рекомендуемый объем модуля — не менее 6 часов.

В нашей ситуации это история и традиции Дворца в целом, подразделения ГБПОУ «Воробьевы горы»; основы культуры по направленности и основы социальной культуры — см. Таблицу 2.

Таблица 2. Воспитывающий компонент дополнительной общеразвивающей программы ГБПОУ «Воробьевы горы» (развитие личностных качеств ребенка и стимулирование его саморазвития)[4][5]

Направление воспитания Задачи воспитания Содержание Планируемые личностные результаты Позиции педагогического наблюдения (что должен продемонстрировать обучающийся)
История и традиции подразделения ГБПОУ «Воробьевы горы» и Учреждения — воспитать уважение к истории, традициям коллектива, подразделения и ГБПОУ «Воробьёвы горы», направленности и профиля деятельности — история создания всего Учреждения, конкретного подразделения, коллектива, объединения;

— традиции и уникальность Учреждения, подразделения, коллектива, объединения;

— известные выпускники Учреждения, подразделения;

— героическая летопись Учреждения

— осознание себя членом коллектива, объединения, подразделения, Учреждения;

— чувства гордости и сопричастности к жизни Учреждения;

— желание участвовать в работе объединения по окончании реализации программы;

— реклама Учреждения, подразделения для сверстников

— активность участия во всех проводимых мероприятиях;

— позиционирование себя членом коллектива (объединения, подразделения, учреждения)

— осознанное стремление продолжить обучение по другим образовательным программам в подразделении или в других подразделениях Учреждения

Основы культуры по профилю деятельности — воспитать культуру презентации результатов деятельности;

— развивать познавательную активность;

— воспитывать осознанное выполнение правил и требований по профилю деятельности;

— воспитывать культуру оценки деятельности и результата своей и чужой деятельности;

— формировать культуру организации деятельности;

— формировать понимание места данного профиля деятельности в общей области культуры;

— создавать условия для понимания исторического контекста данного профиля деятельности.

— культура (алгоритм + правила) поведения в различных образовательных ситуациях (по профилю деятельности);

— культура публичного выступления (в соответствии с профилем деятельности);

— мотивированность к самостоятельным занятиям;

— активность и заинтересованность в участии в различных формах образовательной деятельности;

— самоанализ, самооценка деятельности и ее результатов;

— адекватность восприятия профессиональной оценки (по профилю деятельности);

— культура организации рабочего места, внешнего вида (в соответствии с профилем деятельности);

— трудолюбие, работоспособность;

— бережное отношение к оборудованию и оснащению учебного процесса;

— перспективы профессионального роста в выбранном профиле деятельности;

— уважение исторических традиций данного профиля и области культуры

— осознанное выполнение правил поведения в различных образовательных ситуациях, публичного выступления;

— эмоциональная устойчивость в процессе публичных выступлений;

— адекватная самооценка в рамках профиля деятельности;

— стремление к совершенствованию результатов в выбранном профиле деятельности;

— ответственность за «сохранение» данного профиля деятельности, понимание своего вклада в его развитие

— самоконтроль поведения и деятельности;

— уверенность в поведении и деятельности;

— конструктивное отношение к себе в деятельности, к мнению окружающих;

— активность участия в мероприятиях коллектива и за его пределами;

— привлечение к занятиям других детей

Основы социальной культуры — сформировать позитивное отношение к жизни;

— развивать коммуникативные компетенции: взаимодействие с другими обучающимися и взрослыми, в коллективе, в группе;

— формировать общеэтические нормы и правила поведения;

— воспитывать осознанную гражданскую позицию, уважительное отношение к большой и малой Родине;

— воспитывать гуманизм (в том числе такие качества, как уважительное отношение к людям, социальный альтруизм)

— общепринятые правила и нормы поведения в различных социальных ситуациях;

— правила взаимодействия в паре, группе, команде;

— способы поведения в спорных ситуациях;

— права и обязанности гражданина (с учетом воспитательных ситуаций);

— наиболее значимые исторические события, традиции страны, имена в рамках темы года;

— гуманистические принципы

— следование общепринятым правилам и нормам поведения;

— конструктивное взаимодействие с другими членами коллектива и взрослыми;

— осознание себя гражданином страны, ответственным за ее будущее;

— уважительное отношение к истории страны, её прошлым и современным достижениям;

— бережное, доброжелательное отношение к другим людям и природе

— умение позитивно взаимодействовать в паре, группе, команде;

— участие в социально-значимых мероприятиях и акциях;

— вежливость, доброжелательность, бесконфликтность поведения;

— готовность обсуждать проблемные аспекты при общем проявлении позитивного отношения к Родине

Таким образом, в настоящее время в ГБПОУ «Воробьевы горы» основной акцент ставится на реализации гражданского, патриотического и физического воспитания, профилактике и преодолении проявлений асоциального поведения обучающихся, защите их прав и обеспечении безопасности.

Прежде всего в воспитательной работе ГБПОУ «Воробьевы горы» реализуются следующие аспекты:

  • мотивация к познанию и творчеству;
  • организация социальной практики;
  • профессиональная ориентация и организация профессиональных проб;
  • культурно-досуговая и социально-значимая деятельность;
  • личностное развитие и саморазвитие обучающихся;
  • гражданское и патриотическое воспитание.

Указом Президента РФ от 08.07.2019 N 327 «О проведении в РФ года памяти и славы» 2020 год объявлен Годом памяти и славы в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Память о Великой Победе, по мнению Президента Российской Федерации В.В. Путина, — нравственный стержень, объединяющий разные поколения и слои нашего общества, а самая главная задача — сохранить достоверную историческую память о героическом подвиге нашего народа. Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма существуют в системе дополнительного образования, так как этот вид образования ориентирован на личностные интересы, создает условия для самоопределения, обеспечивает «ситуацию успеха» и творческого развития каждого обучающегося. В этой связи в воспитательной деятельности ГБПОУ «Воробьевы горы» акцент в текущем году сделан именно на усиление гражданского и патриотического направлений. Участвуя в городских проектах[6], ГБПОУ «Воробьевы горы» проводит многочисленные мероприятия, вся палитра которых представлена в Плане работы. Назовем некоторые из них[7].

  1. Бал Победы, выстраивающий систему отношений между детьми и взрослыми, укрепляющий преемственность поколений, погружающий детей в ушедшую героическую эпоху;.
  2. «Военные песни на площадке у Большого театра», у главного места встречи фронтовиков в праздничные майские дни, где звучит музыка и поют песни военных лет; среди исполнителей — воспитанники ГБПОУ «Воробьевы горы».
  3. Ежегодный детский творческий конкурс метафорического представления своего мира «Твой мир» (для детей 7-17 лет) дает детям возможность задуматься о своем внутреннем мире, о системе ценностей, о понятиях «Добро» и «Зло», о красоте, о достоинстве и милосердии, великодушии и взаимопомощи. В этом году конкурс посвящен 75-летию Победы, в связи с чем включена новая номинация: «Гражданская позиция». Участники конкурса будут говорить о войне, о силе человеческого духа и любви, то есть о том, что сохранит «человека в человеке».
  4. Газета «Школьная жизнь», посвященная 75-летию Победы, публикует детские журналистские материалы — воспоминания, семейные истории.
  5. Московский отрытый фестиваль-конкурс авторской книги «Россия в истории моей семьи». Центр художественного образования является городским оператором этого конкурса (организует, проводит и обеспечивает участие школьников).
  6. Выставка работ «Наши дети рисуют мир» в рамках Международного салона «Творческий арт-сезон» (организация и проведение): создание атмосферы, стимулирующей развитие творческого потенциала, патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание подрастающего поколения.
  7. Городская конкурсная программа «Новые вершины». Конкурс театров моды «Модные вершины». Номинация «Сохранение национальных традиций». Будет представлена коллекция «И на поле боя выросли цветы».
  8. Городской конкурс литературного творчества, художественного слова и ораторского искусства «Слова, спасающие мир!», проходящего в рамках городской конкурсной программы «Новые вершины», номинация «Художественное слово» представлена исполнением прозаических или поэтических произведений на тему «Год Памяти и Славы».
  9. Городская конкурсная программа «Новые вершины». Городской конкурс исполнителей народной песни и авторских произведений для народного голоса «Веселая карусель», где в Положении о конкурсе в разделе «Содержание» четко прописано: 2020 год ознаменован празднованием 75-й годовщиной Победы в Великой отечественной войне и году Народной культуры в России.
  10. Ежегодно в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе коллективы «Купавушка», «Глобус», Театр моды «Василиса», литературная студия участвуют в концертной программе большого Фестивального мероприятия «Нахимовская ленточка», посвященной освобождению Севастополя.
  11. Ежегодно коллективы «Купавушка», «Глобус», Театр моды «Василиса», литературная студия принимают участие в фестивале «Величальная России» — значимые мероприятия патриотического воспитания.
  12. Международный Фестиваль детского и молодежного творчества «Солнце в ладонях».
  13. Межрегиональный фестиваль военно-патриотической песни «Победа остается молодой».
  14. «Три дороги, три судьбы», «Песни весны и надежды», «Май Победы».

Перечисленные мероприятия и проекты, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войны, дают возможность воспитанникам ГБПОУ «Воробьевы горы»:

  • познакомиться с трагическими и героическими страницами истории Москвы;
  • собрать фактический материал о судьбах города и его жителей, переживших войну, оказавшихся в круговороте военных событий;
  • узнать о подвигах своих дедов и прадедов.

Современные методики воспитания подрастающего поколения, применяемые в ГБПОУ «Воробьевы горы», направлены на формирование и развитие новой личности, воспитание высоконравственных, образованных, творческих, здоровых, умеющих и желающих проявлять заботу друг о друге, коллективе, о Родине людей, делающих это с целью улучшения себя и окружающей жизни. Кроме того, вся система воспитательной работы ориентирована на сохранение наследия нашей культуры, обычаев, традиций и общечеловеческих ценностей.

Таким образом, новый шаг к развитию воспитания в ГБПОУ «Воробьевы горы» должен состоять в создании наиболее благоприятных условий для обеспечения работы педагогического коллектива по разработке и реализации воспитательного компонента в дополнительных общеобразовательных программах.

В заключение необходимо отметить, что анализ многолетней работы в сфере воспитания позволили ГБПОУ «Воробьевы горы» аккумулировать воспитательный потенциал своей организаций, увидеть и оценить потенциал надежных партнёров и помощников.

Литература

  1. Антонова А.Д., Сафронова Е.С., Лучникова М.Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы // Молодой ученый. — 2017. — № 48.
  2. Вафик Н.Н. Гражданско-патриотическое воспитание школьников в учреждении дополнительного образования детей (из опыта работы) // Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности: материалы II Международной научно-практической конференции / Челябинск, 15–16 октября 2015 г. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. — Челябинск: ЧИППКРО, 2015. — с.72-77.
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. Москва: «Просвещение», 2009. — URL: http://schoo1.ru/fgos/koncepcija_dukhovno-nravstv-vospitanija.pdf (Дата обращения 14.01.2020)
  4. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». — URL: https://rg.ru/2018/12/03/minprosvescheniya-prikaz-196-site-dok.html (Дата обращения 14.01.2020)
  5. Примерная программа воспитания. — URL: https://pedsovet66.irro.ru/articles/36-primernaja-programma-vospitanija.html; http://form.instrao.ru/ (Дата обращения 14.01.2020)
  6. Письмо Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях». — URL: https:// http://docs.cntd.ru/document/499035463 (Дата обращения 14.01.2020)
  7. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р г. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». — URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (Дата обращения 16.01.2020)
  8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года. — URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (Дата обращения 15.01.2020)
  9. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.». — URL: https://minenergo.gov.ru/view-pdf/11246/84473 (Дата обращения 15.01.2020)
  10. Указ Президента РФ от 08.07.2019 N 327 «О проведении в РФ года памяти и славы». — URL: http://prezident.org/articles/ukaz-prezidenta-rf-327-ot-8-iyulja-2019-goda-10-07-2019.html (Дата обращения 16.01.2020)

[1]Национальный проект “Образование«.//Вестник образования. Декабрь 2019. — URL: https://vestnik.edu.ru/national-project

[2] Письмо Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях».

[3] Ст. 9 Закона «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012 г.).

[4] Материал подготовлен рабочей группой методического проекта ГБПОУ «Воробьевы горы» «На шаг впереди».

[5] В состав рабочей группы методического проекта «На шаг впереди» входят: методисты подразделений ГБПОУ Воробьевы горы«: Булычева Вера Владимировна, Грохольская Наталия Анатольевна (Центр «Лидер»), Вакурова Ксения Алексеевна (Центр медиатехнологий), Горбунова Анна Борисовна, Лагутина Светлана Ивановна (ЦСК «Диалог наук»), Коханов Анатолий Анатольевич, Шишкина Людмила Николаевна (Центр технического образования), Кузнецова Аделя Абдулбариевна (отдел оборонно-спортивной работы УФКиС), Обровец Любовь Вениаминовна (Центр художественного образования), Петрова Татьяна Васильевна (Ансамбль им. В.С. Локтева), Комарова Татьяна Григорьевна, Паромова Екатерина Яковлевна, Тихомирова Валентина Юрьевна (Нормативно-методический отдел); Плесовских Татьяна Ивановна (педагог дополнительного образования Центра «Западный»), Скоробогатова Мария Михайловна (педагог-организатор Центра «Лидер»), Каргина Зоя Алексеевна (начальник Нормативно-методического отдела).

[6] «На пути к Великой победе» (http://pobeda.mosmetod.ru/); «Наследники Великой Победы» (https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/istoriya/anonsy/istoricheskij-konkurs-nasledniki-velikoj-pobedy-dlya-obuchayushchikhsya-5-11-kh-klassov.html); «Человек и война. Моя нерассказанная история» (https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/istoriya/anonsy/istoriya-konkurs-chelovek-i-voina-moya-nerasskazannaya-istoriya-2020.html); «Подвигу жить в веках!» (https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/istoriya/anonsy/konkurs-podvigu-zhit-v-vekakh.html); «Мой район в годы войны» (https://moiraion.moscow/control/authentication); «Уроки Победы» (https://konkurs.mosmetod.ru/index.php?el=2&id=2186) и многие другие.

[7] Материалы из опыта работы подразделений ГБПОУ «Воробьевы горы» предоставлены Лагутиной Светланой Ивановной (методист Центра социальных компетенций «Диалог наук»), Обровец Любовью Вениаминовной (методистом Центра художественного образования).

Добавить комментарий

Войти с помощью: