Настольные игры для школьников как инструмент патриотического воспитания

В статье представлен опыт создания настольных игр «МЫ знаем!», посвященных Великой Отечественной войне и направленных на патриотическое воспитание школьников, изучение истории своей Родины.

Авторами дано краткое содержание всех пяти игр, инструкции к ним. Каждая игра вовлекает участников в исторические события, знакомит с героями войны, удивляет фактами, заставляет задуматься и осознать тяжесть Победного пути. Материалы могут быть полезны сотрудникам образовательных и научных учреждений.

А.Б. Кулакова,
младший научный сотрудник

Л.М. Сухарева,
младший научный сотрудник

ФГБУН «Вологодский научный центр
Российской академии наук»,
Вологда

В последние годы остро встает вопрос общей ответственности современного поколения по сохранению памяти и подвига советского народа в победе над фашизмом. Данный тезис находит отражение в выступлении В.В. Путина перед Федеральным Собранием РФ 15 января 2020 г. Президент отметил, что «мы гордимся поколением победителей, чтим их подвиг, и наша память — не только дань огромного уважения героическому прошлому — она служит нашему будущему, вдохновляет нас, укрепляет наше единство» [4]. В связи с этим перед педагогами поставлена задача сохранить и защитить правду о Великой Победе, заложить веру в справедливость достоверных исторических фактов, воспитать любовь и уважение к своей стране. Это наш долг и ответственность перед будущими поколениями. Для выполнения этой задачи необходимо искать такие подходы к современному молодому поколению, которые отвечали бы не только образовательным требованиям, но и соответствовали ожиданиям подростков и учитывали их психофизиологические особенности восприятия и мышления. Информация в рамках назидательных лекций и традиционных уроков не всегда в полной мере усваивается современным школьником, она требует совершенствования, дополнения, творческого подхода. При этом стоит обратить внимание на тот факт, что современные образовательные тренды, основанные на цифровых технологиях, на сегодняшний день не доступны в полном объеме еще многим провинциальным образовательным учреждениям в отдаленных регионах. Соответственно, деятельность педагога в обучении и воспитании молодого поколения является значимой и нацеленной на поиск актуальных и доступных в применении методических разработок. Поэтому видится целесообразным представить опыт Научно-образовательного центра ФГБУН ВолНЦ РАН (далее — НОЦ), направленный на патриотическое воспитание молодежи. Отметим, что НОЦ функционирует в г. Вологде с 2003 года и осуществляет подготовку школьников с 5-го по 11-й классы по углубленному изучению экономики, математики, английскому языку, основам исследовательской и проектной деятельности, финансовой грамотности, профориентации. Помимо образовательного процесса в НОЦ большое внимание уделяется внеучебной деятельности, в рамках которой проводится множество разнообразных мероприятий, встреч, экскурсий [2].

В рамках подготовки к празднованию 75-летия Великой Победы сотрудниками НОЦ были разработаны и внедрены в практику настольные игры «МЫ знаем!». Отметим, что ежегодно Центр уделяет особое внимание мероприятиям патриотической направленности. Так, за годы функционирования НОЦ были проведены: дискуссионные клубы, экскурсии, информационные сообщения, встречи с ветеранами, викторины, участия в акциях. Основываясь на опыте, в юбилейный год была поставлена задача по созданию новой практики, направленной на просвещение и изучение истории своей Родины, формирование гражданской ответственности и духовно-нравственного, патриотического мышления. Ключевым положением всех игр стало сосредоточение на достоверных знаниях о Великой Отечественной войне. Это было обусловлено тем, что современное поколение находится в «информационном цунами», который содержит множество ложных, искаженных фактов, историй, событий [3, 1].

Настольные игры «МЫ знаем!» созданы для детей 11-14-ти лет и представляют собой комплект из пяти красочно оформленных настольных игр и доступных инструкции к ним. Работать с ними можно вариативно: по отдельности с каждой игрой или последовательно со всеми. Все игры по своему содержанию являются авторскими. Участники могут выполнять игровую задачу как самостоятельно, так и в команде.

Игра «Момент истины» направлена на актуализацию имеющихся знаний о войне, активизацию познавательного интереса школьников, развитие их мотивации к патриотическому просвещению. Игра состоит из интересных военных историй, событий, фактов, в правдивость которых сложно поверить. Задача игроков — ответить, верят они им или не верят. Победу в игре одерживает тот, кто даст больше правильных ответов. В ходе игры дети создают сюжеты в воображении, оценивают реальность происходивших событий, развивая тем самым пространственное мышление. Кроме того, они тренируют память, вспоминая то, что им уже известно, анализируют, сопоставляют и делают соответствующий вывод. Особую роль играет умение аргументировать своей ответ, сформулировать доказательства в пользу своей точки зрения. Дискуссионное поле игры позволяет не только получить новые знания о Великой Отечественной войне, но и развить коммуникативные способности и когнитивные функции.

Игры «Военный архив» и «Оружие Победы» нацелены на сохранение памяти о героях войны и их подвигах, формирование знаний о разработчиках военного оружия, популяризацию научно-технологических открытий, формирование ответственного отношения к Родине, уважения к истории Отечества. Задача игроков — соотнести игровые пары «герой — подвиг» или «изобретатель — оружие». Игры учат концентрировать внимание, просчитывать процесс игры на несколько ходов вперед, способствуют развитию целеустремленности и уверенности в своих способностях. В процессе выполнения игровой задачи участники усваивают и запоминают новую сложную информацию в легкой, доступной форме.

Игра «Победный путь» направлена на формирование знаний о главных событиях войны, их значении для Победы. На наш взгляд, таким минимумом знаний должен обладать каждый гражданин России, чтобы сохранить Память народа. Игрокам необходимо разложить карты с событиями военных лет в хронологическом порядке, а затем проверить себя согласно комментариям на обороте карт. Более оживленно и продуктивно игра проходит по командам, что позволяет объединить детский коллектив, развить словарный запас ребенка, умение аргументировать свою позицию, отстаивать свои интересы, слушать, задавать вопросы самому и отвечать на вопросы других игроков.

Игра «Города-герои» нацелена на формирование у игроков понимания того, что в войне против фашизма участвовали все села, все города — вся страна. Игра знакомит участников с ролью каждого города-героя в Великой Отечественной войне. Задача участников заключается в том, чтобы верно разместить города-герои на игровом поле и сделать это быстрее соперников. Игра развивает скорость мышления, концентрацию внимания, память, логику, нацеленность на результат.

Исторически одной из главных целей игры являлась выработка необходимых личностных черт, качеств, навыков, привычек, развитие способностей детей. Таким образом, игра имеет большое влияние на развитие и становление личности ребенка. Использование ее как одного из методов обучения позволяет не только разнообразить учебный процесс, но и достичь высоких образовательных результатов. Настольные игры «МЫ знаем!» помогают расширить исторический кругозор подрастающего поколения, усовершенствовать их интеллектуальный потенциал, развить чувство патриотизма и гражданской ответственности.

Надеемся, что представленный опыт найдет отклик в сердцах коллег и станет импульсом к созданию новых интересных форм работы.

Литература

  1. Ершова А. Историческая эрозия: кому и почему выгодно воевать с фактами // Международная жизнь. URL: https://interaffairs.ru/news/show/25657
  2. Как научить ребенка понимать науку? Из 15-летнего опыта работы Научно-образовательного центра ФГБУН ВолНЦ РАН / Под науч. рук. А.А. Шабуновой. Вологда: ФГБУН ВолНЦ РАН, 2018. — 106 с.
  3. Кувшинов Д.Ю. Искажение исторических фактов о Великой Отечественной войне в современном игровом кино // Вестник общественных и гуманитарных наук: история. — 2020. — № 4. — Т.1. — С. 11-14.
  4. Послание Президента Федеральному Собранию. URL: https://ria.ru/20200115/1563430771.html

Добавить комментарий

Войти с помощью: