Воспитание патриотизма и духовно-нравственных ориентиров у подрастающего поколения через искусство на примере героической истории Крыма

Методические материалы были обобщены и систематизированы педагогом как цикл занятий, объединенных единой тематикой, посвященный героической истории Крыма.

Этот цикл приурочен также к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим в содержании занятий ярко прослеживается воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, формирование лучших человеческих качеств личности у подрастающего поколения. Методическим материалам была дана высокая оценка и рекомендация к выступлению педагога в городском методическом мероприятии «Неделя дополнительного образования-2020».

УДК 372.8

В.В. Баранова,
педагог дополнительного образования высшей категории
МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»,
Россия, Московская область, городской округ Королев

Крым — один из удивительных уголков Земли, интересный туристический объект с тысячелетней историей. В силу своего географического положения он находился на стыке обитания разных народов, стоял на пути их исторических перемещений. Интересы многих стран и целых цивилизаций сталкивались на такой небольшой территории. Крымская природа, необыкновенные морские виды, уникальный ландшафт издавна привлекали к себе внимание творческих людей. Сколько великолепных картин, стихов, прозы, песен родилось под крымским небом и вдали от полуострова у людей, влюбленных в наш Крым! У Крыма очень богатая история. Разнообразные природные условия привлекали в Крым народы самых разных культур и традиций. Полуостров Крым не раз становился ареной кровопролитных войн и сражений, входил в состав нескольких государств и империй.

Темы Крыма и его истории затрагивались педагогом при обучении в изостудии еще в 2019 году, когда Республика Крым праздновала свое 5-летие возвращения в состав Российской Федерации. Тогда дети познакомились с этим удивительным по красоте морским краем и знаменитыми земляками, родившимися или жившими там: И.К. Айвазовским, К.Ф, Богаевским, М. Волошиным, П.С. Нахимовым, А.В. Колчаком. Именно в прошлом году и были сделаны рисунки, изображающие современный Крым с его достижениями и величественной красотой.

В этом году наша страна празднует 75-летие победы над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне. Крым с его городами Севастополем, Керчью, Феодосией один из первых встретил врагов. Нельзя обойти историю мужественной обороны Крымского полуострова и значимость для победы в войне Черноморского флота.

В связи с этой знаменательной датой на занятиях, знакомясь с картинами и образами художников А.А. Дейнеки, А. Лактионова, А. Пластова, С. Герасимова, мы прикоснулись к истории Великой Отечественной войны, узнали о легендарном Севастополе и морских сражениях. Благодаря писателям, художникам, скульпторам, композиторам и всем тем, кто не безразличен к истории страны, народ хранит имена и события тех суровых испытаний, выпавших на долю наших предков. История хранится не только в музейных экспонатах, в словах и нотах. Она живет на полотнах, в камне и бронзе и, конечно, в наших сердцах. Мы не имеем права забывать подвиг нашего народа во имя мира на Земле!

Итогом таких занятий были рисунки детей, отображающие их взгляд на события минувших лет.

Продолжая патриотическую тему в истории Родины, педагогу захотелось узнать, как же видят дети будущее нашей страны и, в частности, развитие Крыма? Так появился цикл занятий, посвященный изображениям крымских дорожных развязок, туристических маршрутов, горных отелей и многого другого, о чем дети могли рассказать в своих творческих работах, проявив свою фантазию и воображение.

Необходимо отметить актуальность проведения таких занятий, объединенных единой тематикой, циклом. В современном обществе у молодежи часто возникают диссонансы. Как жить? Во что верить? Потеря жизненных ориентиров и здоровой идеологии приводить к ужасным последствиям как для личности, так и общества в целом (акты вандализма, создание группировок с нацистской идеологией, террористические группировки). Воспитание здорового поколения нужно начинать прежде всего с нравственных ориентиров, а патриотические чувства воспитывать на примере истории Великой Отечественной войны внутри своей семьи и победы всего народа в целом.

Цель занятий, объединенных циклом: приобщение детей к героической истории нашей Родины в ходе создания творческих работ в любых техниках и материалах по станковой композиции.

Задачи.

Обучающие:

  • познакомить учащихся с историей Крыма и событиях Великой Отечественной войны на его территории;
  • углубить знания учащихся о творчестве художников;
  • научить анализировать содержание и образный язык произведений искусства;
  • закрепить знания детей о таком жанре изобразительного искусства, как пейзаж, а также познакомить с батальным жанром;
  • научить детей выполнять рисунок в выбранном жанре, правильно выбирая художественно-графический материал в зависимости от замысла автора.

Развивающие:

  • развивать воображение, зрительную память и фантазию;
  • способствовать развитию чувственно-эмоциональной сферы личности;
  • формировать самостоятельность, инициативность, активную потребность в знаниях.

Воспитательные:

  • способствовать эстетическому воспитанию и формированию потребности учащихся в изобразительном творчестве и интересу к искусству;
  • формировать духовно-нравственную культуру благодаря осмыслению героического подвига предков, а также мирных будней и праздников современной жизни;
  • воспитывать уважительное отношение к культуре своего народа и ответственность за поддержание мира, чистоты и красоты своей Родины.

Возраст обучающихся: 7-10 лет.

Тип занятия: комбинированный.

Форма занятия: индивидуальная, групповая.

Вид занятия: практическое занятие.

Продолжительность одного занятия: 2 академических часа по 45 мин. (с 10 минутным перерывом).

Методы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа);
  • иллюстративный (показ иллюстраций картин художников, фото, презентация);
  • активного обучения (поисковый, собирательный);
  • самостоятельная работа.

Педагогические технологии:

  • здоровьесберегающие технологии (Н.К. Смирнов);
  • технология коллективного творческого дела (И.П. Волков, И.П. Иванов);
  • личностно-ориентированная технология (И.С. Якиманская).

Планируемые результаты обучения

В процессе освоения содержания цикла занятий дети:

  • понимают значение искусства в жизни человека и общества;
  • осваивают основы изобразительной грамоты, приобретают практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
  • различают и передают в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, событиям;
  • умеют обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
  • высказывают свое отношение к произведениям искусства, проявляют устойчивый интерес к искусству;
  • обогащают ключевые компетенции (коммуникативные, деятельностные и др.) художественно-эстетическим содержанием;
  • организовывают самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирают средства для реализации художественного замысла.

Оборудование:

ТСО для педагога: компьютер, мультимедийный проектор, аппаратура для воспроизведения музыки.

Материалы и инструменты для обучающихся: плотная бумага формата А4 и А3, акварель, гуашь, палитра, масляная пастель, набор кистей, гелевая ручка и маркер (в зависимости от замысла), тряпочка, баночка с водой.

Музыкальный ряд: фрагменты музыкальных произведений: И.С. Бах. Ария из сюиты № 3, Д. Пуччини, И. Штраус. Вальс «На прекрасном горном Дунае», К. Дебюсси. «Лунный свет»; песни военных лет: «Священная война», «Синий платочек», «С чего начинается Родина», «Севастополь», сборник современной футуристической музыки.

Зрительный ряд: фото достопримечательностей Крыма, презентации с иллюстрациями картин художников К.Ф. Богаевского, А.И. Куинджи, И.К. Айвазовского, А.А. Дейнеки, А. Лактионова, А. Пластова, С. Герасимова, В.В. Кандинского, К. Малевича, Г. Рихтера, Н. Гончаровой, М. Ларионова, У. Боччони, фото военных лет, фото современных архитектурных проектов мира.

Литературный ряд: поэзия о Крыме К.Д. Бальмонта, В.Г. Бенедиктова, В.А. Шуфа, Н.А. Заболоцкого, Е.А. Пахолковой, проза о Великой Отечественной войне (Е. Ильина, В. Богомолов, Л. Кассиль), поэзия В. Маяковского.

Структура одного занятия:

  • организационный этап;
  • постановка целей и задач занятия, объяснение нового материала;
  • теоретическая часть занятия;
  • практическая часть занятия;
  • анализ и подведение итогов.

Пример циклов с содержанием этапов занятий:

Цикл занятий-I

«Присоединение Крыма к Российской Федерации. Реализация национальных проектов» (настоящее время)

Этапы занятий:

1. Ознакомительный этап.

На занятиях дети знакомятся с историей Крыма, особенностями и достопримечательностями морского края нашей страны. Узнают о достижениях по развитию и благоустройству полуострова в настоящее время. Происходит анализ информации, сбор иллюстративного, литературного материала детьми.

2. «Искусство в жизни человека и его страны».

На данном этапе педагог рассказывает о художниках, поэтах и писателях, которые были связаны своим творчеством с Крымом.

На занятиях дети слушают музыку, показывают иллюстрации, декламируют стихи и прозу, которую они нашли самостоятельно.

3. Поисковый этап.

На основе собранного материала обучающиеся делают линейный и цветовой эскиз рисунка. В зависимости от замысла выбирают нужный художественно-графический материал. После утвержденного эскиза и выбранного материала обучающийся выполняет рисунок в формате А3.

Цикл занятий II

«Героическая оборона Крыма в Великой Отечественной войне» (история, прошлое)

1. Ознакомительный этап.

На занятиях детям рассказывают о тяжелых годах Великой Отечественной войны, о роли Крыма и Черноморского флота в общей победе, и делается акцент на основных датах и сражениях (оборона Севастополя). Дети подготавливают собственные рассказы из истории своей семьи, приносят фотографии из семейных архивов, читают и слушают литературу и музыку военных лет.

2. «Искусство в годы Великой Отечественной войны».

Данный этап занятий предполагает ознакомление с творчеством художников, поэтов и писателей, музыкантов, которые внесли огромный вклад в поддержание патриотического сознания и духа в годы Великой Отечественной войны. Дети знакомятся с батальным жанром в изобразительном искусстве.

На занятиях они читают отрывки литературных произведений, прослушивают песни военных лет.

3. Поисковый этап.

Этот этап включает:

  • упражнения на передачу эмоционального содержания музыки и хроники военных лет цветом;
  • обобщение собранной информации;
  • линейный и цветовой эскиз рисунка;
  • выполнение рисунка.

Цикл занятий-III

«Будущее Крыма глазами подрастающего поколения» (перспективы, проекты)

1. Ознакомительный этап.

На данном этапе происходит поиск информации по развитию Крыма. Здесь рассматриваются варианты туристического (велосипедный туризм) и санаторно-курортного направления, культурного (организация музеев и исторических площадок и т.д.), а также грандиозные мега-проекты по освоению полуострова и созданию площадок для международного общения или внедрения ультра-новых технологий для современной промышленности при использовании альтернативных источников энергии. Просмотр фотографий городов мира с интересной современной архитектурой.

2. «Искусство в будущей жизни моей страны».

Дети знакомятся с новым направлением в искусстве — футуризмом, русским футуризмом и неофутуризмом. Посещают виртуальные выставки современного искусства. Знакомятся с творчеством художников-футуристов (Умберто Боччони, Луиджи Руссоло). Читают и анализируют поэзию В. Маяковского и картины русских художников (М. Ларионов, Н. Гончарова, М. Матюшин и т.д.).

3. Поисковый этап.

На этом этапе дети делают упражнения на развитие пространственного мышления (3D рисование, беспредметная композиция на равновесие). Происходит окончательный сбор информации и поиск своих идей для разработки эскиза проекта «Будущее Крыма». Дети должны выбрать художественно-графический материал и выполнить рисунок.

VI. Итоговое мероприятие

Итогом реализации всех циклов занятий является выставка рисунков «Крым в настоящем, прошлом и будущем». На открытии выставки руководитель объединения рассказывает о проделанной работе присутствующим на данном мероприятии, в том числе и участникам творческого объединения. Рассказывает о значимости и важности проведенной работы, берет интервью у своих учеников. Участники выставки с удовольствием говорят о творческих поисках в своих работах, о том, как выполняли эскизы, упражнения, обмениваются своими сочинениями и декламируют любимые стихотворения о Крыме и Родине.

Подведение итогов работы по всем циклам занятий — это награждение детей памятными дипломами за лучшие рисунки и поисковую работу.

Пример организации форм деятельности обучающихся и педагога на каждом из циклов занятий

Циклы занятий Этапы занятий Деятельность учащихся Деятельность педагога
I.Присоединение Крыма к Российской Федерации. Реализация нац. проектов.

(настоящее время)

1.Ознакомительный этап Сбор фотографий, литературы, иллюстраций для воплощения идеи в рисунке Показ презентации с фотографиями достопримечательностей Крыма
2.Основной этап

«Искусство в жизни человека и его страны»

Просмотр и анализ произведений искусства, музыки и литературы. Декламация стихотворений и исполнение песен о Крыме Показ презентации с образцами творчества И.К. Айвазовского, К.Ф. Богаевского, Р. Судковского, чтение стихов, прослушивание музыки
3. Итоговый этап. Поиск линейного и цветового решения композиции. Эскиз рисунка Обобщение и повторение просмотренного материала
II. Героическая оборона Крыма в Великой Отечественной войне.

(история, прошлое)

1.Ознакомительный этап Сбор информации о Крыме в годы Великой Отечественной войны, поиск архивных фотографий, писем, заметок История Крыма в годы Великой Отечественной войны. Просмотр презентации с фотографиями военных лет
2.Основной этап

«Искусство в годы Великой Отечественной войны»

Просмотр и анализ художественных, литературных и музыкальных произведений.

Декламация отрывков стихотворений и рассказов

Просмотр презентации и ознакомление с творчеством художников Великой Отечественной войны (А.А. Дейнеки, А. Лактионова, А. Пластова, С. Герасимова), прослушивание музыки и песен военных лет, чтение стихотворений и отрывков рассказов
3. Итоговый этап. Выполнение упражнений.

Создание линейного цветового эскиза

Упражнение на передачу эмоционального содержания и образа в цвете и графике при прослушивании музыки и просмотра хроники военных лет
III. Будущее Крыма глазами подрастающего поколения. (перспективы, проекты) 1.Ознакомительный этап Сбор информации о будущих проектах, различных ресурсах Крыма для дальнейшего развития. Фотографии с проектами развития различных городов мира. Перспективные разработки и инновационные программы развития
2.Основной этап

«Искусство в будущей жизни моей страны»

Просмотр и анализ произведений искусства Презентация с иллюстрациями художников-футуристов. Историческая справка о данном направлении в искусстве
3. Итоговый этап. Выполнение упражнения. Эскиз рисунка будущего Крыма Графическое упражнение на развитие пространственного мышления
VI. Итоговое мероприятие Выставка рисунков «Крым в настоящем, прошлом и будущем». Просмотр и анализ рисунков. Интервью, декламация стихотворений и сочинений Подведение итогов с просмотром и сравнением рисунков с изображением Крыма в прошлом, настоящем и будущем.

В заключение хочется сделать выводы. Цикл занятий «Крым в настоящем, прошлом и будущем» показал глубокую заинтересованность подрастающего поколения историей нашей страны, неравнодушие к событиям Великой Отечественной войны, а также огромное желание участвовать здесь и сейчас в развитии полуострова Крыма и всей нашей необъятной Родины. Новые и активные формы в обучении, проведение занятий, объединенных циклом, способствуют эстетическому воспитанию и формированию потребности обучающихся в изобразительном творчестве. Формируется духовно-нравственная культура благодаря осмыслению героического подвига предков, а также мирных будней и праздников современной жизни. И все это способствует формированию гражданских и нравственных приоритетов подрастающего поколения.

Литература

  1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. — М.: Айрис-пресс, 2002.
  2. Герман М. Модернизм. Искусство первой половины XX века. — М.: Азбука-классика. Новая история, 2005.
  3. Демидова Е.И., Криворученко В.К. Патриотизм в своей идее неизменен // Знание. Понимание. Умение. — Школьная Пресса, — № 6, 2008.
  4. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. — 1998. — № 5.
  5. Репина И.А. Кириленко О. В. Россия-Родина моя, земля отцов-моя земля! Сборник методических материалов, 2018.
  6. Розман Н. Поэзия серебряного века. Золотая серия поэзии. — М.: Эксмо, 2018.
  7. Сопоцинский О.И. Образ нашей Родины в советской живописи. — Издательство Академии художеств СССР, 1963.
  8. Шорыгина, Т.А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны / Т. А. Шорыгина. — Москва: Сфера, 2014.

Добавить комментарий

Войти с помощью: