Особенности развития навыков многоголосия в детском хоре

Хор — это множество голосов. Основная сущность хорового пения раскрывается в многоголосии. Владение многоголосным пением определяет уровень хоровой культуры коллектива, в процессе такого пения активно формируется гармонический слух, чистота певческой интонации, ладовое чувство, совершенствуется хоровое исполнительство.

УДК: 374

Т.В. Матулова
педагог ГБПОУ «Воробьевы горы»,
Ансамбль песни и пляски им. В.С. Локтева.
аспирант кафедры «Образование и педагогические науки»
по специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (музыка) Московского государственного института культуры

Знаете ли вы, какой инструмент самый лучший? «Скрипка», — ответят многие. И будут правы. Недаром ее называют царицей музыки, голос скрипки божественно красив. «Рояль», — скажут другие. И тоже будут правы. Рояль — значит «королевский», он обладает богатством тембров и необыкновенной выразительностью. Но есть самый чудесный, самый волнующий и необыкновенно красивый инструмент. Это человеческий голос! Только нужно научиться им пользоваться. И призвание отделения хорового пения заключается именно в том, чтобы бесценный дар природы — голос — стал гибким, послушным и мог выразить любые переживания человека.

Хоровое искусство в истории России является коренным, первородным для всей национальной музыкальной культуры и формирует три важнейших пласта — духовное, светское и народное песнетворчество.

Многоголосное пение — стройное, слаженное — является высшей художественно-исполнительной формой в хоровом искусстве. Работа над многоголосием должна вестись последовательно. Каждый певец в детском хоре должен понимать, что многоголосие — это несколько звучащих одновременно унисонов.

Чистый унисон — основная работа хормейстера. В работе над унисоном необходимо[1]:

1. тембровое сочетание голосов партии;

2. умение слушать себя и своего соседа;

3. не быть солистом среди певцов своей партии;

4. петь как можно больше без сопровождения, но и временами не исключается гармоническая поддержка на инструменте;

5. уметь чисто интонировать следующие интервалы, аккорды, звукоряды:

  • мажорный пентахорд;
  • мажорный звукоряд (позднее — согласно возрасту детей — изучается минорный);
  • петь полутона в гамме;
  • интервалы б.3, ч.5, ч.4, ч. 8, б. 2, м. 2;

6. работать над частным ансамблем;

7. соединять тембры разной плотности (хотя это порой является неразрешимой задачей).

В работе над унисоном важна интонационная сторона. Интонационная неточность внутри каждой партии влечет за собой фальшивое пение всего хора. Мелодия — это «интервальная» ткань. Каждый интервал имеет свою интонационную природу: чистые интервалы интонируются устойчиво, малые и большие — с односторонним сужением и расширением, увеличенные и уменьшенные — с двусторонним сужением и расширением.

Также хормейстер должен знать и внутриладовые тяготения ступеней. Все это влияет на чистоту интонирования, а собственно, и на качество унисона.

Поэтому на первом этапе ведется большая кропотливая работа над исполнением своей партии.

После того, как освоена работа над унисоном, можно приступать к работе над двухголосием. Двухголосие — следующий этап в работе над многоголосием. Прежде всего — это пение канонов. Каноны учат певца держать свою партию и одновременно слушать партию другого голоса. Репертуар должен включать произведения с разными видами двухголосия.

Сначала это унисон с сочетанием элементов двухголосия (эпизодическое двухголосие). Параллельное двухголосие встречается более часто и осваивается певцами быстрее, чем двухголосие с самостоятельным движением голосов. Песенный репертуар, включающий самостоятельный вид двухголосия, нужно разучивать при очень хорошей подготовке певцов. В данном случае не исключено пение по нотам и без сопровождения. При работе над двухголосием в детском хоре желательно[2]:

1. выбирать произведения с яркой напевной мелодией;

2. работать над унисоном каждой партии;

3. работать над гармоническими интервалами (которые выстроены вертикально);

4. петь мелодии с диапазоном не выше октавы;

5. включать в репертуар русские народные песни;

6. воспитывать сознательное отношение к нотному тексту, умение анализировать ритм, строение мелодии, соблюдать штрихи и оттенки.

Таким образом, научить детей хорошему вокальному звуку, точной интонации, гибкой и подвижной динамической палитре и эмоциональному исполнению — дело сложное, требующее огромного терпения и времени. Проблема многоголосия в детских вокально-хоровых коллективах стоит весьма остро. Нестройное звучание партий и плохой ансамбль в хоре не приносят ни слушателям, ни самим исполнителям эстетического удовлетворения, а формальное отношение к звучащему многоголосию никак не способствует дальнейшему росту и развитию хорового коллектива.

Трудности многоголосного пения, на мой взгляд, кроются в слабом развитии, слабом уровне гармонического слуха обучающегося и отсутствии предварительной работы по его подготовке. Сущность проблемы заключается в необходимости работы на первоначальном этапе обучения с использованием системы определенных приемов, ведущих к развитию необходимых вокально-слуховых навыков.

Подготовка к обучению многоголосному пению начинается с самых первых хоровых занятий. На первом этапе необходимо подготовить слух и сознание ребенка к восприятию нескольких раздражителей, выработать навык распределенного внимания. Для этого предлагаются:[3]

  • упражнения и песни с сопровождением, не дублирующим мелодию; дети должны слышать музыкальное сопровождение, поэтому на репетициях хора или занятиях в основе данного упражнения предлагается играть его громче, чем хор поет;
  • исполнение разных ритмических рисунков одновременно несколькими группами детей с помощью шумовых инструментов;
  • исполнение песен, упражнений разными группами хора в виде перекличек;
  • пение несложных народных песен a саppella;
  • пение по цепочке, по указанию дирижера в самых различных местах партитуры.

Формирование навыка пения на два голоса является самым ответственным этапом при переходе к многоголосному пению. Поэтому необходимо уже в самом начале работы с хоровым детским коллективом параллельно с выстраиванием интонации готовить детей к восприятию двухголосия, начиная с подготовительных упражнений, которые необходимо систематически включать в процесс распевания хора.

1. Развитие навыков распределенного внимания.

Необходимо использовать упражнения и песни с музыкальным сопровождением (аккомпанементом), которые не дублируют мелодию. Примером таких песен может быть русская народная прибаутка в обработке А. Гречанинова «Петух» или «Тень-тень» на музыку В. Калинникова.

Особое внимание в таких композициях следует уделять ансамблю между хором и аккомпанементом. Дети должны постоянно слышать музыку, поэтому необходимо играть громче, чем поет хор, в репетиционном классе в качестве упражнения, а детям вступать в различных частях партитуры по указанию дирижера. Данные упражнения отлично стимулируют внимание детей и прививают им полезные навыки.

2. Выработка навыка ритмического двухголосия.

Вначале прохлопывая ритмический рисунок песни (к примеру: «Веселые гуси») дети учатся одновременно с пением понимать и метрические доли такта.

Позже необходимо усложнить:

  • концертмейстер играет мелодию песни, все дети прохлопывают определенный ритмический рисунок (не ритм песни), например:

Рисунок 1. Фрагмент песни «Два веселых гуся» [4]

  • хор должен разделиться на две группы, первая будет петь мелодию песни, вторая будет прохлопывать ритмический рисунок;
  • каждая группа прохлопывает свой ритмический рисунок сначала раздельно, потом одновременно;
  • все исполняют песню с ритмическим музыкальном сопровождение, и ее исполнение обогащается новой «краской».

3. Исполнение песен, упражнений разными группами хора в виде переклички.

Особенно важно при подготовке к двухголосию развивать и внутренний слух, т.е. способность слышать музыку в целом про себя, а также ее отдельные элементы.

Приведем пример упражнения, способствующие формированию внутреннего слуха в детском хоре:

Рисунок 2. Песня “Дома ль, кума, воробей«[5]

Здесь же можно провести игру «Эхо»: аккомпаниатор поет короткие мелодии и отдельные звуки, а хор, как будто эхо, повторяет, причем дирижер поет форте, а хор — пиано:

Рисунок 3. Игра «Эхо»

4. Умение слышать второй голос и анализировать его.

Параллельно с собственным пением ребенок должен постепенно привыкать слушать сначала хотя бы еще один голос. Здесь можно использовать народные песни-попевки, например:

Рисунок 4. Песня-игра “Горошина«[6]

На начальном этапе можно порекомендовать некоторые известные приемы, с помощью которых дети учатся прислушиваться к одновременному звучанию другого голоса:

  • пение дуэтом с преподавателем;
  • пение одной партией с закрытым ртом, а другой сольфеджио или со словами;
  • пение произведения поочередно партиями, по фразам. При этом не поющая партия должна обязательно петь про себя.

Очень важно, чтобы ученики уже с первых уроков пели по партиям. Это визуально помогает следить за движением голосов, осознанно исполнять свою партию и одновременно слышать другой голос.

Еще одним подготовительным этапом к многоголосному пению и формированию навыка полифонического восприятия музыки является пение канонов. Это удивительная форма, работая над которой при незначительно затраченных усилиях можно получить впечатляющие результаты. Самые знаменитые системы музыкального воспитания уделяют особое внимание этой полифонической форме. Так, в системе З. Кодая представлены упражнения с ритмическими канонами, в «Шульверке» К. Орфа множество речевых канонов для начального этапа обучения.

Можно включать пение несложных канонов в процесс распевания хора уже с первых занятий. Это способствует развитию мелодического, гармонического слуха. Дети с большим удовольствием исполняют каноны и воспринимают это как игру.

Каноны, разной степени сложности, предлагаются в различных методических пособиях (сборник «Школа хорового пения», сост. А. Бандина, В. Попов, Л. Тихеева; «Хоровое сольфеджио» Г. Струве; «Пение на уроках музыки» Ю.Б. Алиева и т.д.). Отметим, что дети обязаны четко знать мелодию канона, петь ее чисто в унисоне.

Переход к более сложным видам многоголосия не вызывает особой проблемы у тех поющих, кто грамотно и тщательно работал над навыками двухголосного пения и развил слух, а также и умение самостоятельно интонировать свою партию, слышать и контролировать музыкальное окружение.

Создавая возможность вслушиваться в голосоведение обеих партий, подстраивать свой голос к общему звучанию хора, для освоение двухголосия рекомендуется тихое пение. Тихие звуки воспринимаются легче, чем громкие, при тихом пении слуховое внимание активизируется более четко.

При работе над трех-четырехголосными произведениями особого внимания требуют средние голоса, так как именно эти хоровые партии находятся в новых для себя условиях. Для осознанного звучания многоголосия можно использовать следующие упражнения:

  • трех-четырехголосные упражнения в процессе систематических распеваний хора;
  • пение произвольно выбранных звуков каждым участником хорового коллектива (удерживание звучание кластера), чередование с пением в унисон одного звука;
  • пение аккордов с остановками: повторяя мелодически разные аккорды, дети должны остановиться, «тянуть» один из трех, четырех звуков в соответствии со своей партией, в конечном итоге все должны услышать стройный аккорд;
  • пение септаккордов с разрешением, когда каждая партия осознанно слышит устойчивые ступени лада;
  • пение обучающихся терцетами и квартетами, что особенно активизирует слух;
  • пение всего хора с остановками на каждом созвучии, чтобы можно было прослушать гармоническую вертикаль (это приносит большую пользу).

И в заключение можно сделать выводы:

  • в детском хоре важным фактором является многоголосное пение, способствующее повышению общей музыкальной культуры; оно определяет в музыкальном воспитании обучающихся более высокие, новые формы музицирования;
  • с первых занятий хорового коллектива навыки многоголосного пения должны планомерно развиваться, особенно на его первоначальном этапе: от выбора педагогом правильной методики работы над многоголосием будут зависеть дальнейшие успехи в вокально-хоровом и слуховом воспитании детского хора;
  • путь овладения многоголосием идет вначале через изучение полифонического двухголосия, поэтому пение трех-четырехголосия не составит проблемы в будущем.

Работа над многоголосием требует терпения и постепенности. Репертуар должен соответствовать уровню хора, его подготовленности на данном этапе. Сознательное и постепенное овладение навыками многоголосного пения, любовь к исполняемой музыке обязательно приведут к определенным успехам маленьких певцов и приблизят их к исполнению и пониманию более сложной и серьезной многоголосной хоровой музыки.

Литература

  1. Аверина, Н.В. Из опыта работы с кандидатским хором в детской хоровой школе «Весна». — Жуковский, 2007.
  2. Два веселых гуся — русская народная песня, слова, ноты для фортепиано и гитары — http://ejka.ru/blog/noty/150.html (дата обращения 27.02.2019 г.)
  3. Дома ль кума воробей исполнитель: с. Троицкий Сунгур — Новоспасский — https://tekstovoi.ru/text/974399097_968858534p514260467_text_pesni_doma_l_kuma_vorobej.htm (дата обращения 27.02.2019 г.)
  4. Краснощеков, В.И. Вопросы хороведения. — М., 1969.
  5. Песня-игра «Горошина» Музыка В. Карасевой. Слова Н. Френкель — http://possum.ru/?p=12962 (дата обращения 27.02.2019 г.).
  6. Семенюк, В.О. Заметки о хоровой фактуре. — М., 2000.
  7. Соколов, В.Г. Работа с хором: Учеб. пособие. — М.: Музыка, 1983. — 192 с.

[1] Соколов, В.Г. Работа с хором: Учеб. пособие. — М.: Музыка, 1983. — с. 54.

[2] Семенюк, В.О. Заметки о хоровой фактуре. — М., 2000. — с. 89.

[3] Краснощеков, В.И. Вопросы хороведения. — М., 1969.

[4] «Два веселых гуся» — русская народная песня, слова, ноты для фортепиано и гитары — http://ejka.ru/blog/noty/150.html (дата обращения 27.02.2019 г.).

[5] Исполнитель: с. Троицкий Сунгур — Новоспасский — https://tekstovoi.ru/text/974399097_968858534p514260467_text_pesni_doma_l_kuma_vorobej.html (дата обращения 27.02.2019 г.).

[6] Песня-игра «Горошина». Музыка В. Карасевой. Слова Н. Френкель — http://possum.ru/?p=12962 (дата обращения 27.02.2019 г.).

Добавить комментарий

Войти с помощью: