Организация летнего дистанционного лагеря для детей «Планета мира» с использованием платформы ZOOM

В статье представлен опыт работы по организации и проведению дистанционного летнего лагеря для детей на базе ЦРТДиЮ г.о. Королев. Новые методические приемы и формы дистанционной работы педагогов центра позволяют сохранить традиции в организации ежегодных детских лагерных смен отдыха.

И.Н. Волкова,
педагог-организатор высшей квалификационной категории,
МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»,
Россия, Московская обл., г.о. Королев

Ежегодно на базе Центра творчества организуется летний досуговый лагерь. Этот год не стал исключением, однако внес некоторые коррективы в планирование и организацию работы в целом. Летний досуговый лагерь для детей стал дистанционным, а реализация досуговой программы осуществляется на платформе ZOOM. Очевидно, что если «дистанционное» означает «на расстоянии», то речь идет об организации летнего досуга на расстоянии, то есть о такой форме образовательного процесса, при которой ребенок и педагог находятся не в одном кабинете, а на удалении друг от друга.

При этом формы проведения занятий и организация работы дистанционного летнего досугового лагеря в целом должны быть доступны каждому ребенку. Важно помнить о психологическом комфорте ребенка во время занятий, и, соответственно, о наличии технического оборудования у всех участников дистанционного лагеря.

Цель организации летнего дистанционного досуга — это создание интересной и разнообразной деятельности, которая способствует развитию детского творчества, а также профессиональному росту педагогов в процессе применения новых методических приемов.

При организации мероприятий лагеря учитывалось, что занятия должны способствовать формированию здорового и безопасного образа жизни у детей, культуры поведения и навыков общения в новом, дистанционном формате, что дети, независимо от возраста и сферы своих предпочтений, могли развиваться эмоционально и интеллектуально, воспитывать в себе качества, способствующие самореализации в творческой деятельности.

Свою работу мы выстроили поэтапно, учитывая пожелания и мнения родителей.

При планировании организации досуговой деятельности у организаторов были сомнения в целесообразности дистанционного лагеря, так как дети завершали учебный год уже в дистанционном формате и проводили перед компьютерами большое количество времени. Для прояснения ситуации педагоги-организаторы провели опрос-анкетирование родителей в Google-форме. После обработки результатов у нас были данные о количестве детей на лагерную смену и на каждую неделю летнего месяца.

Следующим этапом было проведение дистанционного родительского собрания, на котором были освещены следующие вопросы:

  1. Организация работы лагеря.
  2. Правила работы на платформе ZOOM.
  3. Расписание и запланированные формы проведения мастер-классов.
  4. Обеспечение обратной связи между всеми участниками лагеря.

После подачи родителем заявления ребенок зачислялся в лагерь.

Организация работы дистанционного лагеря

Лагерь функционирует с 10.00 до 13.00 в онлайн-формате. После обеда предлагаются два оффлайн занятия. Этот год объявлен в России годом памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, мы решили назвать наш лагерь «Планета мира». Каждая неделя посвящена различным темам: «Экология», «Дружба», «Открытия и изобретения», «Мифы и легенды», «Путешествия», «Космос», «Сказки» и прочее. Всего запланировано 14 недель — 14 различных тем. При таком планировании педагоги продумывают свои мастер-классы, записывают видеоуроки, разрабатывают викторины и стараются не повторять свои занятия при проведении в других отрядах смены.

Формы дистанционной работы лагеря «Планета мира»

  1. Мастер-классы (театральные, танцевальные, вокальные, спортивно-оздоровительные).
  2. Творческие мастерские (ИЗО и декоративно-прикладное направление: занятия по живописи, оригами, аппликация, лепка из соленого текста).
  3. Видеозанятия (по рисованию и прикладному творчеству, экологические видеоуроки, видео-обзоры по безопасности дома и на улице и пр.).
  4. Онлайн-викторины («Сказки дедушки Корнея», «Викторины путешественника» и «Изобразительные викторины»).
  5. Онлайн-тесты (туристско-краеведческий «Страна-регион-город», познавательный «Открытия и изобретения»).
  6. Познавательные презентации, рассказывающие о народных промыслах, великих художниках России, знаменитых ученых России, о великих мировых изобретениях.
  7. Квизы («Знакомые мультфильмы» и пр.).
  8. Интеллектуальные турниры в онлайн-формате.
  9. Онлайн мероприятия («Эврика», «Сохраним свою планету», «Дружба крепкая», «Россия — Родина моя», «Путешествие в прошлое» и пр.).
  10. Конкурсы и фестивали (конкурс художественного слова, фестиваль творческих работ и пр.).
  11. Фотовыставки (путешествие по городам России).
  12. Вернисажи творческих работ.
  13. Акции (окна России и пр.).
  14. Флешмобы танцевальные и видеофлешмобы — «Сохрани природу — будущее России».
  15. Марафоны (спортивные рекорды, марафон юного изобретателя и пр.).

Мы поставили перед собой задачу создать такую площадку летнего лагеря, на которой дети будут активными участниками всех проводимых мероприятий. А для этого надо заинтересовать, мотивировать каждого ребенка. Большую роль в этом играет дух соперничества, желание проявить себя, свои знания и возможности, а также поощрения в виде дипломов и грамот, которые педагоги-организаторы вручают за проявленную активность. Учитывая возрастные особенности детей, были созданы 4 отряда по 12-15 человек в каждом. За каждым отрядом закреплен куратор, который выполняет роль вожатого. Он организовывает все конференции на платформе Zoom для своего отряда, приглашает детей для занятий и педагогов, которые проводят мастер-классы. Утреннее подключение на зарядку для всего лагеря, а также конференции для общелагерных мероприятий создают педагоги-организаторы лагеря.

Количество педагогов, принимающих участие в организации и проведении мероприятий в лагере:

  • один начальник лагеря — педагог-организатор;
  • четыре педагога — кураторы отрядов (из расчета на каждый отряд);
  • четыре педагога изобразительного и прикладного творчества;
  • три педагога-хореографа;
  • три педагога театрального мастерства;
  • один педагог по шахматам;
  • один педагог — ведущий мероприятий (PR в соцсетях);
  • один педагог — видеоредактор.

Ниже в Таблице 1 приводится пример ежедневного расписания одного отряда (в данном случае — на понедельник).

Таблица 1. Ежедневное расписание отряда

10.00-10.05 Подключение (Общее)
10.05-10.25 Зарядка
10.25-10.35 Линейка. Тема недели «Дружба»
10.35-11.00 Перерыв
11.00-11.30 Открытие смены — онлайн мероприятие

(Общее подключение)

11.30-11.45 Перерыв
11.45-12.15 Театральный мастер-класс

(ответственный куратор)

12.15-12.30 Перерыв
12.30-13.00 Отрядный сбор (ответственный куратор)
13.00-14.00 Перерыв
14.00 Видео-занятие по рисованию офлайн

«Портрет друга»

15.00 Офлайн викторина «Друзья в мультфильмах»

Каждый день в дистанционном лагере начинается с утренней зарядки, где встречаются дети всех отрядов и двигаются под веселую музыку. Это дает хорошее настроение на весь день. Конечно, мы помним, что занятия за компьютером — это сидячая работа. Поэтому, планируя расписание отрядов, мы чередуем малоподвижное занятие изобразительного и прикладного характера с активным мастер-классом, где ребята играют в театральные игры, разучивают танцевальные элементы или устанавливают спортивные рекорды. Поэтому время непрерывного нахождения ребенка у компьютера составляет 30-35 минут. После каждого занятия — 15-30-минутное отключение и небольшой перерыв на отдых. Здоровье каждого ребенка для нас в приоритете.

По плану каждую неделю проходят три общелагерных мероприятия — в понедельник, среду и пятницу. По понедельникам мероприятия проводятся организаторами, на них задается тема недели, и отряды получают задания. К пятничному мероприятию каждый отряд готовит выступление для всего лагеря в рамках установленной темы. В середине недели отряды предлагают друг другу ребусы, головоломки, ищут ответы на интересующие вопросы.

Организация работы педагогов

Перед открытием летней дистанционной площадки все педагоги прошли инструктаж по правилам работы в лагере. Были организованы образовательные платформы, на которых педагоги делились опытом работы в ZOOM, максимально используя его возможности. Были созданы группы в WhatsApp для оперативного обмена информацией: группа кураторов, группа организаторов, группа педагогов-прикладников. Был создан «Банк для сбора и хранения информации» на «Яндекс-диске».

У педагогов есть возможность работать в разных формах:

  • проводить онлайн мастер-классы;
  • быть куратором отряда;
  • записывать видеозанятия для оффлайн-выполнения заданий;
  • создавать онлайн-викторины, тесты, виртуальные экскурсии, презентации.

Руководитель лагеря еженедельно назначает кураторов отрядов, которые постоянно поддерживают контакт с педагогами, проводящими мастер-классы. Все оффлайн-занятия загружаются на YouTube-канал Центра творчества, или на специальный раздел социальной сети в группу ВК Центра творчества.

Еженедельно руководитель лагеря проводит онлайн-совещания с педагогическим составом, на которых анализируются состоявшиеся мероприятия и обсуждаются планы на следующую неделю. Самые яркие события из жизни лагеря освещаются публикациями в социальных сетях — Instagram и страница ВК Центра.

Приведем пример специальной памятки работы вожатого в летнем дистанционном лагере «Планета мира».

  1. Сбор на утренней зарядке. 10.00-10.25.
  2. Присутствие на лагерной линейке с детьми. 10.25-10.35.
  3. Участие в ежедневной планерке. 10.35-10.50.
  4. Организация мастер-классов в своем отряде с 11.00 до 11.30 и с 11.45 до 12.15.
  5. Организация и проведение отрядного времени с 12.30 до 13.00.

Вот что входит в обязанности куратора:

  • своевременно оповещать детей, родителей и педагогов о МК, организовывать конференции и предоставлять ссылки на эти конференции;
  • получать обратную связь от родителей и детей в виде фотографий, выполненных творческих заданий и отснятых видео;
  • ежедневно загружать полученные данные на «Яндекс-диск» в папку своего отряда;
  • выполнять скриншоты занятий и мастер-классов и ежедневно выкладывать фото в различные группы и отчетные инстанции по работе лагеря;
  • организовывать работу со своим отрядом, опираясь на недельный тематический план;
  • готовить отряд к итоговому мероприятию, в котором задействовать всех участников;
  • участвовать в итоговом еженедельном мероприятии в любой удобной форме отчета (презентация или видео с соответствующим сопровождением и привлечением детей своего отряда);
  • заинтересовывать детей и родителей мероприятиями, организованными в летний период, содействовать активному участию в акциях, флешмобах, викторинах, марафонах и пр.;
  • ежедневно описывать самые интересные события из жизни отряда и своевременно направлять в виде отчета с соответствующими фотографиями;
  • проявлять терпение и помогать родителям и детям в адаптации к правилам дистанционного лагеря;
  • быть позитивно настроенным и поощрять всякую детскую и родительскую инициативу.

Периодически педагоги-организаторы проводят Google-опросы среди родителей и детей, чтобы, опираясь на их мнение, не только оправдать все ожидания, но и сделать летнюю досуговую площадку «Планета мира» такой, куда хочется вернуться.

В заключение необходимо отметить, что по завершении 4-недельной лагерной смены, каждый участник такой большой лагерной жизни, будь то педагог, куратор-вожатый, педагог-организатор, получили интересный, необычный и очень важный опыт дистанционной работы с детьми в летнем лагере. Этот опыт на данном этапе является востребованным и необходимым в современных реалиях жизни. По результатам опроса родителей и детей можем сделать следующие выводы.

  1. Дети — участники лагерной смены — стали более самостоятельными, не боятся проявлять инициативу, с удовольствием готовятся и участвуют во всех мероприятиях. Познакомились и нашли новых друзей, сплотились, стали более открытыми и эмоционально раскрепощенными.
  2. Режим работы лагеря способствовал формированию привычки начинать свой день с зарядки. Педагогами заложены основы правильного питания и соблюдения режима дня.
  3. В процессе участия в экологических, гражданско-патриотических, краеведческих и других акциях и мероприятиях, у ребят формируются такие качества личности, которые способствуют принятию правильных решений в повседневной жизни и помогут в дальнейшем социально адаптироваться в любых жизненных ситуациях.

Литература

  1. Болл А. и Б. Основы управления лагерем: Русское издание. — М.: НОУД, «Учебный центр «КОМПЬЮТЕРиЯ» — 2013. — 446 с.
  2. Арсенина Е.Н. Возьми с собою в лагерь: Игры, викторины, конкурсы, инсценировки, развлекательные мероприятия, 2007. — 183 с. (Серия: В помощь воспитателям и вожатым).
  3. Капырина Е.В. Сборник игр для работы вожатого: Методическое пособие. — М., 2014.
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. В 4-х томах. — М.: ГЕНЕЗИС, 1998.

Добавить комментарий

Войти с помощью: