Организация летнего дистанционного лагеря для детей «Планета мира» с использованием платформы ZOOM
В статье представлен опыт работы по организации и проведению дистанционного летнего лагеря для детей на базе ЦРТДиЮ г.о. Королев. Новые методические приемы и формы дистанционной работы педагогов центра позволяют сохранить традиции в организации ежегодных детских лагерных смен отдыха.
И.Н. Волкова,
педагог-организатор высшей квалификационной категории,
МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»,
Россия, Московская обл., г.о. Королев
Ежегодно на базе Центра творчества организуется летний досуговый лагерь. Этот год не стал исключением, однако внес некоторые коррективы в планирование и организацию работы в целом. Летний досуговый лагерь для детей стал дистанционным, а реализация досуговой программы осуществляется на платформе ZOOM. Очевидно, что если «дистанционное» означает «на расстоянии», то речь идет об организации летнего досуга на расстоянии, то есть о такой форме образовательного процесса, при которой ребенок и педагог находятся не в одном кабинете, а на удалении друг от друга.
При этом формы проведения занятий и организация работы дистанционного летнего досугового лагеря в целом должны быть доступны каждому ребенку. Важно помнить о психологическом комфорте ребенка во время занятий, и, соответственно, о наличии технического оборудования у всех участников дистанционного лагеря.
Цель организации летнего дистанционного досуга — это создание интересной и разнообразной деятельности, которая способствует развитию детского творчества, а также профессиональному росту педагогов в процессе применения новых методических приемов.
При организации мероприятий лагеря учитывалось, что занятия должны способствовать формированию здорового и безопасного образа жизни у детей, культуры поведения и навыков общения в новом, дистанционном формате, что дети, независимо от возраста и сферы своих предпочтений, могли развиваться эмоционально и интеллектуально, воспитывать в себе качества, способствующие самореализации в творческой деятельности.
Свою работу мы выстроили поэтапно, учитывая пожелания и мнения родителей.
При планировании организации досуговой деятельности у организаторов были сомнения в целесообразности дистанционного лагеря, так как дети завершали учебный год уже в дистанционном формате и проводили перед компьютерами большое количество времени. Для прояснения ситуации педагоги-организаторы провели опрос-анкетирование родителей в Google-форме. После обработки результатов у нас были данные о количестве детей на лагерную смену и на каждую неделю летнего месяца.
Следующим этапом было проведение дистанционного родительского собрания, на котором были освещены следующие вопросы:
- Организация работы лагеря.
- Правила работы на платформе ZOOM.
- Расписание и запланированные формы проведения мастер-классов.
- Обеспечение обратной связи между всеми участниками лагеря.
После подачи родителем заявления ребенок зачислялся в лагерь.
Организация работы дистанционного лагеря
Лагерь функционирует с 10.00 до 13.00 в онлайн-формате. После обеда предлагаются два оффлайн занятия. Этот год объявлен в России годом памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, мы решили назвать наш лагерь «Планета мира». Каждая неделя посвящена различным темам: «Экология», «Дружба», «Открытия и изобретения», «Мифы и легенды», «Путешествия», «Космос», «Сказки» и прочее. Всего запланировано 14 недель — 14 различных тем. При таком планировании педагоги продумывают свои мастер-классы, записывают видеоуроки, разрабатывают викторины и стараются не повторять свои занятия при проведении в других отрядах смены.
Формы дистанционной работы лагеря «Планета мира»
- Мастер-классы (театральные, танцевальные, вокальные, спортивно-оздоровительные).
- Творческие мастерские (ИЗО и декоративно-прикладное направление: занятия по живописи, оригами, аппликация, лепка из соленого текста).
- Видеозанятия (по рисованию и прикладному творчеству, экологические видеоуроки, видео-обзоры по безопасности дома и на улице и пр.).
- Онлайн-викторины («Сказки дедушки Корнея», «Викторины путешественника» и «Изобразительные викторины»).
- Онлайн-тесты (туристско-краеведческий «Страна-регион-город», познавательный «Открытия и изобретения»).
- Познавательные презентации, рассказывающие о народных промыслах, великих художниках России, знаменитых ученых России, о великих мировых изобретениях.
- Квизы («Знакомые мультфильмы» и пр.).
- Интеллектуальные турниры в онлайн-формате.
- Онлайн мероприятия («Эврика», «Сохраним свою планету», «Дружба крепкая», «Россия — Родина моя», «Путешествие в прошлое» и пр.).
- Конкурсы и фестивали (конкурс художественного слова, фестиваль творческих работ и пр.).
- Фотовыставки (путешествие по городам России).
- Вернисажи творческих работ.
- Акции (окна России и пр.).
- Флешмобы танцевальные и видеофлешмобы — «Сохрани природу — будущее России».
- Марафоны (спортивные рекорды, марафон юного изобретателя и пр.).
Мы поставили перед собой задачу создать такую площадку летнего лагеря, на которой дети будут активными участниками всех проводимых мероприятий. А для этого надо заинтересовать, мотивировать каждого ребенка. Большую роль в этом играет дух соперничества, желание проявить себя, свои знания и возможности, а также поощрения в виде дипломов и грамот, которые педагоги-организаторы вручают за проявленную активность. Учитывая возрастные особенности детей, были созданы 4 отряда по 12-15 человек в каждом. За каждым отрядом закреплен куратор, который выполняет роль вожатого. Он организовывает все конференции на платформе Zoom для своего отряда, приглашает детей для занятий и педагогов, которые проводят мастер-классы. Утреннее подключение на зарядку для всего лагеря, а также конференции для общелагерных мероприятий создают педагоги-организаторы лагеря.
Количество педагогов, принимающих участие в организации и проведении мероприятий в лагере:
- один начальник лагеря — педагог-организатор;
- четыре педагога — кураторы отрядов (из расчета на каждый отряд);
- четыре педагога изобразительного и прикладного творчества;
- три педагога-хореографа;
- три педагога театрального мастерства;
- один педагог по шахматам;
- один педагог — ведущий мероприятий (PR в соцсетях);
- один педагог — видеоредактор.
Ниже в Таблице 1 приводится пример ежедневного расписания одного отряда (в данном случае — на понедельник).
Таблица 1. Ежедневное расписание отряда
10.00-10.05 | Подключение (Общее) |
10.05-10.25 | Зарядка |
10.25-10.35 | Линейка. Тема недели «Дружба» |
10.35-11.00 | Перерыв |
11.00-11.30 | Открытие смены — онлайн мероприятие
(Общее подключение) |
11.30-11.45 | Перерыв |
11.45-12.15 | Театральный мастер-класс
(ответственный куратор) |
12.15-12.30 | Перерыв |
12.30-13.00 | Отрядный сбор (ответственный куратор) |
13.00-14.00 | Перерыв |
14.00 | Видео-занятие по рисованию офлайн
«Портрет друга» |
15.00 | Офлайн викторина «Друзья в мультфильмах» |
Каждый день в дистанционном лагере начинается с утренней зарядки, где встречаются дети всех отрядов и двигаются под веселую музыку. Это дает хорошее настроение на весь день. Конечно, мы помним, что занятия за компьютером — это сидячая работа. Поэтому, планируя расписание отрядов, мы чередуем малоподвижное занятие изобразительного и прикладного характера с активным мастер-классом, где ребята играют в театральные игры, разучивают танцевальные элементы или устанавливают спортивные рекорды. Поэтому время непрерывного нахождения ребенка у компьютера составляет 30-35 минут. После каждого занятия — 15-30-минутное отключение и небольшой перерыв на отдых. Здоровье каждого ребенка для нас в приоритете.
По плану каждую неделю проходят три общелагерных мероприятия — в понедельник, среду и пятницу. По понедельникам мероприятия проводятся организаторами, на них задается тема недели, и отряды получают задания. К пятничному мероприятию каждый отряд готовит выступление для всего лагеря в рамках установленной темы. В середине недели отряды предлагают друг другу ребусы, головоломки, ищут ответы на интересующие вопросы.
Организация работы педагогов
Перед открытием летней дистанционной площадки все педагоги прошли инструктаж по правилам работы в лагере. Были организованы образовательные платформы, на которых педагоги делились опытом работы в ZOOM, максимально используя его возможности. Были созданы группы в WhatsApp для оперативного обмена информацией: группа кураторов, группа организаторов, группа педагогов-прикладников. Был создан «Банк для сбора и хранения информации» на «Яндекс-диске».
У педагогов есть возможность работать в разных формах:
- проводить онлайн мастер-классы;
- быть куратором отряда;
- записывать видеозанятия для оффлайн-выполнения заданий;
- создавать онлайн-викторины, тесты, виртуальные экскурсии, презентации.
Руководитель лагеря еженедельно назначает кураторов отрядов, которые постоянно поддерживают контакт с педагогами, проводящими мастер-классы. Все оффлайн-занятия загружаются на YouTube-канал Центра творчества, или на специальный раздел социальной сети в группу ВК Центра творчества.
Еженедельно руководитель лагеря проводит онлайн-совещания с педагогическим составом, на которых анализируются состоявшиеся мероприятия и обсуждаются планы на следующую неделю. Самые яркие события из жизни лагеря освещаются публикациями в социальных сетях — Instagram и страница ВК Центра.
Приведем пример специальной памятки работы вожатого в летнем дистанционном лагере «Планета мира».
- Сбор на утренней зарядке. 10.00-10.25.
- Присутствие на лагерной линейке с детьми. 10.25-10.35.
- Участие в ежедневной планерке. 10.35-10.50.
- Организация мастер-классов в своем отряде с 11.00 до 11.30 и с 11.45 до 12.15.
- Организация и проведение отрядного времени с 12.30 до 13.00.
Вот что входит в обязанности куратора:
- своевременно оповещать детей, родителей и педагогов о МК, организовывать конференции и предоставлять ссылки на эти конференции;
- получать обратную связь от родителей и детей в виде фотографий, выполненных творческих заданий и отснятых видео;
- ежедневно загружать полученные данные на «Яндекс-диск» в папку своего отряда;
- выполнять скриншоты занятий и мастер-классов и ежедневно выкладывать фото в различные группы и отчетные инстанции по работе лагеря;
- организовывать работу со своим отрядом, опираясь на недельный тематический план;
- готовить отряд к итоговому мероприятию, в котором задействовать всех участников;
- участвовать в итоговом еженедельном мероприятии в любой удобной форме отчета (презентация или видео с соответствующим сопровождением и привлечением детей своего отряда);
- заинтересовывать детей и родителей мероприятиями, организованными в летний период, содействовать активному участию в акциях, флешмобах, викторинах, марафонах и пр.;
- ежедневно описывать самые интересные события из жизни отряда и своевременно направлять в виде отчета с соответствующими фотографиями;
- проявлять терпение и помогать родителям и детям в адаптации к правилам дистанционного лагеря;
- быть позитивно настроенным и поощрять всякую детскую и родительскую инициативу.
Периодически педагоги-организаторы проводят Google-опросы среди родителей и детей, чтобы, опираясь на их мнение, не только оправдать все ожидания, но и сделать летнюю досуговую площадку «Планета мира» такой, куда хочется вернуться.
В заключение необходимо отметить, что по завершении 4-недельной лагерной смены, каждый участник такой большой лагерной жизни, будь то педагог, куратор-вожатый, педагог-организатор, получили интересный, необычный и очень важный опыт дистанционной работы с детьми в летнем лагере. Этот опыт на данном этапе является востребованным и необходимым в современных реалиях жизни. По результатам опроса родителей и детей можем сделать следующие выводы.
- Дети — участники лагерной смены — стали более самостоятельными, не боятся проявлять инициативу, с удовольствием готовятся и участвуют во всех мероприятиях. Познакомились и нашли новых друзей, сплотились, стали более открытыми и эмоционально раскрепощенными.
- Режим работы лагеря способствовал формированию привычки начинать свой день с зарядки. Педагогами заложены основы правильного питания и соблюдения режима дня.
- В процессе участия в экологических, гражданско-патриотических, краеведческих и других акциях и мероприятиях, у ребят формируются такие качества личности, которые способствуют принятию правильных решений в повседневной жизни и помогут в дальнейшем социально адаптироваться в любых жизненных ситуациях.
Литература
- Болл А. и Б. Основы управления лагерем: Русское издание. — М.: НОУД, «Учебный центр «КОМПЬЮТЕРиЯ» — 2013. — 446 с.
- Арсенина Е.Н. Возьми с собою в лагерь: Игры, викторины, конкурсы, инсценировки, развлекательные мероприятия, 2007. — 183 с. (Серия: В помощь воспитателям и вожатым).
- Капырина Е.В. Сборник игр для работы вожатого: Методическое пособие. — М., 2014.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. В 4-х томах. — М.: ГЕНЕЗИС, 1998.