Технология измерения образовательных результатов обучающихся в детской фотостудии «PhotoGame» и онлайн-школе фотографии для детей в дистанционном формате

Ни для кого не секрет, что в России дистанционное образование, пусть даже в экспериментальном режиме, вводят в государственных образовательных учреждениях как альтернативное и/или дополнительное.

Данная статья поможет педагогам дополнительного образования, особенно связанным с преподаванием визуальных искусств, освоить новые методы работы, а также контроля и оценки своих учеников.

В настоящий момент статья особенно актуальна, потому что нам экстренно приходится погружаться в мир дистанционного общения с учениками, осваивать новые инструменты работы и новые ресурсы.

Н.С. Травкина,
педагог дополнительного образования и педагог-организатор,
основатель онлайн-школы фотографии для детей, фотограф,
основатель сообщества «Фотопедагоги России»
ГБОУ Школа № 1293
Москва, Россия.

По данным совместного исследования IT-холдинга TalentTech и онлайн-университетов «Нетология» и EdMarket, объем российского рынка онлайн-образования вырастет к концу 2023 года в 1,5 раза. Конец 2019 года — 38 млдр. руб., конец 2023 года — 60 млрд. руб. Тенденции очевидны. Стать частью этого огромного рынка, запустить свою онлайн-школу очень непросто.

В 2018 году мной была предпринята попытка открыть первую интерактивную школу фотографии для детей.

Данный опыт очень пригодился этой весной, когда пришлось срочно переходить на дистанционное преподавание.

Название школы — «PhotoGame» — было придумано для реализации игровой концепции обучения. Разработан четырехмесячный курс с шагом в неделю, где каждый понедельник на обучающую платформу выкладывались предварительно записанный видео-урок и домашнее задание.

Встал вопрос: как организовать обратную связь? Как измерить результат?

«Оценивание — непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели».

Я расскажу в статье о текущем, рабочем взаимодействии с учениками, о методах оценивания, о планируемых мной новых методиках контроля, не забывая при этом, что одним из важных показателей результата в обучении фотографии являются участие и победы в фотоконкурсах. В них мы тоже участвуем онлайн.

Google Drive, или Google Disc

Все фотографии по домашнему заданию ученик помещает в облачное хранилище Google Drive, или Google Disc.

Google Drive — это облачное хранилище для фотографий, видео-, аудиозаписей и других файлов. В каждом аккаунте Google бесплатно доступно 15 ГБ.

Можно использовать и другие облачные хранилища (Yandex, Mail, Dropbox и др).

Каждый ученик, создав свой аккаунт Google, создает папку на Google Disc со своим именем. Внутри этой папки создаются папки по неделям (см. Скриншот 1).

Скриншот 1. Папка ученика на Google Disc, структурированная по неделям

Ученик помещает свои фотографии в папку с номером нужной недели и отправляет ссылку учителю. Учитель может создать ярлык в своем аккаунте для оперативного доступа к папке с работами ученика.

Схема обратной связи

Открывая папку с фотографиями на Google Disc, учитель пролистывает фото поочередно, при этом в микрофон наговаривает свои комментарии по улучшению снимков и записывает свой экран с помощью программы OBS (см. Скриншот 2).

Данную запись можно выкладывать в чат Telegram, который организовывается заранее. Можно также загружать это видео на канал YouTube. Все ребята в потоке слушают и свои разборы, и чужие. Это очень полезно.

Скриншот 2. Видеоразбор

В деле преподавания фотографии очень важную роль играет подобная обратная связь — разборы фотографий.

И ее можно спокойно делать дистанционно, как видео, так и голосом, так и текстом!

Мессенджер Telegram

Мессенджер Telegram более универсален, чем Whatsapp, и обладает рядом преимуществ:

  • больший объем передаваемых данных (в т.ч. видео);
  • не сжимает качество изображений;
  • позволяет ставить хэштеги для быстрого поиска информации;
  • позволяет редактировать уже написанное и отправленное сообщение (часто люди нелепо опечатываются или хотят дополнить свою мысль уже после отправки);
  • позволяет передавать короткие видеосообщения.
Мессенджер Whatsapp

Более привычный мессенджер, тоже позволяет давать обратную связь. Можно голосом, но чаще я пишу текстовые комментарии с отсылкой к конкретному изображению (функция «ответ») — см. Скриншот 3.

Скриншот 3. Работа в Whatsapp

Данный мессенджер мы с ребятами используем для решения всех организационных вопросов. Также мы используем его при проведении мастер-класса онлайн «Здесь и сейчас».

Мастер-класс онлайн «Здесь и сейчас»

Подобные мастер-классы были отработаны по следующим темам:

  • «Автопортрет в 4-х стенах»;
  • «Натюрморт на кухне»;
  • «Flat Lay (плоская раскладка на столе)»;
  • «Still Life (современный натюрморт)».

Были использованы те темы, которые можно реализовать не выходя из дома.

Структура мастер-класса

1. На платформе Zoom ребята встречаются с педагогом, который объясняет материал, показывая примеры работ через «демонстрацию экрана» или непосредственно в камеру, дает задание и отвечает на вопросы. Все это занимает 40 мин. (см. Скриншот 4).

Скриншот 4. Работа на платформе Zoom. Мастер-класс

2. Ребята отправляются выполнять задание в течение определенного педагогом времени (15-30 мин.). Готовые фотографии участники мастер-класса отправляют в групповой чат Whatsapp.

3. Возвращаемся в ZOOM, и через демонстрацию экрана педагог делает видеоразбор. При этом необходимо, чтобы Whatsapp был установлен на компьютере. Фото не нужно предварительно скачивать, все видно из Whatsapp. (40 мин., см. Скриншот 5).

Скриншот 5. Работа на платформе Zoom. Демонстрация экрана. Окно Whatsapp

Таким образом, в пределах двух часов ребята получают теорию, практику и обратную связь.

Это нашло положительный отклик и среди родителей, которые находились рядом и сами загорались идеей сфотографировать «здесь и сейчас».

Платформа ZOOM

Zoom — сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения школьников (см. Скриншот 6). Организовать встречу может любой, создавший учетную запись. Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут с численностью участников не больше 100 человек.

Скриншот 6. Платформа Zoom: групповая конференция

Ученики могут заходить как с компьютера, так и с планшета, со смартфона. К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку или идентификатор конференции.

Мероприятие можно запланировать заранее, а также сделать повторяющуюся ссылку, то есть для постоянного урока в определенное время можно сделать одну и ту же ссылку для входа.

Платформа Zoom обладает большим функционалом. Чат, демонстрация экрана, комментирование, возможность для ученика «поднять руку» или отреагировать эмоционально, поставив эмоджи и многое другое.

Более того, всегда можно сделать запись видеосессии как на свой компьютер (загрузить затем на канал Youtube), так и в облачное хранилище.

Также имеется возможность прямой трансляции из Zoom на Youtube, правда с 20-30-секундной задержкой. Это позволяет масштабировать трансляцию и выходить за пределы ограниченной сотни человек. Таким образом в нашей школе было проведено масштабное мероприятие онлайн — Последний звонок.

Есть возможность делить учеников на пары (на комнаты) для индивидуальной работы, что иногда может пригодиться в процессе занятия.

Во время конференции можно назначить со-организатора, у которого будут такие же возможности, как и у организатора: включать и выключать микрофон у отдельных студентов, переименовывать и делить на комнаты.

Общаться и делать разборы фоторабот учеников стало удобно через Zoom, потому что всегда можно обратиться к автору и спросить, что же он хотел сказать этой фотографией? Можно подискутировать со всеми ребятами и выслушать мнение всех.

Идея создать «Круг изучения теории фотографии» (см. Рис. 1) пришла мне после прочтения трудов Й. Иттена. Уважаемый мною педагог придумал систему обучения, которую «упаковал» в так называемый «Круг Баухауза». «Круг изучения теории фотографии» создавался долго и претерпел несколько редакций. В его создании принимал участие М.Б. Гончаров, фотожурналист, преподаватель фотографии.

Мой «Круг изучения теории фотографии» дает понять, что в основе всего процесса фотографирования лежат идея, образ, форма, содержание снимка (центральный желтый круг).

Рис. 1. «Круг изучения теории фотографии»

Внешний красный круг доносит информацию о том, что изучать фотографию можно начинать, даже если у тебя есть только смартфон. Все принципы построения кадра и композиции одинаковы для любой техники.

И только синий сектор вынесен отдельно, где речь идет об экспонометрии и более детальном изучении техники съемки непосредственно на фотоаппарат.

Зеленый сектор отделяет большой блок знаний по «железу»: от штатива до светофильтров. Без него тоже невозможно двигаться в изучении искусства фотографии.

Круг изучения теории фотографии входит в обучающую Фототетрадь, работа над выпуском которой сейчас ведется.

Как данная методика может помочь преподавателю и ученику? Изучая тему за темой, ученик закрашивает цветными карандашами сектора, которые он освоил. Таким образом, и учитель, и ученик видят динамику. Как много освоено! Также подросток зрительно усваивает основные понятия и их взаимосвязь.

В результате работы над программой обучения сформировался и второй круг, который освещает спектр тем, связанных с «постпродакшном». То есть, что мы делаем с фотографией после ее получения: графические редакторы, бильдредактирование (отбор), формирование выставок, портфолио и т.п. То, без чего невозможно продвижение фотографа.

Данную систему может применить в своей программе любой педагог. Можно «упаковать» свои темы в круг, квадрат, треугольник и затем закрашивать по мере изучения.

«Дневник эффективности юного фотографа» (Таблица 1) учит подростка контролировать свою деятельность, наблюдать за собой, подводить итоги. Дневник позволяет выработать привычку фотографировать и уделять системно внимание занятиям фотографией, является своего рода мотиватором или «достигатором».

Таблица 1. «Дневник эффективности юного фотографа»

Помимо дополнительных занятий, у подростка есть и основные уроки, но если придерживаться простых правил тайм-менеджмента, можно все освоить и при этом быть успешным.

Так может выглядеть расписание эффективного юного фотографа (см. Таблицу 2) с занятиями по фото два раза в неделю.

Таблица 2. Расписание эффективного юного фотографа

«Если хочешь быть эффективным, — снимай, наблюдай, читай, слушай, ходи на выставки, участвуй в конкурсах. Заноси свои достижения в Дневник. Не забывай про Блокнот Идей, фиксируй туда любую, даже самую глупую идею относительно съемки или последующего применения фотографии», — такими фразами сопровождается глава Фототеради, где ученик должен фиксировать свой путь к достижению цели (см. Схему 1).

Схема 1. Обучение в студии «PhotoGame»

Любой педагог дополнительного образования может предложить ввести подобные «Дневники эффективности» для своих учеников.

Обратная связь в социальных сетях

Я пользуюсь всеми социальными сетями. Но в большей степени Instagram, который связан непосредственно с Facebook. Не так давно эти две платформы объединились. Instagram — это приложение для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети, позволяющее снимать фотографии и видео, применять к ним фильтры, а также распространять их через свой сервис и ряд других социальных сетей.

Instagram — лучшее место для публикации своих работ, для продвижения фотографа (см. Скриншот 7).

Скриншот 7. Публикация работ учеников в аккаунте Instagram преподавателя

Я подписана на аккаунты своих учеников, а они — на мой аккаунт @natalya_grass.

Почти ежедневно я публикую посты с анонсами мастер-классов, с событиями, которые происходят со мной, моими детьми и учениками. После наших уроков я выкладываю в Stories наши бэкстейджи (то, что происходит за кадром).

Хорошим инструментом оценивания и признания служит публикация фоторабот учеников в моем аккаунте. Существует возможность «отметить аккаунт» ученика.

В Stories и в ленте моего аккаунта мои подписчики видят работы ребят, и для самих ребят это гордость и мотивация. Таким образом, мы «рекламируем» друг друга.

Работа в дистанционном формате была единственно возможной в период пандемии и в случае с моими онлайн-учениками, которые находились в разных городах. Но, по моему мнению, можно продолжить применять эту практику в деятельности фотостудии, так как это может высвободить больше времени для реального общения с ребятами и практических сессий на обычных занятиях в оффлайн.

Видеоразборы требуют от педагога не только времени, но и вдохновения, потому что всегда важно найти правильные слова, чтобы дать конструктивную обратную связь и не задеть чувства ученика, направить его в нужное русло, мотивировать на дальнейшее творчество.

Да, мы не выставляем отметок, но мы хотим оценить каждое усилие ученика, каждую новую фотокарточку или просто стремление подростка развиваться как личность!

Литература и интернет-источники

  1. Хавелова Н.А. Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников / Н.А. Хавелова, Т.В. Меннибаева. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 41 (227). — С. 192-197.
  2. Иттен Й. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах. — Аронов, 2020. — 136 с.
  3. URL: http://neorusedu.ru/news/rossijskij-rynok-onlajn-obrazovaniya-ozhidaet-burnyj-rost (дата обращения: 07.07.2020).
  4. URL: https://www.google.com/intl/ru_ALL/drive/ (дата обращения: 07.07.2020).
  5. URL: https://zoom.us/ (дата обращения: 07.07.2020).
  6. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Instagram (дата обращения: 07.07.2020).

Добавить комментарий

Войти с помощью: