Спортивные бальные танцы в дистанционном формате – особенности и возможности

Статья посвящена вопросам организации учебно-тренировочного процесса юных танцоров в дистанционном режиме. Представленные данные носят эмпирический характер и получены в ходе работы с группами начинающих танцоров за период октябрь-декабрь 2020 года.

Методический материал может быть использован тренерами и педагогами как спортивных бальных танцев, так и других дисциплин при возникновении необходимости временного перевода учебного процесса в онлайн-формат.

Е.В. Ленская,
к.п.н.,
тренер-преподаватель по танцевальному спорту,
педагог дополнительного образования
Центр творчества «На Вадковском»
Москва

Организация работы

Наши обучающиеся занимаются спортивными бальными танцами в ГБУ ДО ЦТ «На Вадковском» города Москвы на базе ЦСПСиД «Измайлово». Возраст детей 6-14 лет. Все они являются действующими спортсменами и принимают участие в соревнованиях по массовому спорту, в основном, в категории одиночники («солисты»).

С переводом педагогического состава на удаленный режим работы с октября 2020 года учебно-тренировочный процесс был выведен в онлайн-формат. На начало учебного года в сентябре общая численность занимающихся в трех группах составляла 34 человека. Из них на дистанционное обучение вышли 24 человека. (На постоянной основе вышли — 19 детей, периодически — 5; а также присоединились 2 из тех, кто не выходил в сентябре, и 3 новых).

В результате бесед с родителями были выделены основные причины отказа от онлайн-занятий в наших группах:

  • мотивы к занятиям у детей или родителей не были связаны с тренировочной деятельностью или достижением результата;
  • отсутствие дома необходимых условий для занятий (помещение или техническое оснащение);
  • неготовность ребенка к взаимодействию «через экран», в том числе по причине усталости от такого вынужденного взаимодействия в период весенних ограничений 2020 года.

Платформой для проведения занятий мы выбрали Zoom — программу для организации видеоконференций, разработанную компанией Zoom Video Communikations. Причинами выбора стали: совместимость со многими операционными системами (Windows, macOS, Linux, Android, iOS) и возможность работать с различных устройств; доступность и простота в использовании (в наших группах самостоятельно могли подключиться и управлять рядом настроек дети от 7 лет и старше, шестилетним требовалась помощь старших); возможность одновременного подключения большого количества участников (до 100 устройств), а также возможность вести видеозапись занятий с последующим сохранением на устройство организатора. Кроме того, к осени 2020 года многие из детей уже имели опыт использования данной программы. Дополнительно нам понадобилось подключить к ноутбуку педагога веб-камеру с ручным управлением фокусировкой, так как встроенная камера используемого устройства давала недостаточно четкое изображение.

Особенности проведения дистанционных занятий по спортивным бальным танцам

Первый вопрос, волновавший родителей и педагогов — сможем ли мы продолжать заниматься спортом в новом формате или придется временно изменить форму, перейдя в русло оздоровительно-рекреативной физической культуры.

После трех месяцев занятий можно было уже утверждать, что бальные танцы как спорт и в новых условиях сохраняют свою яркую характерную особенность — стремление к достижению всё более высокого результата, качества [2]. Однако темпы такого роста, по всей вероятности, замедляются вследствие ограничения арсенала тренировочных средств и отсутствия соревнований. А основной задачей для многих спортивных клубов на этот период стало сохранение уровня общей физической и спортивной подготовленности.

Сложности работы в дистанционном формате

Организационные особенности дистанционного учебно-тренировочного процесса делают возможным усиление таких компонентов занятий как техническое совершенствование, теоретическая и тактическая подготовка. Однако в таком виде процесс представляется не вполне гармоничным, так как отсутствует заключительная синтезирующая фаза, подводящая обучающегося на основе всех звеньев его подготовки уже к целевым упражнениям, то есть максимально приближенным по форме и условиям исполнения к его выступлению на соревновании. Совершенствуя детали, мы разбираем танец, анализируем его, но не имеем возможности собрать в готовый «продукт», в первую очередь, по причине отсутствия места.

Существующий программно-методический материал для педагогов, работающих с танцорами, рассчитан на оптимальные, базирующиеся на научных основаниях и проверенные многолетней практикой условия работы со спортсменами. Он предполагает наличие учебно-материальной базы. Но условия у детей, занимающихся дома, даже при наличии специального инвентаря различны и при этом далеки от норм СанПиНа (это и освещение, и режим проветривания); различаются яркость экрана, качество и даже размер изображения. Последнее особенно важно при изучении деталей техники. В то же время появляется возможность, а иногда и необходимость, задавать домашние задания. Требования к таким заданиям заслуживают отдельного внимания, но основным можно назвать доступность (задание понятно юному танцору, его можно выполнить самостоятельно и оценить результат, домашняя работа не занимает много времени).

Еще одной острой проблемой в обучении танцам стала сугубо техническая особенность — задержка передачи звука на устройстве по сравнению с видеоизображением. В нашей дисциплине музыкальность исполняемого танца и точность воспроизведения его основного ритма являются критериями судейской оценки на соревнованиях: правила соревновательной деятельности предполагают, что соответствие двигательных действий танцора и ударов музыки по времени должно быть максимально точным [1]. Вот почему задачи музыкально-ритмической подготовки являются приоритетными при обучении танцам. В онлайн-формате на выбранной нами платформе у педагога нет возможности проверить качество исполнения элементов и фигур танца с точки зрения их соответствия звучащей музыке. Эту проблему удавалось решить только частично, переключая внимание танцоров со звуковых сигналов на световые: мы пробовали исполнять упражнения с ритмом, заданным при помощи фонарика. Такой способ не соответствует условиям соревновательной деятельности, однако помогает уделять внимание точности, ритмичности, распределению мышечных усилий во времени. Кроме того, многие упражнения и связки исполнялись под счет обучающихся.

Возможности тренировок в онлайн-формате

Ряд авторов уже отмечал положительные черты дистанционного обучения как удобной и гибкой формы работы [3]. В своей специфической тренировочной деятельности мы также отметили несомненные плюсы временной работы в новом формате:

  • камеры наших устройств и размеры экранов позволяют рассмотреть внимательно не всего преподавателя и его подопечного во время выполнения движения, а только отдельные звенья тела, таким образом, происходит фокусировка внимания юных танцоров и детальный анализ техники исполнения;
  • родители и дети отмечают высокий уровень концентрации внимания занимающихся, обусловленный целым рядом факторов;
  • появилась возможность у родителей и братьев с сестрами наблюдать за ходом занятия и принимать в нем посильное участие при условии, что это не мешает другим занимающимся;
  • больше технических возможностей: демонстрация фото, видео, таблиц и моделей (не всегда педагоги в зале имеют необходимое оснащение, либо на подключение техники нужно время);
  • инвентарь у детей «под рукой» — дома;
  • погодные условия и самочувствие родителей не влияют на посещаемость;
  • почти не ограничен объем аудитории: на занятия одних групп могут «приходить» обучающиеся других групп.
Корректировка учебного плана на период дистанционной работы

Новый формат работы потребовал внесения изменений в программно-методическое обеспечение учебного процесса. В качестве примера приведем учебно-тематическое планирование для работы с танцорами второго года обучения в привычном режиме в зале и в онлайн-формате (Таблицы 1 и 2). Содержание учебного плана не было изменено, но изменилось соотношение времени на разделы и внутри разделов. Так, в новой редакции больше времени отведено детализированному разучиванию элементов и тренингу на исполнение отдельных частей связок, при этом меньше времени стало отводиться на целостное исполнение упражнения (танца), в том числе на так называемых «прогонах».

Таблица 1
Учебно-тематический план, 2 год обучения
(3 раза в неделю по 2 часа), очный формат обучения

Таблица 2
Учебно-тематический план, 2 год обучения
(3 раза в неделю по 2 часа), дистанционный формат обучения

Перераспределено время между разделами «музыкально-ритмическая подготовка» и «Массовые танцы — диско, танцы-игры, авторская композиция». Причина — скорость передачи звука от одного участника конференции к другому отличается от скорости передачи изображения, что затрудняет контроль качества выполнения заданий под музыку.

Перераспределено учебное время между разделами «Специальная физическая подготовка» в пользу подразделов блока «Основы бальных танцев» («Базовая техника исполнения танца Медленный вальс», «Базовая техника исполнения танца Ча-ча-ча», «Базовая техника исполнения танца Самба» и «Базовая техника исполнения танца Квикстеп»), а также раздела «Общая физическая подготовка». Причина — отсутствие у обучающихся необходимого для исполнения конкурсных связок помещения.

На занятиях по темам, требующих парного исполнения элемента, используется инвентарь — игрушка, что позволяет контролировать позиции рук и направления движения относительно такого «партнера».

Частично изменилось на период дистанционного обучения соотношение методов обучения. Так, сократились возможности применения метода направленного прочувствования по причине отсутствия тактильного контакта педагога с обучающимися, но это не повлияло на применение данного метода с использованием специального инвентаря (гантели и утяжелители малого веса). Отсутствует метод непосредственной наглядности, он полностью замещен методом опосредованной наглядности. Использование метода срочной информации лимитировано особенностями техники занимающихся и педагога (скоростью Интернет-соединения). При этом неизменными остались словесные и практические методы (методы обучения двигательным действиям, методы воспитания физических качеств, соревновательный, игровой; рассказ, беседа, объяснение, инструктирование, комментарии, указания, подсчет).

В заключение отметим, что, несмотря на непривычность и некоторые технические трудности, временная работа в дистанционном режиме с юными танцорами может быть плодотворной и способствовать достижению поставленных перед спортсменами и тренером целей. Подтверждением этому явились достойные результаты выступлений, продемонстрированные танцорами сразу после возвращения к занятиям в зале. Однако новый формат работы требует от всех участников учебно-тренировочного процесса мобилизации сил, гибкости мышления, совместного поиска оптимальных решений.

Литература

  1. Ленская Е.В. Музыкально-ритмическая подготовка юных танцоров в спортивных танцах на этапе предварительной подготовки // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2014. № 5 (111). С. 87-90.
  2. Максименко А.М. Сущность соревновательно-достиженческой функции спорта // Олимпийские игры и современное общество: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (27-29 октября 2016 года) / Московская государственная академия физической культуры; ред.-сост. Ю.А. Фомин. Малаховка, 2016. С. 109-114.
  3. Юшаева П.А., Эльсанукаев А.Т. В чем проблема дистанционного обучения? Дистанционное обучение // Информационные технологии в образовании: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Грозный, 29 октября 2020 года. Махачкала: Чеченский государственный педагогический университет. 2020. С. 253-257.

Добавить комментарий

Войти с помощью: