«Электронная образовательная среда на Миусах» – объективный элемент цифровой среды

Сегодня мы все видим, как цифровой мир во все больших сферах дублирует привычный для нас, так называемый аналоговый, или оффлайн мир. Но онлайн-торговля, онлайн-образование, всевозможные онлайн-сервисы — это самодостаточные отрасли рынка. Такая реальность — результат процессов цифровизации. Цифровизация как ключевой тренд и ключевое явление современного мира оказывает влияние и на традиционное образование, а также на дополнительное образование как его элемент.

О.Н. Коровацкая,
и.о. директора
ГДОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи на Миуссах»
Россия, Москва

Сегодня мы все видим, как цифровой мир во все больших сферах дублирует привычный для нас так называемый аналоговый, или оффлайн мир. Онлайн-торговля, онлайн-образование, всевозможные онлайн-сервисы — это самодостаточные отрасли рынка. В мире существуют десятки брендов, которые функционируют только в электронной среде, например, магазин онлайн торговли Amazon, корпорация интернет-услуг Yandex, онлайн-школа mail.ru Geek Brains и т.д. Все они реальны только в Интернете. Такая реальность — результат процессов цифровизации. Цифровизация как ключевой тренд и ключевое явление современного мира оказывает влияние и на традиционное образование. А также на дополнительное образование как его элемент.

Традиционно занятия по дополнительному образованию проходят в оффлайн. Самая главная ценность этого формата — наличие контакта между ребенком и преподавателем. Во многом это заложено природой — старшие на практике обучают младших всем необходимым для жизни навыкам.

Однако меняющийся мир, процессы цифровизации, перехода отраслей в онлайн-среду вынуждают нас адаптироваться к этим изменениям и в области образования и воспитания детей. Здесь ощущение контакта между педагогом и ребенком формируется иными методами, а также компенсируется за счет иных преимуществ.

Традиционная образовательная система, как правило, органически следует за развитием цифрового пространства как за трендом. В системе образования и дополнительном образовании как ее части появляются элементы электронного и дистанционного образования, в некоторых случаях они выделяются в полноценные самостоятельные направления.

Но есть случаи, когда цифровизация сама задает новые тренды, становясь органичной средой для образования и воспитания детей. В частности, в мире зарекомендовали свою эффективность сетевые университеты, образовательные онлайн-платформы, онлайн-школы по разным отраслям, цифровые лекции и вебинары. Тот же YouTube, содержащий множество образовательных роликов, построенных по принципу ответов на вопросы как-то: «Как приготовить неополитанскую пиццу в домашних условиях?», «Как правильно лепить из пластилина?», «Как научиться отличать полезные грибы от ядовитых?», — выступает полноценной платформой дополнительных знаний и навыков, а также одной из самых доступных для большинства людей. Более того, эти знания во многом представляют собой контент, предложенный самими пользователями, они носят трансграничный характер, и сама платформа тоже трансгранична. По данным за 2019 год, просмотры на YouTube составляют более 1 миллиарда часов видеороликов в день; 1,9 млрд людей в мире пользуются YouTube; люди используют YouTube на 80-ти разных языках — социальная сеть понимает 95% населения планеты; это вторая по популярности социальная сеть в мире.[1] Эта статистика подтверждает безоговорочное влияние YouTube на мировую общественность, в том числе, в части своего образовательного контента.

Школьное и университетское образование в контексте дистанционного обучения и тренда цифровизации — это отдельные вопросы, и я их в данной статье затрагивать не стану. Что касается дополнительного образования детей, которое в большей степени направлено на раскрытие талантов ребенка, углубленное изучение отдельных дисциплин, углубленное развитие тех или иных навыков, актуальность добавления к оффлайн-формату цифрового измерения дополнительного образования становилось очевидным. Ряд факторов из практики Дворца творчества детей и молодежи на Миусах указывали на эту необходимость. Вот основные:

  1. Многие дети приезжают на наши занятия даже из Подмосковья. Им не всегда было удобно приезжать, а пропускать занятия не хотелось.
  2. Мы заметили, что детям интересно некоторые занятия проходить повторно, а часто и с родителями, дома, в атмосфере своей семьи.
  3. Даже для офлайн-занятий педагоги сами все больше обращались к инструментам онлайн: предварительно направляли теорию, использовали на занятиях фрагменты видео, онлайн-тестирование.

В этой связи в начале 2019-2020 учебного года Дворец творчества детей и молодежи на Миусах начал разрабатывать и тестировать самостоятельную, независимую онлайн-платформу «Электронная образовательная среда на Миусах». Несколько месяцев назад она была успешно запущена в работу.

Занятия проходят в дистанционном и электронном форматах по основным программам, которых насчитывается более 150. За полтора месяца работы на платформе зарегистрировалось более 30 тысяч уникальных пользователей. Это не только москвичи, с которыми Дворец творчества детей и молодежи на Миусах работает в традиционном формате, но и дети из других регионов России, а также из стран Европы, Казахстана, Японии, Аргентины, США, Китая и др.

Главный принцип работы платформы «Электронная образовательная среда на Миусах» — разделение занятий на дистанционный и онлайн-форматы. Блок работы, подходящий для самостоятельного изучения, доступен обучающимся дистанционно в специальных файлах, предлагаемых к занятию. Эти материалы готовят педагоги, записывают видео. В онлайн-формате педагог отрабатывает с детьми практическую составляющую, поправляет их, общается с ребенком, отвечает на «живые» вопросы, максимально создает эффект присутствия и живого контакта. Мы интегрировали в нашу платформу основные варианты практики дистанционного и онлайн-общения. Поскольку Дворец творчества детей и молодежи на Миусах работает с детьми, в занятиях на онлайн-платформе мы сохранили элемент игры. Например, на занятиях по 3D-моделированию дети создают трехмерные модели любимых животных. А на занятиях по скульптуре лепят из теста Колобка и других сказочных персонажей.

Важное преимущество электронной платформы — заложенный в нее специальный алгоритм, позволяющий собирать и в автоматическом режиме обновлять портфолио каждого обучающегося. А на основе этих данных, обработанных системой, есть возможность выйти на индивидуальную траекторию обучения для детей, обеспечивая востребованный индивидуальный подход к ее реализации.

Дистанционный формат в очень доступной форме дает детям возможность выбора интересного лично для себя направления. Несколько кликов на компьютере — и ребенок пробует себя в творчестве, языках, естественных науках, спорте или в одной из рабочих профессий. После этого он может выбрать то, чем хотел бы продолжить заниматься. И это уже его самостоятельный выбор, основанный на личном опыте, а не просто на представлении о предмете занятия или чьем-то мнении. Уметь выбирать — это, кстати, сам по себе очень важный навык.

Дистанционный формат развивает у детей также важные навыки из категории soft skills: умение учиться самостоятельно, искать и анализировать информацию, эффективно распределять день, ценить время оффлан-встреч с преподавателем и уделять время практической самостоятельной работе и вопросу-ответу. Он удобен с точки зрения планирования времени. А в случае необходимости материал можно прослушать повторно.

Общемировой тренд на переход в диджитал — это не будущее, это настоящее. Я уверена, что многие методики и подходы из области дистанционного и электронного обучения будут все больше и больше становиться неотъемлемой частью традиционного образовательного процесса.

И в заключение, обозначая главное, хочу процитировать В.А. Сухомлинского: “Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант — значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства”.[2]

Литература

  1. Статистика YouTube 2019. Инфографика. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://exlibris.ru/news/statistika-youtube-2019-infografika /
  2. Сухомлинский В.А. Избранные произведения. В 5 т. — К., 1980. — Т. 5. — С. 102.

[1] Статистика YouTube 2019. Инфографика. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://exlibris.ru/news/statistika-youtube-2019-infografika.

[2] Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. — К., 1980..- Т. 5. — С. 102.

Добавить комментарий

Войти с помощью: