Формы проведения дистанционных занятий с дошкольниками по комплексной развивающей программе творческого объединения «Непоседы»

В статье представлен опыт работы с дошкольниками по организации и проведению дистанционного обучения. Автор проводит сравнительный анализ применения новых методических приемов в обучении с детьми, подробно описывает направления деятельности педагога-организатора с педагогами, работающими по программе комплексного развития детей и их родителями.

В.В. Баранова,
педагог-организатор высшей категории,
педагог дополнительного образования высшей категории,
МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»,
Россия, Московская обл., г.о. Королев

Объединение творческого и интеллектуального развития «Непоседы» было создано в Центре развития творчества детей и юношества коллективом педагогов для обучения и комплексного развития детей дошкольного возраста. Обучение реализуется по двум направлениям деятельности, нацеленным на интеллектуальное и творческое развитие дошкольников. Содержание программы включает образовательные модули, обучение по которым обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольного возраста.

Организацией обучения занимаются высококвалифицированные педагоги, которые проводят занятия в соответствии со спецификой преподаваемой дисциплины. Современные мировые достижения в цифровых, компьютерных технологиях ставят для педагогов новые информационные задачи и открывают возможности в обучении дошкольников в дистанционном формате.

Необходимо отметить, что ведущей деятельностью дошкольного периода является игра. Сюжетно-ролевая игра — особая форма освоения действительности ребенком. В ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами, создающими простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Развивается речь: интенсивно растет словарный запас, развивается звуковая сторона и грамматический строй речи. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, аналитическим. В условиях дистанционного обучения перед педагогами встала следующая задача: как сохранить близость общения с ребенком, находясь друг от друга на удалении? Как сохранить «мостик общения и познания мира» в игре?

Чтобы процесс обучения был непрерывным, мы выделили необходимые условия, которыми руководствуются родители для организации работы детей в формате дистанционных занятий с педагогами:

  • наличие технического оборудования (компьютер, планшет) у обучающихся;
  • наличие печатных учебных пособий и художественных материалов для творческих занятий;
  • необходимость присутствия родителей рядом с детьми, чтобы вовремя организовать связь с педагогом.

В коллективе педагогов, работающих по комплексной программе, мы определили необходимые качества, навыки и умения, которыми должен обладать педагог, работающий дистанционно с детьми:

  • умение работать на платформах Zoom и Skуpe;
  • владение программами фото- и видеоредакторов;
  • умение быстро перестроить свою деятельность в зависимости от ситуации и работать оперативно;
  • наличие технического оборудования у педагогов для съемки видеоурока.
  • умение дистанционно работать с родителями и детьми, используя мессенджеры и другие виды связи;
  • умение работать в команде.

Для слаженной дистанционной работы с детьми коллектив педагогов разделил между собой деятельностные позиции и ряд определенных должностных обязанностей, что связано со спецификой комплексной программы (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Специфика комплексной программы

Каждый модуль является законченным этапом обучения и в то же время — основой для дальнейшего развития ребенка. Используя на занятиях игры, пальчиковую гимнастику, групповые тренинги, дети в свободной и непринужденной форме осваивают предметы: «Математика» и «Русский язык», формируют умения и навыки в лепке, рисовании, фольклоре и подвижном фитнесе. Такая модель организации занятий помогает ребенку успешно адаптироваться к школе. Объединение «Непоседы» посещает более 70-ти детей дошкольного возраста. В дистанционном формате количественный показатель обучающихся по программе не снизился. При этом по данным проведенного анкетирования родителей и на родительских собраниях, организованных руководителем творческого объединения «Непоседы» на платформе ZOOM, выяснилось, что были отмечены сложности в организации дистанционного обучения дошкольников:

  • недостаточно хорошее техническое оснащение у детей;
  • возрастные особенности детей, требующие большего внимания и помощи со стороны родителей, чтобы суметь организовать усидчивость за компьютером и дисциплину ребенка;
  • сложности для родителей в организации занятия без непосредственного контакта ребенка и педагога, которые ведут к снижению мотивации к осуществлениюучебной деятельности;
  • ограниченная обратная связь педагога с детьми.

Поэтому были предприняты меры с обеих сторон по устранению причин, которые мешают успешному освоению данной программы.

Был разработан план организации учебного дня руководителя объединения «Непоседы» с педагогами (см. Таблицу 2).

Таблица 2. План организации учебного дня руководителя и педагогов

По итогам первых результатов выполнения дистанционных заданий детьми и обратной связи с родителями было решено проводить занятия в оффлайн-режиме. Выделим ниже методические приемы и формы работы педагогов.

Педагоги заблаговременно записывают свои уроки на видео или делают видеопрезентацию. Затем руководитель объединения через мессенджеры или телефон общается с родителями, узнает о возникших трудностях и получает фотографии результатов занятий и домашней работы. Происходит рассылка выполненных домашних заданий по педагогам объединения. Далее происходит личное обсуждение с каждым педагогом и корректировка учебных действий на основе полученных результатов. В конце недели проводится онлайн собрание с педагогами, где подводятся итоги деятельности за неделю, обсуждение острых вопросов и принятие решений для улучшения качества дистанционного обучения.

Таким образом, дошкольники смогли успешно завершить обучение по всем предметам комплексной программы. Активно участвовали в организованных дистанционных мероприятиях. По отзывам родителей и фотографиям выполненных заданий можно говорить об успешном дистанционном опыте работы.

По проведенному анкетированию можно сделать ряд выводов.

Дистанционный период показал высокую динамику в обучении дошкольников. Благодаря своевременному и постоянному контролю со стороны педагогов и при поддержке и помощи родителей состоялось 100-процентное освоение целей программы и достижение высоких результатов. При этом отмечается повышение интереса к обучению у дошкольников как новому и необычному виду деятельности. Родители проявляли заинтересованность и активное участие в организации обучения детей. Педагоги смогли более детально оценить свою деятельность.

Хотелось бы ниже привести пример отчета о дистанционной работе в объединении «Непоседы» за неделю.

Отчет о дистанционной работе в объединениях по программам комплексного развития дошкольников «Непоседы» с 6 по 10 апреля 2020 года

На этой неделе в объединениях «Непоседы» и «Совята» прошли дистанционные занятия по разным предметам.

1. По предмету «Математические ступеньки» дети с родителями просмотрели видеоуроки с педагогом Гордеевой Л.А. и научились решать задачи, познакомились с отрезками. Видео 1, Видео 2.

Детям нужно выполнить домашнее задание в печатных пособиях по Бортниковой и Узоровой.

2. По предмету «Грамота» дети с родителями посмотрели видео уроки с педагогом Волчковой Е.Д. и узнали много нового о пословицах и словах-действиях, а также разгадали слова с перепутанными буквами. Видео 1, Видео 2.

В домашнем задании дети должны прочитать стихотворение и вернуть слово в пословицу.

3. По предмету «Детский фитнес» дети продолжают выполнять упражнения с гимнастической палкой и мячом по видеоуроку с педагогом Сверчковой С.Н. Видео.

Домашним заданием было выполнение упражнений.

4. По предмету «Инфошка» с педагогом Закарян Ш.А. детям было предложено выполнить в программе Paint рисунок по образцу

5. По предмету «Психологические ступеньки» с педагогом Богдановой Т.Б. нужно выполнить с помощью родителей задание на развитие логического мышления, внимательности и воображения.

Домашним заданием было продолжить тему без опоры на рисунок, например, «Видны 6 ножек. Сколько жуков?». Также нужно было повторить временные понятия.

6. По фольклору с педагогом Исаевой Е.В. дети повторяют песню о Космосе и песню про Комарика

7. По предмету «Лепка» с педагогом Ахрометовой Е.Н. дети отправились в видеоуроке в космическое путешествие, где должны были построить свой корабль с космонавтом и питомцем. Видео.

8. По предмету «Окно в природу» с педагогом Волчковой Е.Д. дети посмотрели видеоурок о минералах и получили домашнее задание: нарисовать минерал и правильно разместить животных в свои природные зоны. Видео.

9. По предмету «Акварелька» дети с педагогом Барановой В.В. учились рисовать одуванчик в различных техниках. Видео.

Дополнительные видеоматериалы:

Литература и интернет-источники

  1. Авраамов Ю.С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. — 2004.
  2. Абдуллаев С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. — 2007.
  3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008.
  4. Васильев В. Дистанционное обучение: деятельностный подход // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2014.
  5. Федина Н.В., Бурмыкина И.В., Звезда Л.М., Пикалова О.С., Скуднев Д.М. Дистанционные образовательные технологии в системе дошкольного образования: научные подходы и перспективы развития. Статья по специальности «Науки об образовании»: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnye-obrazovatelnye-tehnologii-v-sisteme-doshkolnogo-obrazovaniya-nauchnye-podhody-i-perspektivy-razvitiya/viewer.

Добавить комментарий

Войти с помощью: