Проект «Картинная галерея в детском саду» как эффективный формат музейной педагогики

Музейная педагогика – образовательный ресурс, ориентированный на формирование у детей и подростков духовно-нравственных ценностей, основ визуальной и художественной культуры, навыков общения с музейной средой, межличностной коммуникации при знакомстве с музейными объектами. В статье представлено описание проекта «Картинная галерея в детском саду», как одного из форматов музейной педагогики, направленного на решение задач социального, нравственного и личностного воспитания дошкольников.

Г.Н. Гуска,
педагог дополнительного образования

Е.В. Никандрова,
воспитатель

ГБОУ «Школа № 201
Ордена Трудового Красного Знамени
имени Героев Советского Союза
Зои и Александра Космодемьянских»
г. Москва

Одним из новых и актуальных направлений современного дошкольного образования является музейная педагогика [6; 8]. Музей – это особое специально организованное пространство дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ), способствующее расширению кругозора ребенка и взрослого, повышению их образованности через приобщение к вечным ценностям. Организация на базе дошкольного отделения ГБОУ «Школа № 201 Ордена Трудового Красного Знамени имени Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских» (далее – ДО Школы, Школа) музея «Ах, вернисаж! Ах, вернисаж!»(далее – Проект) изначально была ориентирована на решение задач социально-личностного, нравственного и духовного воспитания подрастающего поколения.

Проблема, на решение которой направлена реализация Проекта

Согласно Федеральному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из структурных единиц содержания программ дошкольного образования является область художественно-эстетического развития, которая «предполагает развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства», в том числе и изобразительного, «формирование элементарных представлений о видах искусства», самостоятельную творческую деятельность детей [9].

В связи с этим дошкольным учреждениям необходимо использовать новые формы организации образовательного пространства, способствующие приобщению дошкольников к национальному и мировому художественному наследию; проектированию занятий, направленных на воспитание и развитие творческих способностей детей с учетом индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка.

При использовании музейной педагогики необходимо учитывать следующие принципы: наглядность, доступность, содержательность, гуманизм, поощрение детской активности при восприятии и др.

Таким образом у обучающихся формируется целостное представление об истории искусства, возникает интерес к музеям и выставкам, развивается воображение, появляется эмоциональный отклик.

Актуальность проекта

Современные дети погружены в мир компьютерных игр, их родители не всегда могут найти время для полезных занятий с ребенком, а на посещение художественных выставок тем более. Поэтому педагоги ДО Школы решили создать атмосферу музея «рядом с детьми» и погрузить их в мир красоты и ярких красок. Актуальность данного Проекта определяется необходимостью приобщения сегодняшнего поколения дошкольников к изобразительному искусству.

Инновационность Проекта

Проект «Картинная галерея в детском саду» основан на интеграции репродукций произведений отечественных живописцев в развивающую предметно-пространственную среду образовательной организации с целью амплификации (обогащения) развития детей дошкольного возраста.

Новизна Проекта: инициирование, апробация и экспертиза, трансляция инновационных практик ознакомления и активных форм приобщения детей дошкольного возраста к изобразительному искусству.

Цель Проекта: погружение детей дошкольного возраста в мир изобразительного искусства через активные формы его освоения.

Задачи Проекта:

  • познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией «художник» и основными жанрами изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, историческая живопись);
  • расширять общий кругозор дошкольников через знакомство с творчеством великих русских художников;
  • формировать представления детей о роли изобразительного искусства в жизни человека;
  • учить детей рисовать в различных жанрах;
  • формировать представления детей о музейной деятельности, стимулировать их интерес к музеям, выставкам;
  • воспитывать у дошкольников эстетический вкус, духовно-нравственные ценности и патриотизм.

Формы реализации Проекта: экскурсии в музей в детском саду, музеи и выставки города; беседы, совместная деятельность; продуктивная деятельность.

Участники Проекта: педагоги (воспитатели, музыкальный руководитель), воспитанники ДО Школы (возрастная группа обучающихся с 6 до 7 лет), родители и заинтересованные представители общественности.

Условия реализации Проекта:

  1. комплексный интегративный подход в содержании и организации образовательной деятельности;
  2. наличие необходимого уровня компетенций педагога в области изобразительного искусства;
  3. разнообразие и системность наглядно-дидактических и методических материалов по художественно-эстетическому воспитанию;
  4. сотрудничество педагогов ДО Школы с семьей и социумом.

Принципы реализации Проекта:

  • учет возрастных особенностей детей;
  • доступность материала;
  • постепенность его усложнения.

Локация Проекта: музей картин «Ах, вернисаж! Ах, вернисаж!» располагается на лестничном марше ДО Школы.

Планируемые результаты реализации Проекта:

  1. В соответствии с возрастом у детей:
  • сформированы основы художественной культуры;
  • развито эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира, наблюдательность, зрительная память, ассоциативное мышление, художественный вкус и творческое воображение;
  • выработаны коммуникативные навыки;
  • сформирован стойкий интерес к творчеству.
  1. Повышен уровень профессионального мастерства педагогов через организацию педагогического поиска и реализацию инновационных форм работы.

Список литературы:

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. 127 с.
  2. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2003. № 6. С. 57–67.
  3. Голубцова Т.П., Абдульманова Л.В. Управление процессом развития у дошкольников восприятия произведений живописи // Инновационная наука. 2016. № 11–2. С. 169–171.
  4. Ильяшенко М.В. Развитие описательной речи старших дошкольников в процессе организации восприятия ими жанровой живописи // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 5/6. С. 117–119.
  5. Нестерова Д.А. Художественное воспитание старших дошкольников средствами живописи // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. Т. 2, № 34. С. 132–135.
  6. Ожогова Ж.В., Путилова Ж.И., Хомченко Е.А. Развитие творческой личности дошкольника посредством синтеза музыки и живописи // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2018. № 1. С. 73–76.
  7. Сенатова Н.И. Музейная педагогика как новое направление воспитательной работы со школьниками // Вестник науки. 2024. Т. 1. №. 5. С. 366–369.
  8. Шляхтина Л.М. Музейная педагогика: Учебно-методическое пособие. СПб.: СПбГИК, 2021. 60 с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.

Добавить комментарий

Войти с помощью: