Переход на дистанционное обучение: опыт ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара

Переход на дистанционное обучение поставил много вопросов перед управленческой командой ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара. В короткие сроки надо было обучить педагогов новым информационным технологиям и определить формы и методы дистанционного обучения. Кроме этого, необходимо было узнать педагогические методы и приемы, которые повысят продуктивность онлайн-уроков. Организация дистанционного образования потребовала привлечения специалистов различных профессий: педагогов, методистов, специалистов, занимающихся технической поддержкой образовательного процесса.

И.А. Буянкина,
заместитель директора по качеству образования

Д.А. Кабаченко,
заместитель директора по воспитанию,
социализации и безопасности образовательного процесса

Е.М. Молчанова,
заместитель директора по содержанию образования
и конвергенции образовательных программ

Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования города Москвы
«Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара»,
Москва

Как эффективно проводить занятия в дистанционном формате? Как правильно организовать дистанционное обучение? Какие образовательные порталы использовать?

Мы начали с того, что изучили правовую базу дистанционного обучения. Его регулирует Закон «Об образовании в российской федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ» и Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Опубликовано на портале Минпросвещения России: 20 марта 2020 года). Для проведения дистанционного обучения во Дворце было разработано «Положение об организации дистанционного обучения». В Положении регламентируется порядок организации дистанционного обучения и порядок оказания методической помощи педагогам и проведение итогового контроля по окончании реализации образовательных программ. Расписание учебных занятий осталось прежним, с учетом обучения детей в школе. Все обучающиеся и их родители были проинформированы о продолжении обучения в дистанционном формате.

С 16 марта по 22 марта технические специалисты провели серию занятий по теме «Microsoft Teams как платформа для организации дистанционного и электронного обучения в ГБОУДО ДТДиМ имени А.П. Гайдара» для всех сотрудников Дворца.

С 23 марта все образовательные программы Дворца имени А.П. Гайдара были переведены на обучение детей с применением дистанционных образовательных технологий на платформе Microsoft Teams, а это более 800 групп-команд детей. Родителям (законным представителям) были разосланы логины и пароли от личных кабинетов на платформе Microsoft Teams. Дистанционное обучение потребовало владения новыми компьютерными технологиями, поэтому очень часто возникали вопросы: как от педагогов, так и от родителей. Было принято решение проводить консультации технических специалистов по вопросам дистанционного обучения постоянно в течение рабочей недели. Для профессионального взаимодействия педагогов создавались педагогические сообщества команд в Teams.

Дистанционное обучение — это взаимодействие педагога и обучающегося между собой на расстоянии и отражающее все присущие учебному процессу компоненты: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения, реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Это и определило индивидуальный вектор совершенствования педагогов в области дистанционного обучения: знать педагогические технологии и средства телекоммуникации, владеть навыками презентации учебного материала, предоставлять новый материал, задавать вопросы и организовывать групповое и индивидуальное обучение. Педагоги стали активными участниками онлайн-вебинаров и профессиональных курсов.

Обучающиеся объединяются в профессиональные учебные сообщества, где создается безопасная среда для совместного обучения. В таком формате стали работать более 800 детских объединений различной направленности. Это и кружки художественного творчества, и естественнонаучные программы, техническое творчество, социально-педагогические программы и даже физкультурно-спортивная направленность и туризм. Вариантов работы может быть много, но всех их объединяет то, что во время занятий педагог выходит на видеосвязь и в режиме реального времени проводит занятие, представляет материал по теме, показывает, как сделать проект, например, собрать робота или нарисовать картину. Ребята имеют возможность работать в необходимом для них темпе и в удобное для них время, самостоятельно чередовать занятия и отдых, что снижает переутомление. Всегда можно повторить учебный материал, При дистанционном обучении учитывается, что педагог работает в нескольких информационных потоках: от группы к педагогу, от педагога к группе, от ученика к группе, от группы к ученику.

Созданная удобная дистанционная среда позволила использовать различные образовательные технологии: синхронные учебные системы онлайн в реальном времени, асинхронные системы обучения оффлайн, смешанные системы обучения онлайн и оффлайн.

Появились новые функции у родителей (законных представителей): они имеют возможность наблюдать и контролировать занятия, облегчается взаимодействие между родителем и другими участниками образовательного процесса.

Объективные трудности организации дистанционного процесса не смогли помешать нашим педагогам создать свой неповторимый онлайн-педагогический стиль. Каждый из них внес личный вклад в доступность качественного дополнительного образования через саморазвитие, приобретение ультрасовременных навыков. Дополнительное образование в период самоизоляции стало еще более популярным.

Продолжают реализовываться и городские проекты: комбинированные программы в рамках проекта «Профессиональное обучение без границ», когда обучающиеся получают рабочую специальность еще будучи школьниками.

В нашем Дворце в дистанционном режиме продолжаются подготовка и по программам WorldSkills: инженерный дизайн, конструирование квадрокоптеров, электроника, ремонт и обслуживание легковых автомобилей, инженерия космических систем, робототехника, информационные кабельные сети, ветеринария и лабораторный медицинский анализ. Наша организация по собственной инициативе перешла на дистанционное обучение для старшего поколения на период карантина. Все преподаватели общаются со своими группами в мессенджерах: выкладывают видеоуроки, проводят прямые эфиры, высылают домашнее задание и репетируют. Самые юные наши воспитанники из групп кратковременного пребывания тоже не обделены вниманием своих воспитателей. Каждый день педагог записывают видео-зарядку, занимательные упражнения по технике речи, рассказы по картинкам и изготовление поделки своими руками. При дистанционном режиме мы активно используем ресурсы «Московской электронной школы», педагоги дворца являются разработчиками контента МЭШ и выкладывают свои уроки по разным темам, например, по финансовой грамотности, иностранному языку, программированию, математике, художественному творчеству, футболу, плаванию, классической хореографии и многим другим дисциплинам. Только за период самоизоляции в разработке находятся более 260 сценариев занятий.

Дворец творчества является оператором по реализации деятельности Московского регионального отделения Российского движения школьников. И в режиме самоизоляции деятельность Московского регионального отделения РДШ также перешла в дистанционный формат. За прошедшее время дистанционной работы Московское региональное отделение РДШ провело для столичных школьников более 350 видов активности в рамках онлайн-марафонов, онлайн-смен и квестов. Каждый марафон проводился как в формате онлайн (то есть в прямом эфире), так и в формате оффлайн (когда дается какое-либо задание, и дети его выполняют в удобном для себя режиме). Все трансляции проводились в группе РДШ Москва и Дворца творчества ВКонтакте. Всего за 8 недель (9 еще не посчитали) онлайн-активностями охвачено 149 546 участников из 176 городов.

Дополнительное образование Дворца творчества создает мотивацию к обучению и повышает настроение даже в период самоизоляции.

Литература и интернет-источники

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. https://docs.edu.gov.ru/document/26aa857e0152bd199507ffaa15f77c58/

Добавить комментарий

Войти с помощью: