Дистанционное обучение: риски и новые возможности

В статье обобщен и представлен практический опыт организации дистанционного обучения в образовательной организации дополнительного образования.

П.Н. Рубен,
заместитель директор по УВР

М.Я. Владимиров,
педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Городской Дворец детского (юношеского) творчества имени Н.К. Крупской»,
Новокузнецк, Россия

Среди задач, которые стоят перед системой образования на федеральном уровне — «создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» [1].

Использование элементов дистанционного обучения стало достаточно распространенной практикой, в том числе и в системе дополнительного образования. Однако, противоречивое отношение к цифровизации тормозило процессы ее развития.

Часто педагоги высказывают мнение о том, что истинная ценность дополнительного образования — во взаимодействии, живом общении, творческой деятельности, происходящей «здесь и сейчас», которую невозможно воссоздать с помощью экрана компьютера.

Действительно, дополнительное образование — это сфера, где происходит формирование и развитие способностей обучающихся, удовлетворение их потребностей в занятии различными видами деятельности, их социализация и адаптация к жизни в обществе [2].

Сложная эпидемиологическая ситуация внесла свои коррективы и дала повод пересмотреть отношение к дистанционному обучению. В связи с невозможностью посещения детьми образовательных организаций дистанционный формат стал единственным путем для педагогов продолжить процесс обучения. Пришло осознание, что наш мир — настолько хрупкая и изменчивая система, что цифровизация образования должна и будет развиваться. Какие новые возможности это нам дает? Возможно ли полноценное и качественное дополнительное образование в дистанционном режиме? Какие риски с этим связаны?

Дворец творчества имени Н.К. Крупской города Новокузнецка с 2013 года работает как региональная инновационная площадка по отработке моделей электронного и дистанционного обучения, реализуя третий проект. Мы представим свою позицию в ответе на поставленные непростые вопросы в контексте семилетнего опыта работы, а также проанализируем общие тенденции на уровне нашего региона — Кемеровской области.

По итогам видеоконференции «Лучшие практики организации дополнительного образования детей в условиях режима повышенной готовности», организованной Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области, можно резюмировать следующее.

Дистанционное обучение в условиях организаций дополнительного образования Кузбасса организовано в следующих формах:

  • индивидуальные или групповые занятия в режиме online;
  • индивидуальные занятия в режиме offline путем предоставления учебных материалов и заданий с использованием: образовательных платформ, социальных сетей, медиа, мессенджеров, электронной почты;
  • комбинированное использование online и offline режимов.

Так же, как традиционное, дистанционное обучение включает изложение учебного материала, практические задания и упражнения, контроль освоения учебного материала, обратную связь с обучающимися. Содержание учебных материалов разрабатывается педагогами в соответствии с темами реализуемой дополнительной общеобразовательной программы, календарным учебным графиком.

Учебные материалы предоставляются педагогами в следующих формах: электронные образовательные ресурсы и курсы, видеозанятия, электронные диагностические материалы (тесты, опросники, анкеты, задачники, ориентированные на контроль освоения обучающимися программы).

Контроль освоения учебного материала, обратная связь с обучающимися, в основном, осуществляется в таких формах, как размещение в сети Интернет фото- и видеоотчетов, анализ результатов выполнения обучающимися заданий на основе электронных диагностических материалов.

Рассматривая общие тенденции организации дистанционного обучения в учреждениях дополнительного образования Кузбасса, хотелось бы отметить, значительное разнообразие форм работы, творческую подачу содержания учебного материала, которые характерны для дополнительного образования во всех направленностях. На многочисленных фотографиях и видео по итогам дистанционного обучения можно увидеть, что дополнительное образование — все тот же живой, яркий и красочный мир, независимо от формата, в котором оно осуществляется.

Но, с позиции управления, важно проанализировать те риски, которые связаны с процессом перехода на дистанционное обучение. Мы выделили риски на основе собственного опыта и проведенных исследований и предлагаем возможные способы их минимизации.

Первое, что может затруднить процесс дистанционного обучения — отсутствие у обучающихся специального учебного оборудования или доступа к нему. Так, например, в процессе дополнительного образования могут использоваться наборы конструкторов Lego, Cuboro, технические наборы для занятий робототехникой, интерактивное оборудование и многое другое. Не у каждого обучающегося дома окажется все, что необходимо для занятий. Поэтому педагогам необходимо продумать и обозначить перечень необходимого оборудования и материалов для занятий, а также представить особенности организации рабочего места обучающегося на начальном этапе.

Педагоги Дворца творчества имени Н.К. Крупской предложили обучающимся альтернативу. Например, для занятий по инженерному конструированию успешно применяется виртуальный конструктор Cuboro. Виртуальный Lego-конструктор также может использоваться. Но, чаще такие занятия организуются как конструирование с домашними наборами на основе видео-заданий, предлагаемых педагогом, поскольку в Lego -конструировании важно не только развитие структурно-логического мышления, но и мелкой моторики.

Школа интеллектуального развития «Уникум» Дворца творчества работает на основе программной системы для изучения азов программирования «ПиктоМир». Это — идеальная среда для пропедевтики изучения алгоритмических языков. Для изучения ментальной арифметики применяется онлайн-платформа с красочными тренажерами с настраиваемыми параметрами для каждого обучающегося «Mindskills»..

Педагог мастерской начального технического моделирования, предоставляя обучающимся практическое задание по построению модели, продумывает и обозначает, какими доступными подручными материалами можно пользоваться при его выполнении. В том числе: пенопласт, картон, пенополистирол — то, что есть почти в каждом доме. Учитывая, что процесс обучения сопровождается интересным видео, мультимедийными материалами, удаленным взаимодействием с педагогами, познавательная составляющая является полноценной. Хотя, возможно, сильной стороной такого обучения, относительно технического творчества, не будет отработка практических навыков.

Вторым риском при переходе на дистанционный режим может быть снижение учебной мотивации обучающихся. Ведь мотивация может быть не только направлена на стимулирование познавательных компетенций, связанных с содержанием учения, но и социальных, связанных с общением учеников друг с другом и педагогами.

Стимулирование мотивации является важной задачей педагога, в том числе и в процессе дистанционного обучения. Для того чтобы повысить мотивацию обучающихся, необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности. Если учебный материал будет однообразным, либо педагог только предлагает задания и требует их выполнения, обучающиеся быстро потеряют интерес к обучению.

Для организации процесса дистанционного обучения педагогами Дворца творчества им. Н.К. Крупской используются все возможные средства и методы. Создано более 60-ти виртуальных сообществ и групп, личных страниц и сайтов педагогов, применяется более 30-ти образовательных виртуальных платформ. Официальный сайт Дворца творчества содержит встроенные электронные обучающие ресурсы, в том числе интерактивные задания, которые объединены в каталоге электронных образовательных ресурсов.

Для сохранения мотивации обучающихся важен принцип соревновательности, что можно обеспечить и в удаленном режиме. Рассмотрим некоторые примеров. Поскольку Дворец творчества им. Н.К. Крупской готовится к своему 85-летнему юбилею, в ходе занятий коллектива «Детский дом моделей» проводится дистанционный конкурс эскиза костюма «Любимому Дворцу-85!». На всех эскизах присутствует символика Дворца, но каждый выполнен в своем стиле. На предстоящем юбилейном мероприятии, коллектив представит готовый костюм, используя идеи, которыми поделились юные художники-модельеры. Коллективом организовано онлайн-голосование, и каждый может отдать свой голос за понравившийся эскиз.

В виртуальном сообществе коллектива «Детский дом моделей» проходит «Модный батл», в котором девочки соревнуются в мастерстве дефиле.

Ребята из молодежного творческого коллектива «Новое поколение» организовали виртуальный квест по Дворцу творчества. Как бы поднимаясь по этажам Дворца, участники квеста проходят новый уровень, расшифровывая скрытое послание, отгадывая факты из истории и современности организации.

Клубом социальной инклюзии «Журавушка» создана передвижная виртуальная выставка творческих работ, где ежедневно сменяются фотографии из канала обратной связи.

Юные шахматисты регулярно принимают участие в турнирах и сеансах одновременной игры со своими педагогами и даже гроссмейстерами — выпускниками объединения «Шахматная школа». Конечно, это позволяет стимулировать мотивацию обучающихся.

Социальные мотивы детей, связанные с общением, также возможно стимулировать. В виртуальных сообществах творческих коллективов могут проходить обсуждения на актуальные темы. Доступные мессенджеры позволяют педагогам и обучающимся постоянно оставаться на связи.

В качестве третьего риска дистанционного обучения хотелось бы обозначить сложность контроля времени, которое проводит обучающийся за компьютером. Известно, что в целях сохранения психического и физического здоровья дети должны проводить за компьютером ограниченное количество времени. Учитывая загруженность обучающихся школьными заданиями, являющимися обязательными, наряду с добровольностью занятий по дополнительному образованию, минимизация этого риска является сложной задачей.

Мы видим решение проблемы в создании системы дистанционного обучения, где учитывается и фиксируется учебное время. Например, педагогами объединения «Шахматная школа» Дворца творчества создана система дистанционного обучения на платформе Moodle. Это современная виртуальная обучающая среда, которая включает все этапы обучения. Здесь размещены видеозанятия и учебные материалы, самостоятельные и контрольные работы, учебные задания. Удобно выстроена система с проверкой домашних заданий, педагог проверяет присланные ответы прямо в системе, там же обучающиеся отслеживают результат проверки. Педагог может аудио, видео сообщением объяснить индивидуально каждому ошибки в заданиях, если таковые имеются. В такой системе педагог имеет возможность дозировать учебную нагрузку обучающихся.

Кроме того, обучение частично может переходить из виртуальной среды в реальную. Например, ребенок получает задание в виртуальной среде, а выполняет его создавая реальный продукт своей деятельности. Такая система приемлема в объединениях декоративно-прикладного и изобразительного, технического творчества.

Наша практика показала, что все виды деятельности в дополнительном образовании возможно осуществлять в дистанционном режиме: обучение, участие в конкурсах, проектную деятельность, события и мероприятия разного уровня.

В удаленном режиме работают в полном объеме все службы Дворца творчества им. Н.К. Крупской. Существует консультативная и практическая помощь педагогам по организации дистанционного обучения со стороны методической службы с помощью программ на основе удаленного доступа. Профессиональное педагогическое объединение «Школа молодого педагога» проводит Zoom-сессии по обмену опытом использования различных программ и сайтов для осуществления дистанционного обучения. Молодые педагоги делятся своим опытом использования Google-класса, социальных медиа и мессенджеров, обсуждают проблемы сохранения мотивации детей и родителей к занятиям во время дистанционного обучения. Для проведения ежегодных маркетинговых исследований подготовлены Google-анкеты для родителей, педагогов и обучающихся, они также будут заполняться в виртуальной среде.

Психологической службой организовано консультирование, которое направлено на оказание помощи детям, родителям, педагогам в ситуации негативных эффектов (паника, страхи, тревога, агрессивные проявления), связанных с пандемией, а также адаптации к изменяющимся условиям жизни. Продолжается психологическое просвещение педагогов, родителей и обучающихся, дистанционное обучение в сообществах «Психологи Дворца творчества», «Родительский университет «Семь-Я».

Для организаций дополнительного образования важно сохранить то лучшее, что накоплено и эффективно работает в новых условиях. Поэтому в настоящее время мы ставим перед своими педагогами задачу создания «цифровых двойников» дополнительных общеобразовательных программ для того, чтобы дистанционное обучение было доступно для детей в любое время в случае, если возникает такая необходимость. «Цифровые двойники» — это аналоги программ в электронном интерактивном формате.

В данной статье мы представили свой опыт и успешные образцы практики. Деятельность по переходу дополнительного образования на дистанционный режим обучения — сложный и многоаспектный процесс, связанный с многочисленными рисками, которые, возможно, не были пока проанализированы. Мы считаем, что будущее за разумным сочетанием форматов — очного обучения и дистанционного. Хотя в форс-мажорных обстоятельствах, как оказалось, дистанционное обучение может стать панацеей.

В тоже время, по всей России среди родителей часто наблюдается негативное отношение к дистанционному обучению. Это может быть связано с:неприятием нового, низким уровнем организации и качества обучения в ряде образовательных организаций, нежеланием включаться в процесс и участвовать в нем и другими причинами. Исследование, проведенное среди родителей Дворца творчества, показало в целом благоприятную картину. Среди достоинств дистанционного обучения 43% родителей назвали «гибкий график работы», 33,3% — «индивидуальный темп работы ребенка», 21% — «возможность индивидуальных консультаций».

Действительно, нужно признать, что дистанционное обучение создает ряд преимуществ. Одно из самых очевидных — мобильность, возможность заниматься в любом месте и в любое время.

Дистанционное обучение позволяет педагогам задействовать геймификацию, разнообразные методики и платформы, интересные детям. Ведь современные дети комфортно чувствуют себя в виртуальной среде.

Обучение в дистанционном режиме способствует развитию самостоятельности, цифровой компетентности обучающихся, умения работать с информацией и ориентироваться в быстро меняющемся мире.

Литература и интернет-источники

  1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204. [Электронный ресурс]: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/
  2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2018/12/03/minprosvescheniya-prikaz-196-site-dok.html

Добавить комментарий

Войти с помощью: