Вебинар «Слагаемые успеха в юношеском спорте. Из опыта работы Детско-юношеской спортивной школы ГБПОУ „Воробьевы горы“».

25 мая 2021 года Отдел профессионального развития кадров провел вебинар по теме «Слагаемые успеха в юношеском спорте. Из опыта работы Детско-юношеской спортивной школы ГБПОУ „Воробьевы горы“».

Вебинар состоялся в рамках проведения Городского фестиваля «Умный спорт» в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «Воробьевы горы».

В работе вебинара приняли участие 111 человек, среди них педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели, педагоги-организаторы, методисты, инструкторы-методисты, специалисты управленческого звена, педагогические работники различной предметной направленности.

Спорт как специфический вид деятельности является одной из сфер самореализации и самоутверждения личности обучающегося.

В представленном на вебинаре Пономаревым Русланом Андреевичем, инструктором-методистом, тренером Детско-юношеской спортивной школы «Воробьевы горы» материале говорилось о системе спортивной подготовки, основанной на традиционной пирамиде, вершиной которой является профессиональный спорт, спорт высших достижений. Основанием, фундаментом данной пирамиды является детско-юношеский уровень, что ни для кого не является секретом — большие спортивные победы начинаются еще с детского возраста, в некоторых видах спорта базовые принципы подготовки закладываются уже в 5-6 лет.

В развитии спорта на сегодняшний день актуальной становится проблема высоких результатов юных спортсменов, которая приобретает отрицательный эффект: результат ставится «во главу угла», хотя на первом месте на детско-юношеском уровне важнее всего должны быть:

  • качество спортивной подготовки;
  • удовольствие детей от занятий спортом, в том числе и на конечных этапах подготовки (к примеру, на уровне совершенствования спортивного мастерства);

На начальном этапе спортивной карьеры наиболее важен формат взаимоотношений в так называемом треугольнике «тренер — юный спортсмен — родители юного спортсмена».

Роль тренера в воздействии на личность юного спортсмена значительно выше, чем на взрослого спортсмена. Неправильное поведение тренера может снизить эффективность его деятельности, при этом часто именно конфликты с тренером ведут к уходу юных спортсменов из спорта, или переходу в другую команду.

По мнению Руслана Андреевича Пономарева, считается ошибочной установка только на спортивный результат, которая приводит к тому, что педагог/тренер начинает игнорировать:

  • психолого-педагогические аспекты тренировочного и соревновательного процесса,
  • анализ особенности психологического климата в команде,
  • личностные характеристики спортсменов,
  • оказание психологической помощи спортсменам в трудных соревновательных ситуациях, при этом сам тренер часто становится источником дополнительного стресса для юного спортсмена.

Тренеры с установкой на результат в работе с юными спортсменами фокусировали их внимание на материальных и личностно-престижных преимуществах юношеского спорта; а тренеры с профессионально-педагогической установкой исходят из постоянного нацеливания спортсменов на преодоление трудностей, самих себя, а перспективы спортивного роста связывали с постоянным самосовершенствованием.

Успешное решение задач в учебно-тренировочном процессе в подготовке юных спортсменов невозможно без планомерного, своевременного и систематического психологического обеспечения спортивной деятельности. По мнению Жанны Станиславовны Голуховой, руководителя Психолого-педагогического центра «Точка роста» ГБПОУ «Воробьевы горы», практикующего психолога, психологическая подготовка, понимается как комплекс мероприятий по работе с психикой юного спортсмена и с физиологической основой психики — нервной системой спортсмена.

Жанны Станиславовны отметила, что на этапе начальной специализации психологическая подготовка юных спортсменов может ограничиваться формированием психологической готовности к соревнованиям. При этом выделяется ряд факторов готовности юных спортсменов к соревновательной деятельности — мотивация, отсутствие соревновательных страхов, уровень самооценки и состояние психомоторики.

Поэтому одной из задач, как считает Жанна Станиславовна, также, как и первый докладчик, является гармонизация в системе «тренер — юный спортсмен — родители юного спортсмена». Данная проблема по-прежнему малоизучена в системе детско-родительских отношений в спорте. При этом она во многом выступает фактором успешности ребенка в спорте.

  1. Юный спортсмен — это субъект развития спортивной карьеры и в целом жизни. Тренер и родители юных спортсменов при таком подходе оказывают социальную поддержку, создают благоприятные условия, реализуют возможности с учетом индивидуальных особенностей детей без форсирования спортивной подготовки.
  2. Юный спортсмен должен быть уверен, что его любят и принимают таким, какой он есть, что помогает ему преодолеть трудности, внутренние конфликты, страхи и пр.
  3. Получение удовольствия и радости от занятия спортом — вот залог успеха юного спортсмена и его благоприятного развития. Для этого необходимо выстроить взаимодействие тренера — родителей — юных спортсменов.

В данной модели, по мнению Ж.С. Голуховой, сформулированы аспекты преодоления трудностей в тренировочном процессе, в соревнованиях, в адаптации к своему тренеру, в адаптации к спортивной команде, в эффективном сочетании занятий спортом и учебы, в понимании родительского отношения к занятиям спортом.

Слушатели вебинара задавали вопросы спикерам, что говорит о заинтересованности в данной теме.

В финале вебинара слушателям был предложен фрагмент видеофильма о деятельности детского футбольного клуба «Аякс» (Нидерланды). Содержание учебно-тренировочных занятий отражает уровень физической подготовленности юных спортсменов в сочетании с психологической подготовкой, на формирование которых влияет личность тренера. Взаимодействие тренера и юного спортсмена осуществляется в зависимости от возраста, подготовленности, спортивной специализации и амплуа.

Полный вариант фильма о работе детского футбольного клуба «Аякс» можно посмотреть, пройдя по ссылке.

Материалы вебинара:

Ссылка на опрос, который нужно пройти для получения сертификата участника вебинара. Выдача сертификатов будет производится после 20 июня 2021 года.

Добавить комментарий

Войти с помощью: