Роботы и видеоролики: чем занимаются дети в кружках дополнительного образования

Запрограммировать чайник или холодильник так, чтобы он стал умным, смастерить робота, создать виртуального кота или стать звездой TikTok — всему этому учат детей в столичных кружках дополнительного образования.

В столице работает более 130 тысяч кружков и секций для детей. Ребята посещают их в школах, колледжах, вузах и учреждениях дополнительного образования. В рамках общегородского проекта «Город как школа» кружки также работают при технопарках, технополисах, федеральных вузах, музеях, театрах, парках, частных компаниях, центрах технологической поддержки образования, предприятиях и других объектах социальной и научной сфер.

Ребята могут выбирать программы по разным направлениям, среди которых технические, естественнонаучные, спортивные, художественные, туристско-краеведческие, социально-гуманитарные.

По данным Департамента образования и науки Москвы, в кружках дополнительного образования обучаются более миллиона юных москвичей. Причем более 360 тысяч из них посещают секции технической направленности, свыше 500 тысяч — естественно-научной. Это не просто хобби: дети с раннего возраста определяются с будущей профессией, получают базовые навыки и проходят практику. О новых проектах столичного дополнительного образования mos.ru рассказали четыре педагога.

Повелители роботов

В центре детского творчества «Свиблово» работает станция программирования для детей от четырех до 18 лет. Здесь ребята собирают роботов Lego и учат их выполнять команды.

«Робототехника актуальна. У меня в две старшие группы, в каждой из которых я планировал обучать максимум по 16 человек, записались по 20! Почему? Все просто. Во-первых, дети любят конструкторы, им интересно. Во-вторых, сегодня большинство заводов, предприятий переходит на автоматизированное управление — опыт программирования роботов может пригодиться в будущем. Мне нравится, что ребята, помимо всего прочего, на моих занятиях применяют знания по математике, физике, информатике, полученные в рамках школьной программы. Они на практике видят, зачем все это учить», — рассказал педагог дополнительного образования центра детского творчества «Свиблово» Михаил Никитин.

В центре работают четыре преподавателя робототехники. Каждый из них обучает детей разным уровням программирования роботов. Михаил Никитин занимается сложными программами для продвинутых школьников. В начале урока он показывает видеопрезентацию модели, которую предстоит собрать, и инструкцию по сборке. Но это лишь образец. Ребятам предлагается усовершенствовать робота по своему усмотрению, научить его, к примеру, играть в футбол или приносить телефон. По словам педагога, когда его ученики видят модель на видео, им сразу хочется сделать ее интереснее, совершеннее.

«В дальнейшем мы будем собирать роботов уже с нуля, без инструкций и шаблона, и постепенно будем усложнять созданную модель. А на следующий год планируем принять участие в профильном конкурсе. Есть идея участвовать в «Московских мастерах» в возрастной категории «Юниоры WorldSkills Russia», — говорит педагог.

«Умный» холодильник или дополненная реальность

В школе № 1354 «Вектор» в Южном Бутове в сентябре 2021-го стартовали две программы, доступные для младших школьников уже с четвертого класса. Одна группа изучает дополненную реальность, вторая — интернет вещей. В каждой группе не более восьми учеников, поэтому педагоги могут уделять внимание всем и позволяют детям получать знания в своем темпе.

«Хотелось чем-то удивить наших учеников в новом учебном году, разработать курс, который отвечал бы современным запросам и при этом захватил бы внимание младших ребят, воспринимающих мир через игру. Думали о робототехнике, но такие программы есть практически везде. Тогда пришла мысль научить детей программировать дополненную реальность и умные вещи», — сообщил учитель информатики школы № 1354 «Вектор» Василий Кропачев.

Уроки дополненной реальности Василий и его коллега начинают обычно с того, что объясняют детям, что они уже наверняка сталкивалась с этим явлением. Ведь так любимые современными школьниками маски с ушками и смайликами в «Инстаграме» — тоже дополненная реальность. Затем педагоги учат ребят программировать на смартфоне трехмерные модели. Например, можно создать виртуального кота, бегающего по столу за мышкой, пока работает программа. Или запустить в космос виртуальную ракету.

В рамках программы «Интернет вещей» дети создают умные бытовые приборы, которыми можно управлять со смартфона, находясь в любой точке мира.

«На таких занятиях школьники сами собирают вещи для „умного“ дома. Это чайники, холодильники, посудомоечные машины, реагирующие на сигналы смартфона. Сейчас работаем над проектом „Умный город“: создаем макеты фонарей и светофора, которые можно включать на расстоянии. Скоро приступим к голосовому управлению через интернет. Например, прикажем чайнику включиться и вскипятить воду», — говорит Василий Кропачев.

Педагог уверен, что уже в юном возрасте важно заложить базу программирования. Так ребятам будет проще поступить в инженерный класс, а затем и в профильный вуз.

Стать видеоблогером или звездой TikTok

В Зеленоградском дворце творчества детей и молодежи с этого года учат видеоблогингу и интернет-журналистике. Занятия могут посещать ребята от восьми до 18 лет.

Эта идея возникла в связи с развитием сервиса TikTok, очень популярного в молодежной среде. На своих уроках я рассказываю детям, чем отличаются видеоблоги от телевизионных сюжетов. Затем я учу четко формулировать свои мысли, находить авторские фишки, правильно выбирать целевую аудиторию и придумывать, чем ее зацепить, — сообщила педагог программы дополнительного образования «Видеоблогинг» Анастасия Морозова.

Урок начинается с инфоповода. Например, если сегодня понедельник, то Анастасия предлагает ребятам снять сюжет о том, как они провели выходные, сочинив при этом необычный заход. На каждом занятии педагог устраивает погружение в профессию. Кто-то из детей изображает блогера, к примеру, рассказывающего о правилах компьютерной игры в формате Let’s Play (видео, состоящее из скриншотов-инструкций), а остальные должны взять у него интервью. Или вымышленная интернет-звезда дает пресс-конференцию, а ребята задают вопросы.

«В начале сентября мы участвовали в проекте центра дополнительного образования „Лаборатория путешествий“: снимали видеоролик о столичных достопримечательностях к конкурсу „Я шагаю по Москве“. За неделю до съемок подготовили стендапы, сценарий, выбрали маршрут от „Павелецкой“ до „Таганской“. Ребята придумали нестандартное приветствие: в кадре появлялся каждый и на каком-то иностранном языке здоровался со зрителями. Когда мы смонтировали видео, дети сами увидели, над чем еще нужно поработать», — вспоминает Анастасия Морозова.

Программа «Видеоблогинг» стала частью журналистского блока Зеленоградского дворца творчества. Там также учат издательскому делу, фоторепортажам, основам монтажа. С точки зрения Анастасии Морозовой, даже если ребенок не захочет в будущем заниматься журналистикой, он получит soft skills — комплекс навыков, необходимых в любой профессии. Это умение работать в команде, публично выступать, общаться с коллегами и партнерами, организовывать мероприятия.

Начать с малого, чтобы спасти планету

В школе № 2005, расположенной в Куркине, каждый год проводят волонтерские акции. Сегодня добровольчество — еще одно дело будущего, столько же важное, как и робототехника.

«Все начинается с „Добрых уроков“, которые проводят наши классные руководители в сотрудничестве с „Мосволонтером“ и центром „Патриот.Спорт“. Учителя показывают видеоролики о том, как и кому можно помочь. Затем объясняют, что дети уже являются волонтерами. Сдали использованные батарейки, собрали мусор — внесли вклад в очищение планеты! Как правило, после этого ребята спрашивают, какую еще пользу они могут принести. Тогда им предлагают заполнить анкеты и включают в чат школьных волонтеров. Постоянная активная группа — 12 человек. Но к каждой акции подключаются новые добровольцы», — рассказала педагог-организатор школы № 2005 и руководитель волонтерского движения Ольга Болотских

По ее словам, список добрых дел бесконечен. До пандемии школьники выезжали в дома престарелых с концертами: играли на фортепиано, танцевали вальсы, читали стихи. Сейчас они записывают концерты на видео и отправляют записи бабушкам и дедушкам по всей России. Вместе с фондом «Старость в радость» ребята рисуют и подписывают открытки для одиноких пенсионеров. «Так трогательно потом получать фото от бабушек и дедушек, которые со слезами радости на глазах читают наши открытки», — говорит Ольга Болотских. Например, в рамках акции «Раскрась осень в добрые цвета» ребята собирали подарки для дома престарелых в Вербилках.

Недавно в школе состоялась акция «Дары осени». Учебное заведение находится в дубовой роще, где нападало много желудей. Задумались: куда их деть? Оказалось, Московскому зоопарку желуди нужны для подкормки животных. Поэтому школьники отправили туда 895 килограммов желудей, а еще 700 килограммов ушло в лесничество для диких кабанчиков.

«Когда ребята заканчивают школу, у них уже есть волонтерская книжка с печатями всех мероприятий, в которых они участвовали. Некоторые вузы дают за это дополнительные баллы. Кроме того, у нас есть отдельное направление „Волонтеры-медики“: эти ребята часто поступают в медицинские учебные заведения. А кто сегодня собирает желуди, вполне может стать экологом и спасать планету», — говорит Ольга.

Записать ребенка в кружок или спортивную секцию можно на портале mos.ru в разделе “Образование”/”Запись в кружки, спортивные секции, дома творчества”. Родители могут выбрать удобный район или станцию метро, учреждение, а также интересующее ребенка направление, от развивающих игр и кружка мультипликации до акробатики и москвоведения.

Добавить комментарий

Войти с помощью: