YouTube канал как средство реализации дистанционного обучения по направлению «Живопись»

Статья посвящена исследованию специфики обучения учащихся (направление «Живопись»), анализу использования электронных ресурсов и дистанционных образовательных технологий.

На конкретных примерах автор выявляет особенности работы на практических занятиях видеохостинга YouTube и мессенджера Viber и WhatsApp, применяя графические программы и редакторы. Описаны средства обучения, используемые во время дистанционной работы (видео-занятие, фотографии графических рисунков, набросков). Описываются проблемы, которые возникают во время дистанционного обучения, и приводятся рекомендации для их решения.

О.А. Меркулова,
педагог дополнительного образования
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодёжи им. О.П. Табакова»
Саратов

В период глобальной пандемии COVID-19 в 2020 г., когда весь мир находился в чрезвычайной ситуации, многие образовательные организации были вынуждены перейти на дистанционную форму работы, коснулось это и учреждений дополнительного образования. В МАУДО «ДТДиМ им. О.П. Табакова» также стали широко использовать дистанционную форму обучения.

Дистанционная форма обучения представляет собой взаимодействие студента с педагогом на расстоянии, при этом сохраняются все компоненты образовательной деятельности: цели, содержание, методы, формы, средства обучения. Дистанционное обучение принципиально отличается тем, что создает новую образовательную среду [1]. В настоящее время оно превращается из компонента образовательной деятельности в ее краеугольный камень, принимая на себя основную коммуникационную нагрузку. Сложнейшей задачей для педагогов в формате дистанционного обучения являются практические занятия, на которых необходимо передавать специфику конкретных видов народных художественных промыслов, технологические приемы и этапы работы над выполнением изделий, особенности разработки собственного художественно-графического проекта [2].

На примере практической работы с учащимися, по направлению «Живопись» (объединение «В мире живописи. Волшебная кисть»), раскроем особенности дистанционной работы. Основными направлениями по ДОП «В мире живописи. Волшебная кисть» являются «Рисунок», «Основы композиции и дизайна», «Живопись», «Графика». Они направлены на выполнение практических заданий, а именно, создание художественных работ, разработку композиций, воплощение собственных художественно-творческих проектов в материале и направлены на освоение специфики конкретного вида техники в живописи: акварель, гуашь, масляная пастель.

Для дистанционной формы обучения важным является использование технических средств (компьютер, ноутбук, мобильный телефон, электронный планшет) с поддержкой Интернета. Взаимодействие с учащимися обеспечивают интернет-технологии, которые можно использовать на персональном компьютере, ноутбуке, мобильном телефоне, электронном планшете. Это различные мессенджеры, социальные сети, электронная почта и др., дающие возможность обмениваться информацией (аудио, видео, фото, документы и др.), общаться, а также фиксировать видео звонки [3].

На примере двух интернет-технологий я раскрою специфику обучения учащихся в онлайн-режиме, которые, как выяснилось в процессе дистанционной формы обучения, оказались наиболее эффективными. Среди серверов связи выделим видеохостинг YouTube и мессенджеры Viber и WhatsApp. Они удобны, быстры и универсальны.

С помощью видеохостинга YouTube я создала учебный канал, на котором размещены видеоролики занятий, некоторые видео занятия опубликованы в открытом доступе на широкую аудиторию, а также в закрытом режиме — с доступом по ссылке, все учащиеся имеют возможность просмотреть материал в любое время при наличии интернета и взаимодействовать с педагогом и участниками группы посредством комментариев.

Видеохостинг YouTube фактически представляет «облачное» хранилище видеофайлов.

YouTube — популярная видеоплатформа. Ежедневно она пополняется новыми видеороликами различного характера. По причине простоты и удобства использования YouTube стал популярным видеохостингом и вошел в тройку сайтов по количеству посещений в мире. «На сайте представлены как профессионально снятые фильмы, клипы, видеостудии, анимации, так и любительские видеозаписи, включая видеоблоги», — отмечает Н.С. Егорова [4].

Для того, чтобы предоставить учащимся всю информацию для видеоролика, касающуюся занятий, я использовала телефон, настольный штатив, световую лампу. В качестве средств визуализации при объяснении нового материала были использованы не только презентация, пошаговое выполнение работы, фоновая музыка, закадровое озвучивание, но и композиционные правила построения рисунка. Темы занятий соответствуют ДОП «В мире живописи. Волшебная кисть» и календарно-тематическому плану.

В процессе реализации дистанционного обучения через канал «Радуга творчества. Волшебная кисть» на видеохостинге YouTube я отметила следующие плюсы: все используемые мною программные ресурсы бесплатны и достаточно просты в освоении; для того, чтобы смонтировать видеоролик, использовались программы видеомонтажа: Adobe PremierPro, Movavi Video; во время онлайн занятий отсутствуют временные и энергетические затраты на поддержание дисциплины, информация подается каждому учащемуся, который смотрит данное занятие.

Занятия на канале выстроены таким образом, что научиться рисовать сможет даже начинающий ребенок. Первый занятие, как правило, предлагает знакомство с основами композиции и цветоведения. Каждый новое занятие становится сложнее и интереснее. Я как педагог показываю пошаговые действия при работе с красками. Учащимся необходимо повторять эти действия, тем самым они развивают свои навыки работы в изучаемом художественном направлении. Также я хочу отметить большую включенность и поддержку со стороны родителей учащихся. Весь учебный материал остаётся в записи, что полезно как для учащихся, так и для педагога, пересмотр многих видео занятий дает возможность для конструктивного самоанализа и профессионального роста.

Работа с учащимися ведется как индивидуально, так и фронтально. При индивидуальной форме обучения родители учащихся регулярно присылают фотографии своей работы в мессенджере Viber для комментариев и рекомендаций. При фронтальной работе педагог О.А. Меркулова одновременно общается со старшей группой в мессенджере Viber и WhatsApp.

Мессенджеры Viber и WhatsApp позволяют пересылать сообщения, отправлять видео, аудио, фото информацию. Большая включенность и обратная связь со стороны родителей и учащихся. Весь учебный материал, который опубликован в видеохостинге YouTube остаётся в записи, пересмотр многих видео занятий дает возможность для конструктивного самоанализа и просмотра видео.

Для дистанционной формы обучения были использованы не только мессенджеры и видеохостинг YouTube, но и презентационные рисунки, изображения с поэтапным выполнением заданий традиционными материалами — гуашевой живописи. Так, для учащихся 7-8 лет, которые только начинают осваивать специфику живописи, необходимо раскрыть технологические приемы работы гуашевыми красками, показать особенности выполнения отдельных элементов натюрморта. Для этого был подготовлен композиционный рисунок отдельного элементов построения натюрморта, в котором линейно показана последовательность его написания. Некоторые комментарии представлены на фотографии образца, выполненном гуашевыми красками. Выделения цветом помогают обратить внимание учащихся на особенности изображения деталей натюрморта.

Для более точного разбора этапов выполнения задания учащимися 7-8 лет на тему «Поднос с фруктами» была подготовлена видеозапись занятия в видеохостинге YouTube с подробным описанием технологического процесса каждого этапа работы. Видеоматериал позволил наглядно продемонстрировать особенности написания каждого элемента с подробным разбором всех стадий выполнения задания.

При выполнении заданий у учащихся возникают проблемы, причины которых сложно определить в процессе дистанционного обучения. Например, красочный слой гуашевых красок дал трещины. Опытным взглядом можно сразу определить причину и дать рекомендации по устранению [5]. Сложнее учащимся дошкольного возраста 5-6 лет и 7-8 лет у которых недостаточно опыта, они впервые сталкиваются с подобной проблемой. Серьезной проблемой также является демонстрация технологических приемов работы акварельной и гуашевой живописи, что не позволяет осуществлять дистанционная форма обучения.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • дистанционное обучение требует серьезной подготовки и временных затрат;
  • необходим хороший, бесперебойный канал связи сети интернет;
  • обязательна готовность и способность педагога использовать различные компьютерные технологии, программы и мессенджеры,
  • велика потребность в специально разработанных дидактических материалах для работы в дистанционном формате;
  • несмотря на то, что практические занятия возможно осуществлять дистанционно c помощью платформы YouTube, качество освоения профессиональных навыков учащимися несколько понижается.

Список литературы

  1. Ванюшкина Л.М., Тихомиров С.А., Куракина И.И. Медиакурс «Искусство быть зрителем»: проблемы и перспективы проектирования современного учебника // Традиционное прикладное искусство и образование. — 2020. — № — С. 39–68.
  2. Востров, А. История создания YouTube. URL: http://www.seoded.ru/istoriya/internet-history/html (дата обращения: 15.09.2021)
  3. Егорова, Н.С. Youtube — популярный интернет-сервис для досуга и образования молодежи // Сборник материалов II профессионального форума «Инновационные подходы к работе с молодежью». Курган, 2015. С. 64–68
  4. Куратёва, А.О. Youtube как образовательный ресурс в системе дистанционного обучения // Эволюционное развитие современной науки. Актуальные вопросы медицинской науки и здравоохранения. Волгоград, 2017. С. 62–64
  5. Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство // Известия Российского педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2009. — № — С. 236–239.

Добавить комментарий

Войти с помощью: