Социальная сеть TikTok как инструмент формирования «гибких компетенций» школьников

В данной статье рассматриваются возможности формирования гибких компетенций школьников средствами современных медиаресурсов, в том числе с помощью социальных сетей на примере обучающихся «Центра дополнительного образования» города Искитима Новосибирской области.

М.В. Сударева,
педагог дополнительного образования
Муниципального автономного образовательного
учреждения дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»,
Новосибирская область, г. Искитим

Электронные устройства давно стали неотъемлемой частью жизни человека начиная, практически, с дошкольного возраста. Интерактивные приложения, социальные сети, мессенджеры — это необходимые для современного человека средства связи и коммуникации. По данным исследования Mediascope, направленному на изучение аудитории Интернета в России, а также особенностях ее потребления, на начало 2021 года в России насчитывается 124 млн. пользователей Интернета. В период с 2020 по 2021 год количество пользователей Интернета в Российской Федерации увеличилось на 6,0 млн. (+ 5,1%), а уровень проникновения Интернета в России составляет 85,0% [5].

При этом постоянно повышается доля людей, которые пользуются интернетом на мобильных устройствах, в 2020 году это 70,8% населения нашей страны. А среднесуточная мобильная аудитория интернета составила 79,8 млн. человек или 65,2% населения всей страны. Количество жителей России, которые пользуются интернетом только с мобильных устройств — 23,9%.

Среднестатистический пользователь в России проводит в интернете 7 часов 52 минуты каждый день (среднемировое значение — 6 часов 54 минуты), из которого больше всего времени уходит на социальные сети — 2 часа 28 минут, уступая при этом, в том числе, и стриминговым сервисам (47 минут), подкасты занимают только 21 минуту.

По данным ведущего поставщика данных и мировой аналитики мобильного рынка App Annie, на мобильные приложения приходится каждые 10 минут из 11 пользования мобильными устройствами [1].

В данных условиях образование не может оставаться в стороне, так как одна из его главных целей — это формирование личности, умеющей грамотно ориентироваться и быстро учиться в современном мире, что невозможно без использования современных средств связи. Это в первую очередь помогает в формировании так называемых «гибких навыков», то есть универсальных (критическое мышление, коммуникативные навыки, креативность, тайм-менеджмент, эмоциональный интеллект), которые напрямую не связаны с профессиональной деятельностью, но влияют на умение коммуницировать, строить отношения, в том числе в профессиональной среде, продуктивность и т. д. Необходимо уметь комбинировать знания из разных отраслей науки, чтобы успевать за интенсивно меняющимся миром. Такие навыки динамичны, то есть могут и должны совершенствоваться с течением времени, а также в зависимости от поставленных ситуационных рамок, выступая при этом в роли паттернов поведения и носят упреждающий характер.

Одним из инструментов развития «гибких навыков» уже сейчас становятся социальные сети. Существует множество определения понятия «социальные сети», мы придерживаемся следующего: это сообщество людей в виртуальной среде, сплоченных по какому-либо принципу на основе одной платформы, которая и обозначается как социальная сеть [6]. Отличительными особенностями социальных сетей выступают:

  • возможность взаимодействия участников виртуального пространства (через доступ к профилям друг друга, личные сообщения, комментарии, так называемые «подарки» и пр.);
  • возможность реализации собственных планов и идей (например, поиск новых друзей, создание тематических групп по интересам и др.);
  • возможность обмена ресурсами (к примеру, видео- и фотоматериалами);
  • возможность удовлетворения потребностей за счет накопления ресурсов [6].

Число социальных сетей растет с каждым годом, при этом меняется и их популярность. По данным отчета We Are Social и Hootsuite, в 2020 году самой популярной социальной платформой в Интернете, как и несколько лет до этого, оставался Facebook c 2 449 млн. активных пользователей в месяц, на втором месте по числу активных пользователей видеохостинг YouTube, на третьем — Instagram.

В России данные отличаются. По данным Mediascope, самой популярной социальной сетью является YouTube, затем ВКонтакте, на третьем месте Instagram при выборке пользователей от 12-ти до 64-х лет. По данным отчета Adindex, для молодой онлайн-аудитории в возрасте 12-24-х лет самые популярные — ВКонтакте и YouTube, социальная сеть TikTok входит в топ-15 среди самых популярных приложений на мобильных устройствах. Остановимся более подробнее на последней.

Социальная сеть TikTok отличается от остальных рядом параметров: простота в создании контента (все необходимые инструменты есть в приложении и уже не требуют загрузки дополнительных приложений), виральный контент (созданный контент с большой долей вероятности будет интересен другим пользователям и распространяется с большой скоростью), наличие своих инфлюенсеров (то есть пользователей, популярность к которым пришла именно в этой социальной сети), а также самореференционного юмора (то есть юмор о юморе или комедианте). По своей сути эта социальная сеть совмещает Instagram и Snapchat. Но 2021 год показал, что именно TikTok задает тренды для других социальных сетей, в Instagram появляется раздел с короткими видео — Reels, во ВКонтакте — Клипы, но им пока не удается составить реальную конкуренцию TikTok.

Феномен популярности именно этой социальной сети объясняется некоторыми особенностями: она полностью подходит под определение «клиповое мышление», популярность обеспечивает контент, который создает пользователь, а не социальный статус человека.

Также необходимо отметить, как формируется то, что видит конкретный пользователь в приложении. В TikTok продумана система реакции на контент, в ленте появляется то видео, которое должно заинтересовать пользователя (отслеживаются лайки, репосты, комментарии). Социальная сеть фиксирует время, затраченное на просмотр ролика, чтобы аккаунт стал популярным, видео должны просматриваться до конца. Поэтому человек с миллионом подписчиков и пользователь, который только попал в социальную сеть, имеют одинаковые шансы на то, чтобы стать популярными. Все зависит от качественности контента и отклика аудитории. В социальной сети с каждым днем все больше становится сегмент образовательного контента, но пока он все еще уступает развлекательному сегменту [3].

Таким образом, данная социальная сеть может выступить в качестве образовательного инструмента, открывая свой потенциал для формирования гибких компетенций с двух сторон: первая — создание видеороликов и подбор материалов для них (креативность, критическое мышление, тайм-менеджмент, работа с программами для монтажа). Вторая — изучение современных алгоритмов социальных сетей (разработка стратегии продвижения, наполнение, взаимодействие с аудиторией, аналитика и отчеты, таргетинг, smm-менеджмент). Что, в свою очередь, соответствует и профориентационному направлению. Особенно ярко это может проявиться именно в дополнительном образовании, которое дает большую свободу творчества, чем рамки школьных предметов, а также позволяет показать метапредметные связи.

В Новосибирской области в 2020 году стартовал Региональный медиапроект туристско-краеведческой направленности «#ProБЛОГ», целью которого стало развитие познавательной, творческой, коммуникативной активности обучающихся образовательных организаций Новосибирской области средствами современных медиатехнологий для популяризации и продвижения краеведческих знаний. Проект ориентирован на школьников 14-18-ти лет.

Отметим, что психологическая особенность данного возраста — избирательность внимания, это означает, что обучающиеся откликаются на необычные, захватывающие занятия, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредоточиваться долго на одном и том же деле, при этом нестандартные ситуации являются ключом к овладению вниманием. Также существенным является проявление критичности мышления, что важно для работы с современными технологиями, причем это самый благоприятный период для творческого развития.

Обучающиеся объединения «Моя малая Родина» МАОУ ДО ЦДО г. Искитима приняли активное участие в реализации проекта, в рамках которого был создан сначала канал на площадке YouTube, предполагающий размещение информационных видеороликов краеведческой направленности, а затем и профиль в социальной сети TikTok.

Уже на первом этапе было отмечено, что обучающиеся с большим желанием и интересом создают видеоконтент для площадки TikTok, что обусловлено более короткими роликами, которые размещаются в этой социальной сети, а также наличием всех необходимых инструментов для создания видео непосредственно в приложении или возможности монтажа на мобильном устройстве в стороннем приложении (чаще всего обучающимися используется приложения «YouCut» и «Google фото», последнее для стабилизации видео), отсутствием необходимости в обязательном озвучивании роликов (можно воспользоваться музыкой, что предложена в приложении, а пояснения дать письменно в видеоролике). Помимо выше перечисленного, съемка видео происходит на мобильное устройство обучающегося, без привлечения дополнительного фото- и видеоинструмента.

Для площадки YouTube требуется уже съемка с привлечением дополнительной фото- и видеотехники, озвучивание видео, его монтаж тоже чаще всего происходит на компьютере, наличие на сайте творческой студии YouTube не дает полноценной возможности монтажа видео без привлечения сторонних приложений и ресурсов, так как ее функционал ограничен и недостаточен на данный момент. Помимо этого, алгоритмы данной социальной сети кардинально отличаются от алгоритмов продвижения в TikTok, они требуют значительно большей подготовки для продвижения видеороликов, и также, как и продвижение в Instagram, продвижение в YouTube требует дополнительных вложений. Еще одним фактором в пользу более молодой социальной сети является то, что нагрузка у современного школьника достаточно высока, а создание роликов для YouTube требует значительных временных затрат.

Таким образом, именно TikTok становится наиболее доступным инструментом, с помощью которого развитие гибких компетенций возможно наиболее полно, так как без дополнительных вложений данная социальная сеть позволяет научиться продвижению и развитию аккаунтов, работая при этом с предметной информацией.

На первом этапе обучающиеся определились с направлением своего блога в рамках краеведческой направленности. Было рассмотрено несколько вариантов: рассказы только о городе Искитиме, городе Искитиме и Искитимском районе, о Новосибирской области или, наконец, о Сибири в целом. Так как ребята любят путешествовать по Новосибирской области, Сибири и Алтаю, то было принято решение рассказывать в целом о Сибири. Далее с помощью дизайна визуальной коммуникации были созданы название канала, логотип, принят общий концепт дизайна (при консультативной помощи медиа-дизайнера).

Название было определено путем голосования за предложенные обучающимися варианты в форматах оффлайн (в образовательной организации) и онлайн — посредством опроса подписчиков аккаунта МАОУ ДО ЦДО г. Искитима в социальной сети Instagram. По итогам канал получил название «Сибирские бобры».

Вторым этапом стало составление контент-плана на 2021 год, в рамках которого все видео были поделены на сегменты: информационные полезные, вовлекающие, развлекательные. Данный этап помог обучающимся с определением целей съемки каждого видео для дальнейшего написания сценариев. Затем был написан план продвижения аккаунта.

Отметим, что продвижение узкоспециализированных каналов, например, краеведческой тематики имеет бо́льшие сложности, по сравнению с каналами более широкой или более востребованной специализации. Но, тем не менее, ведение такого канала позволяет обучающимся не только узнавать новое в рамках предметной сферы «Краеведение» для создания информационной наполненности видео, но и совершенствоваться в монтаже видеороликов, применять различные стратегии продвижения канала, видеть результат, корректировать его.

Немаловажную роль играет коммуникация с другими пользователями как в рамках своего канала, так — и даже в большей степени — взаимодействие с другими участниками социальной сети.

Помимо этого, участникам проекта удалось заинтересовать данной темой не только других обучающихся объединения «Моя малая Родина», но и обучающихся и педагогов из других объединений МАОУ ДО ЦДО г. Искитима, которые стали проявлять интерес к созданию нового контента, а также предлагать идеи для создания видеороликов и помогать воплощать их в жизнь.

Анализируя приведенные выше аргументы, а также результаты рефлексии участников команды «Сибирские бобры», можно сделать вывод о том, что высказанное предположение об использовании социальной сети TikTok как инструмента для формирования гибких компетенций школьников находит свое подтверждение и может быть тиражировано для других направлений.

Литература

  1. App Annie [Электронный ресурс] URL: https://www.appannie.com/ru (дата обращения 27.07.2021).
  2. Авдеенко Н.А., Денищева Л.О., Краснянская К.А., Михайлова А.М., Пинская М.А. Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ. // Вопросы образования. — 2018. — № 4. — С. 282−304.
  3. Богомолова Д.А. Социальная сеть Tik Tok как элемент интегрированных маркетинговых коммуникаций. // Скиф. — 2020. — № 4 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-set-tik-tok-kak-element-integrirovannyh-marketingovyh-kommunikatsiy (дата обращения: 01.08.2021).
  4. Бацунов С.Н. Современные детерминанты развития soft skills. // Концепт. — 2018. — № 4. — С. 198−207.
  5. Исследовательская компания Mediascope [Электронный ресурс] URL: mediascope.net (дата обращения 27.07.2021).
  6. Левин Л.М. Социальные сети: основные понятия, характеристики и современные исследования. // Проблемы современного образования. — 2019. — № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-osnovnye-ponyatiya-harakteristiki-i-sovremennye-issledovaniya (дата обращения: 10.08.2021).
  7. Нозикова Н.В. Взаимосвязь развития эмоционального интеллекта с активностью пользования социальными сетями в юношеском возрасте. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология, 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-s-aktivnostyu-polzovaniya-sotsialnymi-setyami-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 01.08.2021).
  8. Раицкая Л.К. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта. // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика, 2018. — Т. 15. — № 3. — С. 350−363.
  9. Сибирские бобры [Электронный ресурс] URL: https://www.tiktok.com/@siberian_beavers (дата обращения 10.08.2021).

Добавить комментарий

Войти с помощью: