Роль социальных и культурных практик в профилактике рисков терроризма и экстремизма в образовательной среде

Изменения, которые происходят сегодня в российском обществе, обостряют социальные, политические, экономические, религиозные, военные проблемы: экономическая нестабильность, миграционные процессы порождают межнациональные противоречия и многообразные негативные явления.

В статье идет речь о профилактике средствами дополнительного образования рисков «стихийного формирования идентичности в периферийных пространствах социализации» (Концепция развития ДО, 2014), что является наиболее важным и значимым в формировании полноценной личности, осознающей свое место в жизни и обществе.

Л.Н. Буйлова,
главный редактор журнала «Про_ДОД»,
старший методист
ГБПОУ «Воробьевы горы»,
кандидат педагогических наук,
доцент,
почетный работник общего образования
Российской Федерации
Москва

Общеизвестно, что в современных условиях реальную угрозу, как для всего мирового сообщества, так и для национальной безопасности того или иного государства, его территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан представляют терроризм и экстремизм в различных формах их проявления. Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, ведущий к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.


Экстремизм (от лат. extremus — крайний, последний) — специфическая линия в политике — означает приверженность политических течений, находящихся на крайне левых или крайне правых политических позициях, радикальным взглядам и таким же крайним методам их реализации, отрицающим компромиссы, договоренности с политическими противниками и стремящимся добиться поставленных целей любыми средствами.

Под экстремизмом зачастую понимают разнородные явления: от разнообразных форм классовой и освободительной борьбы, сопровождающейся применением насилия, до преступлений, совершаемых полууголовными элементами, наемными агентами
и провокаторами (iam.duma.gov.ru)

Терроризм — это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанная с устрашением населения и (или) иными формами
противоправных насильственных действий.

Сегодня терроризм превратился в одну из опаснейших глобальных проблем современности, серьезную угрозу безопасности всего мирового сообщества. К сожалению, Россия оказалась в числе стран, столкнувшихся с наиболее агрессивными его проявлениями. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии терроризму».


Нет необходимости говорить о том, что прошедший год был непростым, еще сложнее оказался этот: позиция нашей страны вызывает нескрываемое раздражение наших, как говорит Президент РФ, «коллег и партнёров». Сегодня Россия стоит перед лицом новой войны — с международным терроризмом и национальным экстремизмом. “К сожалению, — в свое время заметил Патриарх Алексий II, — безумная мечта о власти над миром, ныне принимающая личины глобального диктата и терроризма, по-прежнему владеет многими умами, подталкивая к новым конфликтам”[1].

“Деятельность экстремистских организаций, подчеркивает В.В. Путин, — далеко не всегда получает, к сожалению, принципиальную общественную и политическую оценку[2]. …надо усилить меры по профилактике терроризма, радикализма и экстремизма, прежде всего среди молодёжи, мигрантов, социально неблагополучных групп, активнее привлекать к этой работе авторитетные общественные и религиозные объединения. …проблемы борьбы с терроризмом и преступностью еще далеко у нас в стране не решены. Люди, которые совершают такие преступления, у них нет ни совести, ни чести, ни вероисповедания. Будем продолжать самым активным образом пресекать деятельность подобных преступных группировок«[3].

Необходимость и возможность профилактики террористической деятельности предписывается законодательными и нормативными документами федерального и регионального уровней:


Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями от 28.12.2013 № 398-ФЗ, от 05.05.2014 № 97-ФЗ);

Федеральный закон от 10.07.2002 № 88-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма»;

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»; Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Федеральный закон от 29.10.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

Федеральный закон от 04.11.2014 № 332-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»;

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 05.10.2009;

Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753, и План мероприятий по ее реализации;

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы, утв. Президентом РФ 28.12.2018 № Пр-2665 (и его региональные дополнения);

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, (утв. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761);

Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде (разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России);

Методические рекомендации «О современных формах работы с обучающимися образовательных учреждений по профилактике экстремистских проявлений среди несовершеннолетних»

Методические рекомендации по планированию и информационному сопровождению мероприятий и Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 — 2023 годы в субъектах Российской Федерации;

Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

Стратегия развития воспитания в РФ на 2015-2025 гг. (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р).


Действующая правовая база вполне достаточна и способствует осуществлению этих мер, но, на наш взгляд, не хватает документов, адресованных системе образования в части формирования содержания образования и оценки его качества с точки зрения безопасности для детей.

Терроризм и экстремизм стали новой угрозой для человечества: прежде локализуясь в политической и религиозных сферах, они рецидивируют в криминальную, бытовую, экологическую, информационную, научно-техническую и другие сферы жизни россиян.

Дети и молодежь, как известно — категории населения, в силу различных особенностей, наиболее уязвимые к воздействию идеологии экстремизма и терроризма, лидеры экстремистских группировок различного толка завлекают их в свои объединения, часто обещая легкое решение всех проблем, в том числе и материальных. Неокрепшие молодые умы зачастую даже не задумываются о том, что участвуя в деятельности подобных формирований, они не только не решают свои существующие проблемы, но и создают себе многочисленные новые, по сути, уничтожают свое будущее[4].

Об этом красноречиво свидетельствуют факты.

Детская преступность достигла масштабов, угрожающих национальной безопасности, а проблемные дети через несколько лет могут стать базой нового террора.[5]

К сожалению, статистика последних лет свидетельствует о том, что пополнение деструктивных объединений сегодня происходит за счет благополучных детей и молодежи, ищущих нестандартную идейную платформу — это становится модным.

Мы не будем анализировать причины происходящих негативных явлений — это отдельный сложный вопрос. Подчеркнем только, что они социально обусловлены, а одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика.

“Одним из ключевых элементов борьбы с терроризмом в Российской Федерации, по мнению Главы ФСБ РФ Александра Бортникова, является формирование у граждан стойкого неприятия взглядов и идей, оправдывающих применение актов насилия и устрашения для воздействия на власть и общество[6]. …особенно важно проведение профилактической работы в детской и молодежной среде, так как именно указанная среда, “в силу целого ряда различных факторов, является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп«[7].

В первую очередь необходимо нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие внешних факторов и создать условия для позитивной занятости детей и молодежи в свободное время посредством освоения культурных и социальных практик.

В такой ситуации актуализируется организация позитивной занятости детей после уроков — во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании. Такие установки содержат нормативно-правовые и государственные программные документы, об этом говорят лидеры государства, связывая свои ожидания с исправлением негативных тенденций.

И если прежде мы говорили о том, что у дополнительного образования детей — свои задачи, его предназначение — развитие мотивации к познанию и творчеству, то сегодня мы подчеркиваем его колоссальный потенциал в решении социальных и правовых проблем детства.

Дополнительное образование детей — уникальная образовательная система, имеющая следующие социально-педагогические особенности для профилактики, в том числе, отклоняющегося поведения:

  • добровольность участия детей в деятельности, отсутствие принуждения и обязательности;
  • свободный выбор каждым учащимся образовательной области, программы и времени ее освоения, педагога в соответствии со своими желаниями, предпочтениями, интересами;
  • отсутствие стандартов и жестких регламентов;
  • многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
  • ненавязчивое включение в коммуникацию;
  • позитивно-конструктивный стиль отношений ученика и педагога;
  • деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
  • личностно ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого;
  • идеологическая свобода, право открыто высказать свое мнение, признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе возможностей самоопределения;
  • особая творческая среда.

Все это является полем профилактики негативного поведения, создает безопасные условия, направляет развитие интересов детей.

Но вопросов здесь много: как сегодня эта работа организована? В каком состоянии находится система дополнительного образования детей? Хватает ли средств на ее содержание? Как меняется финансирование? Что бесплатно, а что за деньги? Доступно ли оно сложным детям? Качество улучшилось? Какого качества программы в школьном дополнительном образовании? Кто осуществляет контроль за содержанием дополнительного образования? Или можно все?

Значительное внимание сегодня в дополнительном образовании уделяется работе с социально незащищенными категориями детей, нуждающимися в коррекции поведения и оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах. Приходя в дополнительное образование, эти дети перестают быть трудными и добиваются значительных успехов, осваивая разнообразные культурные практики в спорте, прикладной, познавательной и театральной деятельности. Такая работа связана с представлениями о заместительном эффекте отклоняющегося поведения.

Главное, что делает дополнительное образование — создает условия для самовыражения, саморазвития и самоопределения учащихся в контексте социальных и культурных практик.

В настоящее время в России имеет место процесс формирования новой системы образования, ориентированной на социализацию личности на основе участия в общественно значимой деятельности. Так, в Стратегии государственной молодежной политики приоритетным является направление вовлечения молодежи в социальную практику, с целью развития ее потенциала в интересах государства[8].

Социальная практика — это форма социальной активности учащихся; определенная последовательность действий, носящих преобразующий социальный характер; вид деятельности, направленный на приобретение позитивного социального опыта и получения навыков социальной компетентности и реального действия в обществе[9].

Культурные практики — это основанные на текущих и перспективных интересах и привычные для ребенка виды его самостоятельной творческой деятельности[10].

К социальным и культурным практикам дети приобщаются в процессе освоения дополнительных общеобразовательных программ социально-гуманитарной, художественной, естественнонаучной, туристско-краеведческой, технической, физкультурно-спортивной направленностей, которые ребенок выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, интересами, способностями и потребностями.

В системе образования есть специальные программы антитеррористического образования (Общие основы противодействия терроризму, Противостояние терроризму, Основы твоей безопасности, Культура межнационального общения, Идеологическое противостояние терроризму, Интернет-сообщества в противостоянии терроризму, Духовно-нравственные основы противодействия терроризму, Национальная безопасность, Патриотическое воспитание) и даже методические рекомендации по разработке и реализации профилактических программ.

Но сегодня, говоря о профилактике, важнее те программы, которые напрямую не отражают содержания антитеррористической работы с детьми, а обеспечивают позитивную занятость детей в свободное от уроков время, формируют социальные компетенции, опыт гражданского поведения и развитие творческих способностей.

Назовем наиболее распространенные социальные и культурные практики, которые направлены на предупреждение проблем и поддержку детей:

  • Общественно-политические, правовые практики — это практики готовности учащихся отстаивать, защищать свои и других людей права (распространены по всей стране — Российское движение школьников, Детское движение Москвы и Московской области (http://tema-ddm.ru/), «Доброволец.ру» (https://dobro.ru/), «Безопасное колесо» (г. Томск, движение отрядов дорожного движения, ГИБДД), «Орлята России», «Детские и молодежные инициативы», др.
  • Социально-педагогические практики — предоставляют возможность участия в социально значимых делах — педотряды, школа вожатых, клуб спасателей.
  • Социально-трудовые практики — трудовые отряды, фермерские хозяйства, стройотряды.
  • Социально-экологические практики — ученические лесные хозяйства, охрана и восстановление природных объектов, эко-десанты.
  • Волонтерские практики — являются значимым средством социального становления подростков, которые зачастую становятся организаторами и координаторами волонтерских мероприятий  благотворительные марафоны, детские организации «Бабочка на ладони» (Иркутск), «Вместе мы сила» (Москва), «Твоя инициатива».
  • Физкультурно-спортивные и оздоровительные практики — туристические клубы, дворовые команды, физкультурно-спортивные акции широко охватывают Россию в целом; привитие навыков сохранения и укрепления здоровья, профилактика вредных привычек, приобщение к здоровому образу жизни «Здоровый дух — в здоровом теле», «Твой образ жизни», «Нет наркотикам».
  • Игровые и конкурсные практики — популярные формы проживания и построения различных ситуаций — историческая реконструкция, возрождение ремесел, имитационные игры «По праву памяти», Совещание министров.
  • Практики саморазвития и самореализации — Я  лидер«, «Уверенность в себе», «Успешное общение», «Твоя цель — твой успех», «Ты и команда», «Я — творческая личность».
  • Социальное проектирование — рассматривается как одно из средств развития социальной инициативы детей и подростков, которое оказывает влияние на развитие социально значимых качеств школьников, формирование у них активной жизненной позиции. «Мир вокруг нас», «Социальный проект», «Я — гражданин», конкурс проектов «Нет фашизму!».

Конечно, это далеко не исчерпывающий перечень культурных практик, но главное заключается в том, что участвуя в такой деятельности, дети осваивают культурные нормы и образцы поведения, осознают важность и пользу своей работы, а результат их деятельности приобретает для них культурную ценность, поскольку каждый выступает в роли не «ученика», которому следует выполнять заранее определенные действия, а в роли «творца», «деятеля», понимая всю важность своей работы и стремясь к высокому качеству исполнения.

На этом пути много проблем. Здесь нужен серьезный государственный контроль, иначе многие останутся в тени. И это работа не только педагога дополнительного образования — за ним педагогическая составляющая. Это тот случай, когда силы разных ведомств должны быть объединены и были направлены на предупредительно-профилактическую работу, на позитивную занятость детей после уроков в соответствии с их потребностями и интересами.

Поэтому подчеркну, что сегодня здесь необходимо:

  1. создавать привлекательные программы и детские объединения — патриотические и спортивные клубы для проявления различных форм позитивной активности детей и молодежи;
  2. разработать механизм государственного контроля за содержанием и качеством программ;
  3. разработать систему взаимодействия и координации заинтересованных структур по реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  4. организовать специальную подготовку специалистов, обладающих навыками работы с детьми и молодежью, способных осуществлять информационно-пропагандистскую и профилактическую работу[11].

В заключении необходимо отметить, что вопрос «профилактики рисков стихийного формирования идентичности в периферийных пространствах социализации» (Концепция) является одним из наиболее важных и значимых в настоящее время. Наша задача не просто привить установки на недопустимость использования насилия для решения каких бы то ни было задач, а способствовать формированию полноценной личности, осознающей свое место в жизни и обществе.

Приложение

Среди актуальных социокультурных практик отметим те, которые направлены на социальное становление личности, предупреждение проблем и социально-педагогическую поддержку

Список литературы:

  1. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г 1726-р. (Электронный ресурс) — http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (27.10.2021).
  2. Логинова Н.Ф., С. Х. Самсонова. Педагогическое сопровождение социальной практики. (Электронный ресурс) — http://www.cs-network.ru/library/?content=doc&id=208 (26.10.2021).
  3. Методика организации социальных и социально-профессиональных практик / Под ред. Кривопаловой Н. А.., Ушаковой Н. Н.; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. — Курган, 2009. — 76 с.
  4. Методический сборник «Социальное проектирование в сфере молодежной политики». (Электронный ресурс) — http://www.edu53.ru/politics/recomendation (Дата доступа — 26.10.2021).
  5. «Мир словарей» — коллекция словарей и энциклопедий. (Электронный ресурс) — http://mirslovarei.com/content_soc/SOCIALNYE-PRAKTIKI-7545.html (25.10.2021).
  6. Никитина Г.В. Социальная практика как педагогическое понятие [Текст] / Г. В. Никитина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 33-35.
  7. Перевозникова Н.Ю. Социальная практика как технология реализации компетентностного образования в школе. (Электронный ресурс) — http://www.eurekanet.ru/res_ru/0_hfile_1219_1.pptx (26.10.2021).
  8. Социальная практика // Википедия — свободная энциклопедия. (Электронный ресурс) — http://ru.wikipedia.org/wiki/(25.10.2021).
  9. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. (Электронный ресурс) — Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/press/news/3318/(26.10.2021).
  10. Чащина А.А. Социальное проектирование и социальная практика // Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные науки. — Красноярск, 2006. — № 3/2. с. — С. 43 — 46.
  11. Элиасберг Н.И. Обществознание. Социальная практика. — СПб: «Союз», 2011. С. 456.
  12. Попова И.Н. Актуальные социальные практики в системе образования современной России//Внешкольник. № 1. 2014.
  13. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии терроризму». (Электронный ресурс) — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/4fdc493704d123d418c32ed33872ca5b3fb16936/ (26.10.2021).

[1]Василенко К. Крестовый подход/Русская народная линия. [Электронный ресурс] — URL: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/03/10/krestovyj_podhod/

[2] Стенографический отчет о встрече с членами Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. [Электронный ресурс] — URL: http://www.hse.ru/news/1163625/1140488.html

[3] http://www.newsru.com/russia/26mar2015/putinfsb.html

[4] Методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах Российской Федерации (под.ред. В.В. Попова, МГУ им. Ломоносова) — Москва, 2013. С. 29

[5] То ли наказывать, то ли молиться// Газета.ru. [Электронный ресурс] — URL: http://www.gazeta.ru/social/2014/02/10/5899165.shtml

[6] http://rusplt.ru/society/terrora-stalo-menshe-vdvoe-13581.html

[7] О реализации следственным управлением мероприятий, предусмотренных Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013-2018 года — http://www.ggpi.org/files/info_t_2014_2.pdf

[8] Никитина Г. В. Социальная практика как педагогическое понятие [Текст] / Г. В. Никитина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 33-35.

[9] Там же.

[10] Панкратова Е.А. Культурные практики как составляющие продуктивного образования// Сборник материалов всероссийской конференции «Леонтьевские чтения» http://xn—18-6kclvec3aj7p.xn—p1ai/leontevskie-chteniya-2014

[11] Попов с.44

Добавить комментарий

Войти с помощью: