Организация работы с родителями «особых» детей в клубе социальной инклюзии «Журавушка»

В статье представлен опыт сотрудничества с родителями обучающихся Клуба социальной инклюзии «Журавушка» МБОУ ДО «ГДД(Ю)Т им. Н.К. Крупской». Основой продуктивного взаимодействия детей и взрослых в условиях клуба является образовательное событие, которое как целостный, оформленный и ограниченный во времени элемент деятельности не может быть единичным. Образовательные события объединены идеей природного цикла, праздников года.

Е.В. Гильдебрандт,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «ГДД(Ю)Т им. Н.К. Крупской»,
г. Новокузнецк

А.Б. Меш,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «ГДД(Ю)Т им. Н.К. Крупской»,
г. Новокузнецк

В настоящее время одной из важных задач государственной образовательной политики является обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на получение различных видов образования, что предопределило одной из задач Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования обеспечение равного доступа к дополнительному образованию данной категории детей [2].

Одним из вариантов эффективного решения этой задачи в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской» города Новокузнецка (далее – Дворец творчества, Дворец творчества им. Н.К. Крупской) стало создание Клуба социальной инклюзии «Журавушка».

Клуб социальной инклюзии «Журавушка» (далее – Клуб) существует с 1992 года и объединяет родителей, детей, педагогов и социальных партнеров. За период своей многолетней конструктивной и плодотворной деятельности Клуб прошел разные стадии развития: от организации досуговой деятельности детей-инвалидов города до реализации комплексной интегрированной дополнительной общеобразовательной программы на основе цикла образовательных событий «Праздник круглый год». 

В Клубе одновременно занимается 80 «особых» детей свободного набора, с разными нозологиями. Для учреждения дополнительного образования, это не просто редкая – это уникальная ситуация. Секрет успеха Клуба – включение в творческую деятельность родителей как непосредственных активных участников.

Педагоги Клуба понимают, что главное условие доступности среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов – это устранение барьеров по отношению к ним в сознании общества. И, прежде всего, устранить такие барьеры необходимо в семье, где растет ребенок. К сожалению, в нашей стране инвалидность ребенка воспринимается родителями как личная трагедия. Узнав о заболевании, как отмечают Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, некоторые родители переживают глубокое потрясение и длительно находятся в шоковом состоянии, в условиях хронической психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения и вопроса: «Почему мой ребенок не может быть таким же, как другие дети?» и т.п. [1]. 

Взрослые в таких семьях зачастую не могут и не знают, каким образом передать своему ребенку социальный опыт, который обычно осваивается детьми без специально организованных условий обучения. Возникает ситуация выпадения семьи из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, нарушается связь ребенка с социумом.

Для любого ребенка первое пространство социализации – это его семья. В то же время, даже самый опытный и талантливый педагог и целый коллектив педагогов не справится с задачей успешного развития «особого» ребенка без его включения в широкий социум. В нашем случае это Клуб социальной инклюзии. Однако и усилия педагогов могут оказаться нулевыми, если они не встретят понимания со стороны самых близких для ребенка людей – его родителей. Без их активного участия в деятельности Клуба, его деятельность сведется к кружковой работе.

Поэтому ключевая идея Клуба – участие родителей в процессе обучения и воспитания не в качестве сторонних наблюдателей, а в качестве непосредственных участников творческой деятельности и даже организаторов образовательных событий. В работе Клуба активно задействован потенциал семьи: родители обучающихся не только информированы о ходе образовательного процесса, но и участвуют в нем, поддерживая детей в реализации творческих индивидуальных проектов. 

C:\Users\Елена\Desktop\удовлетворение потребностей в творческой самореализации.JPG
Фото 1. Родители и дети в совместной деятельности

В результате многолетней работы педагоги Клуба разработали методику коллективного «сотворения» праздника, которая позволила найти и использовать новые приемы сотрудничества с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Праздники в Клубе соответствуют циклу времен года, и внутри каждого времени есть свой цикл.

Сентябрь-октябрь – «Осень дружная», «Осень щедрая», «Осень урожайная». Атмосфера радостной встречи отдохнувших детей, родителей и педагогов. Зачин больших творческих дел, рассчитанных на весь год: общего спектакля клуба, большой музыкальной композиции для старшего ансамбля. Все это время в Клубе живут дары осени: овощи, привезенные педагогами и родителями со своих огородов. Они обыгрываются на музыкальных занятиях, используются в качестве наглядных пособий на занятиях прикладным и изобразительным творчеством.

Ноябрь – «Осень задумчивая». Подготовка и проведение осенней музыкальной гостиной, основой репертуара которой станут «раздумчивые» народные песни. Самые известные из них будут спеты всем Клубом. День Матери, на котором родители смогут «по-новому встретиться» со своими детьми.

Декабрь – «Зима сказочная». В финале – музыкальная гостиная «В гостях у сказки» и клубный Новый Год, на котором родители сами станут непременными участниками веселого и поучительного спектакля.

Январь-февраль – «Зимние забавы» с постепенной подготовкой самого яркого праздника года – Масленицы. Здесь родители вместе с детьми готовят костюмы, чучело Масленицы, реквизит и декорации для масленичного спектакля, разучивают вместе народные песни-хороводы и свои отдельные номера. А на самом празднике взрослые организуют столы с угощением и проводят веселые уличные игры, на которых это угощение обучающимися «зарабатывается».

Март-апрель – «Весна грязная». Именно так. «Красной» она станет только в мае. А пока снова углубление в себя, великий пост, внутренняя чистка. К этому времени идеально подходит серьезная подготовка к Дню Победы, празднику «со слезами на глазах». Родители оформляют стенды с фотографиями своих героических дедушек и бабушек, рассказывают о них детям, поют вместе с ними военные песни.

И, наконец, май – «Весна красная» и встреча с летом. Радостное подведение итогов года. Итоговые музыкальные гостиные, веселые летние спектакли в отдельных детских группах или премьера большого спектакля Клуба.

C:\Users\Елена\Desktop\Удовлетворение потребностей родителей в эмоциональной поддержке.JPG
Фото 2. Родители в роли актеров

Процесс коллективного «сотворения» праздника разбит на несколько этапов: замысел, написание сценария, постановка праздника, праздник и последействие. Каждый из этих этапов имеет свое особое педагогическое значение.

Замысел формируется исходя из особенностей состояния и развития детей в данный период года, наиболее острой проблемы на данный момент для всей группы детей или одного ребенка, социальной ситуации в Клубе и за его пределами (в том числе в стране). Идея замысла формируется на заседании совета Клуба.

На этапе написания сценария происходит увлекательное действие – выбор репертуара, музыкального и художественного оформления. Всем членам Клуба открывается большой простор для творческой деятельности.

Это происходит следующим образом: 

  • проводится родительское собрание, на котором обсуждаются особенности состояния ребенка в проживаемый период года, цель и задачи этого периода, даются рекомендации по работе с ребенком дома, доводится до сведения замысел праздника;
  • на учебных занятиях по всем направлениям деятельности «проживается» общая тема, которая заложена в основу замысла;
  • дети знакомятся с народными, классическими и современными литературными и музыкальными произведениями, выбирают репертуар для исполнения на празднике; выбранные произведения также «проживаются» на занятиях по нескольким программам;
  • педагоги моделируют различные жизненные ситуации по проблемам, ставшим толчком к формированию замысла, – предлагают детям самим найти из них выход, а самые интересные решения используются при написании сценария.

В период написания сценария работают малые инициативные группы детей, родителей и педагогов. Окончательное оформление сценария берет на себя один из педагогов. Затем проводится совет, на котором утверждается сценарий.

Содержанием этапа постановки праздника является формирование у детей умений и качеств, необходимых для реализации замысла. 

В это же время осуществляется коллективная творческая деятельность в малых инициативных группах детей, родителей и педагогов по художественному оформлению праздника и по организации его проведения. 

И, наконец, праздник – заключительное событие прожитого периода года. В праздниках участвуют практически все обучающиеся Клуба. Отсюда мотивация – личностный рост ребенка.

Последний этап – последействие:

  • групповые и индивидуальные занятия с обучающимися, на которых они смотрят видеофильм и фотографии, вспоминают весь период и праздник, обсуждают, иногда рисуют (это остается у них в памяти на долгие годы!);
  • анализ деятельности коллектива на педагогическом совете;
  • индивидуально-групповая работа с родителями по результатам совместной деятельности.
C:\Users\Елена\Desktop\удовлетворение в межгрупповом общении детей и родителей.jpg
Фото 3. После праздника. Обсуждение результатов

Методика коллективного «сотворения» праздника ориентирована на создание условий для глубокого эмоционального переживания, которое позволяет решать определенные детские и родительские проблемы. А структурированность, содержательная и организационная насыщенность цикла образовательных событий «Праздник круглый год» способствует формированию у обучающихся разнообразного социального опыта. 

Анализ многолетней работы с семьями «особых» детей в Клубе социальной инклюзии «Журавушка» показывает его значимость для всех участников.

Родители: 

  • приобрели или актуализировали знания и умения, помогающие справляться с текущими задачами воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с учетом особенностей их состояния и развития;
  • получили положительные впечатления и эмоциональную поддержку в процессе взаимодействия с педагогами, понимающими проблемы «особых» детей и имеющими опыт их решения;
  • во взаимодействии с педагогами придумали и реализовали творческие продукты: сценарий образовательного события, музыкальное и художественное оформление, создали костюмы, реквизит, оборудование для игр.

Обучающиеся:

  • пережили ситуацию успеха, радость общения;
  •  повысили самооценку в процессе коллективной творческой деятельности, организованной с учетом их индивидуальных особенностей.

В целом семьи детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов:

  • расширили социальные контакты;
  • приняли активное участие в интересной и экономически доступной форме организации досуга;
  • получили возможность улучшить психологический климат семьи в процессе организации совместной занятости детей и взрослых в творческой деятельности.

Список источников:

  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М.: Медицина, 1993. – 112 с.
  2. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – URL:
    http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339668/c1e70d087f26b6857d4f9ee5a38b29f229114893/ (дата обращения: 15.01.2024).

Добавить комментарий

Войти с помощью: