Способы оценивания дошкольника в дополнительном образовании

В статье раскрыт практический опыт оценивания работы детей дошкольного возраста, занимающихся по дополнительным общеразвивающим программам в многопрофильном учреждении дополнительного образования на основе программы воспитания «Городского Дворца детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской».

О.А. Шипилова,
педагог дополнительного образования,
МОУДО Городской Дворец детского (юношеского) творчества им Н.К.Крупской,
г. Новокузнецк,
Россия

На сегодняшний день для педагогов дополнительного образования остается актуальным вопрос мониторинга знаний у детей. В отличие от школы, в учреждении дополнительного образования, особенно при работе с дошкольниками, существует мало способов оценивания в процессе занятий знаний и умений ребенка.

В школе за ответ на вопрос по домашней работе или хорошо выполненный тест ученикам ставят отметки, но не всегда могут правильно дать оценку работы ребёнка. Отметка – это цифра, которую учитель ставит в дневник и журнал, а вот оценка – это сообщение о том, как ученик справился с заданием по сравнению с «идеалом», представленным в образовательной программе. Для начала стоит оценить работу, выполненную учеником, к примеру: «Твоя работа выполнена хорошо, но вот здесь ты допустил несколько ошибок». Только после оценки выставляется отметка. Получается, обучающийся услышал оценку своей работы и понимает, почему стоит та или иная отметка в журнале. Соответственно, сам ребенок может объяснить родителям, какие ошибки он допустил и почему получил такой балл.

В дополнительном образовании не используются отметки, но это лишь усиливает необходимость давать правильную оценку. Педагог может отследить динамику изучения программы, но ребёнок самостоятельно этого сделать не может. Как детям дошкольного возраста оценить свою работу на занятиях?

В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет), ребёнок начинает осваивать повседневные и социальные функции взрослого, нормы взаимоотношений, в этот момент начинает активно развиваться воображение и закладываться фундамент учебного процесса. В этом возрасте дети наблюдают за отношениями в семье, взаимодействуют со сверстниками, наблюдают за посторонними людьми. Для того, чтобы пропустить полученную информацию через себя и накопить свой собственный багаж знаний и умений дошкольники представляют различные ситуации как игру [1]. Сюжетно-ролевая игра для дошкольного возраста является ведущим типом деятельности. Во время игры дети примеряют на себе различные роли взрослого, чаще всего они будут копировать собирательный образ, выступая продавцом, воспитателем, врачом, мамой, и так далее, здесь всё зависит от фантазии. Игра – это образец, момент из реальной жизни, ситуации, наблюдаемой ребёнком. Играя свою роль, ребенок будет вести себя в соответствии с образом и общепринятыми культурными нормами.

При оценке знаний и умений ребёнка не стоит забывать об игровой деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) оценочная деятельность должна проходить по ходу занятия и при этом любые замечания и подсказки должны исходить не от взрослого человека, а от какого-нибудь персонажа. Это могут быть игрушка, персонаж из мультика или нарисованный герой сказки. К примеру, «К нам в гости пришёл ёжик, давайте с ним познакомимся, он будет помогать нам на занятии». Не стоит прямо говорить ребёнку, что в работе он сделал неправильно, лучше всего будет, если педагог от имени ёжика сообщит ему, что нужно исправить. «Мой дорогой друг, ты отлично нарисовал грибочек, но я ведь не смогу отличить полезный он или нет, давай ты его раскрасишь?». Если взрослый прямо укажет на это и будет заставлять ребенка раскрашивать, то, в свою очередь, он может совсем отказаться что-либо делать на занятии [2].
Рассмотрим варианты оценочной деятельности в ДОУ.

Вопросы, подводящие итог занятия:
Что нового вы сегодня узнали?
Какое задание было выполнить труднее/легче всего?
Что понравилось на занятии?
Отвечая на вопросы, дети могут понять, где они справились хорошо, а где есть затруднения [3].
Можно попросить детей придумать название для работы соседа.
Выбор самой лучшей из своих работ. Стоит каждый раз предлагать их менять в своём портфолио.
Сделать различные отметки в виде смайликов, каждый смайл может характеризовать различные достижения: хорошо выполненное задание, успешный ответ на вопрос, выполнение задания первым в группе и т.д.

«Шкатулка с оценками» ребенок достает из шкатулки карточки с нарисованным или написанным действием и может вручить ее любому ребенку [1].
Это распространённые методы оценочной деятельности, которыми пользуются очень многие педагоги. В своей работе мы используем еще несколько вариантов, которые готовы предложить читателю.

В конце занятия ребёнку можно предложить разделить бумажный лист на две части и нарисовать на одной стороне, что ему понравилось, а на другой – что не понравилось. Обязательно поинтересоваться, почему он нарисовал именно так.

Используя смайлики на занятии, не обязательно брать те, которые используют для оценки, например, улыбающийся, печальный, недовольный. Лучше использовать изображения по теме занятия, и если нет возможности взять готовый материал, то всегда можно сделать его самому. Можно завести тетрадку/дневник с расписанием занятий и вклеивать их туда, один смайлик по количеству заданий. Так ребенок может отслеживать свои успехи и успехи сверстников, что может повлиять положительно на его работу на последующих занятиях. Также можно попросить детей поставить оценку друг другу при помощи смайликов [3].

Можно использовать печатные значки с персонажем, который приходит на занятия к детям. За каждое выполненное задание ребенок получает значок. Их можно сделать разного размера и цвета, каждый из которых будет означать, как справился ребенок с заданием. Например, зелёный большой значок «У тебя всё отлично получилось!», желтый значок среднего размера «Ты молодец, но нужно ещё немного поработать!», красный маленький значок «У тебя всё здорово получилось, но нужно ещё потрудиться!». Не обязательно должны быть эти цвета и размеры, можно использовать абсолютно любые варианты. Дети с каждым разом будут стараться выполнить задание как можно лучше и понять как можно больше.

Главное, чтобы оценка ребёнка была высказана от лица какого-то известного доброжелательного героя из сказки, мультика и т.п. Это будет способствовать тому, чтобы ребенок легче реагировал на элементы критики в оценке, не обижался и, как следствие, не бросил занятия. Поощрительная оценка от сказочного героя будет являться эффективным средством для формирования интереса детей к учебной деятельности.

В качестве примера представим одно из занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Экспериментируй, играя». В одном из разделов мы с ребятами в игровой форме знакомились с таким понятием как индивидуальность человека. Для построения диалога с детьми и их положительного настроя на образовательный процесс были использованы различные игрушки в виде животных, сказочных и мультипликационных персонажей. В ходе работы ребята познакомились с Зайчиком и его историей, о том, как он собирался завтракать своим любимым лакомством, но отвлекся и блюдо украли. Однако воришка оставил следы. Персонаж истории просит у детей помощи в поисках своего завтрака и предлагает им стать помощниками Лесного детектива. Первой задачей было рассмотреть, раскрасить и вырезать следы воришки. После этого вместе с персонажами истории ребята смотрят мультфильм «Фиксики», под названием «Лупа». Таким образом, дети познакомились со сложным понятием «дактилоскопия» и получили инструмент (лупу) для выполнения дальнейших заданий. С увлечением дети рассматривали различные предметы через увеличительное стекло, после чего приступили к изучению своих ладоней и узоров на пальцах. Далее наши персонажи предлагают детям самим попробовать оставить следы при помощи различных материалов (краски, скотча, муки) и рассмотреть их под лупой. В конце занятия дети нашли воришку, сравнивая различные следы животных со следами зверушек в рабочем кабинете. На протяжении всего занятия персонажи, от лица, которых выступал педагог, помогали и подсказывали ребятам, как стоит поступить, оценивали проделанную работу и направляли их действия так, чтобы улучшить результат. В конце занятия каждый ребёнок оценил свою работу и рассказал о том, что им больше всего понравилось. Персонажи также подвели итоги и оценили работу детей в целом за всё занятие и вручили игрушечные удостоверения помощников Лесного детектива. На последующих занятиях дети старались работать ещё лучше и с интересом осваивали содержание дополнительной общеразвивающей программы.

Подводя итоги, отметим, что использование игровых техник на занятиях позволяет ребятам усваивать и воспринимать новую информацию легче и быстрее. Наш опыт показывает, что использование игровых элементов и персонажей позволяет создавать на занятии сказочную и непринужденную атмосферу, что, в свою очередь, способствует восприятию дошкольниками оценки не в качестве критики, а как дополнительного элемента мотивации к успешному освоению программы.

Список литературы
Агеева Н.А. Система оценивания образовательных результатов в дополнительном образовании URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/02/25/sistema-otsenivaniya-obrazovatelnykh-rezultatov-v (дата обращения 24.08.2022)
Подосельникова В.М. Оценка качества достижений учащихся в дополнительном образовании детей URL: https://www.art-talant.org/publikacii/2445-ocenka-kachestva-dostigheniy-uchaschihsya-v-dopolnitelynom-obrazovanii-detey (дата обращения 24.08.2022)
Шилко В.С. Современные подходы к оцениванию деятельности обучающихся в системе дополнительного образования [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/index.php/files/sovremennye-podkhody-k-otsenivaniiu-deiatelnosti-o.html (дата обращения 24.08.2022)

Добавить комментарий

Войти с помощью: