Предметно-языковое интегрированное обучение как основа учебной программы курсов английского языка для детей и подростков в школе дополнительного образования на английском языке «Englium»

Статья посвящена опыту внедрения методики CLIL или концепции предметно-языкового интегрированного обучения в программу школы дополнительного образования «Englium». Исследование изучает особенности данного подхода в сравнении с более традиционными, а также суммирует опыт применения этих методик на практике.

Е.А. Павловская, преподаватель английского языка,
З.С. Сафарян,
директор, языковая школа «Englium», Москва

В современном мире, важными характерными чертами которого являются непрерывное изменение и усложнение, образование, с одной стороны, становится важной ценностью, а, с другой стороны, способно являться таковым, только если отвечает на вызовы времени последовательно и быстро. Именно поэтому перед образованием, государственным и частным, встает задача соответствовать постоянно меняющейся действительности.

Концепция непрерывного обучения или lifelong learning (обучение в течение всей жизни) уже стала привычной для многих в России и за рубежом. Поэтому основное и дополнительное образование вынуждено быть более адаптивным, чтобы отвечать на запросы все больших групп людей, имеющих определенные задачи, которые они решают в процессе обучения.

В связи с повышением спроса на образовательные услуги появляется потребность оценки адекватности сегодняшних образовательных программ в различных образовательных структурах. Особенно остро ощущается сегодня проблема недостатка в эффективном и качественном обучении иностранному языку школьников. Весьма часто и школьное и, в особенности, дополнительное образование в области преподавания иностранных языков сводится к усвоению правил и шаблонов, заучиванию некоторой суммы фактов, тогда как основной целью обучения должно быть осуществление коммуникации на языке, осуществление речевой деятельности. Кроме того, изучение языка часто в течение долгого времени сводится к изучению лексико-грамматических правил и чтению текстов по общему владению (часто на бытовые темы), что в значительной степени снижает мотивацию ряда обучающихся и представляется сегодня не самым эффективным. 

Одним из перспективных направлений методики преподавания английского языка на курсах сегодня является предметно-языковое интегрированное обучение (Content and Language Integrated Learning, далее – CLIL). Данный термин заимствован из западной методики, будучи введенным еще в 1994 году Дэвидом Маршем, и подразумевает, в первую очередь, принцип обучения языку как средству изучения определенного предмета.

Следует отметить, что принято различать два типа предметно-языкового интегрированного обучения: hard CLIL, при котором любой предмет может изучаться на иностранном языке, и soft CLIL, при котором процесс изучения языка строится на основе текстов определенных дисциплин. Мы считаем, что потенциал soft CLIL на сегодняшний день в недостаточной степени представлен в рамках дополнительного обучения иностранным языкам, а между тем именно он позволяет повысить эффективность образовательного процесса.

Главным преимуществом предметно-языкового интегрированного обучения (soft CLIL) является тот факт, что в результате реализации данного подхода не только развиваются навыки и умения общения на языке, но и происходит изучение материала различных предметов: географии, биологии, физики с целью формирования и развития коммуникативной компетенции. Таким образом, формируется языковая личность обучающихся, а также идёт обучение коммуникации в контексте изучения определенной дисциплины. 

Исследователь Д. Койл [Coyle, Hood, Marsh: 42] определяет предметно-языковое интегрированное обучение как единство четырех компонентов (four Cs):

  1. коммуникации (communication);
  2. содержания обучения (content);
  3. культуры (culture);
  4. познания (cognition).

Таким образом, при данном подходе навыки коммуникации формируются и совершенствуются в процессе изучения определенного предмета, и в ходе его осуществления также развиваются навыки мышления и способность понимать культурное взаимодействие.

В школе «Englium» предметно-языковое интегрированное обучение реализуется в рамках программы со второго по седьмой класс и включает в себя несколько модулей (предметов). В первом классе данный подход не реализуется, поскольку в течение первого года обучения происходит знакомство с фонетической системой английского языка, изучаются правила чтения и происходит начальный этап развития навыков общения. Однако, начиная с второго года обучения модульная система позволяет успешно интегрировать подход CLIL, а также вводить в учебный процесс изучение довольно существенного количества предметов, которые представляют интерес для большого числа обучающихся, тем самым это позволяет повысить уровень их познавательной мотивации. В течение последующего обучения (после 7 года обучения) программа рассчитана на подготовку к международным экзаменам: FCE, CAE, IELTS, TOEFL, а также на подготовку к олимпиадам по английскому языку, осуществление проектной деятельности. 

В рамках программы школы «Englium» в течение каждого учебного года (начиная со второго года обучения) происходит изучение двух модулей. Один из модулей сквозной: во втором и третьем классах это чтение сказок (Fairytales), а начиная с четвертого детям предлагается предмет (модуль) «Литература» (Literature). Второй модуль сопутствует первому и меняется каждый семестр с повышением уровня владения языком обучающимися. Так, со второго класса обучающиеся в рамках модульной системы обучения знакомятся с текстами таких дисциплин, как «Естествознание» (Science), «География» (Geography), «Обществознание» (Social Studies), «Информатика» (Information Technology), «Биология» (Biology). Далее обучение ведется в рамках двух предметов, литературы и лингвистики (Literature and Linguistics). 

Программа школы является авторской, она направлена на обучение английскому языку как иностранному. Основной целью при ее создании ставилось развитие умений решать коммуникативные задачи средствами английского языка, свободно общаться с носителями. Перед составителями программы не ставилась задача соответствия существующей общеобразовательной программе по английскому языку или ее дополнения. Именно поэтому все используемые материалы представляют собой ресурс для постепенного усвоения лексики и грамматики, развития навыков и умений в области таких видов речевой деятельности, как аудирование, чтение, говорение и письмо, на материале аутентичных текстов. 

Авторами были разработаны учебные материалы для каждой ступени обучения на основе текстов выбранных дисциплин. Дисциплины были выбраны среди тех, которые в разном возрасте изучаются детьми соответствующих возрастов в англоязычных странах, а именно, в ряде школ США и Великобритании. В процессе выбора учитывалось соответствие содержания обучения возрастным особенностям обучающихся, а также происходил учет уровня знания языка и развития коммуникативных навыков.

Так, в ходе реализации каждого модуля, ученики используют, во-первых, так называемые textbooks, или учебники, по соответствующим дисциплинам (Science, Geography, Social Studies и так далее), которые необходимы для чтения и анализа текстов. Отметим, что именно эти учебники используются в англоязычных школах для изучения соответствующих дисциплин. Во-вторых, для каждого из модулей созданы специальные поурочные разработки, состоящие из обязательного набора элементов, а именно, из представления лексики урока, снабженной переводом, особенностями сочетаемости лексических единиц и иными лингвистическими комментариями; набора лексико-грамматических упражнений, созданных на основе лексики данного занятия, направленных на усвоение лексики урока, получение и усовершенствование соответствующих грамматических навыков; а также из упражнений и заданий, направленных на работу с «контентом» или непосредственно материалом урока.

Основной сложностью при создании курса было внедрение системного изучения английской грамматики, поскольку используемые учебники (textbooks) создавались для носителей языка и изначально не учитывали потребности иностранных обучающихся. Однако данная проблема была решена следующим образом: авторами был разработан фрагмент каждого из занятий, который представляет собой, во-первых, объяснение грамматической темы и, во-вторых, специальный комплекс упражнений для отработки грамматических навыков и умений на основе изучаемой в данном уроке лексики. Таким образом, происходит одновременное усвоение лексики и грамматики с целью дальнейшего изучения дисциплин. Закрепление полученных в ходе занятия навыков происходит в ходе выполнения домашних заданий, которые специально разработаны для учеников и содержат лексику изучаемой темы урока. Так, реализуются две взаимодополняющие друг друга задачи: обучающиеся лучше усваивают лексику урока, поскольку она дается на синтаксической основе и отрабатывается в упражнениях по грамматике, и одновременно обучающиеся легче усваивают грамматику урока, так как не испытывают сложностей с пониманием лексики в упражнениях и, более того, видят, каким именно образом грамматические правила реализуются в предложениях в изучаемых текстах.

Данная система подразумевает многоступенчатую работу с текстом дома и на занятии. Во-первых, для успешного освоения программы, обучающиеся должны усваивать лексику, которая год от года становится сложнее, поскольку все больше соответствует словарному запасу англоязычных сверстников. Во-вторых, для понимания текстов и осуществления коммуникации на основе прочитанного необходим определенный уровень сформированности грамматических навыков и умения. Далее, для понимания материалов урока необходима работа с текстом на уроке под контролем преподавателя, происходит прослушивание текста (аудио всех текстов записаны носителями английского языка), чтение, в ряде случаев осуществляется перевод с английского языка на русский и с русского языка на английский фрагментов текста. 

Обязательной частью урока уже со второго класса является участие в дискуссии, в ходе которой обучающимся предлагают ответить на вопросы по прочитанному тексту. Например, во втором классе, в ходе изучения темы по естествознанию “Matter and Mixtures” (состояния веществ и их свойства) детям предлагается ответить на вопросы, какими веществами (жидкими, твердыми, газообразными) являются сок и фрукты, привести примеры разных типов веществ, которые они видят в классе, в школе и дома, какого они цвета, размера и формы и так далее. 

В четвертом классе на одном из занятий по литературе, при изучении произведения Мэри Шелли «Франкенштейн» ученикам предлагается представить, что бы они сделали, если бы оказались на месте следователя, который узнал, что некий моряк и его сын обнаружили тело на берегу: как бы они пытались установить личность жертвы, какие вопросы они бы задавали обнаружившим мертвеца, какие бы меры предприняли для обеспечения безопасности жителей.

Пример:

A fisherman and his son found a dead body on the beach last night. This morning, a strange man sailed into the port from a remote island offshore. You are a local detective, and have been assigned to the case. How will you determine what happened, and who is to blame?

1. How will you determine when and how the victim was killed?

2. How will you determine the identity of the victim?

3. What questions will you ask the fisherman and his son?

4. What questions will you ask the strange man to determine whether he was involved? How can you know whether he is telling the truth?

5. What measures should be taken to make sure that the people in town are safe?

Схему урока можно кратко представить в виде таблицы следующим образом.

Системное обучение лексике и грамматике, подкрепленное изучением дисциплин, которые знают их сверстники в англоязычных странах, дает обучающимся школы «Englium» определенные преимущества.  Так, начиная с элементарного уровня владения языком, обучающиеся школы «Englium» имеют возможность не только изучать язык, но и развивать навыки общения на определенные темы, развивать мышление и творческие способности, узнавать новое и на основе полученных знаний осуществлять речевую деятельность. Знакомство с предметами и, как следствие, с текстами разных областей знаний, повышает интерес обучающихся к новому, а также в будущем обеспечивают комфортное общение с носителями языка.

В дальнейшем как предметные, так и языковые навыки могут применяться обучающимися школы «Englium» в различных сферах жизни, а знание лексики, понимание предметной базы и возможность осуществлять коммуникацию на ее основе дают обучающимся конкурентные преимущества. 

Список литературы:

  1. Галиуллина А. И. Предпосылки внедрения интегрированного предметно-языкового обучения английскому языку в школе / А. И. Галиуллина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 379-382. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87281/ (дата обращения: 12.10.2022).
  2. Мироненко Е. С. Применение технологии CLIL при разработке дополнительных общеобразовательных программ: проблемы и перспективы. // Журнал Педагогики и Психологии образования. — 2021. — № 1. — С. 36–52.
  3. Coyal, D. (2002) Against the odds: Lessons from Content and Language Integrated Learning in English secondary schools // Education and Society in Plurilingual Contexts, Brussels University Press. P. 37-55.
  4. Coyle D. Content and Language Integrated Learning: Towards a Connected Research Agenda for CLIL Pedagogies // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. 2007. Vol. 10. No. 5. P. 543–562. https://doi.org/10.2167/beb459.0 
  5. Coyle D., Hood P., Marsh D. CLIL: Content and language integrated learning. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. 173 p.
  6. Sandra Attard Montalto. The CLIL Guidebook [Electronic resource]/ S. A. Montalto, L. Walter, M. Theodorou, K. Chrysanthou // Lifelong Learning Program. – 2015. – URL: https://www.goethe.de/en/spr/unt/kum/clg/20782495.html (дата обращения: 12.10.2021).

Добавить комментарий

Войти с помощью: