Программа «Мой первый робот» как начальная ступень допрофессиональной ориентации дошкольников

Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования допрофессиональной ориентации учащихся в сфере инженерного образования. Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет в занимательной игровой форме узнать много нового и развить необходимые в дальнейшем обучении навыки. В данной статье описан положительный опыт работы по самоопределению и предпрофессиональной ориентации дошкольников объединения технической направленности в учреждении дополнительного образования детей.

Т.П. Булыгина, методист,
И.В. Шкельтин, педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДТ»,
г. Саяногорск

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года в числе основных задач провозгласила «…вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации, обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и профессиями будущего, поддержку профессионального самоопределения…» [1].

Информатизация российского образования дает толчок к развитию робототехники на всероссийском уровне. Одним из направлений деятельности обучающихся становится умение оперативно и качественно работать с информацией и информационными технологиями. Такая деятельность направлена на развитие логического, системного мышления, творческих, технических способностей, содействует развитию устойчивого интереса к технике и науке. Это способствует популяризации инженерного образования, вырабатывает первоначальные знания об инженерно-технических специальностях, потому можно говорить о допрофессиональной ориентации.

Дополнительное образование детей технической направленности в настоящее время переживает «настоящий бум», даже в отдаленных районах Сибирского региона обучение по робототехнике включается в систему воспитания и ранней профилизации школьников и даже дошкольников.

У ребенка старшего дошкольного возраста при активном развитии памяти, внимания, воображения проявляется потребность продемонстрировать свои умения  и сообразительность. Это приводит к формированию способности обобщать полученные сведения, развитию словесно-логического мышления, вырабатыванию предпочтений в выборе вида и формы деятельности, в том числе и творческой [2].

Конечно, дошкольники и младшие школьники зачастую ограничены в самостоятельности выбора занятия «по душе», часто этот выбор делают родители. Задача педагога проанализировать ситуацию в семье, подсказать родителям, что надо ориентироваться на задатки и предпочтения ребенка, а для тех детей, которые выбрали объединение «Легомир», показать все преимущества данного вида творчества, увлечь их, сделать выбор осознанным.

Программа по робототехнике «Мой первый робот» разработана для обучающихся 5-6 летнего возраста и составлена с учетом возрастных, психолого-педагогических и физических особенностей.

Новизной и отличительной особенностью программы «Мой первый робот» является то, что она базируется на индивидуальном подходе к каждому обучающемуся. Такая стратегия обучения реализуется за счет объединения специальных комплектов LEGO для занятий в группе, продуманной системы заданий и четко сформулированных образовательных задач.

Основным приемом при реализации программы выступает тренировка работы в малой группе и развитие самостоятельного технического творчества. Изучая простые механизмы, ребята не просто учатся работать руками, но и развивают мелкую моторику, что, как известно, стимулирует мыслительную деятельность, фантазию, а в дальнейшем развивает и конструкторское, инженерно-техническое мышление.

Простота вместе с большими конструктивными возможностями LEGO позволяют обучающимся самостоятельно поставить задачу и увидеть результат в конце занятия в виде работающей модели.

Занятия по программе «Мой первый робот» помогают развитию ориентирования в пространстве, для чего используются специальные робототехнические конструкторы «Lego WeDo 2.0» и «LEGO MINDSTORMS EV3», которые развивают моторику, конструкторские навыки, мышление, пробуждают интерес к технике.

Конструкторы, используемые на занятиях, позволяют с юных лет заинтересовать дошкольников различными областями научных и технических знаний, знакомят их с базовыми элементами программирования такими как: метод пошагового программирования, развитие навыков логического и критического мышления. Наборы предназначены для групповой деятельности обучающихся 5–6 лет.

Образовательный процесс организован в группах постоянного состава по 12 человек, сформированных по возрасту. Дети занимаются парами. Предусмотрен один набор LEGO и компьютер (планшет) с программным обеспечением на двоих обучающихся. В такой малой группе дети учатся сотрудничать и планировать свою деятельность. Теоретический материал они получают в виде ознакомительного видеоролика, беседы. Практическая часть предусматривает сборку модели и программирование. Отчет о результате проходит в форме демонстрации работающей модели.

При работе над проектами обучающиеся получают знания, а также практические навыки, которыми может и должен овладеть современный человек и которые рассматриваются не по отдельности, а как взаимосвязанный набор предметных знаний, умений и универсальных учебных действий (метапредметных и личностных результатов).

Практическая деятельность осуществляется на основе схемы, либо по замыслу и по условиям, конструирование совершенствуется и в ходе совместной деятельности.

В апреле 2022 года в мастерской «Легомир» проводилось открытое занятие «Работа над проектом «Экстремальная среда обитания». Обучающимся было предложено из конструктора создать животное и среду его обитания, учитывая, как животное приспособилось к окружающим условиям. В обучающем видеоролике на начальном этапе занятия педагогом представлен минимальный комплект вариантов для проектирования», чтобы дети могли выбрать понравившуюся модель. Затем было дано задание найти собственные решения, изменяя базовую модель, которую они выбрали. Кроме того, обучающиеся могли придумать вымышленные среды, затем связать такую среду обитания с созданной моделью животного.

При подведении итогов занятия учащиеся рассказывали, что они знают об эволюции животного мира и тех особях, которым уже много веков. Например, был построен динозавр, который гнездился в труднодоступных скалах, чтобы защитить свои яйца, и крокодил с демонстрацией, какие преимущества его части тела имеют в воде и на суше.

Творческий подход к созданию собственной модели характеризуется умением анализировать условия, находить неординарные решения. Обучающиеся могут заменить элементы конструкции в зависимости от имеющегося комплекта деталей, при этом овладевая обобщенным способом изучения предложенного образца.

Достижениями обучающихся в процессе реализации программы является распределение ролей в учебно-конструкторской деятельности, при этом один в паре чаще выступает генератором идей, а другой эффективным их реализатором. Если происходит столкновение интересов в распределении ролей, обучающимся предлагается оценить успехи каждого в реализации задуманного, в исключительном случае, возможна смена участников с другой парой.

По итогу реализации программы обучающиеся узнают:

– основы механики, программирования, конструирования моделей роботов, создания программ для них;

– основные компоненты роботизированных программно-управляемых устройств;

– различные приёмы работы с конструктором «Lego WeDo 2.0».

Они научатся:

– управлять поведением роботов при помощи простейшего линейного программирования;

– проявлять творческий подход к решению поставленной задачи, создавая модели роботов.

Приобретут метапредметные и личностные компетенции:

– самостоятельно и творчески устанавливать связь между создаваемыми объектами и окружающим миром, реализовывать собственные замыслы;

– совместно обучаться в рамках одного коллектива, распределяя обязанности в своей команде;

– проявлять коммуникативные навыки: слушать собеседника и высказывать свою точку зрения, предлагать свою помощь и просить о помощи товарища и т.д.

Таким образом, созданные условия в творческом объединении «Легомир» способствуют организации продуктивной творческой деятельности дошкольников, позволяют закладывать на этапе дошкольного детства начальные технические навыки, осуществлять начальное инженерно-техническое образование и раннюю профилизацию детей дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования.

В общем плане обучающиеся мотивированы на достижение результатов, на успешность и способны к дальнейшему саморазвитию, самостоятельному профессиональному выбору в дальнейшем.

Список литературы

  1. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р 3fIgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf (government.ru)
  2. Возможности начального инженерно-технического образования детей дошкольного возраста в ДОО. https://www.art-talant.org/publikacii/19326-vozmoghnosti-nachalynogo-inghenerno-tehnicheskogo-obrazovaniya-detey-doshkolynogo-vozrasta-v-doo

Добавить комментарий

Войти с помощью: