Пластилинография как эффективное средство развития мелкой моторики у дошкольников

Проблема развития мелкой моторики у дошкольников не теряет своей актуальности. Напротив, сейчас она выходит на первый план в связи с тем, что число детей с нарушениями мелкой моторики увеличивается год от года. В статье рассматривается пластилинография, как эффективное средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста. Материалы, которые приводятся в статье, могут пригодиться педагогам дошкольных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования.

Т.А. Ряузова,
педагог дополнительного образования,
МБУ ДО «Дворец детского
(юношеского) творчества»
г. Новомосковск, Тульская область

Речь и мелкая моторика неразрывно связаны. Ученые-нейрофизиологи, которые занимались проблемами нарушения речи, установили, что на карте головного мозга очень близко от речевой моторной зоны расположена проекция кисти руки, которая занимает около трети всей площади двигательной проекции. Особенно наглядно огромная площадь проекции кисти представлена в так называемом гомункулюсе (человечеке) Пенфилда. [2, с. 102]

В нем проекции всех частей тела в двигательной области показаны в образной форме (рис. 1). Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка мелких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики.

Рисунок 1

Мелкая моторика – это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на такие общие навыки ребенка, как воображение, планирование, развитие речи, усидчивость и память.

Ручная моторика ребенка развивается естественным образом с рождения. Сначала появляются хватательные движения, удерживание игрушки в руке, затем перекладывание игрушки из одной ручки в другую, а к двум годам ребенок уже способен правильно держать ложку или карандаш.

В младшем дошкольном возрасте начинает активно развиваться мелкая моторика ребенка, навыки становятся более разнообразными и сложными.

К сожалению, число детей с нарушениями мелкой моторики увеличивается год от года. Дошкольники с недостаточностью тонкой моторикой плохо удерживают предметы в руке, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь, не любят конструировать, рисовать, имеют плохой почерк. Наряду с расстройствами двигательной сферы дети часто имеют речевые проблемы, в связи с чем проблема развития моторной недостаточности стоит очень остро.

Развитию мелкой моторики рук у детей отлично способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином – «пластилинографии», принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. И, что особенно важно, те приемы, которые используются при работе с пластилином – отщипывание небольшого кусочка, катание его между пальцами, придавливание, размазывание и даже работа со стекой, направлены именно на развитие мелкой, или как ее называют в научных кругах – тонкой моторики рук.

За время своей работы я заметила, что не все дети любят рисовать, но работать с пластилином: что-то лепить, размазывать, скатывать – любят все детки! Пластилинография удачно сочетает в себе рисование и лепку, что способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, пробуждает фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является взаимосвязь предметных областей знаний. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т.д.).

Особенности используемого материала

Пластилин – мягкий и податливый материал, способный принимать заданную ему форму, но при этом он имеет ряд отрицательных моментов:

  • несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, особенно детскими пальчиками;
  • в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при рисовании пластилином на картоне или бумаге со временем появляются жирные пятна.

Рекомендации по использованию пластилина

  1. Для работы следует использовать плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов размазывания, сглаживания или придавливания.
  2. Чтобы работа со временем не теряла своей привлекательности, следует основу покрыть скотчем или заламинировать. Это поможет избежать жирных пятен, работать на гладкой поверхности проще и легче снять лишний пластилин стекой, не оставляя следов.
  3. Контуры в данном случае можно выполнить простым фломастером, который легко стирается влажной салфеткой.
  4. Готовую работу можно покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаком со временем твердеет, изделие становится более ярким, с лакированной поверхности легче убрать пыль.
  5. Работа с пластилином развивает усидчивость, но ребенок не может долго сидеть в одном положении, поэтому необходим минутный отдых в виде физкультурных разминок.

В таблице представлены те виды пластилинографии, которые я использую для своей работы с младшими дошкольниками.

Прямая пластилинографияизображение рисунка на картоне
Контурная пластилинографиявыкладывание рисунка по контуру, с использованием
«жгутиков»
Мозаичная пластилинографиярисование картины на картоне с помощью шариков
из пластилина

На каждом занятии перед ребенком ставится новая задача, закрепление и усложнение которой происходит на последующих занятиях.

Работу с детьми я начинаю с рассказа о пластилинографии, о свойствах пластилина и показа готовых работ. Непосредственно само рисование пластилином мы начинаем с самых простых работ (небольшая по объёму работа с 2–3 цветами пластилина). В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми, что стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря.

На первых занятиях дети учатся приему «надавливание».

Прием «надавливание»От пластилина отщипывается небольшой кусочек, скатывается пластилиновый шарик диаметром 5-10 мм. Затем указательным пальчиком правой руки ребенка, надавливаем сверху на шарик – получается круглая лепешка.

Важно, чтобы во время работы образец рисунка был у детей перед глазами!

На последующих занятиях этот прием отрабатывается и закрепляется путем выполнения работ в мозаичной технике (рис. 2, 3).

Затем дети начинают осваивать прием «размазывание», который применяется для создания
работ в технике прямой пластилинографии.

Прием
«размазывание»
Хорошо разогреваем кусочек пластилина, в нужном месте кладем его на картон, затем указательным пальцем правой руки сначала надавливаем сверху, а потом, не уменьшая давления, оттягиваем в нужном направлении – размазываем пластилин по картону.

Прием «размазывания» особенно нравится детям. Это прием является наиболее легким
в освоении для детей и одним из самых любимых (рис. 4, 5).

И еще один прием, который я использую в своей работе с детьми, это прием «жгутики».
Он является наиболее сложным для детей младшего дошкольного возраста и используется для создания картин в технике контурной пластилинографии.

Прием «жгутики»От пластилина отщипывается небольшой кусочек и путем раскатывания его по доске ручкой, формируется тонкая колбаска – «жгутик». Этими жгутиками выкладывается рисунок по контуру, затем заполняется середина (рис. 6) или оставляется как есть (рис. 7)

Для освоения приема «жгутики» я использую тренировочный материал (рис. 8). После его освоения можно приступать к более сложным работам (рис. 9, 10).

Для детей младшего дошкольного возраста этих трех основных приемов вполне достаточно. После освоения этих приемов, их можно и нужно соединять в дальнейшей работе для создания красивых и ярких картин (рис. 11, 12, 13, 14).

Очень нравится детям создание коллективных работ! Создание коллективной работы дает возможность ребенку увидеть, как его личное творчество дополняет творчество других детей, превращаясь в цельный красочный образ. Дети вместе выполняют одну работу, учатся помогать друг другу, радоваться успехам друзей.

В представленной коллективной работе «Жар-птица» (рис. 15) я использовала шаблоны «листья-перышки». На шаблон сначала наносится основа одного цвета (прием «размазывание»), затем рисунок. После этого перышки прикрепляются к основному рисунку на пластилин. Основной рисунок выполняется педагогом. Итоговая работа выглядит ярко и красочно, доставляет много радости детям! (рис. 16)

Очень много радости и воодушевления вызывают у детей работы с использованием природного материала. В процессе работы происходит бурное обсуждение, работа делается с огромным удовольствием и желанием увидеть конечный результат. (рис. 17, 18)

Работа с пластилином требует сосредоточенности и усидчивости. Поэтому необходимо проводить либо пальчиковую гимнастику, либо физкультурную минутку как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом.

  1. Пальчиковая гимнастика «Тучки» [1, с. 68]. Можно выполнять сидя или стоя.
Мы наши пальчики сплелиДети сплетают пальцы в «замок»
И вытянули ручкиНе разжимая пальцев, вытягивают руки ладонями
вперед
Ну а теперь мы от земли
Отталкиваем тучки
Поднимают руки вверх и тянутся как можно выше
  1. Физкультминутка «Буратино» [1, с. 122]
Буратино потянулся
Раз – нагнулся
Два – нагнулся
Выполнять движения в соответствии с текстом
Ключик, видно, не нашелПлечики вверх
Чтобы ключик нам достатьПовороты вправо, влево
НужноРуки вверх
На носочки встатьПодъем на носочки

Мониторинг, который проводится в конце каждого учебного года, показывает, что у детей формируются навыки ручной умелости: движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальцы рук. У детей значительно развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью, расширяется сенсорный опыт, чувство пластики, формы, веса. Кроме того, дети умеют доводить свою работу до конца.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование пластилинографии является эффективным средством развития мелкой моторики у дошкольников.

Список литературы:

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки в детском саду. M.: Айрис-пресс, 2008.
  2. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М.: «Сов. Россия», 1973.

Электронные ресурсы:

  1. https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/motor-skills-disorder
  2. https://arkhipovaef.ru/vozrastnye-osobennosti-razvitiya-ton/

Добавить комментарий

Войти с помощью: