Наставническая деятельность: становление молодого специалиста (из опыта работы Образцово-художественного ансамбля народного танца «Тантана»)

Целью наставнической деятельности является повышение профессионального потенциала и уровня молодого специалиста (без опыта работы) или нового сотрудника (при смене работы), создание комфортного психологического климата внутри организации, позволяющего реализовывать педагогические задачи на высоком уровне. Взаимодействие между наставником и наставляемым осуществляется в рамках ролевых моделей «опытный педагог – молодой специалист» и «педагог-новатор – консервативный педагог» через создание информационно-методического ресурса для педагогических работников ГАУ ДО «АОЦРТ» (далее – Центр) (семинары, методические объединения, мастер-классы, консультации и т.д.). Результатом деятельности является процесс профессионального становления молодого (нового) специалиста, высокий уровень его уверенности в собственных силах, развитие личного, творческого и педагогического потенциала, закрепление специалиста в учреждении.

З.И. Рамазанова,
педагог дополнительного образования,
О.В. Сабирова,
методист отдела развития дополнительного образования,
ГАУ ДО «Астраханский областной центр развития творчества»,
г. Астрахань

В России проходит Год педагога и наставника. «Традиции наставничества, десятилетиями формировавшиеся в нашей стране, сейчас крайне востребованы. В условиях стремительных технологических изменений именно такой личный контакт позволяет быстрее передавать от учителя к ученику лучший опыт и знания, вместе работать над решением нестандартных задач в системе образования, на производстве, в науке, во всех сферах жизни», – подчеркнул Президент РФ. Тема наставничества была забыта несколько десятилетий назад, но сейчас интерес к ней вспыхнул с новой силой. Первым профессиональным наставником (ментором), давшим имя всем будущим поколениям наставников, считается герой древнегреческой мифологии Ментор, который был мудрым советчиком, пользовавшимся всеобщим доверием. Он стал примером мудрого и эффективного наставника. Философы с давних времен пытались определить основные задачи деятельности наставника. Например, Сократ главной задачей наставника считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании обучающегося. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом «я знаю только то, что ничего не знаю». В начале XX века о проблемах наставничества размышлял К.Д. Ушинский. Он считал, что нельзя быть убежденным в том, что профессиональный опыт с лихвой компенсирует полное отсутствие теоретической подготовки. Теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать. Таким образом, профессиональная адаптация личности напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника. Необходимо отметить, что, несмотря на многочисленный опыт в вопросах наставничества, процесс реализации программ наставничества, как отмечают педагоги, кураторы наставничества, достаточно сложен. Он требует документально-правового, методологического обоснования и технологического обеспечения [3].

Фото 1

Целью наставнической деятельности в системе образования выступает непосредственное воздействие на личность, направленное на ее образование, активную социализацию, продуктивное развитие, социальную адаптацию путем передачи опыта от наставника к наставляемому. Объектом наставничества является сам процесс передачи опыта, а субъектами – наставники, которые организуют наставническую деятельность, сами наставляемые [2]. В построении программы наставничества необходимо определить условия для эффективного наставничества. В настоящее время дополнительному образованию необходимы педагоги, которые идут в ногу со временем, владеют современными технологиями и приемами образования, имеют навыки психолого-педагогической диагностики, используют в своей деятельности различные способы конструирования и планирования своей деятельности, а также умеют прогнозировать результат той или иной поставленной задачи. Они активны, инициативны, мобильны, остро реагируют на вызовы времени и способны принимать актуальные решения. Отметим, что такие требования предъявляются и молодым специалистам, которые приходят в учреждение дополнительного образования. 

Фото 2

Наставническая деятельность является одним из важных факторов, который влияет на закрепление молодого специалиста в образовательной организации, в творческом коллективе. В рамках реализации Программы воспитания ГАУ ДО «Астраханский областной центр развития творчества» реализуется модуль «Наставничество». Как руководитель образцово-художественного ансамбля народного танца «Тантана» один из авторов статей участвует в этой программе. В 2004 году на базе Астраханского областного центра развития был создан наш ансамбль народного танца «Тантана». Образовательный процесс в ансамбле осуществляется в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Танец, исполненный душой». Актуальность данной программы обусловлена тем, что в ее основе лежит сохранение и развитие национальной хореографической культуры народов России, а особенно – Астраханской области, приобщение детей к изучению культуры родного края, формирование эстетических и нравственных качеств личности, приобщение обучающихся к творчеству. Все эти моменты, а именно духовное и нравственно-эстетическое воспитание детей обозначены в одной из задач Концепции развития дополнительного образования до 2030 года. 

Вместе с тем одним из приоритетов обновления содержания и технологий по художественной направленности, которые обозначены в Концепции, является реализация задач этнокультурного воспитания и сохранения народного творчества, традиций, ремёсел, культурного наследия регионов.

С уверенностью можно сказать, что материал программы «Танец, исполненный душой» ориентирован на формирование толерантности личностного качества детей и подростков на основе их группового взаимодействия. В процессе обучения происходит естественное усвоение широкого мира традиций, обрядов, национального колорита, основных элементов национальных танцев, что является важным для социализации ребенка; вырабатываются такие качества как коммуникативность, психологическая зоркость, наблюдательность, формируется этнокультурная компетентность. Изучая и исполняя танцы народов мира, обучающиеся приобщаются к культуре и традициям различных национальностей, учатся уважать свою и чужую культуру.

Программа состоит из разделов: ритмика, партерная гимнастика, основы классического танца, народно-сценический танец, постановочная работа, концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, совершенствование исполнительского мастерства. Но основным «ядром» программы является раздел «Народно-сценический танец». В первую очередь это обусловлено тем, что наш регион Астраханская область – многонациональный.

В коллективе много молодых педагогов-преподавателей. Молодые педагоги ведут основы классического танца, участвуют в постановочной работе, обязательно готовят свои группы к участию в конкурсах различных уровней, помогают во всех мероприятиях, проводимых в рамках воспитательной работы. Поэтому форма наставнической пары «педагог-педагог» для нас наиболее востребована. Отметим, что применение системы наставничества актуально, так как является инструментом сокращения разрыва между результатами деятельности и требованиями образовательного процесса, навыками молодого специалиста и требованиями новой должности, «фишек», которые передаются на «кончиках пальцев» т.е. непосредственно в деятельности с наставником, постоянной коммуникации, в самом рабочем процессе. Основные субъекты наставнической  деятельности в Центре: заместитель директора по ОВР, куратор, педагог-наставник, молодой специалист-наставляемый.

Кто же такой наставник? Каждый формулирует это понятие для себя, определяя наиболее важные аспекты. Мы видим его как основного системообразующего организатора передачи и транслирования новому сотруднику, молодому специалисту  творческого объединения компетенций и ценностей, сложившейся и будущей культуры профессиональной жизни в коллективе. Отметим, что приходя в новый коллектив, любой человек проходит адаптационный период. Возможно, новый специалист, уже имел опыт негативной адаптации, поэтому мне как наставнику необходимо удержать и увидеть положительное, не указывая явно на первые неудачи. Вероятность того, что молодой специалист будет доволен периодом формирования взаимоотношений в наставнической паре становится в несколько раз выше. Хорошо спланированное сотрудничество повысит продуктивность в совместной работе. Планируя свою деятельность, педагог-наставник и куратор определяют функции научно-методического сопровождения молодых педагогов с учетом их потребностей и целевых ориентиров.  Среди них можно назвать следующие:

  • консультационная функция предполагает оказание помощи молодому специалисту по поводу конкретной проблемы через указание на возможные способы её решения или актуализацию дополнительных способностей специалиста;
  • диагностическая функция направлена на выявление проблемных точек в деятельности;
  • обучающая функция, которая ориентирована на углубление знаний и развитие навыков специалистов в системе непрерывного образования, необходимых для совершенствования их профессиональной деятельности;
  • коррекционная функция направлена на изменение реализуемой специалистом модели практической деятельности, а также на исправление допущенных профессиональных ошибок;
  • адаптационная функция обеспечивает согласование ожиданий и возможностей работника с требованиями профессиональной среды и меняющимися условиями трудовой деятельности;
  • информационная функция способствует предоставлению педагогам необходимой информации по основным направлениям развития образования, программам, новым педагогическим технологиям;
  • проектная функция связана с обучением молодого педагога обновлению дополнительных общеобразовательных программ и пособий, образовательных технологий [1].

Какие мы видим преимущества в программе: 

– молодой специалист научится лучше, когда ему показывают процесс работы в коллективе лично в рабочей атмосфере (совместное проведение конкурсных мероприятий, поездки на конкурсы, фестивали в другие города и т.п.);

– общение лицом к лицу требует внимательного слушания и обратной связи, что приводит к более продуктивному обучению, особенно в хореографии (анализ занятий, проговаривание вариаций движений танца, объяснение специфики народных элементов и т.п.);

– молодому сотруднику важно понимать, что он работает не в одиночестве, а есть человек, который может подставить плечо (хвалить за успехи, помогать в затруднительных ситуациях и т.п.).

Фото 3

Заострим внимание еще и на том, что не каждый педагог, пусть даже с огромным опытом работы сможет быть наставником. У наставника должна быть внутренняя мотивация: если ты не любишь делиться, не любишь профессию, тебе трудно будет взять эту роль. Это личный выбор каждого. Наставником может стать только тот, кто имеет желание передать знания и обладает набором определенных качеств. Некоторые могут заметить, что вопрос о стимулировании и поощрении наставников может решить данную проблему. Но из собственного опыта отметим, что стимулирование на короткий период возможно, но на долгосрочный проигрывает по отношению к внутренней мотивации. Очень часто возникают трудности в формулировке вопросов к молодому педагогу. Диалог и рефлексия помогают работать в паре на более высоком уровне. Наставляемому, как и наставнику, нужна траектория, по которой он может отслеживать свои достижения и хвалить себя или корректировать свой путь. Поэтому планы, которые мы составляем на учебный год по программе «Наставничество», отлично помогают нам в этом вопросе. И если молодой педагог понял, что он уже освоил ту или иную технологию и может двигаться дальше, то здесь важно услышать и скорректировать вашу деятельность. Сделаем акцент и на конкретном примере. Если вы говорите педагогу, например, о каких-либо правилах, технике безопасности на занятиях, экскурсиях, распорядке во время конкурсных мероприятий  и т.п., а сами на практике не придерживаетесь этих правил, то поверьте, он будет копировать вас, а не выполнять то, что вы ему говорили. 

Фото 4

Вы должны договариваться сразу со своим педагогом, чем вы будете заниматься на встрече: либо вы проговариваете новые действия, либо обсуждаете действия наставляемого, отвечаете на вопросы наставляемого, обговариваете, как вы друг с другом общаетесь, сколько времени отводите на встречи (работу) и т.п. Правила устанавливаются для обоих участников программы. В тоже время, не забываете планировать свое время, как наставника, потому что помимо этого у вас свой образовательный процесс, свои цели и задачи по реализации дополнительной общеобразовательной программы в конкретном творческом объединении. Можно вспомнить свои первые шаги: что получалось, не получалось, что было страшно и от этого отталкивайтесь. 

Фото 5

Во время встречи можно использовать записи (дневник) и использовать их как основу для будущих дискуссий. В хореографии более удобно вести аудио- либо видеозапись, потому что это необходимо для наилучшего запоминания и разучивания рисунка танца, композиции, либо отдельных движений. Записи в любой форме очень полезны – дают возможность вспомнить, скорректировать работу, а также обсуждать с наставником свои действия. Все время необходимо работать над созданием доверительных отношений с наставляемым. Психологи говорят, что период установления доверия проходит от трех до шести месяцев. Но мы понимаем, что у нас нет такого большого количества времени, поэтому просто стройте свои отношения с наставляемым уважительно, никогда не смейтесь над вопросами по действиям, о которых наставляемый спрашивает, как бы вам не казалось, что они элементарны. Учитывайте, что к вам может прийти человек, у которого высокая самооценка, который считает себя специалистом, который много знает, но понимает, что действия не переходят в умения и навыки, поэтому ему это сложно. Первые две встречи определяют все остальное: как вы установите контакт, уважительно будете относиться, так и пойдет дальнейшая доверительная работа. Если нет доверия, то молодой педагог выслушает, но ему будет очень неудобно переспросить вас. В итоге, вы не получите обратную связь, он вас то ли понял, то ли нет. И еще, вам нужно постараться сохранить хорошее взаимоотношение до конца периода совместной работы. Поможет вам в этом умение радоваться за своего «подопечного», даже самым незначительным успехам, иными словами создавать для него ситуацию успеха. 

Например, молодой специалист совместно с наставником в течение учебного года посещает методическое объединение педагогов Центра, областные методические объединения по художественной направленности, мастер-классы (фото 1), семинары с выездом в другие города (фото 2), принимает участие в совместных мероприятиях: «Новогодний капустник» (фото 3), поездках на конкурсы различных уровней, посещает концерты известных хореографических ансамблей и т.п. (фото 4,5).

План работы, утвержденный заместителем директора по ОВР в начале учебного года  помогает в совместной работе с наставляемым. Использование диагностического инструментария в работе – входное и промежуточное исследование позволяет скорректировать план по мере поступившего запроса от наставляемого. А также сделать выводы по совместной работе для дальнейшей реализации программы в ансамбле. Совместно с куратором наставник анализирует деятельность в процессе работы программы за год и намечает пути дальнейшего взаимодействия. 

Фото 6

Наша совместная работа приносит отличный результат, мы работаем в тандеме со всеми педагогами ансамбля. Молодым специалистам, пришедшим в нашу дружную семью, мы помогаем стать настоящими профессионалами своего дела (фото 6).

Список источников:

1. Система научно-методического сопровождения непрерывного профессионального образования педагогов.  – URL: https://infourok.ru/doklad-sistema-nauchnometodicheskogo-soprovozhdeniya-neprerivnogo-professionalnogo-obrazovaniya-pedagogov-1219100.html?ysclid=ljcoyfnsfm466891313 (дата обращения: 27.06.2023)

2. Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. – М.: Рыбаков Фонд, 2016.

3. Школа наставника. Теория и практика: учебно-методические материалы/сост. Катунина Н.Е., Колпакова Е.В., Кузнецова Е.И., Николаева В.С. – URL: https://opk1.ru/wp-content/uploads/2023/02/UMM-SHkola-nastavnika.pdf?ysclid=ljcpgmfv45695165016

Добавить комментарий

Войти с помощью: