Профессиональное самоопределение подростков с ограниченными возможностями здоровья как условие их успешной самореализации

В настоящей статье представлена практика работы МБОУ «С(К)ОШ № 60 г. Челябинска», направленная на профессиональное самоопределение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) в условиях интеграции основного и дополнительного образования, организованного в процессе профориентационной деятельности в периоды школьных каникул. Материалы статьи могут быть использованы учителями и педагогами дополнительного образования для повышения эффективности работы по формированию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) жизненных компетенций средствами профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

И.М. Чернова,
директор,
почетный работник общего образования
О.А. Ильина,
педагог-психолог
О.С. Герасимова,
социальный педагог,
учитель растениеводства
МБОУ «С(К)ОШ № 60
города Челябинска»,
Челябинск

В России отмечается ежегодное увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья различной этиологии, формирующихся под действием социально-экономических, экологических и биологических факторов. Данная позиция отражена в нормативных документах федерального уровня, а также изучается в рамках современной психологии и педагогики.

В современной социально-экономической ситуации дети с ограниченными возможностями
здоровья относятся к категории лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. Для таких детей, среди которых, по данным ученых, преобладает число детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вопросы социализации, повышения их социального статуса на всех этапах индивидуального развития, получения профессионального образования являются не просто наиболее актуальными, но и рассматриваются как важнейшие условия их успешной самореализации и полноценного участия в жизни общества, от чего в полной мере зависит их будущее.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ – ЭТО КОМПЛЕКС СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И МЕДИЦИНСКИХ МЕР В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ, КОТОРЫЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ КАК СИСТЕМА РАВНОПРАВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА НА ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОПТИМАЛЬНО СООТВЕТСТВУЮЩАЯ ЛИЧНОСТНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ И ЗАПРОСАМ РЫНКА ТРУДА В КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ КАДРАХ [7].

Организация получения социального опыта такими детьми напрямую связана с формированием у них жизненных компетенций, которые мы понимаем как совокупность знаний, умений и способов их применения, необходимых ребенку в его повседневной жизнедеятельности. По нашему мнению, универсальным средством формирования жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) можно считать систему их профессиональной ориентации и профессиональной подготовки. Ее (систему) в условиях действующего законодательства можно интегрировать в содержание общего и дополнительного образования, так как в специально организованных условиях такие дети становятся активными субъектами в системе профессиональной ориентации, а сама профессия может рассматриваться для них в качестве канала социальной мобильности [6].

Основные проблемы у школьников с нарушениями интеллекта связаны с ограниченным выбором профессионально-трудовой подготовки; с отсутствием ясной жизненной перспективы и недостаточно сформированной способностью адекватно оценивать свои возможности при определении профиля профессии [1].

В этой связи представим практику работы МБОУ «С(К)ОШ № 60 г. Челябинска», направленную на профессиональное самоопределение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) в условиях интеграции основного и дополнительного образования, организованного в процессе профориентационной деятельности в периоды школьных каникул.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ – ЭТО САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ, ОСОЗНАННОЕ И ДОБРОВОЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ, КОРРЕКТИРОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕРСПЕКТИВ (ПРЯЖНИКОВ Н.С., 2008) [7].

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА – ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВНУТРЕННЕЙ ГОТОВНОСТИ К ОСОЗНАННОМУ ПОСТРОЕНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСПЕКТИВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СВОБОДЫ ВЫБОРА СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И СПОСОБНОСТЯМИ, А ТАКЖЕ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ РЫНКА ТРУДА [2].

Основной целью школы является создание организационно-управленческих условий для выпускников, направленных на освоение нового профессионального опыта, отличающегося от сложившегося за период школьного обучения.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА – ЭТО ИМИТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЕЙ НА ПРАКТИКЕ. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ ПОЗВОЛЯЮТ СООТНЕСТИ СВОИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ С ТРЕБОВАНИЯМИ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ К ЧЕЛОВЕКУ [8].

Что мы делаем для достижения поставленной цели?

Продумываем и осуществляем последовательные шаги с учетом реальных условий школы. Рассмотрим их кратко.

Оказание адресной помощи обучающимся в осознанном выборе будущей профессии начинается на ступени начального образования.

В конце 4-го класса дети проходят профессиональные пробы по трем направлениям трудовой подготовки: штукатур-маляр, швея, растениевод. В проведение проб вовлечены представитель администрации школы, классный руководитель, специалисты службы сопровождения (психолог и дефектолог), а также родители, чье мнение учитывается при подготовке рекомендаций.

Испытания для проведения проб подбираются с учетом содержания курсов учебных предметов «Профильный труд» и программ дополнительного образования по овладению специальностей штукатур-маляр, швея, растениевод.

Занятия и сами испытания проводятся не в классе, а в штукатурно-малярной и швейной мастерских, для растениеводов – на пришкольном участке. В ходе проведения проб ученики попадают в незнакомые для них условия обучения и знакомятся с учителями старшего звена. При выполнении заданий у них оценивается уровень сформированности общетрудовых умений и навыков.

По окончанию испытаний проводится школьный психолого-педагогический консилиум, по итогам которого для каждого ребенка разрабатываются индивидуальные рекомендации по выбору профиля профессионально-трудового обучения.

Для отработки освоенных профессиональных компетенций по растениеводству и штукатурному делу в июне на базе школы реализуется программа деятельности летнего трудового отряда: ребята занимаются облагораживанием пришкольной территории и осуществляют уход за плодовыми и культурными растениями в теплицах (на базе школы их 4), на клумбах и грядках.

Но особо хотим отметить, что в 2022 году нами разработан и успешно реализуется совместный проект с муниципальным автономным образовательным учреждением лицеем № 77 г. Челябинска «Сити-фермерство как альтернатива классическому ведению сельского хозяйства».

Сити-фермерство – перспективное направление в сельском хозяйстве, когда овощи, ягоды, зелень выращиваются в городе, а не за его пределами.

Занятия теоретической и практической направленности проходят в лаборатории МАОУ лицее №77, что обеспечивает возможность подросткам осваивать навыки ведения фермерского хозяйства в условиях городской среды. Это важно, так как уже в настоящее время активно развивается сити-фермерство, а специалист сити-фермер скоро будет востребован на рынке труда [3].

Профессиональная ориентация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является общественной проблемой, и для ее решения недостаточно усилий одной школы. Эффективность профориентационной работы в регионе, в муниципалитете должна обеспечиваться целостной сетью учебных заведений, территориальных служб занятости, предприятий, администраций, средств массовой информации, общественных объединений и организаций, городских родительских комитетов. Поэтому особое место в профориентационной работе занимает межсетевое (партнерское) взаимодействие школы с социальными партнерами и профессиональными образовательными организациями.

МЕЖСЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИИ, СПОСОБ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСНОВОЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННАЯ ПРОБЛЕМА (ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ), В РЕШЕНИИ КОТОРОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ ВСЕ СУБЪЕКТЫ, УЧАСТВУЮЩИЕ В СЕТИ.

ПРОФИЛЬНЫЕ СМЕНЫ – ЭТО ЛАГЕРНАЯ СМЕНА, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРОЙ ПОДЧИНЕНА ПРОФИЛЬНЫМ ПРИОРИТЕТАМ, Т.Е. ОПРЕДЕЛЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ, СПЕЦИФИКЕ; ЭТО ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, ВОВЛЕЧЕНИЕ ИХ В СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРИ КОТОРОЙ УЧИТЫВАЮТСЯ ИНТЕРЕСЫ, СКЛОННОСТИ И СПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, СОЗДАЮТСЯ УСЛОВИЯ ДЛЯ МАКСИМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ НАМЕРЕНИЯМИ [10].

Обучающиеся 8–9 класса, осваивая трудовой профиль выбранной направленности в условиях школы, не могут в полной мере объективно оценить все преимущества и риски осваиваемой профессии. Для решения этой проблемы осенью 2022 года впервые были организованы и проведены «Профильные смены» на базе Челябинского государственного промышленно-гуманитарного техникума им. А.В. Яковлева.

Во время осенних каникул выпускники школы каждый день посещали техникум и знакомились с одним профессиональным профилем: штукатур, каменщик, плотник, рабочий зеленого хозяйства, швея. Занятия проходили в мастерских техникума под руководством мастеров обучения. Проведение профильных смен способствует сознательному и обоснованному выбору будущей профессии, поскольку обучающиеся погружаются в профессиональную деятельность за счет профессиональных испытаний, смоделированных в мастерских. Здесь полученный профессиональный опыт можно считать достоверным, полученным из надежного источника, в частности от лиц, занимающихся непосредственным трудоустройством, объективным, исключающим рекламирование отдельных сторон профессиональной деятельности, и всесторонним, отражающим все стороны профессиональной деятельности, с особым акцентом на перспективы профессионального роста, а также медицинских показаний и противопоказаний, к избираемой сфере деятельности [4].

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ – ЭТО СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА УЧАЩИХСЯ, ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КУЛЬТУРОЙ ДРУГИХ СТРАН И НАРОДОВ, А ТАКЖЕ ФОРМИРУЮЩАЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБЫЧАЯХ, ТРАДИЦИЯХ, КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЯХ СВОЕЙ СТРАНЫ, РОДНОГО КРАЯ, СПОСОБСТВУЮЩАЯ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ, ПОВЫШАЮЩАЯ КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ, УМЕНИЙ И РАЗВИВАЮЩАЯ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

На решение этой задачи направлен также блок образовательного туризма как систем связей между школой и будущими работодателями. В частности мероприятия проводятся в форме экскурсий по предприятиям, встречам со специалистами, знакомством с технологией производства и спецификой профессии [5].

В рамках межсетевого взаимодействия на базе образовательного комплекса «Смена» учащиеся нашей школы осваивают программы дополнительного образования различной направленности. Помимо изучаемых и доступных компетенций «Штукатурно-малярное дело» и «Швейное дело», выпускники могут освоить компетенции «Сити-фермерство», «Мастер ногтевого сервиса», «Разработчик мобильных игр и приложений». Учащиеся посещают занятия раз в неделю. По завершении обучения они получают свидетельства об освоении выбранного курса. А освоенные профессиональные компетенции ученики могут представить на национальном чемпионате «Абилимпикс».

По нашему мнению, универсальным средством формирования жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) можно считать систему их профессиональной ориентации и профессиональной подготовки. Такую систему работы в условиях действующего законодательства можно интегрировать в содержание общего и дополнительного образования, так как в специально организованных условиях такие дети становятся активными субъектами в системе профессиональной ориентации, а сама профессия может рассматриваться для них в качестве канала социальной мобильности.

Таким образом, привлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к активному познанию профессионального разнообразия в условиях интеграции основного и дополнительного образования способствует формированию у них положительной мотивации к трудовой деятельности, развитию внутренней готовности к осознанному построению дальнейшего профессионального обучения и успешной самореализации.

Список источников:

  1. Афанасьева Н.В. Психолого-педагогическая работа по профориентации учащихся 8–9 классов. – М.: Аркти,– 112 с.
  2. Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. – М.: КАРО, 2007. – 176 с.
  3. Журавлева Л.А. «Сити-фермерство» как перспективное направление развития агропроизводства: Монография. – М.: РУСАЙНС. – 2020. – 160 с.
  4. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2008. – 336 с.
  5. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: метод, пособие / под ред. Е.М. Старобиной. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 304 с.
  6. Профессиональная ориентация учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): из опыта реализации образовательных программ: сб. метод. материалов / сост. А.В. Ильина, И.М. Чернова, Т.В. Горшкова [и др.]; под общ. ред. И. Н. Поповой. – Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2020. – 81 с.
  7. Профессиональное самоопределение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: методические рекомендации / В.И. Серикова, Ю.Г. Маковецкая, Е.В. Тросиненко, Е.С. Булатова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2023. URL: https://ipk74.ru/upload/iblock/b26/b26cae0581a47ef35503521b65908846.pdf
    (дата обращения: 28.10.2023)
  8. Шахова Е.А. Профессиональные пробы как основная форма профориентационной работы Образование. Карьера. Общество. 2021. № 1 (68).
  9. Сетевое взаимодействие при организации профориентационной работы. URL: https://infopedia.su/15×9466.html
    (дата обращения: 28.10.2023)
  10. Профильные смены. URL: https://studfile.net/preview/5798202/page:14/ (дата обращения: 28.10.2023)

Добавить комментарий

Войти с помощью: