Воспитание в дополнительном образовании детей: новые ориентиры и акценты
Вопросы воспитания в дополнительном образовании детей не теряют свою актуальность во все времена, а сейчас выходят на первый план государственной политики. Меняются направления, содержание, формы воспитания. В статье речь идет о новых акцентах в организации и содержании воспитания, обозначенных в нормативно-правовых документах. Статья будет полезна руководителям образовательных организаций, реализующих дополнительные общеразвивающие программы, методистам и педагогам дополнительного образования.
Л.Н. Буйлова,
старший методист нормативно-методического отдела
ГБПОУ «Воробьевы горы»,
кандидат педагогических наук, доцент,
почетный работник общего образования РФ, Москва
Современная государственная политика Российской Федерации выводит на первый план тему воспитания в сфере образования. Воспитание заявлено общенациональным стратегическим приоритетом, который требует объединения усилий различных институтов гражданского общества и государственных структур.
Векторы развития воспитания, направления его обновления определены в нормативных документах, которые задают системные позиции и целевые установки, имеют приоритетное значение не только для оформления дополнительной общеразвивающей программы, но и для определения содержания, методов и форм воспитания.
Приняты поправки в Конституцию РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) – закреплен приоритетный характер детства в государственной политике и государство обязано создавать условия, позволяющие нравственно, физически, духовно и интеллектуально развивать детей, обеспечивать нацеленность на воспитание патриотизма, уважения к пожилым людям и гражданственности.
Издан Указ Президента РФ от 21. 07. 2020 № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года», определяющий воспитание государственной задачей, национальной целью и стратегическим приоритетом на федеральном, региональном, муниципальном уровня.
Внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», рассматривающий воспитание как неотъемлемую часть образования, взаимосвязанную с обучением, и Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся». Закон задает новое содержание, новые направления и условия организации воспитания в образовательных организация.
Реализуются Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29. 05. 2015 № 996-р и Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Минпросвещения России № 467 от 3 сентября 2019 г.).
Принята Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р), которая продолжает линию, заданную ФЗ и ориентирует на создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности.
Уникальная воспитательная среда образовательной организации является условием реализации государственной образовательной политики, ориентированной на усиление роли воспитания. Создание такой среды предполагает развитие нормативной базы, совершенствование инфраструктуры и вовлеченность всех сотрудников – от руководителя до педагога. Очевидно, что это требует временных затрат и финансовых вложений. Но поставленные государством задачи нужно выполнять уже сегодня, поэтому нужны новые решения, которые позволят реагировать на современные вызовы и более эффективно достигать поставленных целей образования [9].
Потенциалом для решения задач воспитания обладает дополнительное образование детей, которое, прежде всего, характеризует свободный выбор обучающимися разнообразных направлений, особая позиция взрослого, отсутствие стандартов и жёстких рамок, возможность для самовыражения и самоопределения [1].
Современные школьники понимают и чувствуют, что происходят изменения во многих сферах жизнедеятельности и что им самим придется измениться, чтобы выйти в жизнь компетентным, конкурентоспособным и мобильным человеком. А задача педагогов – помочь каждому обучающемуся развить необходимые компетенции, а в дальнейшем, – профессионально важные качества, разглядеть в ребенке уникальные черты и дать им развитие [9].
На основе анализа нормативно-правовых документов выделим новые акценты в воспитании (цели, содержание, формы, технологии, позиции участников).
Конечно, на первый план в изменении акцентов в воспитании выходят целевые ориентиры – руководящие идеи, которые являются основанием для определения приоритетов, основных направлений и механизмов развития воспитания. Это фактически социальные, нормативные и возрастные характеристики, учитывающие интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе [10]. Что мы хотим изменить в воспитании обучающихся? Какие качества личности, ценности, убеждения и установки формировать? Что хочет сделать государство? Какие результаты планирует получить? Что ждет общество? Эти ответы и станут целевыми ориентирами в воспитании.
Существующие нормативно-правовые документы нацеливают на развитие личностных качеств гражданина, общекультурных и профессиональных компетенций, а именно:
развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [10];
создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся [11];
создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности [8].
Следующий акцент – это содержание воспитания, которое определяется личностными и общественными задачами в разных сферах жизни. В их решение включаются обучающиеся в соответствии с возрастными особенностями, возможностями и интересами, а опыт решения этих задач они будут получать путем разработки и реализации различных программ и проектов, что подразумевает компетентностный, программный и проектный подходы [9]. Содержание воспитательной деятельности в рамках конкретной программы определяют педагоги и сами обучающиеся. Ориентирами для этого становятся нормативно-правовые документы.
Прежде всего, нужно помнить, что согласно российскому законодательству, «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (ФЗ-273: ст.2, п.1).
И обратите внимание: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует воспитание как неотъемлемую часть образования, взаимосвязанную с обучением, но осуществляемую в форме самостоятельной деятельности.
Образовательный процесс целостный: он органично сочетает в себе обучение и воспитание, его нельзя расколоть, разорвать на две части или на три. Обучения нет без воспитания, воспитания нет без обучения. Поэтому на практике они всегда находятся в своеобразном единстве и взаимосвязи. А в развитии личности оба эти процесса важны, равноценны и осуществляются как единое целое. Развитие становится возможным под влиянием и обучения, и воспитания, а реализация этих процессов поодиночке неэффективна [4].
Рис.1. Понятие «Образование»
Конечно, все-таки непросто выделить чисто воспитательные аспекты, потому что они тесно связаны с образовательными. Однако изменения в Федеральном законе ориентируют на то, чтобы сделать акцент на социализации и развитии обучающихся в образовательных организациях.
Рассмотрим основные смысловые значения ключевого, многоаспектного понятия «образование» (Рис.1), ведь все составляющие его смыслы необходимо учитывать при разработке содержания дополнительных общеразвивающих программ:
знания — систематизированный результат познавательной деятельности, содержащий информацию о должном будущем человека;
умения — способы освоения определенной деятельности, например, пересказывать прочитанный текст, сравнивать содержание литературы из различных источников, оперировать историческими датами и пр.;
навыки — доведенный до автоматизма стандартизированный алгоритм действий, например, навык работы с ПК, делопроизводства, деловой переписки, консультирование, планирование и пр.;
ценности – сложная система понятий и убеждений, которая формируется на пересечении личностных мотивов, биологических, социальных и психологических потребностей, целей, мировоззрения и социокультурной среды;
ценностные ориентации – сложная, развивающаяся система взаимосвязанных ценностей личности, которая выступает регулирующим механизмом принятия решений, обуславливая поведение личности в конкретной ситуации и определяя перспективы ее развития;
ценностные установки готовность, предрасположенность субъекта к определенной активности и действиям; ценностная установка «привязана» к объекту деятельности или определенной сложившейся ситуации (например, к профессиональным ценностным установкам можно отнести возможность учить и воспитывать в соответствии с обязательными требованиями (стандартами образования), возможность самосовершенствоваться и др.);
опыт деятельности — усвоенный субъектом определенный набор знаний, умений и навыков, с помощью которого происходит формирование предметной полноты и осмысленности деятельности лица;
компетенции — усвоенный субъектом набор профессиональных знаний, умений и навыков, применимый в будущем, в практической деятельности.
И обратите внимание: в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», который гарантирует воспитание как неотъемлемую часть образования, закреплены наиболее значимые и важные положения. Образование осуществляется «в интересах человека, семьи, общества и государства». «Приоритет личности» — линия, которая проходит через все документы: человек, его права и свободы, его интересы являются высшей ценностью государства.
Проанализируем следующее понятие — «воспитание», которое в документах рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [10].
Если понятие ОБРАЗОВАНИЕ трактуется как процесс, то ВОСПИТАНИЕ трактуется, как:
– деятельность: не влияние, не воздействие, а деятельность, которая направлена на развитие личности;
– создание условий для социализации (то есть для вхождения ребенка в общество) и самоопределения (то есть для принятия ценностей этого общества).
Такая трактовка дана в ФЗ и это задано нормативно. Это понятие главное, с ним надо работать: «Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде» (ФЗ – 304, ст.2, п.2).
Рис.2. Понятие «Воспитание»
Все составляющие понятия «воспитание» (Рис.2) – это новые акценты, которые четко обозначают, что должно быть в дополнительных общеразвивающих программах:
– самоопределение и социализация,
– социокультурные и духовно-нравственные ценности,
– правила и нормы поведения,
– патриотизм и гражданственность,
– уважение к человеку труда и к старшему поколению,
– бережное отношение к традициям, культуре, природе и т.д.
Именно эти смыслы составляют содержание воспитания в дополнительных общеразвивающих программах. А содержание воспитания требует значительной корректировки с учетом изменившихся предпочтений обучающихся и тех вызовов, которые несет наше время, ведь направления обновления программ и включенных в них воспитательных практик заданы не только нормативными документами, но и происходящими событиями.
Рис. 3. Основные направления воспитания
Предлагаемые нормативно-правовыми документами направления воспитания (Рис.3) широко известны: интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое, профессиональное, трудовое, гражданское, правовое, патриотическое, межнациональное, экологическое, информационное, этнокультурное и т.д.
В перечисленных направлениях заложены основные концептуальные идеи и пути развития воспитания в образовательных организациях, на которые нужно ориентироваться при разработке дополнительных общеразвивающих программ и именно такие направления воспитания должны присутствовать в содержании каждой программы.
Новые целевые ориентиры и направления воспитательной деятельности требуют новых технологий и форм работы с обучающимися.
Формы и технологии воспитания (Рис.4) – это еще один важный и новый аспект, требующий включения обучающегося в активную и осмысленную деятельность. Используемые формы и технологии воспитания должны способствовать тому, чтобы обучающийся увидел проблему, осмыслил ее, захотел бы ее решать, научился бы ставить цели и планировать свою деятельность, анализировать, оценивать, выражать свое отношение к произошедшему – самосовершенствоваться.
Рис.4. Воспитательные технологии
Среди ведущих новых педагогических технологий и форм, позволяющих обогащать созидательный опыт детей по решению значимых для них личных и общественных проблем, выделим следующие:
- арт-педагогические и шоу-технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии инклюзивного образования;
- технологии критического мышления;
- диалоговые технологии;
- проектные технологии;
- рефлексивные технологии;
- технологии индивидуальной поддержки;
- актуальные традиционные технологии;
- технология портфолио;
- цифровые и дистанционные технологии и др.
Многие воспитательные технологии универсальны и подходят для включения в дополнительную общеразвивающую программу любой направленности:
- коллективная творческая деятельность (командное творчество, планирование, анализ, коммуникация, всестороннее развитие),
- кейс-технологии («портфель» конкретных ситуаций и задач, требующих решения), тематические дискуссии, турниры, интерактивные мастерские
- марафон (актуальная идея для реализации), воспитательная практика и проект
- акция, флешмоб (социальная или тематическая акция),
- игра-квест (игра-приключение на заданную тему) и т.д.
Детям должно быть интересно, они должны понимать смыслы, а педагоги должны направить свои усилия на реализацию национального воспитательного идеала и духовно-нравственных ценностей. Важно дать возможность каждому обучающемуся занимать активную и ответственную позицию на всех этапах участия в воспитательном деле, в решении проблемы (от осмысления проблемы и желания ее решить, совместного практического ее решения, до оценки процесса решения и последействия).
Педагогическая позиция педагога дополнительного образования заключается в том, чтобы быть по-настоящему профессиональным педагогом, который умеет содействовать в освоении обучающимся опыта созидания, опыта духовно-нравственной деятельности. Педагог должен активизировать, поддерживать, стимулировать деятельность детей по созидательному решению личных и общественных проблем, а затем предоставить им право выбора, право на ошибку и право на успех.
В заключении обратим внимание на то, что при осуществлении воспитательной деятельности важно избежать формализма, увлечения монологическими словесными методами воспитания, проведения разрозненных мероприятий, которые не интересны и не значимы для детей.
Воспитательный процесс – это большая, сложная и деликатная работа, в которую должны быть включены все участники программы и социальные партнеры. Здесь требуется живое общение, обсуждение, дискуссия, похвала, обучение и взаимопомощь.
Список литературы
- Буйлова Л.Н. Усиление воспитательного потенциала ДОД в контексте модернизации российского образования. Про-ДОД. № 3 – 2020 URL: https://dopobraz-karelia.ru/images/library_for_teachers/Builova_potencial_DO.pdf (дата обращения: 01.10.2022).
- Буйлова Л.Н. Нацпроект «Образование»: новые подходы к организации воспитательной работы в ГБПОУ «Воробьевы горы». / Л.Н. Буйлова, З.А. Каргина, С.И. Лагутина, Л.В. Обровец // Информационно-методический журнал «Про_ДОД». – 2020. – № 1 (25). – С. 23-37.
- Буданова Г.П. Воспитательный потенциал дополнительного образования URL: https://prodod.moscow/archives/16929 (дата обращения: 26.09.2022).
- Гинева Е.П. Воспитывающее образование//Инфоурок. URL: https://infourok.ru/statya-po-pedagogike-vospitivayuschee-obrazovanie-2303173.html (дата обращения: 01.10.2022).
- Голованов В.П. Воспитание в современных социокультурных условиях: новые вызовы, возможности, ответственность. – В.П. Голованов. // Социально-политические исследования – 2020 – № 3 (8). – С. 123-132
- Голованов В.П. Воспитательная составляющая социализации в системе дополнительного образования детей// Социально-политические исследования. 2022. №1 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnaya-sostavlyayuschaya-sotsializatsii-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 27.09.2022).
- Как управлять воспитанием в современной школе: новая стратегия классного руководителя. Методические рекомендации. Саратов, 2021. https://soiro64.ru/wp-content/uploads/2021/08/metreki_kak-upravljat-vospitaniem-v-sovremennoj-shkole.-novaja-strategija-klassnogo-rukovoditelja.pdf (дата обращения 23.09.2022)
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р) URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-31032022-n-678-r-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 03.10.2022).
- Селезнева Алевтина Владимировна Новые акценты в целостном воспитательном процессе // Вестник ПНИПУ. Машиностроение, материаловедение. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-aktsenty-v-tselostnom-vospitatelnom-protsesse (дата обращения: 05.10.2022).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29. 05. 2015 № 996-р URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 03.10.2022).
- Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Минпросвещения России № 467 от 3 сентября 2019 г.) URL: https://docs.cntd.ru/document/561232576 (дата обращения: 30.09.2022).
- Цибизова Е.Б. Опыт разработки программы воспитания Дворца детского (юношеского) творчества имени Н.К. Крупской//Про_ДОД. 2021. 03 (26) (электронный ресурс) – https://prodod.moscow/archives/20312 (дата обращения: 29.09.2022).