Развитие творческих способностей детей с особенностями психического/физического развития средствами изобразительного искусства

В статье рассматриваются задачи интеграции детей с особенностями психического/физического развития в социум посредством вовлечения их в творческие обучающие занятия, формирования у них коммуникативной компетенции средствами изобразительного искусства, включения их в инклюзивную образовательную среду.

Н.Я. Шкурдюк,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
ГУО «Центр технического и художественного
творчества детей и молодежи
Фрунзенского района г. Минска “Зорка”»,
г. Минск

И.А. Холодинская,
методист первой квалификационной категории
ГУО «Центр технического и художественного
творчества детей и молодежи
Фрунзенского района г. Минска “Зорка”»,
г. Минск

Детство есть та великая пора жизни,

когда кладется основание всему

будущему нравственному человеку.

Н.В. Шелгунов

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для воспитания, развития и адаптации детей с особенностями психического и/или физического развития (далее – дети/ребенок с ОПФР). Изменения, происходящие во всех сферах общества и образования, приводят к переосмыслению сущности процесса воспитания и обучения, поисков новых подходов к осуществлению образовательной деятельности детей.

Главная проблема, с которой сталкиваются дети с ОПФР, заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми. Однако дети с особенностями развития также способны и талантливы, как и обычные дети, и нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить себя и оказали поддержку.

Перед педагогами все чаще встает вопрос: как помочь этим детям познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Более чем 25-летний опыт работы в системе образования, опыт работы педагогом-психологом с детьми с особенностями психофизического развития в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, а также опыт работы педагогом дополнительного образования, позволяет нам представить свой взгляд на проблему создания оптимальных условий для воспитания, развития и адаптации детей с ОПФР.

Поиск средств, методов и путей помощи таким детям является актуальной проблемой современной педагогики. Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого качества – значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Ведь творчество – это индивидуальная психологическая особенность ребенка, не зависящая от его умственных способностей и физических ограничений. Творчество проявляется в детской фантазии, воображении, в особом видении мира, окружающей действительности.

Одним из действенных средств воспитания детей с ОПФР, формирования их творческого потенциала выступает изобразительное искусство. Именно посредством теоретического и практического освоения различных техник изобразительного искусства повышается эффективность обучения в целом, а также улучшается коррекция психомоторных, интеллектуальных и художественных возможностей данной категории детей.

Истинная ценность создания детского творческого продукта заключается не в том, какого качества рисунки создают дети, а в том, что через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаются от негативного и, наоборот, привносят позитивное в собственную жизнь. Процесс рисования не менее важен для ребенка с ОПФР, чем результат – рисунок.

В последние годы заметно возрос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в развивающих занятиях изотерапии как важного средства культурного развития и воспитания гармоничной личности ребенка с особенностями. Интерес детей к художественным материалам как к средству художественного воспитания всегда был очень большим. Обучаясь рисовать и использовать художественные материалы и инструменты, дети открывают для себя мир художественных образов и эстетического восприятия окружающей действительности, учатся более осознанно видеть и замечать красоту. У них развивается чувство прекрасного, улучшается качество жизни. Многим детям изобразительная деятельность помогает преодолевать тревогу и напряжение, выражать и передавать чувства, раскрывать свой внутренний мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития мышления, творческой инициативы, но и выстраивания осознанных отношений между детьми.

Когда и как возникает у детей интерес к рисованию? Насколько важно вовремя вовлечь ребенка в творческий процесс и не препятствовать его всестороннему развитию?

Детское рисование в начальный период развития представляет собой «чирканье» и «пачканье», основной набор графических следов – это случайные точки, штрихи, пятна. У каждого ребенка эти графические следы разные как по форме, так и по расположению и ориентации на листе. Эти различия обусловлены индивидуальными особенностями физического строения рук, зрения, а также темпераментом и настроением ребенка в момент рисования. Все это складывается в индивидуальный характер «чирканья». Ребенок повторяет те движения, которые по каким-либо причинам предпочтительны для него, более соответствуют его душевному настрою. Кому-то младенческие «чирканье» и «пачканье» могут показаться ничего не стоящими, но внимательный человек сможет «прочитать» в них много интересного о самом ребенке.

Так, сильные, решительные штрихи свидетельствуют об активности и смелости рисовальщика; мелкие, ажурные – о чувствительности, лирическом настроении; вырывающиеся за пределы листа – о напряженности, нехватке контроля над выражением эмоций; постоянно повторяющиеся – об упрямстве, воле, приверженности к освоенным формам поведения; пробы разных штрихов – о склонности к исследованию, эксперименту, творчеству; концентрации значков в центре – об открытости, стремлении к порядку, устойчивости; концентрация изображений в углу – о неуверенности, стремлении уйти и спрятаться; равномерное заполнение листа – о чувстве реальности, душевном комфорте; динамичное расположение групп каракулей в листе, разнообразие графических элементов, их ритмичное чередование, достижение законченного равновесия свидетельствует о композиционных и творческих способностях и т.д. Через свои рисунки ребенок уже многое рассказывает о себе.

Взрослые, легкомысленно игнорирующие детское «чирканье», упускают возможность понять своего ребенка и адекватно с ним контактировать.

Со временем непокорные каракули оформляются в более или менее определенные очертания, обогащаются значимыми деталями.

Детское рисование – это феномен активности детей в возрасте от 1–2 до 10–11 лет, имеющий двигательно-зрительную основу и реализующий многие психические функции, которые так важны для целостного личностного развития ребенка.

На начальном этапе становления детского творчества, что особенно важно для детей с ОПФР, особых детей, рисунок занимает основное место и выступает в форме наивного рисования.

Отличительными чертами данного этапа являются способность ребенка к глубокому переживанию и сопереживанию; потребность в выражении чувств; возможность посредством цвета выразить смысл изображаемых событий, показать свое отношение к ним. Благодаря изобразительным возможностям в графике и цвете у детей возрастает интерес к исследованию; благодаря изобразительным возможностям материалов – желание экспериментировать; благодаря иллюстрациям в книгах и журналах, рисункам других детей – интерес к искусству и творчеству. Как следствие, в суждениях детей появляется такая оценочная категория явлений жизни, искусства и творчества, как «красиво».

Дети – известные почемучки. Бесконечные «почему» требуют ответа. Полученный ответ служит пониманию, подтверждению собственного умозаключения, а это, в свою очередь, приносит удовлетворение. Подобные интеллектуальные упражнения не только вызывают положительные переживания, но и служат основой для формирования собственных представлений о мире, своего миропонимания, а также для творческого моделирования картины мира, что незамедлительно воплощается в детских рисунках, которые поражают зрителя оригинальным зрительским ракурсом («Мир глазами детей» – так часто называются выставки детских рисунков).

Следовательно, на начальном этапе наивное детское рисование – оптимальная форма душевной самореализации, которая часто предпочтительнее других (игры, чтение стихов, импровизации в пении и танце), поэтому необходимо создать удобные условия для свободного творческого рисования.

Творческая личность – особенная, она всегда требует особого подхода, человечности, тонкого восприятия, понимания человека и его природы. Остановка в развитии ребенка может произойти в любой момент. И здесь самое главное сохранять оптимизм и веру выздоровление. 

При изучении психологии творчества людей разного возраста и различной психической, физической категории напрашивается вывод о том, что в системе образования нельзя шаблонно, директивно подходить к оцениванию личности – все очень индивидуально и требует личностного подхода.

Несомненным является тот факт, что решать проблему развития творческой личности необходимо уже на начальной стадии развития ребенка, предоставив ему эргономические площадки, поскольку дошкольный и младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования таких качеств творческой личности как самостоятельность, активность, инициативность и др.

На примере личного практического опыта работы с детьми с ОПФР в области изобразительного искусства и изучения на протяжении многих лет психологии, арт-терапии, опыта других коллег (в рамках самообразования) в сфере дополнительного образования можно сделать следующие выводы:

  • творческий процесс для детей с ОПФР является средством коммуникации, порой единственным, для неговорящего ребенка, ребенка с детским церебральным параличом и др.;
  • творчество как средство самовыражения зачастую является единственным способ заявить о себе, сказать «Я есть в этом мире» (участие в выставках, конкурсах) [3, с. 299–303; 6, с. 10–11].

На протяжении последних нескольких лет в сфере дополнительного образования нам представилась возможность участвовать в рамках республиканской опорной методической площадки «Мы – вместе» в апробировании программ «Фантазер» (программа для детей с ОПФР) и «Мир в цвете» (программа инклюзивной изостудии) государственного учреждения образования «Центр технического и художественного творчества детей и молодежи Фрунзенского района г. Минска “Зорка”».

В своей работе с детьми с ОПФР мы используем арт-терапевтические техники, в том числе арт-терапевтические методики Д.В. Винникотта [2, с. 55–88; 4, с. 55–88].

Используемые нами техники способствуют установлению связи с ребенком, нейтрализации его защитных механизмов. Занятия проходят в сотрудничестве педагога и ребенка.

Например, рисование каракулей по методике Винникотта «Игра в каракули» позволяет достичь так называемого критического момента, в который ребенок начинает понимать ситуацию, сдерживающую, задерживающую его развитие. Подобное рисование зачастую вызывает у детей радость и ощущение принятия и безопасности. Методика сочетает в себе элементы свободной игры и ассоциативной деятельности, способствует ослаблению осознанного контроля, нейтрализации защитных механизмов, регрессу; снятию мышечного и эмоционального напряжения, расслаблению и раскрепощению. Данный подход направлен на развитие у детей способности к концентрации внимания, на формирование навыков уважительного отношения к проявлениям инициативы со стороны педагога, а также служит способом преодоления периода нерешительности.

Исходя из сказанного выше и подтверждая свои выводы личным многолетним опытом, хотим отметить, что занятия творчеством, изотерапией, музыкальной терапией и другими формами деятельности в рамках арт-терапии приводят к прекрасным результатам. Дети регулярно становятся лауреатами различных международных конкурсов и фестивалей (к настоящему времени дети с ОПФР получили свыше 60 дипломов).

Стоит отметить, что обучение родителей методам и приемам развития творческих способностей детей с ОПФР, организация совместной творческой деятельности детей и родителей, привлечение родителей к организации праздников и оказание психологической помощи родителям способствует раскрытию горизонтов жизни семьи, наполнению ее красками творчества и улучшению ее качества в целом.

Дополнительное образование является важной частью процесса адаптации и социализации детей с особенностями психофизического развития. Занятия художественной деятельностью дают детям с ОПФР возможность приобрести не только целый ряд полезных практических умений и навыков, но и способствуют их психическому и эмоциональному развитию, формированию навыков коммуникации и взаимодействия со сверстниками, личностному росту.

Включение каждого ребенка с ОПФР в образовательную среду и гибкость в подходах к обучению – это и есть основные задачи инклюзивного образования. Реализация программ «Фантазер» и «Мир в цвете» создает условия для эффективной социальной адаптации ребенка с ОПФР. Занятия способствуют его активному контакту с окружающим миром. Ребенок начинает чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, происходит целостное развитие личностной и поведенческой сфер [5, с. 142–145; 6, с. 9–303].

Творческий процесс – это игра. И основная задача педагога – научить ребенка играть. Для этого необходимо создавать ребенку эргономические условия (М. Монтессори), использовать гуманистический подход (Ш.А. Амонашвили). Педагогу важно работать над собой в целях профилактики профессионального выгорания, обмениваться опытом со специалистами других учреждений в данной сфере [1, с. 63–64]. Все эти аспекты позволяют нам, педагогам, внести вклад в развитие и улучшение качества жизни не только индивида, но и всей семьи. Ведь детство, как сказал австрийский психолог, психиатр и мыслитель Альфред Адлер, – «это время множества вопросов, возможностей и последствий».

Список источников:

  1. Амонашвили Ш.А. Как любить детей. Опыт самоанализа. – М.: Амрита-Русь, 2022. – 176 с.
  2. Википедия – свободная энциклопедия // Фонд Викимедиа (Wikimedia Foundation, Inc.). – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Винникотт,_Дональд_Вудс#Игра_в_каракули_(Каракули_Д._Винникотта) (дата обращения: 09.02.2024).
  3. Винникотт Д.В. Игра и реальность. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2017. – 208 с.
  4. Выготский Л. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Люкс, 2005. – 671 с.
  5. Копытин А.И. Арт-терапия – новые горизонты. – М.: Когито-Центр, 2006. – 336 с.
  6. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: