Психологические особенности подростков с девиантным поведением: что нужно знать педагогу дополнительного образования для эффективного взаимодействия
В статье рассматриваются личностные особенности подростков с девиантным поведением. Предлагаются направления работы с девиантными подростками в условиях дополнительного образования в зависимости от поведенческих реакций обучающихся, состоящих на различных видах учета, на новое окружение.
В.П. Ульянова,
кандидат психологических наук,
директор МБУ ДО «Дворец детского и юношеского
творчества» ГО г. Октябрьский
Республики Башкортостан»,
г. Октябрьский
Подростки с девиантным поведением в системе дополнительного образования детей не являются массовым явлением. В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года [2], в приказе Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [3], когда речь идет о детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, акцент делается на детях с ограниченными возможностями здоровья и детях-инвалидах. Следовательно, в орбиту дополнительного образования достаточно включить мотивированных детей, детей, которые приходят в учреждения дополнительного образования с подачи значимого взрослого, детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Однако рост девиантного поведения самых разных возрастных категорий несовершеннолетней молодежи актуализирует необходимость вовлечения детей с отклоняющимся поведением в систему дополнительного образования.
Говоря о совокупности причин отклонения в поведении подростков А.Г. Терещенко и Н.Г. Васильева указывают наряду с биологическими (отклонения в психическом и физическом развитии) и социально-психологические причины (социально-педагогическая запущенность, неблагополучие семейных отношений) [6]. В том числе и отсутствие условий для адекватного самовыражения личности ребенка. Средой, где возможно развитие интеллектуальных и творческих способностей, создание ситуации успеха для детей с девиантным поведением является система дополнительного образования детей. Но в данном случае дополнительное образование необходимо рассматривать не в качестве системы психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения, а как особую образовательную сферу, имеющую собственные приоритетные направления: формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, содержательная организация свободного времени детей и подростков, адаптация их к жизни в обществе, создание условий для профессиональной ориентации [1, 4].
Практический опыт МБУ ДО «Дворец детского и юношеского творчества» ГО г. Октябрьский Республики Башкортостан позволяет констатировать, что не только вовлечение, но и увлечение подростков с девиантным поведением интересным для каждого из них делом, в котором они могут почувствовать себя успешными, абсолютно реально. Однако возможно оно лишь в том случае, если мы знаем ответы на следующие вопросы:
– какие личностные особенности характерны для подростка с девиантным поведением?
– в какой форме может проявляться дезадаптивное поведение подростка данной категории?
К личностным особенностям подростков с девиантным поведением можно отнести симтомокомплекс индивидуально-психологических особенностей: замкнутость, высокая фрустрированность, тревожность, зависимость и конформность [7].
Замкнутость у девиантных подростков проявляется в обособлении, сдержанности, осторожности, неразговорчивости и равнодушии. Им свойственны такие черты, как вялость аффекта, отсутствие живых эмоций, чрезмерная обидчивость, отсутствие интуиции в межличностных отношениях. Потребность в общении у данной категории детей не реализована и проявляется в недостаточной гибкости и категоричности во взаимодействии с людьми.
Подростки с делинквентным поведением характеризуются как неуверенные в себе, легко ранимые, тревожные. Они остро реагируют на неудачи (высокая степень фрустрации), оценивают себя как менее способных, испытывают трудности в приспособлении к новым условиям, неспособны контролировать свои эмоции. У подростков с девиантным поведением наблюдается низкая способность управлять своими эмоциями и поведением, тем более найти для них адекватное объяснение и выражение. Особенности психической неустойчивости подростков проявляются в эмоционально-волевой, а применительно к социальной характеристике – в моральной незрелости. Они обладают повышенной внушаемостью к неадекватным формам поведения, не умеют тормозить свои желания. Особенности аффективно возбудимых подростков выражаются в склонности к взрывчатости и агрессии, которая нередко приводит к совершению неадекватных асоциальных поступков. Повышенная возбудимость нервной системы, которая является в этом случае причиной аффективных реакций, в сочетании с эндокринной перестройкой организма в подростковом возрасте, с изменениями, происходящими в личностном развитии подростка, приводит к эмоциональным срывам, затрудняющим возможность объективной оценки ситуации и выбор адекватных средств реагирования на нее.
Зависимость и конформность подростков с девиантным поведением проявляется в подчинении мнению окружающих, следовании за доминантным человеком, подверженности влиянию авторитетов. Для поведения девиантных подростков характерна пассивность, склонность брать вину на себя.
Типичная черта подростковых компаний – чрезвычайно высокая конформность: яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую некритично относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Страстное желание быть «как все» распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. Такое противоречие – когда индивидуальность утверждается через единообразие – может тревожить подростков, тем не менее оно тщательно поддерживается, и тому, кто рискует бросить ему вызов, приходится выдерживать нелегкую борьбу. Чем примитивнее сообщество, тем нетерпимее оно к индивидуальным различиям, инакомыслию и вообще непохожести.
Перечисленные личностные особенности оказывают влияние на выбор подростком с девиантным поведением стратегий взаимодействия с новым коллективом. Практика вовлечения подростков, состоящих на различных видах учета, в систему дополнительного образования показывает, что на начальном этапе им свойственны дезадаптивные формы поведения: от избегания взаимодействия до противопоставления себя коллективу студии, кружка, клуба и т.п. Выбор девиантными подростками преимущественно неадаптивных стратегий связан с несформированностью у них более продуктивных и гармоничных стратегий поведения [5, 7]. Рассмотрим две основные стратегии поведения девиантных подростков.
Первая неадаптивная стратегия – избегание – проявляется в местоположении обучающегося в кабинете (в углу, за последней партой), в выборе им одежды темных тонов. Отсутствие активности, позиция наблюдателя подкрепляется недоверием как к педагогу, так и к одногруппникам. Для подростков с девиантным поведением важно подобрать объединения с коллективными формами работы, где каждый проект – результат совместной деятельности, в процессе которой каждый обучающийся может проявить свои сильные стороны. Примером таких объединений являются театральные студии, театры моды, хореографические и вокальные студии, военно-патриотические и спортивные клубы, медиашколы и др.
Для второй неадаптивной стратегии характерно проявление демонстративных форм поведения (противостояние педагогу, общим требованиям и правилам, навязывание своих норм). Легче всего в этом случае педагогу вспомнить про добровольность и необязательность дополнительного образования, предложить выбрать подростку другое объединение. Сложнее, но более педагогически правильно – установить доверительные отношения с девиантным подростком, мотивировать его на получение дополнительного образования. Общий алгоритм взаимодействия педагога дополнительного образования с подростком, проявляющим демонстративное поведение, можно представить поэтапно (таблица 1):
Таблица 1. Алгоритм взаимодействия педагога с девиантным подростком в условиях дополнительного образования детей
Номер этапа | Форма взаимодействия | Используемыеметоды | Целевой индикатор |
I | Групповое занятие | Наблюдение | Фиксация личностных особенностей,форм поведенческих реакций |
II | Индивидуальная работа | Беседа с родителем (законным представителем) и обучающимся | Выявление особенностей семейного воспитания, причин дезадаптивного поведения |
III | Групповое занятие | Командная работа | Вовлечение в творческий созидательный процесс с целью установления доверительных отношений с педагогом и сверстниками |
IV | Индивидуальная работа | Беседа с ребенком | Выявление индивидуальных предпочтений и интересов с целью формирования индивидуальной траектории обучения, причин конфликтных ситуаций (если таковые имеются) |
V | Групповое занятие | Закрепление наставника из числа обучающихся | Оказание помощи в адаптации и освоении программного материала |
Для девиантного подростка с демонстративным типом поведения очень важно сочетание групповой и индивидуальной работы. Вовлечение в образовательный процесс родителей, наставников-сверстников создает атмосферу его значимости и позитивной социализации. Окружение в глазах подростка тоже претерпевает изменения: педагог из требующего превращается в раскрывающего возможности, иллюзорные друзья сменяются настоящими, в семье появляется общий предмет для обсуждения, объединяющий обе стороны.
Деятельность педагогов по вовлечению подростков с девиантным поведением в различные формы дополнительного образования, по коррекции отклоняющегося поведения многоступенчатая и сложная. Она не может быть массовой или формальной. Но когда мы видим у ребят положительные изменения системы ценностей, интересов и даже внешнего вида, ясным становится одно – это реальная необходимость.
Список источников:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в актуальной редакции).
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (в актуальной редакции). Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Исакова Я.А. Дополнительное образование как инструмент коррекции девиантного поведения ребенка // Проблемы педагогики. – 2018. – № 5(37). – С. 37–38.
- Максименкова Л.И., Гучкова Т.Н. Специфика механизмов психологической защиты и копинг-стратегий у девиантных подростков // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – № 2. – Т. 8. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/88PSMN220.pdf (дата обращения: 17.01.2024).
- Терещенко А.Г., Васильев Н.Г. Особенности социальной обусловленности девиантного и делинквентного поведения // ПрОлОГ: журнал о праве. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialnoy-obuslovlennosti-deviantnogo-i-delikventnogo-povedeniya/viewer (дата обращения: 17.01.2024).
- Ульянова В.П. Социально-психологические особенности рефлексии нормативной ситуации подростками с делинквентным поведением: Дисс… канд. психол. наук. – М., 2008. – 157 с.