Школьные медиацентры – ресурс создания безопасного онлайн пространства для детей и подростков в сети Интернет

В статье показана необходимость борьбы с деструктивными явлениями в детско-подростковой среде, которые наносят вред психике и серьезно угрожают успешной социализации личности, раскрываются новые форматы работы со школьниками. Важен пересмотр подходов к работе с детьми и подростками в условиях цифровой трансформации общества, создание и расширение позитивного контента в сети интернет, внедрения эффективных образовательных практик. Медиацентры рассматриваются как реальная альтернатива социальным рискам в детско-подростковой среде, как инструмент продвижения ценностей и культурных традиций образовательной организации, формирования активной гражданской позиции и сплочения школьников в сети интернет, вовлечения их в социально значимую деятельность и медиаволонтерство.

Х. Т. Загладина, канд. ист. наук,
рук. Центра социализации, воспитания
и дополнительного образования
издательства «Русское слово», г. Москва,
член Координационного совета при Общественной палате
РФ по развитию добровольчества (волонтерства)

Сегодня вопросы детской безопасности становятся ключевым направлением государственной политики. Так, в Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года, указывается, что «с учетом темпов развития информационных технологий особую актуальность приобретают угрозы безопасности детей в информационном пространстве. Деструктивное воздействие через средства массовой информации, сеть Интернет формирует негативную морально-психологическую атмосферу, способствует росту психических заболеваний, разрушает сложившиеся нормы нравственности, провоцирует противоправное поведение, наносит моральный вред, а также вред здоровью» [1].

В Федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» (Нацпроект «Образование»), большое место отводится созданию условий для безопасной цифровой среды [2]. Обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты и Федеральные образовательные программы начальной, основной и средней школы, предусматривают «вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты и программы профилактической направленности социальных и природных рисков», устойчивости к негативным воздействиям цифровой среды [3–5].

По данным Министерства просвещения Российской Федерации, представленным на официальном сайте Минпросвещения России, число российских школьников на 1 сентября 2023/2024 учебного года составило 18 млн человек [6]. Это наиболее активная и массовая часть населения, но в то же время и самая уязвимая категория граждан для пропаганды идей экстремизма и терроризма, ЛГБТ-тематики, суицидального поведения, для вовлечения подростков в деструктивные сообщества через различные социальные сети.

Государством и соответствующими структурами проводится борьба с деструктивными явлениями, наносящими вред здоровью и жизни детей: закрываются вредоносные паблики, сайты, были приняты законы, запрещающие деятельность экстремисткой организации АУЕ, международного террористического движения «Колумбайн», суицидальных сайтов. Эта работа тесно связана и неотделима от расширения и создания нового позитивного интернет-контента, внедрения эффективных образовательных практик.

Как избежать онлайн-рисков в детско-подростковой среде, какнейтрализовать негативный интернет-контент и направить энергию детей в позитивное русло?

Во-первых, для этого необходима консолидация всех институтов социализации – семьи, школы, средств массовой информации, религии, учреждений культуры, спорта и т.д.

Во-вторых, особенно важно обратить внимание на школу как на важнейший институт социализации и значимый ресурс социального воспитания детей и подростков. Поскольку именно школа:

  • несет ответственность за образование личности ребенка и обеспечение его безопасности в стенах школы;
  • является центром социокультурной адаптации детей и подростков, начиная с небольшой сельской школы и заканчивая школами-гигантами в мегаполисах;
  • обязана каждодневно отвечать на все запросы и ожидания родителей, местного сообщества и государства, связанные с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы.

В-третьих, работа по оздоровлению информационной среды, борьба с онлайн-рисками, профилактика деструктивного поведения подростков должна носить системный характер.

В настоящее время делаются конструктивные шаги в этом направлении, появляются новые созданные взрослыми форматы работы со школьниками в виртуальной среде. Такими интернет-платформами являются государственные образовательные платформа «РЭШ» (Российская электронная школа) и «МЭШ» (Московская электронная школа). Это информационно-образовательная среда, объединяющая учеников, педагогов и родителей.  «РЭШ» и «МЭШ» состоят из видеоуроков, включающих, кроме обучающе-развивающего, воспитывающий контент; содержит полезные модули и сервисы, личный кабинет, позволяющий проследить активность, достижения и успешность ребенка в той или иной области. Сюда же можно отнести такие платформы как Uchi.ru, Skysmart и «Я – класс!».

Дети и подростки сами учатся работать в цифровой среде: они разрабатывают медиаконтент, распространяют его в СМИ и в сети Интернет, под руководством взрослых наставников и педагогов активно участвуют в онлайн-конкурсах и проектах. Многочисленные обучающие, развивающие, игровые, музейные и другие интернет-платформы служат инструментами для самореализации детей и подростков в виртуальной образовательной среде.

Социальные сети сегодня представляют естественную среду обитания современного ребенка. Это способствует и облегчает вовлечение детей в различные формы гражданских и социальных активностей. Особый вклад в создание позитивного образовательного контента вносят школьные медиа. В Федеральной образовательной программе основного общего образования, включающей Федеральную программу воспитания, «Школьные медиа» представлены как дополнительный (вариативный) модуль, который разрабатывается и реализуется образовательной организацией с учетом специфики и социокультурных особенностей контингента обучающихся.

Научно-педагогическое сообщество уделяет сегодня большое внимание медиа-образованию школьников: в школах создаются различные медиагруппы, такие как детские медиа, школьные медиацентры, интернет-группы, школьные киностудии, в рамках которых создаются ролики, клипы, монтируются познавательные, документальные, анимационные и художественные фильмы. В настоящее время действуют виртуальные диалоговые площадки для школьников, родителей и учителей, где открыто обсуждаются вопросы личностного роста, профессионального самоопределения и успешной социализации молодежи.

Организаторами школьных медиа являются активные добровольцы под руководством взрослых наставников. К их числу могут принадлежать педагоги, вожатые или родители. Работающие в медиацентрах подростки ведут мультимедийное сопровождение всех крупных школьных мероприятий (праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, вечеров, дискотек) и распространяют их в социальных сетях, мессенджерах, аккаунтах, сервисах. Освещая социально значимые события школьной жизни, дети пробуют себя в роли фоторепортера, дизайнера, видеооператора, блогера, SMM-специалиста и т.д. Школьные медиа являются существенным ресурсом самореализации личности в различных областях (культуре, спорте и др.).

Участие детей в работе школьных медиа является реальной альтернативой онлайн-рискам в детско-подростковой среде, способствует сплочению детского коллектива, социальной активности школьников и продвижению ценностей и культурных традиций школы. Деятельность школьных медиа направлена на развитие социальных и информационных коммуникаций, на создание и продвижение позитивного контента в сети Интернет.

Большой вклад в разработку позитивного контента в сети Интернет вносят социально ориентированные некоммерческие организации, благотворительные фонды, общественные организации, которые связывают свою деятельность с образованием/воспитанием подрастающего поколения. Среди них – Общественно-государственное Российское движение детей и молодежи (РДДМ) «Движение первых» [7], I съезд которого прошел в декабре 2022 г., 30 декабря 2024 г. в рамках Международной выставки-форума «Россия» (Москва, ВДНХ) состоялся II съезд РДДМ. Сегодня в «Движении первых», по словам вице-премьера Т.А. Голиковой, состоит около 4,7 миллионов детей, а это почти 13% от их общей численности в возрасте от 6 до 18 лет (36,3 млн. чел. по данным последней переписи) [8]. В каждом регионе созданы первичные ячейки этой организации.

Одним из важнейших в РДДМ является направление «Медиа и коммуникации», девиз которого – «Расскажи о главном!». Опытные медиацентры включились в работу РДДМ, на базе школ стали появляться новые площадки по данному направлению. Школьники учатся креативно развивать медиасферу, рассказывать о главных и важных событиях в стране через СМИ и социальные сети Интернета. На базе медиацентров активно работают медиаволонтеры. Медиаволонтерство – это относительно молодое направление в добровольческой деятельности, отражающее реалии цифровой эпохи, оно близко и понятно детям «сетевого» столетия, любящим общаться в сетях, вблогах, чатах, создавать челленджи, лайфхаки, батлы.

Сегодня виртуальное образовательное пространство начинают активно завоевывать детско-юношеские организации. Среди них: РДДМ, Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО), экологическая организация «Зеленая планета», Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия», волонтеры-медики, куда входят и школьные отряды, – с ними успешно работают и школьные медиацентры. Все эти организации имеют сайты, активно работают с регионами, проводят совместные мероприятия. Их отличает активная гражданская позиция и просоциальная направленность.

В наши дни очень важно расширять позитивный контент сети Интернет, тем самым нивелируя онлайн-риски и угрозы в сети для детей и подростков. Учитывая тот факт, что Сеть становится центром социокультурной активности молодежи, очень важно минимизировать риски, связанные с агрессивным, трэш-, депрессивно-суциидальным контентом. Школьные медиацентры выполняют эту важную миссию. Важно насытить цифровое пространствоправовым, безопасным, позитивным, добрым контентом. А это возможно только совместными усилиями гражданского общества и государства в условиях взаимодействия школы, родительской общественности и педагогической науки.

Список источников:

1. Указ Президента РФ от 17.05.2023 № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года».

2. Паспорт Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» Национального проекта «Образование»: Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 № 3.

3. Федеральная образовательная программа основного общего образования. Утверждена приказом Минпросвещения РФ от 18.05.2023 № 370.

4. Федеральная образовательная программа среднего общего образования. Утверждена приказом Минпросвещения РФ от 18.05.2023 № 371.

5. Федеральная образовательная программа начального общего образования. Утверждена приказом Минпросвещения РФ от 18.05.2023 № 372.

6. Официальный сайт Минпросвещения России. – URL: https://edu.gov.ru/press/7449/bolee-18-mln-detey-poshli-v-shkolu-1-sentyabrya/?ysclid=lsggs5sa4i355976396 (дата обращения – 04.04.2024)

7. Федеральный закон от 14.07.2022 № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи».

8. Прекрасная Россия. – URL: t.me/kriknews_official/38068 (дата обращения – 04.04.2024)

Добавить комментарий

Войти с помощью: