Содействие личностному самоопределению школьника в условиях лагеря с дневным пребыванием

В статье представлен краткий анализ деятельности педагогов «Дома детского творчества города Костромы “Жемчужина”» по социальному воспитанию школьников во внеурочное время. Основное внимание уделено работе со школьниками в рамках реализации программ летней занятости детей и подростков на примере работы лагеря с дневным пребыванием.

В.Ю. Ашиткова,
старший методист,
Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества “Жемчужина”»
г. Кострома

Личностное самоопределение школьника – это самостоятельно осознанный им выбор жизненного пути, увлечений, профессии. В процессе социального воспитания происходит формирование культурных и духовно-нравственных ценностей личности учащегося, создаются условия для его самоопределения, самореализации и самовыражения, для достижения им успеха в завоевании лидерских позиций в той или иной области через активное взаимодействие и формирование взаимопонимания в коллективе. Сущность социализации состоит в «сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества» [4, с. 1]. Это наиболее полно проявляется в рамках внешкольных детских объединений, где собраны дети из разных возрастных и социальных групп, с разными интересами и разными уровнями развития и мышления.

В течение года значительную часть свободного времени школьника занимают летние каникулы. И этот период наиболее благоприятен для творческого, социального, культурного и нравственного развития ребенка, для вхождения его в систему социальных связей. Наше учреждение имеет большой опыт организации детского летнего отдыха, одной из форм которого является лагерь с дневным пребыванием для детей микрорайона и обучающихся «Дома детского творчества “Жемчужина”» (далее – лагерь).

Детям и подросткам необходима среда, в которой они могут максимально выразить себя, взаимодействовать друг с другом и получить позитивный социальный опыт. А значит, мы (педагоги) должны создать условия, в которых ребенок может ощутить свою причастность к коллективу, к решению стоящих перед ним задач.

Программа летнего лагеря предусматривает не только отдых и оздоровление, но и активную социализацию детей, развитие их творческого потенциала, возможность самореализации и самовыражения в рамках временного детского коллектива, привитие детям духовно-нравственных ценностей, создание условий для достижения ими успешности, для развития у них лидерских способностей. Все вышеперечисленное способствует самоопределению ребенка через поиск ответов на вопросы «Что мне интересно?», «Чем я хочу заниматься?» и «Кем хочу стать?».

Успешная социализация школьников достигается путем вовлечения их в различные виды деятельности, в процессе участия в которых:

  • с одной стороны, дети усваивают опыт, входя в социальную среду через традиции, обычаи, деятельность и ритуалы детского лагеря;
  • с другой стороны, они сами воспроизводит систему социальных связей через активное вхождение в среду – реализуя себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих людей.

В основе организации работы с детьми в условиях лагеря лежит принцип разумного сочетания традиционных и инновационных педагогических технологий. Поэтому программа лагеря включает как традиционные для российской практики формы работы (линейки, отрядные мероприятия, профильные творческие часы, мастер-классы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины, соревнования, концертные программы), так и современные игровые технологии (тематические игры-квесты, сюжетно-ролевые и интеллектуальные игры).

В рамках реализации программы лагеря происходит тесное взаимодействие детей разного возраста и увлеченных взрослых, имеющих устойчивые интересы в сфере культуры, спорта, духовно-нравственных отношений. Такое взаимодействие осуществляется посредством участия ребят в различных игровых, спортивных, творческих, интеллектуальных и воспитательных мероприятиях, где участники могут проявить себя не только лично, но и взаимодействуя внутри групп (отрядов), а также между группами. В ходе общения дети и подростки учатся взаимодействовать не только со своими сверстниками, но и с ребятами других возрастных групп, преодолевать возникающие разногласия, трудности, вместе решать поставленные задачи, поддерживать друг друга. Таким образом, дети создают реальные социальные связи, приобретают социальный опыт, познают себя, определяют свое место среди сверстников, ребят более старшего или младшего возраста и взрослых. Участвуя в различных мероприятиях лагеря, школьники находят новые интересы и начинают понимать, каким видом деятельности они хотят заниматься, определяют для себя, что им больше нравится: танцевать или петь, рисовать или конструировать, заниматься спортом или проводить исследования. А это позволяет ребенку осознано выбрать, где он будет заниматься в дальнейшем: в вокальной или хореографической студии, в художественной школе или в спортивной секции, в театральном коллективе или в другом детском объединении (фото 1–16 в приложении).

Еще одно направление работы лагеря – организация в «Доме детского творчества “Жемчужина”» мероприятий совместно с другими учреждениями. Так, например, в рамках совместных мероприятий с воспитанниками воскресной школы Храма Спаса-на-Запрудне наши ребята делятся особенностями восприятия ими тех или иных культурных, нравственных и духовных ценностей, учатся быть добрее, терпимее, помогать друг другу.

Регулярным в работе лагеря является и взаимодействие с городскими учреждениями образования и культуры. При посещении библиотек и музеев воспитанники лагеря не только знакомятся с какими-либо историческими событиями, предметами, книгами, но и приобретают опыт культурного общения, навыки правильной, грамотной речи, интерес к книгочтению, новым открытиям, исследованиям. Немалую роль в этом играют различные ролевые и деловые игры, которые педагоги лагеря проводят совместно со специалистами лагеря ролевых игр «Кентавр». В рамках игр моделируются вымышленные или реальные исторические ситуации, ставятся различные задачи, выполнение которых происходит по регламентированным правилам игры и в строго заданных ролях. Участие в таких играх развивает у детей и подростков субъектность в сфере социальных отношений, создает условия для применения ими полученных в школе знаний, позволяет самосовершенствоваться, формирует коммуникативные и деловые навыки (фото 17–29).

В рамках реализации программы лагеря проходит и профессиональное самоопределение школьников. Как показала практика многолетней успешной работы (а это уже более 50 лет), ребята, которые отдыхали в лагере в возрасте 7–12 лет, по достижении ими 14–17 лет и по окончании курса «Школа вожатых» при Доме детского творчества, приходят на летние программы уже в качестве стажеров, помощников воспитателей и вожатых из числа студентов-практикантов педвузов. В новых социальных статусах они проявляют себя как инициативные, активные, способные взять на себя ответственность за результат проводимых ими мероприятий, приобретают опыт принятия самостоятельных решений. То есть школьники не только видят работу педагога со стороны, но и пробуют себя в роли наставников более младших детей. Некоторые ребята по окончании школы поступают на педагогические специальности в вузы, СПО и в дальнейшем выбирают профессию педагогов (фото 30–37).

Таким образом, в условиях педагогически правильно организованной деятельности временного детского коллектива, где сформированы свои, отличные от школы, традиции, нормы и ритм жизнедеятельности, иная система взаимоотношений («я и сверстник», «я и вожатый»), максимально обогащается социальный опыт детей, интенсивно формируются навыки социального взаимодействия, самопознания, самоопределения. Для многих из ребят лето, проведенное в нашем лагере, становится качественной ступенькой в их личностном развитии и взрослении, позволяет понять «Кто я?», «Что я могу?», «Что мне интересно?», «Чем я хочу заниматься?» и «Кем хочу стать?».

Список источников:

  1. Беспятова Н.К. Актуальные проблемы социального воспитания. – М.: Перспектива, 2015. – 72 с.
  2. Куприянов Б.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей. – М., 2012. – 340 с.
  3. Леснов А.А., Ковалев В.П. Летний оздоровительный лагерь как центр социализации школьников в каникулярный период // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20327 (дата обращения: 18.03.2024).
  4. Мудрик А.В. Социально-педагогические проблемы социализации: Монография. – М.: МПГУ, 2016. – 311 с.
  5. Роджерс К., Фрейберг Дж. – Свобода учиться. – М.: Смысл, 2002. – 527 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: