Развитие личности ребенка средствами хорового исполнительства
В статье представлен опыт работы музыкально-хоровой студии «Мелодия» Дворца творчества детей и молодежи г. Томска, богатая история и традиции которой обладают ценным воспитательным потенциалом. В статье раскрываются воспитательные возможности хорового пения: положительное влияние на общее развитие личности ребенка, развитие его эмоционально-чувственной сферы, воспитание эстетической культуры, нравственности, трудолюбия.
Е.В. Васильева,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
Муниципальное автономное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи г.Томска»
г. Томск
С.М. Окунева,
методист,
Муниципальное автономное образовательное
учреждение дополнительного образования
Дворец творчества детей и молодежи г.Томска
г. Томск
О возрождении традиций хорового пения
Хоровое искусство сегодня в центре внимания государства и общества. «Каждый регион должен иметь тысячеголосый детский хор», – заявил на совместном заседании Госсовета и Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации российский дирижер, культурный и общественный деятель Валерий Гергиев.
Владимир Путин поддержал эту инициативу на заседании Госсовета по культуре, попросив руководителей регионов обратить внимание на данный вопрос. «…это мероприятие массовое абсолютно и очень востребовано. Безусловно, будет вызывать интерес к творчеству, причем можно действительно широко внедрять это. Не требует особых финансовых затрат», – заявил В. Путин.
Возрождение детского хорового пения – значимая составляющая решения задачи обучения и воспитания детей и молодежи на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, обозначенной в государственных документах:
- стратегического развития – Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, Концепции развития дополнительного образования до 2030 года;
- государственной политики в сфере образования – Законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном проекте «Успех каждого ребенка».
В нашей стране появляется все больше конкурсных творческих площадок и других видов активностей для детских и взрослых хоровых коллективов: Всероссийский фестиваль школьных хоров «Поют дети России», Всероссийский конкурс хоровых и вокальных коллективов, Сводный хор Движения Первых и другие.
«Хоры играют особую роль в жизни школы, потому что здесь важно уметь слушать и слышать друг друга. Вся команда работает вместе, объединенная песней», – так о Всероссийском конкурсе хоровых и вокальных коллективов на закрытии мероприятия сказал Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов. «Нигде так не научишься гармонии, как в хоре, где ты сам должен подстраиваться под других, выражая свою индивидуальность, не забивать, не доминировать, а пребывать именно в этой прекрасной истории», – подчеркнул Министр просвещения РФ на Всероссийском форуме учителей музыки «Музыка – универсальное средство духовно-нравственного воспитания и развития личности ребенка».
Во Дворце творчества детей и молодежи г. Томска хоровое искусство на протяжении десятков лет не теряло своей привлекательности и значимости. И в условиях снижения внимания к эстетическому развитию общества в 1990-е годы, и сегодня классы музыкально-хоровой школы-студии «Мелодия» наполнены детскими голосами, неисчерпаемыми идеями педагогов. Накопленный педагогический опыт школы-студии представляет собой полезный ресурс для общеобразовательных организаций в развитии и воспитании обучающихся средствами хорового искусства.
Немного истории хорового коллектива
Музыкально-хоровая школа-студия «Мелодия» создана во Дворце творчества детей и молодежи г. Томска в 1980 году. В 2025 году МХШС «Мелодия» будет праздновать свое 45-летие, а Дворец – 100-летний юбилей. С 1986 года «Мелодия» носит звание «Образцовый детский коллектив». Основатель студии А.В. Пугачева за профессиональные достижения удостоена государственной награды – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством II степени».
Профессиональное признание хорового коллектива заключается в победах на конкурсах высокого уровня, в т.ч. международного, и в участии в значимых творческих региональных и федеральных проектах, акциях.
Успешность МХШС «Мелодия» стала возможной благодаря крепким творческим связям с высшими и средними учебными заведениями по профилю, учреждениями культуры и искусства, образовательными учреждениями г. Томска, а также сложившейся системе работы с образовательными учреждениями, общественными и государственными организациями.
Особенности организации образовательной деятельности
Год за годом дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа МХШС «Мелодия» обновлялась и совершенствовалась. В настоящее время она представляет собой комплексную разноуровневую программу, включающую несколько учебных предметов: сольфеджио, музыкальная литература, фортепиано, хоровой класс, основы музыки, сольное пение и вокальный ансамбль.
В рамках школы-студии работают 4 хора: подготовительный (программа «Малая музыкальная академия», возраст 6–8 лет), младший, средний и старший. В репертуаре хоров произведения русских и зарубежных композиторов, народные песни и классика. На концертах МХШС «Мелодия» можно услышать как старинную и духовную музыку, так и музыку современных композиторов.
Сегодня в школе-студии занимаются более 200 детей в возрасте от 6 до 18 лет, с которыми работают 17 увлеченных педагогов. Их профессиональным девизом является мудрое изречение В.А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». В данном контексте приоритетными задачами педагогов МХШС «Мелодия» определены:
- приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой музыкально-песенной культуры, лучшим образцам хорового исполнительства;
- духовно-нравственное и эстетическое воспитание обучающихся, воспитание у них потребности в творческом саморазвитии;
- воспитание у обучающихся уважения к лучшим традициям и достижениям в области вокально-хоровой культуры, стремления к их сохранению и развитию.
Традиции детского творческого коллектива
За 45 лет в школе-студии сложились устойчивые традиции, которые воспитывают общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, сплачивают коллектив.
«Посвящение в студийцы» – одна из любимых традиций детей и родителей. Обучающиеся 1 класса младшего хора проходят игровые музыкальные испытания и торжественно приносят клятву МХШС «Мелодия».
Добрыми традициями школы-студии стали: концерт подготовительных групп «Малой музыкальной академии» под названием «Нашим мамочкам с любовью», посвященный международному Дню матери; праздничные занятия «День семьи»; мини-концерты старшеклассников для младших детей; тематические музыкальные гостиные; итоговые отчетные и академические концерты.
Все хоры школы-студии «Мелодия» выступают в составе Сводного детского хора Томской области на сцене Большого концертного зала Томской областной государственной филармонии в сопровождении Томского академического симфонического оркестра. Концерт, посвященный Дню славянской письменности и культуры, продолжает традицию отмечать этот государственный праздник хоровым пением большого детского коллектива.
Зимние концертные программы хора, ансамблей и солистов образцового коллектива музыкально-хоровой школы-студии «Мелодия» в Органном концертном зале областной филармонии – важное событие не только для обучающихся и их родителей, но и для всех жителей Томска. В январе 2024 года концертная программа «Россия начинается в тебе» включала произведения М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, М.Л. Матусовского, Ф. Шуберта, А.Н. Пахмутовой, русские народные, советские, детские песни и транслировалась в онлайн-режиме.
Коллектив ведет активную концертную деятельность: с 2003 года во Дворце творчества детей и молодежи реализуется городская программа воспитания и дополнительного образования для школьников г. Томска «Городская детская филармония». Этот музыкально-образовательный проект знакомит школьников с лучшими образцами мировой художественной культуры, жанрами и стилями музыки, развивает интерес к музыке, формирует культуру слушателя, развивает эмоциональную отзывчивость. Темами концертно-познавательных программ последних лет стали «Музыка в кино», «Золотой век русской музыки», «Родные напевы», «Все краски музыки (инструменты симфонического оркестра)». Обучающиеся МХШС «Мелодия» становятся не только исполнителями концертных номеров, но и ведущими.
Развитие личности в хоровом коллективе
В современном мире мы часто говорим о развитии индивидуальности, отодвигая коллективное на второй план. Идея хора состоит в том, что он удовлетворяет стремление к единению и вместе с тем раскрывает индивидуальные способности каждого. Дети лучше развиваются в коллективе! В этом смысле хор представляет собой идеальную организацию, систему, в которой центробежные силы (стремление к проявлению индивидуальности) естественно уравновешиваются центростремительными (тяга к объединению), – обе эти тенденции дополняют друг друга. Соотношение между ними складываются по-разному в каждом хоровом коллективе в зависимости от его состава, характера и особенностей участников (в их числе и дирижера) и все время меняются. Происходит постоянное внутреннее движение, развитие, требующее гибкости в руководстве коллективом. Стремясь сплотить хор как монолитный творческий коллектив, не следует забывать, что каждый его участник есть отдельная личность – мыслящая, чувствующая, стремящаяся к максимальному проявлению своих способностей.
Хоровое пение, несомненно, имеет влияние на общее развитие личности ребенка, его интеллектуальных и творческих способностей. Хоровой коллектив – это очень тонкий и сложный организм, уникальное явление вокального искусства. Хор – это прежде всего коллектив, важными признаками которого являются:
- общая социально значимая цель;
- общая совместная деятельность для достижения цели;
- взаимная ответственность между членами коллектива;
- организация самоуправления, где члены коллектива являются субъектами совместной деятельности и отношений.
В каждом хоровом коллективе школы-студии всегда царит особая атмосфера, чувствуется сплоченность, взаимопонимание, защищенность, чувство локтя. В коллективном творчестве детей проявляются взаимопомощь, взаимная ответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, дух соревнования. Внутри хоровых коллективов общение детей организовано на разных уровнях: старшие дети шефствуют над младшими, сильные помогают менее сильным, опытные вокалисты поддерживают начинающих.
Коллективная музыкально-исполнительская деятельность требует самоорганизованности, самоконтроля, саморегуляции каждого учащегося: приходить вовремя на репетиции и выступления, точно следовать требованиям педагога, корректно вести себя на занятиях, своевременно и качественно разучивать партии – это не только составляющие успешного освоения исполнительского репертуара, но и нормы уважительного отношения, работы в команде, ответственность членов коллектива друг перед другом.
Исполнительское мастерство хорового коллектива – результат огромного совместного труда его участников. К.Д. Ушинский писал: «Какое это могучее педагогическое средство – хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу».
Нравственно-эстетическое воспитание обучающихся средствами хорового исполнительства
Педагоги школы-студии всегда говорят своим обучающимся, что они – счастливые люди, потому что у них есть возможность путешествовать по эпохам непосредственно во время занятий. Хоровой репертуар – это некая машина времени, которая дает возможность перемещаться из настоящего в эпоху Средневековья или эпоху Возрождения, а потом вдруг перенестись в барокко, эпоху классицизма, романтизма и музыку XX века.
Дети исполняют произведения мировой музыкальной культуры, но осознание того, что они прикоснулись к шедевру, приходит к ним не сразу. Через осмысление музыкальных образов у обучающихся воспитывается мировоззрение, расширяется их жизненный и исполнительский опыт, поэтому главным критерием при формировании репертуара остается высокая художественная ценность произведения, то есть глубина его содержания и совершенство музыкальной формы. Через исполняемые произведения дети с младшего возраста буквально впитывают эстетику и красоту музыки, что отражается в восприятии ими окружающего мира. Педагогам важно развивать у каждого ребенка эстетическое отношение к жизни, к лучшим образцам музыкального искусства, к российскому и мировому культурному наследию.
Педагогически правильно подобранный исполнительский репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие обучающихся, повышает уровень их музыкальной культуры, способствует нравственному и эстетическому воспитанию, формирует вкусы и взгляды, укрепляет чувство любви к своей Родине и народу, повышает ответственность каждого участника хора перед коллективом и товарищами. В репертуаре хоровых коллективов МХШС «Мелодия» много произведений о Родине, природе, семье, песни военной тематики.
При коллективном исполнении музыкального произведения чувства, идеи, заложенные в его словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой детей. Но при этом для педагога-хормейстера важно, чтобы смысл произведения нашел отклик в душе каждого из них, чтобы через общую идею ребенок вышел на собственные переживания, на осознание заложенной в произведении мысли. Порой это бывают глобальные, философские смыслы.
В хоре дети сохраняют свою открытость, непосредственность, умение бесконечно удивляться и искренне радоваться. Но вместе с тем, они способны глубоко чувствовать и сопереживать. Говоря языком педагогики, музыкальные произведения – сильный инструмент развития эмоционально-чувственной сферы личности ребенка. Задача педагога – помочь ему понять и почувствовать эмоциональный настрой каждого произведения. Поэтому самое ценное в работе педагога детского хорового коллектива – обратная связь от детей, когда во время беседы о произведении и работы над ним обучающиеся задают вопросы или говорят о своих чувствах и переживаниях, показывают свое отношение.
Существуют разные определения понятия «эстетическое воспитание», но суть его остается неизменной. Это планомерный процесс воздействия на ребенка с целью формирования у него эстетических вкусов и личностных идеалов, развития способности воспринимать и оценивать красоту в искусстве и в жизни, воспитания потребности в самостоятельном творчестве и создании прекрасного. Эстетическое воспитание вкупе с нравственным воспитанием являются регуляторами человеческих взаимоотношений.
Опыт профессиональной ориентации в детском хоровом коллективе
Актуальными для любого детского творческого коллектива являются вопросы профессионального самоопределения обучающихся. Педагогический коллектив МХШС «Мелодия» также ставит перед собой задачу ознакомления детей с миром специальностей, связанных с музыкой. Инструментами реализации данной задачи стал ряд педагогических проектов.
Проект «Концерт как профессиональная проба» (автор – А.В. Пугачева) – моделирование элементов конкретного вида профессиональной деятельности: обучающиеся и выпускники музыкально-хоровой школы-студии принимали участие в совместном концерте с профессионалами – оркестром народных инструментов и Томским академическим симфоническим оркестром.
Целью проекта «Профильная группа» (авторы – Т. С. Нужных, Л. П. Попова, Е. В. Васильева) стало создание условий для качественной подготовки старшеклассников по профилю «Музыкальное искусство». В контексте достижения цели проекта решались задачи:
- апробирование модели довузовской подготовки обучающихся;
- изменение и углубление содержания образовательного процесса МХШС «Мелодия»;
- создание условий и механизма взаимодействия Дворца творчества детей и молодежи и Института искусств и культуры Томского государственного университета.
Результатами реализации проекта стали:
- совместная инновационная образовательная программа;
- разработанная модель взаимодействия; укрепление творческих коллективов певческими голосами;
- повышение имиджа ТГУ и ДТДиМ;
- поступление 12 выпускников в образовательные организации среднего и высшего профессионального образования – Институт искусств и культуры ТГУ, ОГОАУ СПО «Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций», ОГОАУ СПО «Томский музыкальный колледж им. Э.В. Денисова», Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова.
Проект был награжден малой золотой медалью на международной выставке образования «УчСиб».
Заключение
Пространство хора – благоприятная развивающая и воспитательная среда для детей и подростков. Приобщение к коллективному творчеству воспитывают в них такую важную компетенцию современного человека, как понимание ценности совместной деятельности.
Часть выпускников школы-студии «Мелодия» выбирают музыку в качестве своего профессионального пути, другие успешно находят себя в иных сферах деятельности. Десятками лет существования нашего детского хора и множеством успешных выпускников доказано: «Мелодия» – это школа развития эмоциональной сферы, интеллекта, зарождения и развития эстетических чувств, становления нравственной позиции, познания человеческой морали, процесса естественного формирования чувства патриотизма.
Научившись быть созидателями прекрасного, юные хористы становятся творцами своей жизни!
Список источников:
- Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- Актуальные проблемы хорового искусства: история, теория, методика, практика: Сборник научных статей // Материалы Всероссийской научно-практической конференции: «Научно-практические аспекты хорового искусства и образования» к 60-летию кафедры хорового дирижирования МГИК (Москва, 2 июня 2020 г.). – М.: МГИК, 2021. – 188 с.
- Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная деятельность. – М.: КНОРУС, 2022. – 402 c.
- Дворниченко А.С. Хоровое пение как средство воспитания духовного мира подрастающего поколения // Музыкальное образование и наука в современном мире: Материалы международной научно-практической конференции (Москва, 10–11 апреля 2019 г.). – М.: Изд-во «Перо», 2019. – С. 68–73.
- Коробейников А.В., Лупандина Е.А. Хоровое пение как средство музыкально-художественного и нравственного воспитания подрастающего поколения // Аллея науки. – 2018. – Т. 6. – № 10(26). – С. 959–962.
- Суслова Н. Школьное хоровое искусство: признаки возрождения // Искусство в школе. – 2023. – № 5.– С. 12–14.
- Усманова С.А. Вокально-хоровое искусство как фактор воспитания творческой личности // Искусство и образование. – 2020.– № 4(126).– С. 176–183.
- Ярмишко С.Г., Истомина И.П. Вокально-хоровое искусство – уникальная здоровьесберегающая технология // Евразийское Научное Объединение. – 2020.
№ 11–7(69). – С. 546–550.