Ресурсы дополнительного образования в формировании личностной успешности современного ребенка

Мир современного ребенка – активные и быстро сменяющиеся ситуации, переживание или преодоление которых у некоторых детей вызывает сложности. В статье описан опыт адаптации и формирования успешности личности младшего школьника – обучающегося студии социально-гуманитарной направленности «Стартап».

С.А. Барбашова,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы «Школа № 1554»,
г. Москва

Л.Е. Гурина,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы «Школа № 1554»,
г. Москва

И.С. Мурылева,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы «Школа № 1554»,
г. Москва

Как мы видим успешного современного ребенка? Попробуем назвать наиболее значимые, на наш взгляд, характеристики: знание и уважение истории своей страны, стремление к сохранению ее традиционных ценностей, способность организовать себя и быть результативным, актуализировать силы и ресурсы для планирования перспектив. Еще одной значимой характеристикой сегодня является гармоничная активность ребенка как в виртуальном пространстве, так и в межличностных отношениях в условиях реального общения.

В то же время, у современных детей – жителей мегаполисов преобладают негативные эмоции, сопряженные с повышенными требованиями к личности, отвечающими постоянно изменяющейся обстановке.

Учитывая запросы современного общества к подрастающему поколению, в отделении дополнительного образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 1554» (далее – Школа № 1554) было открыто объединение дополнительного образования социально-гуманитарной направленности студия «Стартап» (далее – Студия) для детей младшего школьного возраста.

Содержание и методические особенности работы Студии ориентированы на содействие социализации и адаптации ребенка к актуальным социальным условиям и становлению его личностных качеств. Основу работы Студии составляет использование игровых методов обучения: арт-терапевтических игр и упражнений, сказочных метафор, психогимнастики, актерского мастерства и пластики, мнемотехники, нейробики, аудиолингвального и коммуникативного методов.

Одним из условий адаптации выступает позитивно-рациональное отношение ближайшего ребенку социального окружения к его успехам и неудачам, где ведущая роль принадлежит педагогу. С помощью методов общеразвивающего и психокоррекционного характера педагог может помочь ребенку в его успешной социализации [3, с. 215]. Это и определило основное направление работы Студии – создание образовательных условий для психологического благополучия и социальной успешности ребенка в пространстве большого города.

Программа Студии включает 4 тематических направления:

  • «Психология общения»: вера в себя и свои возможности;
  • «Полиглот»: коммуникация без барьеров;
  • «Сценическое мастерство»: уверенная самопрезентация;
  • «Перспективное мышление»: ментальная успешность.

Данные направления позволяют целостно и разносторонне воздействовать на формирующуюся личность ребенка, обеспечивая не только устойчивые позитивные изменения и формирование определенных лидерских качеств, но и положительный эмоциональный отклик, экологичные условия жизнедеятельности.

Каждое занятие включает в себя задания и упражнения, соответствующие тематическим блокам. Их сочетание и последовательность определяются особенностями игровых и познавательных мотивов детей, уровнем их интеллектуального развития в конкретной группе, эмоциональной проблематикой. Очередность игр и упражнений подобрана так, чтобы они способствовали снятию напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при обучении и эмоциональных переживаниях.

Тематика и организация занятий в Студии делает возможным эффективное привлечение в педагогическую практику психологических знаний, обеспечение эмоционального комфорта, чувства защищенности, доброжелательной атмосферы, что способствует повышению активности ребенка, веры в собственные силы и ощущению себя как важной части большого мира.

На одном из занятий по психологии общения одним из вариантов работы с детьми предлагаются тренинговые игры с метафорическими ассоциативными картами, ориентированные на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, креативности, навыков разрешения конфликтов. Например, в ходе групповой работы первый участник, наугад вытягивая карту, обеими руками ведет переписку или зарисовку со своим «внутренним ребенком». Ведущей рукой он пишет за себя, другой рукой фиксирует ответы, которые приходят ему в голову от лица его «внутреннего ребенка». На следующем занятии ему предлагается что-либо нарисовать: это может быть развитие сюжета, заданного картой, или какое-то обращение к детским образам. Другой вариант: при помощи двух комплектов карт отбираются пары карт (количество пар зависит от возраста игроков). Участники игры поочередно в свой ход открывают по две карты, стремясь найти пару. Если карты совпали, участник получает один балл и право на следующий ход. После завершения хода карты снова переворачиваются рубашкой вверх и ход делает следующий игрок. Выигрывает тот, кто набрал большее количество баллов [1, с. 4].

Блок занятий по тематическому направлению «Полиглот» включает работу со словами и выражениями, которые пользуются наибольшей популярностью в разных странах. Например, фразы для знакомства, вопросы о стоимости того или иного товара, такие фразы, как «я тебя люблю», «подскажите, пожалуйста», «извините меня, пожалуйста». Также на занятиях происходит знакомство с интересными фактами и традициями европейских стран. В рамках этого блока дети учат слова, необходимые для заключительного показа спектакля (тематическое направление «Сценическое мастерство»). Один из интересных моментов занятия – попытка угадать, на каком языке произносится та или иная фраза. После того, как прозвучит аудио, обучающиеся выбирают нужный флаг (набор которых есть у каждого) и поднимают его вверх, демонстрируя свой вариант ответа. Популярностью также пользуются различные квизы и викторины, связанные с традициями европейских стран.

На занятиях в рамках тематического направления «Перспективное мышление» используются разнообразные упражнения и задания для тренировки внимания, памяти и воображения. Отличный инструмент для этого – мнемотехника и пиктограммы. Кодировка информации в картинки и дальнейшая их расшифровка в речь вызывают у детей активный отклик на выполнение задания. Интересно само действие – придумать и зарисовать каждое слово или ключевые моменты [2, с. 52]. В это время у детей включается естественная память, информация запоминается ими легко. Чтобы воспроизвести большой объем информации, достаточно воспользоваться зарисованными символами. Дети отмечают, что полученные навыки мнемотехники и пиктограммы помогают им при обучении в школе и выполнении домашних заданий.

В конце учебного года проводится творческий показ в рамках тематического направления «Сценическое мастерство».

В течении всего учебного года по итогам изучения учебных тем и тематических направлений осуществляется комплекс диагностических процедур (проверочные задания, наблюдения педагогов, опросы, развивающие и корректирующие задания, упражнения и игры с обучающимися), позволяющий особое внимание обращать на:

  • повышение мотивации обучающихся к систематическим занятиям, способствующим формированию, укреплению и развитию навыков ведения психологически здорового образа жизни;
  • освоение ими более адаптивных поведенческих реакций в целях обеспечения активной разрядки эмоций, формирования позитивных установок, поскольку в силу своего возраста обучающиеся зачастую не осознают своих психологических «заноз»;
  • контроль за эмоциональным состоянием обучающихся, особенно детей с требующей и избегающей привязанностью, в целях обеспечения позитивного фона их настроения, снятия эмоционального напряжения и развития положительного самоощущения;
  • формирование высокого уровня психологической готовности детей к успешному обучению, получению знаний, познавательному развитию;
  • постановку познавательных задач, так как это способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, речи, умения ориентироваться в пространстве;
  • рост групповой сплоченности, уменьшение конфликтности детей, знание ими социальных норм, что в конечном итоге способствует уважительному отношению к другим;
  • понимание того, что каждый человек является неповторимой личностью, имеющей сильные и слабые стороны.

К концу обучения в Студии по результатам исследований и творческого показа у детей выявлена динамика развития основ первоначального становления личности, самосознания и индивидуальности, соответствующих данному возрасту.

Педагоги Студии, родители обучающихся и учителя, работающие с детьми в школе, отмечают повышение уровня мотивации и психологической готовности к эффективному обучению; улучшение результативности в сферах, требующих концентрации внимания, памяти и мышления. Появившийся у детей навык связной речи позволяет им живо и последовательно излагать свои мысли, не отвлекаясь на несущественные детали. Значимым результатом является также умение детей выстраивать доброжелательные отношения друг с другом.

Подводя итоги, можно констатировать: навыки, приобретенные на занятиях в Студии, помогают обучающимся раскрыть свой внутренний потенциал, увидеть новые возможности для его реализации, что в дальнейшем позволяет им чувствовать себя уверенно во всех сферах жизни.

Полученные результаты работы Студии позволяют определять перспективы развития ее деятельности:

  • расширение сотрудничества с коллективами дошкольного этапа развития для более раннего предупреждения и профилактики дефицита развития эмоционально-волевой, личностной, социально-коммуникативной и познавательной сфер ребенка;
  • оказание консультационной помощи семьям в вопросах выбора стратегий обучения, развития и воспитания учащихся в Студии;
  • регулярная организация и проведение тематического лектория для родителей на запрашиваемые ими темы.

Список литературы:

  1. Крюгер К. Метафорические ассоциативные карты для детей и взрослых «Я и все-все-все». СПб.: Изд-во «Речь», 2023. 50 карточек + методическое пособие (48 с.).
  2. Кудрешова О.В. Метод пиктограмм. Как превратить рисунок в магию. М.: Сезам-принт, 2021. 236 с.
  3. Микляева Н.В. [и др.] Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие для вузов / Под ред. Н.В. Микляевой. М.: Изд-во Юрайт, 2020. 362 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: