Методы и приемы коррекции исполнительских трудностей юных вокалистов

В статье рассматривается ряд проблем, с которыми сталкиваются дети при обучении эстрадному вокалу: постановка певческого дыхания, дикция и артикуляция, интонация и др. Автором статьи представлены наиболее эффективные задания и упражнения, помогающие решать рассматриваемые проблемы. Статья будет интересна педагогам по вокалу, методистам по дополнительному образованию.

Т.В. Криушина,
педагог дополнительного образования,
Государственное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества “Свиблово”»,
г. Москва

Эстрадный вокал является одним из наиболее популярных направлений в музыке среди детей и подростков. В то же время, занятия вокалом имеют огромный образовательный ресурс для развития личности ребенка: они помогают формировать музыкальный вкус, развивают слух, чувство ритма, творческие способности, тренируют внимание и память, улучшают координацию движений, создают объективные условия для самовыражения и самореализации. Но в процессе обучения эстрадному вокалу, зачастую, педагог и обучающийся сталкиваются с целым рядом трудностей.

В целом понятие «исполнительские трудности» включает проблемы, которые связаны непосредственно с исполнением музыкальных произведений, а также психологические проблемы, связанные с публичным выступлением – страх, неуверенность в себе, нервозность и др. В данной статье автор хочет поделиться с коллегами методами и приемами преодоления исполнительских трудностей детей, занимающихся эстрадным вокалом, на основе многолетнего опыта педагогической деятельности в «Центре детского творчества «Свиблово».

Исполнительские трудности могут быть различными в зависимости от уровня музыкальной подготовки и индивидуальных особенностей ребенка. Особое место в работе педагога-вокалиста занимают трудности, связанные с разными возрастными особенностями детей, такими как изменение голоса в период мутации, сложности в контроле дыхания из-за несформированных мышц грудной клетки, трудности в поддержании концентрации внимания, неустойчивость эмоционального состояния и др. в период пубертата.

В современном музыкальном образовании педагоги по эстрадному вокалу стремятся к созданию уникальной методики преподавания, которая часто основывается на переосмыслении уже существующих техник, либо техник, которые в процессе работы зарекомендовали себя как действенные и имеющее хорошие педагогические результаты.

Рассмотрим некоторые исполнительские трудности и пути их преодоления.

Дыхание (певческое) – важнейший элемент певческого процесса, в котором певческие и речевые звуки образуются при выдохе: то есть выдох всегда является сильной долей по отношению ко вдоху. Во время пения дыхание должно быть спокойным и естественным.

Традиционно различаются следующие типы дыхания: ключичное (верхнегрудное, клавикулярное), нижнее грудное, нижнереберно-диафрагматическое (костоабдоминальное, грудодиафрагматическое), брюшное (абдоминальное). Нижнереберно-диафрагматическое дыхание признано эталонным для обучения. В то же время, современные научные исследования доказали, что чистых типов дыхания не существует (Л.Д. Работнов [7], Ф.Ф. Заседателев [2]), и голос может звучать профессионально при любом типе дыхания.

Много разногласий вызывает вопрос, чем дышать – носом или ртом. Есть педагоги, которые считают, что при пении вдыхать нужно носом (А.С. Поляков [6], Н.Н. Федотова [10]), так как вдох очищается и не сушит горло. Другие педагоги считают, что вдох нужно делать ртом, как в разговоре (М.Л. Кац [4], В.В. Емельянов [1], Г.М. Троянова [9]), так как вдох носом может быть шумным и неэстетичным, а пение с микрофоном только усилит этот звук. В своей педагогической практике мы используем вдох ртом, так как считаем его целесообразным для пения.

Проблемы дыхания, с которыми сталкиваются дети, при обучении эстрадному вокалу:

1. перебор дыхания, при котором трудно добиться правильной атаки звука и ровного звучания, так как избыточный воздух давит на голосовые складки и не дает им работать свободно; крупный советский ларинголог Л.Д. Работнов доказал, что вдыхание большого количества воздуха во время пения или при разговоре бесполезно и даже вредно [7];

2. начало звука без хорошей дыхательной поддержки, что делает звук вялым, сиплым, слабым;

3. отсутствие координации голоса и дыхания (так называемой опоры звука), при которой голос может дрожать, тремолировать, верхние ноты могут срываться;

4. сложность пения длинных фраз на одном дыхании, попытки взять дыхание через 2–3 ноты;

5. поверхностное дыхание с подъемом плеч.

Назовем несколько приемов, заданий и упражнений, позволяющих преодолеть проблемы певческого дыхания.

Для того, чтобы ребенок понял, куда должен идти вдыхаемый воздух, ему нужно это показать. Наглядно правильный вдох можно увидеть лежа.

  

Для выработки длинного выдоха очень помогает осмысление текста, когда строчка из песни рассматривается как мысль, которую нужно донести до слушателя и оборвать на середине никак нельзя. Ребенок начинает об этом думать и старается допеть фразу до конца на одном дыхании.

Для развития дыхания мы используем комплекс дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой [11]. Основной комплекс дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой состоит из 11 упражнений, в которых задействовано все тело: гимнастика бодрит, дает тонус организму, помогает при простудных заболеваниях. Для вокалистов особенно полезны упражнения «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник», «Восьмерки», «Слоги», «Распевки».

Описание некоторых упражнений и заданий по преодолению проблем певческого дыхания, используемых в нашей педагогической практике, представлены в приложении 1 к статье.

Важным в обучении эстрадному вокалу является процесс формирования хорошей дикции и артикуляции.

Хорошая дикция – это безукоризненное звучание гласных и согласных звуков, помогающее выразительно и точно доносить смысл речи, песни. К.С. Станиславский говорил: «Гласные звуки – это река, а согласные звуки – ее берега, и если согласным звукам уделяется недостаточно внимания, то речь человека превращается в болото» [8, с. 68]. Если артикуляция будет активной, а дикция – хорошей на свободном речевом аппарате, голосовые мышцы не будут напрягаться и уставать.

Для эстрадного пения характерно речевое произношение звуков. Вокальная речь должна быть так же естественна и свободна, как разговорная, поэтому задача эстрадного вокалиста – сохранить речевую фонетику, даже при пении кантиленных произведений. Свободная артикуляция не должна нарушать работу свободной гортани, тогда слово будет понятным.

В пении важно, чтобы все звуки диапазона звучали тембрально одинаково, этому способствует единая вокальная позиция. Необходимо отметить, что согласные в пении, кроме дикции, активизируют дыхание. Работа над правильной техникой дыхания поможет улучшить дикцию.

Для развития артикуляционного аппарата и устранения недостатков артикуляции у детей используется артикуляционная гимнастика, которая включает в себя упражнения для языка, губ и нижней челюсти. Для устранения дикционных недостатков используются скороговорки, упражнения и песни для развития дикции [5, с. 303–310].

Описание упражнений и заданий по формированию дикции и артикуляции, используемых автором статьи в своей педагогической практике, представлены в приложении 2.

Наиболее значимым в процессе обучения эстрадному вокалу является формирование чистого интонирования.

Интонация (от лат. intono – громко произношу) – степень акустической точности воспроизведения высоты тонов и их соотношений при музыкальном исполнении. Интонирование – осознанное воспроизведение музыкального звука голосом или на инструменте.

В процессе обучения пению дети могут столкнуться с проблемой чистого интонирования. Чтобы исправить этот недостаток, нужно понять причины фальшивой интонации. Назовем наиболее частые из них:

  1. отсутствие координации между голосом и слухом – ребенок безошибочно угадывает мелодии, сыгранные педагогом, замечает изменения, которые вносит педагог, а повторить мелодию голосом не может;
  2. недостаточное владение техникой пения – форсированное пение, отсутствие единой манеры формирования гласных, отсутствие опоры звука, вялая или, наоборот, слишком активная артикуляция, гнусавость, подъезды;
  3. незнание мелодии: при разучивании песен дети часто слушают запись, под которую поют вместе с исполнителем, приблизительно запоминая мелодию;
  4. пение в слишком высокой или низкой тесситуре: высокая для ребенка тональность влечет занижение (детонацию) крайних верхних нот, а низкая – завышение (дистонацию) крайних нижних нот;
  5. физическое переутомление – усталость мышц голосового аппарата, которая приводит к потере точности и стабильности высоты звука;
  6. психологический зажим, вызывающий внутренний зажим, который сильно влияет на голосовой аппарат: пропадает опора звука, правильное вокальное дыхание, вокальная позиция.

В вокально-хоровой методике существует множество приемов преодоления трудностей интонирования. Например, посадить неинтонирующего ребенка между двумя хорошо интонирующими детьми. Если это индивидуальная работа, то следует найти примарный тон, который ребенок поет правильно и, отталкиваясь от него, развивать диапазон вниз и вверх. Для этого требуется много времени. И не всегда указанные методики приводят к положительному результату.

Наиболее эффективным в нашей педагогической практике является Фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова (далее – ФМРГ).

ФМРГ – это многоуровневая система постановки голоса. Первые 3 ступени подходят для вокалистов любого направления – академического, эстрадного, народного. ФМРГ устраняет неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развивает способности интонирования, устанавливает певческую координацию голосового аппарата и голосовой функции, тренирует мышечные системы, участвующие в певческом голосообразовании. Упражнения ФМРГ постепенно развивают способность ребенка переходить из одного режима работы гортани в другой, что дает результат в виде интонирования звуков различной высоты.

При работе над произведениями, если не удается точно спеть тот или иной интервал или отрывок мелодии, можно попеть его отдельно, как упражнение: вверх и вниз по полутонам, каждый раз настраивая на новую тональность, как в распевках.

Хорошие результаты дает пропевание с акцентом ноты, которая не получается: если пропеть эту ноту с акцентом несколько раз, то она обязательно станет чистой.

В целом работа над интонацией не должна происходить отдельно от работы над произведениями. Упражнения должны вводиться незаметно для ребенка в форме игры.

В силу приоритетности ритмического начала в эстрадной музыке для обучающихся большое значение имеет работа над ритмом.

Чувство ритма – способность, включающая в себя такие компоненты как: темп, метр, ритмический рисунок. Формируется чувство ритма как целостная система не сразу, а покомпонентно.

В процессе занятий эстрадным вокалом у детей могут возникать ритмические трудности, а именно:

  1. неправильное исполнение того или иного ритмического рисунка;
  2. начало пения раньше или позже музыки;
  3. ускорение или замедление темпа произведения;
  4. отсутствие координации движений с музыкой.

Для преодоления ритмических трудностей эффективным является упражнение «Эхо» – ребенок повторяет за преподавателем ритм, который тот простучал. Здесь работает принцип от простого к сложному. Сначала простые ритмические рисунки, затем сложнее – синкопы, пунктирные ритмы, триоли. Упражнение можно использовать как разминку или как паузу для отдыха голосового аппарата.

Ритмические и интонационные трудности юного вокалиста можно преодолеть, используя монопринцип [3, с. 179–187]: отработка элемента, который не получается, в течение определенного временного отрезка – дня, недели. Погружение на короткое время в одну интонационно-слуховую задачу дает отличный результат – освоение и запоминание этой задачи.

Для примера работы над ритмом возьмем синкопу: представим 4 восьмых ноты как людей. Вторая и третья ноты «взялись за руки» (мы их слиговали), поэтому считать их будем вместе за одну единицу. Чтобы было понятнее, добавим счет: раз, два, а, три. Достаточно произнести несколько раз этот счет, и станет понятен смысл синкопы. Можно подставить слово «синкопа»: син – ко – о – па. Добавим руки: с произнесением слова будем отбивать ритм синкопы. После 10–20-кратного повторения с проговариванием и отстукиванием ритма, можно считать, что синкопа отложилась в голове обучающихся надолго, если не навсегда.

Для отработки ритмических неточностей важно задействовать зрительный, слуховой и кинестетический каналы восприятия. Видим – нотную запись; слышим – пропеваем или проговариваем; кинестетика – отбиваем ритм. Это быстрый способ понять и исправить ритмические ошибки.

Подводя некоторые итоги, можно сделать вывод: преодоление исполнительских трудностей у детей, обучающихся эстрадному вокалу, требует комплексного подхода, включающего в себя технические упражнения, работу над дыханием и певческой артикуляцией, выступления на сцене, психологические тренинги. Исполнительские трудности могут быть преодолены регулярной тренировкой и практикой.

Список литературы:

  1. Емельянов В.В. Развитие голоса: координация и тренинг: Учебное пособие. СПб.: Планета музыки, 2021. 168 с.
  2. Заседателев Ф.Ф. Научные основы постановки голоса. 6-е изд. М.: Книжный дом «Либроком», 2013. 120 c.
  3. Казанцева Н.В. Специфика эстрадно-джазового сольфеджио и его роль в профессиональной подготовке вокалистов // Эстрадно-джазовое искусство: история, теория, практика: Мат-лы I Междунар. науч.-практ. конф. (16–17 апр. 2018 г.): сб. статей. М.: Рос. акад. музыки им. Гнесиных, 2018.
     С. 179–187.
  4. Кац М.Л. Ваш голос: секреты вокального мастерства. М.: Альпина Паблишер, 2018. 137 с.
  5. Матушкина О.И. Теоретические и практические особенности освоения предмета «Сценическая речь» в условиях профессиональной подготовки эстрадно-джазовых певцов в вузе // Эстрадно-джазовое искусство: история, теория, практика: Мат-лы II Междунар. науч.-практ. конф. (17–18 апр. 2019 г.): сб. статей. М.: Академический проспект, 2020. С. 214–216.
  6. Поляков А.С. Методика преподавания эстрадного пения: Экспресс-курс. М.: Согласие, 2015. 246 с.
  7. Работнов Л.Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов: Учебное пособие. 2-е изд. СПб.: Планета Музыки, 2016. 224 с.
  8. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Т. 3, глава «Пение и дикция». М.: Искусство, 1955. 504 с.
  9. Троянова Г.М. Моя история. М: ИПО «У Никитских ворот», 2013. 48 с.
  10. Федотова Н.Н. Постановка голоса и развитие вокальных данных детей и подростков: Учебное пособие. Волжск: [б.и.], 2011. 59 с.
  11. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. М.: Метафора, 2016. 127 с.

Добавить комментарий

Войти с помощью: