Социокультурное пространство города как воспитательный ресурс дополнительного образования художественной направленности

В статье рассматриваются возможности знакомства обучающихся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам художественной направленности с культурными объектами, явлениями и событиями городской среды; ресурсы объектов/учреждений культуры, способствующих повышению общего культурного уровня подрастающего поколения. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам учреждений дополнительного образования.

Д.В. Иванов,
педагог дополнительного образования,
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная
школа  № 100» Калининского района,
г. Санкт-Петербург

Дополнительное образование – уникальный вид образования, ориентированный на формирование и развитие творческих способностей детей разного возраста, на удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, на формирование у детей и подростков культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, на организацию их свободного времени, на обеспечение адаптации подрастающего поколения к жизни в обществе, профессиональной ориентации [4].

Воспитательный потенциал дополнительного образования – это социальное взаимодействие педагога и обучающихся, ориентированное на сознательное овладение обучающимися социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения [1].

В то же время дополнительное образование является «живым организмом», который постоянно «растет», видоизменяется, сохраняя все лучшее, что было заложено предыдущими поколениями. И множество возможностей, которые могут быть использованы для воспитания обучающихся, существуют в пространстве города.

Каждый город – это совокупность ресурсов, обладающих воспитательными возможностями:

  • театр (репертуар);
  • музей (временные и постоянные экспозиции);
  • филармония (концерты);
  • спортивный комплекс (соревнования);
  • кино- и телестудия (съемки);
  • уникальные городские и государственные события;
  • редакции журналов, газет и т.п.

Каждый ресурс может способствовать повышению заинтересованности обучающихся в посещении занятий кружка, студии или коллектива при условии использования данного ресурса не только в рамках образовательного учреждения, но и при готовности педагога выйти за пределы кабинета, в котором проводятся занятия, – посещать с обучающимися мероприятия, проводимые в учреждениях культуры (концерты, спектакли, экскурсии, мастер-классы и др.). Такие интерактивные занятия способствуют расширению визуального опыта и формированию вкуса обучающихся, обогащают их культурный опыт, повышают уровень их культурной «насмотренности», поскольку позволяют в реальности увидеть то, о чем педагоги рассказывают на занятиях.

Систематически посещая занятия исключительно в рамках одного кабинета или зала, обучающиеся не осваивают тех широких возможностей, которые содержит система дополнительного образования. В связи с этим может снизиться интерес к содержанию занятий, информация усваивается обучающимися некачественно, выполнение практических заданий происходит с трудом. Привнося разнообразие в реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в виде интерактивных занятий, педагог способствует получению обучающимися опыта активного участия в общественной, производственной и культурной жизни города [3].

Одной из форм интерактивных занятий является экскурсия – посещение объектов/учреждений культуры с культурно-просветительскими целями [6]. Именно экскурсии позволяют реализовать воспитательные функции социокультурных ресурсов города, так как способствуют:

  • закреплению знаний, полученных на занятиях;
  • мотивации к дальнейшему изучению информации, содержащейся в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе;
  • эмоциональному отдыху, психологической разгрузке и, как следствие, лучшему усвоению дальнейшей информации в процессе освоения программы;
  • формированию самостоятельности, поскольку обучающиеся идут на экскурсию без родителей.

Реализация воспитательного потенциала социокультурного пространства города в процессе дополнительного образования способствует не только получению обучающимися новых знаний, но и формированию у них навыков взаимодействия с новой информацией, социального взаимодействия с незнакомыми людьми, а также благотворных поведенческих привычек [5].

И здесь экскурсия как форма обучения и воспитания имеет ряд важных преимуществ, поскольку способствует [2]:

  • укреплению дисциплины;
  • формированию умения приспосабливаться к окружающей обстановке;
  • формированию внимательности, ответственности, навыков коллективного взаимодействия;
  • воспитанию трудолюбия.

При посещении спектакля или концерта у обучающихся формируются практические навыки поведения, о которых педагог говорил на занятиях. Дети получают ответы на вопросы «Почему нельзя употреблять еду в зале театра и почему можно брать с собой еду в кинотеатр?», «Почему зрители аплодируют и встают по завершении спектакля или концерта?», «Почему нужно стараться не опаздывать на спектакли?», «Почему нельзя разговаривать во время просмотра театральной постановки или концерта?» и др. Практическое подтверждение полученных знаний позволяет обучающимся лучше ориентироваться в социуме.

Подводя некоторые итоги, можно констатировать: каждый город уникален, он располагает учреждениями культуры, многочисленными культурными объектами и открытой информацией о них; предлагает разнообразные события, которые призваны служить повышению культурного уровня детей и подростков. Реализация воспитательного потенциала социокультурного пространства города в дополнительном образовании помогает сформировать у обучающихся необходимые знания и навыки поведения в обществе, опыт социального взаимодействия. Все в комплексе это влияет не только на изменение структуры образовательного процесса, но и на уровень образованности обучающихся, способствует повышению их интереса к выбранному направлению дополнительного образования.

 

Список источников:

  1. Дереклеева Н.И. Справочник завуча: учебно-методическая работа: воспитательная работа: 5–11 классы. М.: ВАКО, 2006. 352 с.
  2. Насырова А. Привычки: как избавиться от плохих и сформировать хорошие [Электронный ресурс]. – URL: https://media.foxford.ru/articles/privychki-plohie-i-horoshie (дата обращения: 10.01.2025).
  3. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М., СПб.: Большая Рос. энцикл., Норинт, 2000. 1434 с.
  4. Развитие воспитания в дополнительном образовании детей: Методические и инструктивные материалы / Сост. Л.С. Ручко, Т.Ф. Асафова, И.Н. Козявина, отв. ред. Е.Ю. Терлецкая. Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2021 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.eduportal44.ru/koiro/enpj/DocLib13/2021%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B2%20%D0%94%D0%9E%D0%94.pdf (дата обращения: 14.01.2025).
  5. Ромашина Е.Ю. Педагогика: введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие, по направлениям подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (квалификация (степень) “бакалавр”)». Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2015. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «Об образовании в Российской Федерации».
  7. Экскурсия как эффективная форма обучения и воспитания учащихся [Электронный ресурс]. – URL: https://parkskazov.ru/ekskursiya_kak_effektivnaya_forma_obucheniya (дата обращения: 14.01.2025).

Добавить комментарий

Войти с помощью: