Новые задачи для педагога дополнительного образования в контексте национальной цели

Статья адресована работникам системы дополнительного образования, в ней рассматриваются актуальные вопросы в условиях изменения целей образования. Дополнительное образование детей рассматривается в контексте Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». В статье проанализированы подходы к реализации потенциала школьников в системе дополнительного образования детей, рассмотрены изменения в содержании деятельности педагога дополнительного образования в контексте общенациональной цели, которая является «общей рамкой» и определяет ключевые ориентиры для разработки и реализации дополнительных общеразвивающих программ и образовательных проектов.

Л.Н. Буйлова,
старший методист,
Служба организационно-методического
сопровождения  дополнительного образования,
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение  «Воробьевы  горы»,
главный редактор журнала «Про_ДОД»,
Почетный работник общего образования,
кандидат педагогических наук, доцент,
г. Москва

Образование является одним из существенных факторов развития нашей страны и рассматривается как приоритетное направление государственной политики. Это положение закреплено в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который в статье 3 (рис. 1) предусмотрел перечень основных принципов политики нашей страны в этой области [12, ст. 3]. Первый принцип – приоритетность образования – отражает суть образования и заключается в том, что образование должно быть направлено на воспитание самостоятельного, ответственного члена общества, занимающего активную жизненную позицию и принимающего активное участие в жизни страны. Цель образованиясформировать личность, соблюдающую морально-нравственные нормы, принятые в обществе и готовую принять на себя социальную ответственность.

Рис. 1. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

Постоянное внимание Президента России к обучению и воспитанию подрастающего поколения, применению современных технологий, строительству новых образовательных центров, поддержке талантливой молодежи свидетельствует о том, что образование признается стратегическим приоритетом, поскольку оно определяет будущее нашей страны и открывает дверь в завтрашний мир. Формирование суверенной системы образования и научно-технологический прорыв, о чем говорит В.В. Путин (рис. 2), невозможны без воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности [9]. Именно это неизменно вызывает повышенный интерес общества к проводимым изменениям в образовании.

Рис. 2. В.В. Путин о приоритетности образования

В феврале 2025 года председатель Государственной Думы Вячеслав Володин заявил, что «образование – это вопрос будущего страны и ее успешного развития» [3]. С этим утверждением нельзя не согласиться, ведь образование определяет экономическое, социальное и культурное развитие страны, формируя не только квалифицированных специалистов, но и активных участников общественной жизни, мобильных, инициативных, способных принимать ответственные решения и умеющих творчески смотреть на окружающий мир.

Успех государства во многом определяется человеческим капиталом[1] и уровнем образованности граждан. В развитии человеческого капитала и улучшении качества общего образования дополнительное образование играет важную роль, так как оно не только дополняет школьную учебную программу, но и, благодаря ряду привлекательных характеристик, является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов школьников, удовлетворения их творческих и образовательных потребностей, их личностного, социального и профессионального самоопределения.

Напомним, что именно дополнительное образование:

  • создает ситуации успеха, что помогает формировать мотивацию развития школьников, уверенность в своих силах и интерес к обучению;
  • предоставляет право свободного выбора любого вида деятельности, творческого объединения по интересам, темпа освоения программы и формы презентации своих достижений;
  • условия для социальной и культурной самореализации, саморазвития, самоопределения и самовоспитания;
  • за счет реализации личностно-ориентированного подхода учитывает интересы и способности детей, позволяет им определять свой собственный образовательный путь, а также обеспечивает развитие индивидуальных способностей;
  • выполняет функции «социального лифта» для детей, которые не получают необходимого объема или качества образовательных ресурсов в общем образовании и в семье;
  • помогает повысить качество образовательных результатов у детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ;
  • включает обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации, которые помогают ознакомить их с современными профессиями и профессиями будущего;
  • способствует социальной адаптации и интеграции в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Таким образом, дополнительное образование способствует становлению личности, формированию гражданской позиции, помогает человеку осознать себя как гражданина, открывает новые интересы, развивает стремление к самореализации и самосовершенствованию [13].

Система дополнительного образования детей в России, согласно утвержденной по поручению Президента Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года [6], должна полностью измениться к 2030 году, а главное – к этому времени должны качественно обновиться дополнительные общеразвивающие программы путем реализации на практике идей непрерывности, персонализации, открытости, вариативности, мобильности, а также усиления их социокультурной ориентации и воспитательной составляющей [8].

Изменения в дополнительном образовании происходят под влиянием национальных целей, которые являются основой государственной политики и задают векторы изменений и развития по всем направлениям. Зная национальную цель, мы понимаем, к чему стремиться и куда идти в конкретный период времени [4].

Национальная цель это совокупное представление о модели будущего Российской Федерации, способного удовлетворить интересы населения при имеющихся финансовых возможностях на основе имеющегося опыта [10]; это приоритетные направления, которые определяют стратегические задачи в значимой сфере на заданный период.

Приоритеты государственной политики в сфере образования отражены в Указе Президента РФ от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [11]. Согласно названному документу, одной из национальных целей является «реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности» (рис. 3), что имеет прямое отношение к развитию образования в нашей стране. На достижение этой цели направлен, в частности, национальный проект «Молодежь и дети»[2].

Рис. 3. Национальные цели развития Российской Федерации

Педагог дополнительного образования, организуя свою деятельность, разрабатывая и реализуя дополнительную общеразвивающую программу, должен представлять масштаб и динамику задач, стоящих:

  • перед Россией на современном этапе исторического развития в целом;
  • перед отечественной системой образования;
  • перед дополнительным образованием, в частности.  

Но как работать с такой сложной целью и с такими сложными понятиями? Ведь известно, что при большом и неясном объеме дел педагог теряет способность и желание сделать хоть что-то. Что делать, когда не понятно, что делать?

Во-первых, нужно проанализировать стартовые условия и задать себе вопрос: что я могу сделать прямо сейчас, имея «вот такую» программу и конкретные условия деятельности? И ответить: могу внести изменения в содержание программы, могу изменить методику работы с учебным материалом, могу включить современные технологии и т.д.

Во-вторых, прислушаться к советам менеджеров и психологов, которые рекомендуют в таких случаях разбить глобальную цель на составляющие подцели, определить главные направления изменений, сформулировать по ним задачи, добавив в каждую больше конкретики.

В-третьих, полезно составить план своих действий: с любой работой легче справиться, когда у вас есть пошаговый план.

При соблюдении этих условий работа станет понятной, конкретной и не будет вызывать сопротивления.

Деятельность педагога дополнительного образования связана с реализацией национальной цели, поскольку дополнительное образование обладает высоким воспитательным, реабилитационным и образовательным потенциалом, а также играет важную роль в развитии личности юных граждан России и способствует достижению национальных целей страны, определенных, например, в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 [11].

Прежде всего обратим внимание на многослойность национальной цели (реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности), а затем декомпозируем ее на несколько подцелей:

1) реализация потенциала каждого;

2) развитие талантов человека;

3) воспитание патриотичной личности;

4) воспитание социально ответственной личности.

Декомпозиция цели – это разбиение общей цели на более мелкие, конкретные, управляемые и понятные задачи, что позволяет не просто видеть конечный результат, но и понимать, какие шаги нужны для его достижения[3].

То есть можно сказать, что национальная цель делится на равнозначные и самоценные подцели, которые, в свою очередь, могут делиться на более мелкие и конкретные задачи, формируя детальную картину действий педагога дополнительного образования (рис. 4).

Рис. 4. Декомпозиция национальной цели Российской Федерации

Таким образом, цель и подцели формулируются в общегосударственном масштабе и фиксируются в документах. Затем эти государственные нормативные цели конкретизируются в задачах на микросоциальном, межличностном и личностном уровнях. Например, в рамках отдельных педагогических систем (образовательных организаций) и, конечно, в работе каждого педагога с учетом особенностей творческого коллектива, детской группы, каждого учащегося и его личностного смысла в обучении, конкретных условий, средств и способов достижения целей и т.д. Можно сказать, чтоцель определяет стратегию педагогического процесса, азадачи – его тактику.

Чтобы определить задачи для педагога, необходимо проанализировать структуру национальной цели и разобраться, из чего она состоит, какие подцели (направления) можно вычленить и что нужно сделать каждому педагогу, чтобы внести свой вклад в ее реализацию (рис. 5). Все это необходимо учесть и отразить в работе педагога и, конечно, в дополнительной общеразвивающей программе.

Рис. 5. Структура национальной цели Российской Федерации

Рассмотрим, как педагогу дополнительного образования при разработке и реализации дополнительных общеразвивающих программ и рабочих программ воспитания учесть и воплотить в жизнь национальную цель, включить в работу то, что соответствует государственной политике, а также наиболее важно для детей. В виду ограниченного объема статьи, покажем это на примере первой подцели – «реализация потенциала каждого человека».

В России меняется образовательная политика и власти стали уделять внимание развитию потенциала каждого человека, что особенно важно для дополнительного образования, так как одна из главных задач такого образования – создание условий для активного развития детей и подростков в соответствии с их желаниями, интересами и потенциалом. Дополнительное образование способствует личностному росту, профессиональному развитию и самореализации, помогает раскрыть способности человека, найти свое место в жизни, определить цели и стремления. Оно способствует самопознанию, формированию личности, укреплению самооценки и уверенности в себе.

Цель развития потенциала – обеспечение соответствия качественных характеристик современных школьников характеру современной социокультурной ситуации, требованиям экономики и научно-технологического развития страны.

Потенциал – это совокупность всех имеющихся средств, запасов, источников, возможностей в какой-либо области, сфере, в широком смысле «запасные» средства, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели.

Потенциал человека:

это совокупность внутренних ресурсов человека и способностей, которые могут быть использованы для развития, проявления качеств и роста личности [7];

– это имеющийся у человека набор способностей и возможностей для развития, используя которые, он может добиться успеха в определенной сфере или виде деятельности;

– это основа, стержень для развития и реализации личности, который позволяет человеку функционировать в обществе, прокладывать свой непрямой путь в сложном и изменчивом мире, руководствуясь не инстинктами, а присвоенными ценностями и смыслами, своими и общественными целями.

Таким образом, потенциал предстает как часть структуры личности, обеспечивающей ее возможность действовать в разных жизненных ситуациях, и определяет, насколько успешно человек справляется с жизненными задачами, как он достигает своих целей и находит смысл в собственной жизни.

Рис. 6. Структура потенциала человека

Понятие «потенциал» (личностный потенциал) предстает как часть структуры личности и обозначает индивидуальную систему внутренних и внешних ресурсов человека и систему психологических характеристик личности, значимых для успешного решения жизненных задач (рис. 6), обеспечивающих многообразие возможных векторов развития и трансформации личности в процессе ее обучения и жизненного пути в целом [1]. Это создает широкое поле деятельности педагогав развитии потенциала каждого школьника.

Педагог дополнительного образования должен видеть в ребенке личность, возможности которой практически безграничны. Его главная задача – найти и показать те перспективы и направления, в которых ребенок может развиваться; создать для каждого соответствующие условия и включить в деятельность или активность.

Как реализовать развитие потенциала каждого учащегося в системе дополнительного образования? Какие задачи наметить и решить педагогу? Представим примерный перечень:

  • Обеспечивать индивидуальный подход. Дополнительное образование позволяет применять групповые, парные и индивидуальные формы обучения, что дает возможность педагогу работать с каждым ребенком с учетом его творческих способностей, интересов и возможностей. В начале и в конце учебного года на занятиях проводится диагностика, по результатам которой определяется зона образовательных потребностей каждого ребенка и конструируется индивидуальная траектория его развития.
  • Создавать творческую атмосферу и развивающую среду. Пространство дополнительного образования побуждает к поиску, созданию нового, к преобразованию и развитию любой деятельности. Это влияет на настроение и эмоции учащихся, создает аффективный тон, способствующий размышлению и творчеству. Дополнительное образование позволяет детям получить информацию различными способами, проявить творческую активность, что создает мотивирующее пространство для персонального жизнетворчества ребенка. Это подразумевает повышение мотивации, самостоятельности, социальной активности, рефлексии и самоанализа, что формирует субъектную позицию.Особое внимание следует обратить на стимулирование активности: любая активность, самостоятельность, малейшие успехи поддерживаются методами поощрения, стимулирования и поддержки. Все, что окружает ребенка, формирует его личностный потенциал, является источником знаний и социального опыта. Среда должна быть динамичной и постоянно меняющейся, чтобы дети реализовали свой потенциал, нашли занятие по интересам, потребностям и возможностям.
  • Способствовать личностному развитию учащихся. Дополнительное образование предоставляет широкие возможности для реализации потенциала, творческих способностей ребенка и для его самореализации. Педагог помогает ребенку занять достойное место в детском коллективе, создает условия для развития у него мотивации к познанию и творчеству, выявляет и развивает потенциальные способности. А учащийся самостоятельно определяет свои учебные цели, способы их достижения, учитывая свои образовательные потребности, интересы и возможности. Безоценочный характер дополнительного образования помогает создать для ребенка ситуацию успеха, снизить тревожность и страх неудач, сформировать адекватную самооценку.
  • Развивать навыки эффективной коммуникации. Дополнительное образование способствует коммуникативному развитию ребенка, так как создает комфортную среду для обмена опытом с единомышленниками, взаимодействия и конструктивного общения не только со сверстниками, но и в разновозрастных группах, с людьми разного возраста, что расширяет рамки развивающего общения. Совместная работа над проектами учит детей знакомиться, договариваться, разрешать конфликты и находить компромиссы. От уровня развития коммуникативных навыков и коммуникативной культуры зависит успешность социализации человека [5][4].
  • Помогать в выборе будущей профессии. Дополнительное образование позволяет детям реализовать свои личностные качества и расширить кругозор, а также помогает определиться с выбором будущей профессии. В рамках профориентации педагоги проводят диагностику интересов, склонностей и способностей, знакомят с различными профессиональными областями на семинарах, мастер-классах, экскурсиях на предприятия и встречах с представителями различных профессий. Большое внимание уделяется развитию профессиональных навыков. Для этого проводятся практические занятия и мастер-классы, реализуются  проекты, которые позволяют получить опыт в выбранной сфере деятельности. Педагоги создают условия для развития профессиональных интересов и помогают учащимся преодолевать трудности на пути к выбору профессии. Это делается через индивидуальные консультации, групповые обсуждения и мотивационные мероприятия.
  • Организовать педагогическое взаимодействие. Педагог должен инициировать и поддерживать плодотворное и доверительное общение с учащимися, основанное на принципах партнерства и уважительного отношения к личности ребенка. Педагог внимателен, доброжелателен, компетентен, дальновиден, терпелив, тактичен и авторитетен. Его задачи: создать условия для самореализации и раскрытия потенциала учащихся; развить их личностные, деловые и творческие качества; пробудить воображение, оригинальность и личное самовыражение, тем самым укрепляя способность детей генерировать творческие и инновационные идеи. Разные виды взаимодействия педагога и учащихся (обсуждения, дискуссии, игры и др.) помогают детям осваивать инструменты выбора, планирования, развивать навыки саморегуляции и коммуникации. Дружелюбная атмосфера при организации взаимодействия способствует развитию внутреннего потенциала каждого ребенка.
  • Использовать современные средства информации. Можно применять интернет, медиатеку, компьютерные игры по предметам, электронную энциклопедию, социальные сети, нейротехнологии, искусственный интеллект. Применение современных информационных технологий в дополнительном образовании позволяет развивать творческие способности детей, повышать мотивацию учащихся и улучшать качество образовательного процесса. Использование ИКТ в дополнительном образовании позволяет выводить учреждения на новый качественный уровень, обновлять содержание образовательного процесса и обеспечивать качество образования [14].
  • Организовать работу с родителями. Она должна быть направлена на совместную деятельность по созданию личностно-развивающей среды и всесторонней поддержки каждого ребенка.

Педагогу, организуя образовательный процесс, направленный на развитие потенциала школьников, нужно понимать:

  • какие способности и возможности есть у каждого учащегося;
  • какие качества личности он будет у этих детей развивать в процессе обучения по программе;
  • какие ценности будет формировать;
  • как будет готовить детей к жизни в сложном и изменчивом мире.

При составлении программы важно ориентироваться на такие принципы, как создание комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя, обеспечение условий для самопознания и самореализации личности каждого ребенка и др.

Таким образом, задача педагога – помочь ребенку раскрыть свой личностный потенциал, помочь ему научиться управлять своими внутренними ресурсами, мышлением, эмоциями, поведением, взаимодействовать с другими людьми, ставить цели и быть ответственным за свою жизнь и свою страну.

Обратите внимание на то, что, отталкиваясь от приоритетов, заданных национальной целью, педагогу нужно использовать разные источники для новых идей развития дополнительного образования. Среди таких источников – инновационное развитие экономики страны, смена технологий, цифровизация, использование искусственного интеллекта и нейросетей, применение IT-решений и машинного обучения,виртуальная и дополненная реальности, персонализированное обучение, адаптация к изменениям в современной жизни инеобходимость подготовки специалистов с новыми компетенциями [2]. Эти факторы, бесспорно, влияют практически на все аспекты жизни, в том числе – на качество дополнительного образования, и заставляютобразовательные организации кардинально менять свой вектор развития. Но нельзя забывать и нельзя отказываться от привычных, традиционных факторов, определяющих педагогическую деятельность.

На первом плане по-прежнему должны оставаться особые приоритеты, которые определяются четырьмя ключевыми направлениями:

Рис. 7. Особые приоритеты развития дополнительного образования

В заключение подчеркнем, что новые задачи для педагога дополнительного образования определяются с учетом общенациональной цели и с опорой на положения актуальных нормативных правовых документов.

В данной статье были проанализированы лишь отдельные положения национальной цели Российской Федерации и представлены комментарии применительно к деятельности педагога дополнительного образования, направленной на раскрытие и развитие потенциала учащихся. Очевидно, что приведенный нами перечень задач может быть расширен, продолжен, составлен под реальные условия образовательной организации и под содержание конкретной образовательной программы. Эту работу нужно выполнить самому педагогу, а мы можем лишь указать направление движения и дать обобщенные советы.

К сожалению, в виду объемности затронутой темы многие вопросы остаются за рамками данной публикации. Надеемся, что по аналогии с вышеизложенным педагоги смогут самостоятельно проанализировать другие подцели и сформулировать задачи, которые будут решать на практике. А мы, в свою очередь, обязательно рассмотрим вопросы развития талантов каждого, воспитания патриотичной и социально ответственной личности в следующих номерах журнала.

Список источников:

  1. Васильева А.В. К вопросу изучения личностного потенциала, его структуры и роли // ЧиО. 2016. № 2 (47) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-izucheniya-lichnostnogo-potentsiala-ego-struktury-i-roli (дата обращения: 07.08.2025).
  2. Вопросы развития образования // ГБУ «Редакция газеты “Российская нива”» [Электронный ресурс]. – URL: https://rosniva.ru/society/2021/06/06/voprosy-razvitiya-obrazovaniya/ (дата обращения: 05.08.2025).
  3. Вячеслав Володин: от качества образования зависит будущее нашей страны [Электронный ресурс]. – URL: http://duma.gov.ru/news/60892/ (дата обращения: 05.08.2025).
  4. Грибанова О.М. О национальных целях развития Российской Федерации в новых социально-экономических условиях. Вестник Института экономики Российской академии наук 4/2024. C. 65–81 [Электронный ресурс]. – URL: https://vestnik-ieran.ru/index.php/component/jdownloads/send/24-2024-n4-articles/180-vart-2024-4-p65-81 (дата обращения: 07.08.2025).
  5. Закирова Н.Н. Формы, методы и приемы воспитания коммуникативных навыков обучающихся в условиях дополнительного образования. МБУДО «Центр детского творчества» Алексеевского МР РТ, 2021.
  6. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р) [Электронный ресурс]. – URL: https://goo.su/77b9y2 (дата обращения: 04.08.2025).
  7. Потенциал человека: что это такое, как раскрыть и реализовать потенциальные возможности [Электронный ресурс]. – URL: https://nenumerolog.ru/journal/psihologiya-lichnosti/potencial-cheloveka-chto-eto-takoe-kak-raskryt-i-realizovat-potencialnye-vozmozhnosti/ (дата обращения: 09.08.2025).
  8. Сечковская Н.В. Современные тенденции обновления содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Электронный ресурс]. – URL: http://dpo-smolensk.ru/rumo_new/l-spec-vosp-social/2-pedag-dop-obr/files/2018-16-02_1-1.pdf (дата обращения: 04.08.2025).
  9. Теребихин В. Экспертное мнение: Президент России об образовании и воспитании. Сайт «Школа ЖКХ» [Электронный ресурс]. – URL: https://life.er.ru/news/3453861 (дата обращения: 07.08.2025).
  10. Трубникова Е.А. Бюджет и национальные цели развития Российской Федерации (на примере цели «Возможности для самореализации и развития талантов») [Электронный ресурс]. – URL: https://minfin.alregn.ru/files/konkurs2022/2fl.pdf (дата обращения: 08.08.2025).
  11. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408892634/ (дата обращения: 06.08.2025).
  12. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 05.08.2025).
  13. Черноскутова М.В. Роль дополнительного образования в современной России // Студенческий научный форум – 2014 [Электронный ресурс]. – URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014007518 (дата обращения: 08.08.2025).
  14. Юрина О.В. Информационные технологии в дополнительном образовании // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2024. № 20 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-dopolnitelnom-obrazovanii (дата обращения: 08.08.2025).

[1]                                    Человеческий капитал – это знания, умения и установки, позволяющие человеку создавать доход и другие полезные эффекты, превосходящие первоначальные инвестиции и текущие затраты, для себя, работодателя и для общества в целом (см. Доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики «Двенадцать решений для нового образования. Москва, Апрель. 2018 [Электронный ресурс]. – URL: https://conf.hse.ru/data/2018/04/19/1150471656/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (дата обращения: 12.08.2025). См. также: Кузьминов Я.И., Сорокин П.С., Фрумин И.Д. Общие и специальные навыки как компоненты человеческого капитала: новые вызовы для теории и практики образования // Форсайт. 2019. Т. 13. № 2. С. 19–41.; Сорокин П.С., Попова Т.А. Качество человеческого капитала – ответ на вызовы социальной политики в условиях деструктурации // Журнал исследований социальной политики. 2022. Т. 20. № 1. С. 157–168.

[2]            Национальный проект «Молодежь и дети» [Электронный ресурс]. – URL: https://национальныепроекты.рф/new-projects/molodezh-i-deti/ (дата обращения: 12.08.2025); Паспорт национального проекта «Молодежь и дети» [Электронный ресурс]. – URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/2025/03/N_Molodezh__i_deti.pdf (дата обращения: 12.08.2025).

[3]            Декомпозиция целей проекта: как превратить стратегию в пошаговый план действий [Электронный ресурс]. –URL: https://productlab.ru/blog/dekompozitsiya-tseley-proekta (дата обращения: 12.08.2025); Декомпозиция цели – инструмент для достижения успеха [Электронный ресурс]. – URL: https://www.b17.ru/article/502184/ (дата обращения: 12.08.2025).

[4] Формы, методы и приемы воспитания коммуникативных навыков обучающихся в условиях дополнительного образования [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/3Nm4Sp (дата обращения: 12.08.2025).

Добавить комментарий

Войти с помощью: