Цифровые технологии как драйвер доступности дополнительного образования: технические возможности платформы IQ.Academy

В статье представлен опыт использования цифровых технологий как эффективного механизма повышения доступности образования на примере российской платформы со встроенным искусственным интеллектом IQ.Academy. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования и методистам учреждений дополнительного образования.

Ю.С. Гайдюченко,
старший методист,
Бюджетное учреждение Омской области
дополнительного образования
«Центр духовно-нравственного воспитания “Исток”»,
г. Омск

Одной из задач, стоящих перед дополнительным образованием детей в рамках национальных проектов в области образования, является обеспечение доступности образования для всех категорий детей [1–7].

Доступность дополнительного образования в первую очередь подразумевает равные возможности для всех детей в выборе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы интересной им направленности и профиля, возможности ее освоения вне зависимости от их территориального проживания и физического развития.

Одним из эффективных механизмов, позволяющим не только обеспечить доступность дополнительного образования для детей, находящихся на значительном удалении от крупной образовательной инфраструктуры и потому не имеющих возможности реализации своих образовательных потребностей в близлежащих образовательных организациях, но и повысить долю детей, охваченных дополнительным образованием, является использование цифровых технологий в образовательном процессе.

Цифровые технологии – это широкий термин, относящийся к использованию электронных средств, таких как компьютеры, интернет, мобильные устройства и программное обеспечение для работы с информацией и для обучения. В качестве одной из причин развития цифровых технологий в системе образования многие исследователи выделяют необходимость сокращения аудиторной нагрузки и увеличения доли самостоятельной работы обучающихся.

Среди основных вариантов реализации цифровых технологий в образовании можно выделить онлайн-курсы как один из форматов асинхронного обучения, важными преимуществами которого являются:

  • во-первых, отсутствие ограниченных временных рамок;
  • во-вторых, возможность для обучающегося присоединиться к обучению в удобное для него время и в комфортном темпе;
  • в-третьих, охват большого количества обучающихся в условиях открытого доступа.

В тоже время обеспечение доступности должно предполагать гарантии качества образовательных программ: соответствие современным требованиям, актуальность, учет потребностей детей. Современных обучающихся характеризует повышенный интерес к использованию цифровых технологий в образовании, их привлекает дистанционный формат обучения. Как показывает опыт, реализация программ дополнительного образования в формате онлайн-курсов оказалась вполне жизнеспособной и эффективной практикой, но только при условии наличия интересных, увлекательных заданий, основанных на результатах выявленных предпочтительных направлений в освоении обучающимися определенных компетенций.

В условиях максимальной цифровизации современного общества перед педагогами встает задача не только отбора содержания, но и разработки образовательного контента, который бы позволил обучающимся не просто усвоить теорию, а действительно получить социально значимые навыки. При этом стоит учитывать, что речь идет не о досуговом времяпрепровождении, а в первую очередь об обучении.

Одной из платформ, которую педагог может использовать для создания онлайн-курса, является IQ.Academy, основатель которой – Владимир Морозов (и его команда) – рискнул заглянуть прямо в будущее и использовать нейросети для онлайн-образования. В большинство функций платформы IQ.Academy интегрирован искусственный интеллект, что помогает педагогам создавать программу, формировать содержание занятий, придумывать тесты и домашние задания и даже общаться с обучающимися, так как платформа включает в себя мессенджер, обеспечивающий эффективную прямую и обратную связь.

Для создания собственного онлайн-курса достаточно быть зарегистрированным на IQ.Academy. С алгоритмом создания онлайн-курса на платформе IQ.Academy можно ознакомиться на онлайн-курсе «Обучение работе на IQ.Academy» или в чек-листе, представленном в приложении.

Реализуя глобальные задачи выравнивания доступности дополнительного образования, важным остается создание для каждого ребенка ситуации успеха, предоставления ему возможности в полной мере освоить необходимые навыки, в том числе в условиях цифровой образовательной среды, способствующей целенаправленному развитию компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Литература:

  1. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 21.10.2024).
  2. Национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация» (01.01.2025–31.12.2030).
  3. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г. Утверждена Указом Президента РФ от 10.10.2019 № 490 (в редакции от 15.02.2024 № 124).
  4. Методические рекомендации по регулированию вопросов, связанных с использованием цифровых технологий несовершеннолетними в зависимости от их возраста (включая рекомендации по возрасту начала их использования) и их объема, риски и возможные мероприятия (действия) по их снижению с учетом возрастной периодизации): Приложение к Письму Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24 июля 2025 года № МН-6/2164.
  5. Крупа Т.В., Лебедев А.А., Обухов А.С. Организация дополнительного образования школьников в цифровой среде: обзор исследований // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. № 3 (57). С. 182–202.
  6. Обухов А.С., Томилина М.В. Развитие цифровых образовательных технологий в России до пандемии: история и особенности индустрии EdTech // Информатика и образование. 2021. № 8. С. 52–61.
  7. Малащенко, В.О., Антонов, А.А., Антонова, М.А., Белоконь, И.А. Роль цифровой образовательной среды в повышении эффективности деятельности образовательного учреждения // Антропологическая дидактика и воспитание. 2024. № 7 (2). С. 35–49.

Приложение

Чек-лист «Алгоритм создания онлайн-курса на платформе IQ.Academy»

1. Зарегистрируйтесь на платформе IQ.Academy, для этого пройдите по ссылке  https://iq.academy/ (рис. 1). Заполните и настройте дизайн профиля (рис. 2).

Рис. 1. Регистрация
Рис. 2. Профиль

2. Приступите к созданию и настройке онлайн-курса, для этого:

  1. Перейдите по ссылке >Создать курс> на платформе IQ.Academy. Напишите название курса, загрузите изображение (обложку) нажмите > Продолжить > (рис. 3).
  2. В настройках курса кратко опишите курс, настройте доступ, расписание, лендинг, на странице входа в курс нажмите >Сохранить курс>.
Рис. 3. Создаем курс

3. Приступите к созданию структуры курса, для этого:

  1. Перейдите по ссылке >Редактировать или Начать наполнение>. Создайте структуру курса, используя кнопки добавления  >Создать> (рис. 4).
  2. Создайте один раздел и два занятия (название, тип), укажите автора курса.
Рис. 4. Наполняем курс

4. Наполните курс контентом, для этого:

  1. Перейдите по ссылке >Редактировать занятие> Нажмите на «+» (добавить виджет: текст, видео, домашнее задание, тесты) >Сохранить> (рис. 5).
Рис. 5. Работаем с контентом
  • Посмотрите видео «Наполнение курса с помощью нейронной сети». Наполните второе занятие с помощью нейронной сети >Сохранить> (рис. 6).
Рис. 6. Работаем с нейросетью

5. Просмотрите и опубликуйте ваш онлайн-курс, для этого:

  1. Перейдите по ссылке >Настройки курса>. Перейдите >Курс готов и опубликован>. Визуально просмотрите стартовую информационную страницу онлайн-курса (рис. 7).
Рис. 7. Публикация курса
  • Поделитесь ссылкой на курс. Перейдите по ссылке >Настройки курса>. Перейдите >Поделиться курсом>. Ссылка на курс автоматически копируется в буфер обмена.

Добавить комментарий

Войти с помощью: