Игра, проект, команда: как развивать гибкие навыки младших школьников
В статье рассматриваются различные методические подходы к формированию гибких навыков (soft skills) у детей младшего школьного возраста в процессе подготовки к Московскому детскому чемпионату «Мастерята», представлены различные приемы диагностики динамики развития у них креативности, командного взаимодействия, эмоционального интеллекта и критического мышления. Статья будет интересна учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, методистам и руководителям учреждений дополнительного образования.
Н.С Рубцова,
педагог-организатор,
Государственное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи
имени А.П. Гайдара»,
Москва
Современное образование выходит за рамки передачи знаний: оно все более ориентировано на формирование универсальных компетенций, способствующих успешной социализации и личностному развитию ребенка. Наряду с предметными знаниями и умениями стоят навыки, связанные с умением общаться, договариваться, анализировать информацию и генерировать идеи, включаемые в обобщенное понятие soft skills (гибкие навыки).
Опираясь на контент-анализ дефиниции soft skills, приведенный в статье А.И. Ивониной и О.Л. Чулановой, определим гибкие навыки как комплекс умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами [2]. То есть гибкие навыки (soft skills) – это набор личностных качеств и способностей, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, эффективно работать в коллективе и достигать поставленных целей. Они включают широкий спектр социальных, эмоциональных и коммуникационных умений. Такие навыки еще называют общечеловеческими. В отличие от жестких навыков (hard skills), специфичных для конкретной профессии, мягкие навыки универсальны.
В ФГОС НОО нет определения «гибкие навыки» (или soft skills), однако перечислены личностные и метапредметные результаты освоения образовательных программ, среди которых обратим внимание на следующие [5]:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- определение общей цели и путей ее достижения;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Обобщение данных позиций позволяет сделать вывод, что у детей в возрасте 6–12 лет ключевыми являются следующие гибкие навыки:
- коммуникация (умение ясно выражать мысли, слушать, договариваться);
- работа в команде (взаимодействие, принятие ответственности, сотрудничество);
- креативность (способность предлагать нестандартные решения, фантазировать);
- адаптивность (готовность к изменениям и умение быстро реагировать на новые вызовы);
- эмоциональный интеллект (распознавание и управление своими эмоциями и эмоциями других);
- критическое мышление и решение проблем (умение анализировать ситуации, находить эффективные решения и оптимальные пути выхода из сложных и стрессовых ситуаций).
Развитие гибких навыков – это не просто актуальная педагогическая задача, а необходимое условие полноценного личностного роста в современном мире, так как именно гибкие навыки связаны с эффективной адаптацией к его динамично меняющимся реалиям [6].
Формирование гибких навыков начинается в детстве. Соответственно, и начинать процесс их развития лучше на ступени начальной школы. В первую очередь у младшего школьника необходимо развивать универсальные компетенции, составляющие так называемую «Модель 4 К» [6]:
– критическое мышление;
– креативность;
– коммуникативные навыки;
– командность (умение работать в команде).
Достаточный уровень развития этих четырех компетенций необходим абсолютно каждому обучающемуся для того, чтобы в будущем он мог стать востребованным специалистом, профессионалом и, конечно, конкурентноспособным членом общества будущего [6].
Важно, что состав soft skills – не «закрытый список»: акценты смещаются в зависимости от ситуации и вида деятельности. Формирование гибких навыков в младшем школьном возрасте закладывает основу для успешного личностного роста и подготовки к жизни в сложном и быстро меняющемся мире.
Показательно, что анкетирование 4500 учителей из 85 регионов России, проведенное Высшей школой экономики в партнерстве с корпорацией «Российский учебник» и Московским городским педагогическим университетом (2018 год), показало, что компетенции, связанные с самоорганизацией, креативным и критическим мышлением, школьные учителя относят к зонам ответственности семьи и дополнительного образования [1]. В этой связи поговорим о роли дополнительного образования в формировании гибких навыков, которые выходят за рамки школьных предметных знаний. Ведь в отличии от основного и начального образования, где акцент сделан на систематическом освоении учебных дисциплин, дополнительное образование предоставляет возможности для развития коммуникативных, лидерских, креативных и организационных компетенций через проектную, исследовательскую и творческую деятельность.
Цель дополнительного образования – формирование и развитие творческих способностей обучающихся, обеспечение их социальной адаптации и профессиональной ориентации, а также выявление одаренных детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей [1].
На наш взгляд, в настоящее время одной из наиболее эффективных площадок для формирования гибких навыков у младших школьников является Московский детский чемпионат «Мастерята» – инициатива, объединяющая проектно-игровую форму с командной деятельностью (далее – чемпионат). Подготовка к участию в чемпионате позволяет развивать у обучающихся не только предметные навыки, но и универсальные компетенции, обеспечивающие успешную коммуникацию, адаптивность, креативность, критическое мышление и командную работу, что, несомненно, поможет в формировании основы для будущего профессионального успеха.
Но само по себе участие в чемпионате еще не гарантирует развитие у обучающихся гибких навыков, а без должного уровня саморегуляции, креативности и умения анализировать, навыка коммуникации и командной работы добиться высоких результатов сложно. Поэтому в период подготовки обучающихся к чемпионату педагогу важно выстроить систему, способствующую развитию не только предметных компетенций, но и гибких навыков.
Автор статьи представляет личный опыт развития гибких навыков будущих участников чемпионата в период подготовки и выделяет пять основных техник, используемых наиболее часто:
- игровое моделирование – проигрывание ситуаций, требующих совместных решений;
- мозговой штурм – генерация идей по заданной теме, развитие креативности и открытости;
- ролевые игры – отработка эмоциональных и коммуникативных сценариев;
- кейс-метод – работа с условными или реальными проблемами;
- методы фасилитации – круги обсуждений, визуализация идей, стикер-сессии.
Ниже представлены примеры заданий, применяемых при подготовке команд к участию в чемпионате, с указанием развиваемых компетенций и методических приемов (см. таблицу).
Таблица
Примеры заданий, применяемых при подготовке команд к участию в Московском детском чемпионате «Мастерята»
| № | Название задания | Задание | Развиваемые навыки | Методические приемы |
| 1 | Инженеры будущего | Построить функциональный макет из ограниченных материалов | Креативность, командная работа, решение проблем | Проектное обучение, фасилитация |
| 2 | Космическая экспедиция | Спланировать экспедицию и жизнь на новой планете | Критическое мышление, взаимодействие, креативность | Ролевая игра, кейс-метод |
| 3 | Музей эмоций | Создать экспозицию, отражающую разные эмоции | Эмоциональный интеллект, самоанализ, презентация | Арт-терапия, групповая работа |
| 4 | Один день без… | Инсценировать жизнь без привычного ресурса | Креативность, критическое мышление, командная работа | Инсценировка, сторителлинг |
| 5 | Спаси команду | Найти способ поддержки участника, испытывающего трудности | Эмпатия, разрешение конфликтов | Ролевая игра, фасилитация |
| 6 | Карта приключений | Создать квест-карту с заданиями и маршрутами | Планирование, визуализация, сотрудничество | Проектная деятельность, сторителлинг |
| 7 | Совет по улучшению мира | Разработать мини-проект по улучшению жизни | Аргументация, публичное выступление, креативность | Проектное мышление, защита идеи |
| 8 | Голос команды | Прийти к решению при разногласиях | Коммуникация, принятие решений, аргументация | Дискуссия, фасилитация |
Развитие гибких навыков требует не только эффективных методик, но и объективных инструментов оценки. Важно, чтобы педагог не только фиксировал динамику развития, но и обсуждал это с обучающимися, так как они, в силу своих возрастных особенностей, не могут зафиксировать личностный рост [3].
В отличие от предметных знаний, гибкие навыки сложно измерить традиционными тестами. Для оценки динамики развития ключевых компетенций у младших школьников можно предложить несколько качественных и количественных подходов:
- Наблюдение
Методика: фиксация поведения детей во время групповых заданий по заранее разработанным критериям.
Пример: Ведение дневника наблюдений, где отмечается:
– участие в обсуждениях (коммуникация);
– готовность помогать другим (эмпатия);
– способность предлагать неочевидные решения (креативность).
- Опросники (оценка/самооценка)
- для обучающихся: упрощенные анкеты с символами (например, «Как часто ты предлагаешь идеи в команде?»);
- для родителей и педагогов: шкалы оценки (от 1 до 5) по двум параметрам – сотрудничество, инициативность.
- Проектные дневники и портфолио
Методика: обучающиеся фиксируют свои достижения в творческой форме (рисунки, записи).
Пример: после задания «Музей эмоций» обучающийся добавляет в портфолио страницу с ответом на вопрос «Какие эмоции было сложнее всего изобразить?».
Чтобы диагностика была полезной, важно предоставлять обучающимся и родителям понятные выводы. Например:
- визуализация прогресса: графики или «карты навыков» (например, цветок, где каждый лепесток – один навык);
- рекомендации: персональные советы по развитию.
Подведем некоторые итоги. На основе вышеизложенного можно заключить, что на сегодняшний день фиксируется острая необходимость в формировании у младших школьников гибких навыков, которые закладываются в детстве и помогают решать различные жизненные задачи, быстро адаптироваться в меняющихся условиях и способствуют эффективному взаимодействию детей, их коммуникации. Сформированные гибкие навыки в младшем школьном возрасте закладывают прочный фундамент для будущих профессиональных и личных достижений, помогая детям адаптироваться к сложному миру. А по мере их взросления ведущими задачами станут самоопределение и самореализация личности.
Представленный опыт подготовки к чемпионату «Мастерята» демонстрирует, как игровые, проектные и фасилитационные методы позволяют формировать у детей такие важные компетенции, как коммуникация, креативность, эмоциональный интеллект, критическое мышление и командное взаимодействие, а также предоставляют каждому ребенку возможность раскрыть свой потенциал и развить ключевые компетенции для жизни и обучения.
Список источников:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статья 75.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/400907193/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 07.08.2025).
- Добрякова М.С., Юрченко О.В., Новикова Е.Г. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 72 с.
- Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «Науковедение». Том 9. № 1 (2017) [Электронный ресурс]. – URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 08.08.2025).
- Илаева Р.А. Диагностика уровней сформированности гибких компетенций у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 11 [Электронный ресурс]. – URL: http://ekoncept.ru/2022/221080.htm (дата обращения: 09.08.2025).
- Илаева Р.А., Масалимова А.Р. Эффективные педагогические практики развития гибких компетенций младших школьников в сотрудничестве: Учебно-методическое пособие. Казань: «Печать-Сервис-XXI век», 2022 [Электронный ресурс]. – URL: https://kpfu.ru/staff_files/F1140596990/Ilaeva__Masalimova_UChEBNO_METOD_POSOBIE_2022.pdf (дата обращения: 09.08.2025).
- Саидов З.А., Жданова С.Н., Пигарева Е.Н. Формирование гибких навыков (SOFT SKILLS) у учащихся начальных классов как актуальная проблема педагогики // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-1 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gibkih-navykov-soft-skills-u-uchaschihsya-nachalnyh-klassov-kak-aktualnaya-problema-pedagogiki (дата обращения: 13.08.2025).
