Постановка и показ спектакля как один из механизмов формирования подросткового коллектива

В статье обобщен накопленный практический опыт деятельности объединений «Арт-микс» и «Театральный интенсив» Дворца детского творчества города Сарова. Особое внимание автор уделяет вопросам работы с подростками и молодежью в процессе постановки и показа спектакля с точки зрения формирования творческого коллектива, развития гибких навыков юных актеров, реализации ресурса взаимодействия и наставничества по типу «ученик – ученик». Статья будет интересна педагогам детских театральных коллективов, методистам, руководителям учреждений дополнительного образования.

Н.С. Зекцер,
педагог дополнительного образования,
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»,
г. Саров

В России много интересных городов, но особое место среди них занимает Саров, известный еще как Арзамас-16. Это закрытый город системы Росатома, где на одной территории параллельно развиваются Российский федеральный ядерный центр – ВНИИ экспериментальной физики – и Свято-Успенский мужской монастырь Саровская пустынь. Наука и духовность – базовые ценности города Сарова, на которых зиждется развитие культуры и искусства, спорта и образования, в том числе дополнительного. Среди востребованных направлений – обучение детей и подростков актерскому мастерству. Занятия ведут и педагоги, имеющие образование режиссеров-постановщиков, и актеры Саровского драматического театра.

Каждый педагог-руководитель театрального коллектива мечтает работать с талантливыми детьми, создать свою труппу, ставить яркие спектакли. Но заниматься в театральные объединения приходят все желающие, поэтому для выявления и развития их специальных способностей требуется время. За более чем 20 лет педагогической деятельности автору статьи только в 2021/2022 учебном году удалось сформировать такой состав исполнителей, с которым можно было осуществлять сложные спектакли: с танцами, пластическими решениями, вокальными номерами.

Театральные зрители видят лишь готовый продукт – спектакль, который им может понравиться или нет. А для педагога и обучающихся каждый спектакль – это огромный труд нескольких месяцев, новый виток в развитии, самовыражении, слаженности команды. Это исследование широкого спектра эмоций: от радости до грусти, от страха до восторга.

Тридцать-сорок минут на сцене и такая работа! Нужно ли это? Не слишком ли это затратно? А как же школьные уроки, репетиторы, занятия в других кружках и секциях? Каждый ребенок определяет свои приоритеты. И остаются в коллективе только объединенные любовью к театру. Они продолжают совершенствовать свои навыки актерского мастерства и сценического движения, навыки продуктивного общения на сцене. Появляется творческий коллектив единомышленников.

Трудно ли работать с подростками? Конечно, все происходит иначе, чем с младшими школьниками, чей жизненный опыт невелик и слово педагога неоспоримо. Для подростков важно общение, мнение товарищей, у них гораздо больше «зажимов». Им важно, как они выглядят, им страшно показаться смешными. А самое страшное – быть непонятыми. С подростками можно и нужно работать в содружестве, в сотворчестве, в атмосфере понимания и уважения.

Педагог серьезно готовится к каждому занятию, ведь нужно подобрать интересную информацию, которая нашла бы отклик в душах обучающихся. Приходится просматривать множество тематических роликов, прослушивать музыку, читать. Работа педагога не заканчивается на занятии, она продолжается до тех пор, пока не находятся нужные компоненты для занятий или спектакля.

Чтобы понять сильные и слабые стороны подростков, педагогу необходимо общение с их родителями. Они много рассказывают о своих детях в личных беседах, и становится понятно, почему Саша не пришел на занятие, у Даши плохое настроение, а Влад плакал за кулисами. Родители – союзники педагога. А его обучающиеся переживают период завершения детства, «вырастания» из него, переходный этап от детства к взрослости. И это очень непросто!

При организации работы с подростками над спектаклем необходимо соблюдать определенные этапы, соответствующие процессу формирования и развития творческого коллектива.

Подготовительный этап: создание атмосферы творчества, доброжелательных и доверительных отношений, являющихся залогом успеха всей последующей работы театрального коллектива. Занимаясь актерским мастерством, сценическим движением, сценической речью, подростки учатся владеть своим телом, голосом, импровизировать, развивают уверенность в себе. Также в процессе таких тренингов они внутренне раскрепощаются, учатся видеть и слышать партнера по сцене, приобретают навыки, необходимые для дальнейшей работы.

Основной этап: работа над пьесой. Рассмотрим этот этап на примере опыта работы над поэтическим спектаклем «Помните» по поэме Роберта Рождественского «Реквием» [7].

Выбор пьесы. Произведение должно быть актуальным и интересным для всех участников, поэтому прочитывается и просматривается несколько пьес и выбирается понравившаяся. К слову сказать, уже при прочтении ребята выбирают себе роли. В 2025 году педагог предложила обучающимся прочитать поэму «Реквием» и дала несколько комментариев о возможностях ее постановки на сцене. Затем поэма была прочитана по отрывкам в сочетании с постепенным выстраиванием зрительного ряда.

Распределение ролей. На этом этапе важно учитывать пожелания участников спектакля, но иногда стоит дать роль, которая кардинально отличается от характера подростка, чтобы открыть новые черты его личности. В поэме «Реквием» нет ролей, есть только стихотворный текст. Поэтому были найдены записи и видео российских актеров, читающих это произведение, а каждому участнику было предложено найти свой отрывок и прочитать его вслух. В процессе работы тексты менялись.

Чтение стихов о войне – задача не из легких: ведь нужно передать эмоции, которые не могли испытать современные подростки. Поэтому в занятия были включены просмотры военной хроники, прослушивание музыки военной тематики, что помогало создавать «предлагаемые обстоятельства».

Коллективное чтение. Обсуждение содержания пьесы: определение главной темы и идеи. Размышляя и обдумывая ответы на разные вопросы, подростки развивают свои аналитические способности, умение высказывать собственное мнение, аргументированно отстаивать свою точку зрения. В процессе обсуждения пьесы выявляется мировоззрение всех его участников, у подростков проявляется собственная позиция в отношении к различным конфликтным вопросам, а также их отношение к проблемным ситуациям. В процессе столкновения мнений и суждений, подростки самостоятельно пересматривают старые и формируют новые убеждения.

По итогам коллективных обсуждений и дискуссий было определено: главная идея поэмы Роберта Рождественского «Реквием» заключается в том, что память о подвиге павших в Великой Отечественной войне должна остаться в сердцах живых.

Репетиции. На этом этапе накопленная информация о роли переходит в плоскость сценического действия, когда подросток становится творцом. В этот период активно включается эмоционально-волевая сфера участников спектакля, когда они учатся управлять своим настроением, поведением, реакциями, начинают ценить и уважать труд сверстников-партнеров по спектаклю, учатся сопереживать друг другу. Радости и огорчения становятся общими, а успех одного становится успехом всех.

Развитие эмпатии – способности эмоционально отзываться на переживание другого – на этом отрезке театральной работы является одним из важнейших новообразований личности подростка.

Спектакль складывался по частям. На репетициях были придуманы и отработаны пластические решения, которые условно были названы «Колокол», «Священная война», «Время, вперед!» «Мирное время», «Памятники», «Горе матери». Параллельно обсуждались детали костюмов, оттачивалась работа с микрофонами. Потом все эпизоды собирались воедино.

Во время репетиций естественным образом сформировалось и в полной мере проявилось наставничество по типу «ученик – ученик». Например, все пластические номера отрабатывались под руководством двух выпускников хореографического отделения Детской школы искусств, а «старички-театралы» работали над техникой речи со всей группой [4; 5; 7]. Репетиции проводились в течение двух с половиной месяцев. Пропускать занятия было нельзя, так как от каждого зависела полнота и продуктивность репетиции. Темп был задан высокий и некоторым обучающимся было очень трудно.

В процессе работы над спектаклем его участники начинали понимать, что успех зависит не от отдельного человека, а от слаженной работы всего коллектива. И только благодаря совместным усилиям и отдаче каждого участника театрального процесса возможно создание гармоничного и целостного спектакля. На данном этапе работы происходит процесс персонализации и самореализации, подростки начинают осознавать собственные способности и свое место в общем деле, у них развивается умение доводить начатую работу до конца, они начинают ценить различные виды деятельности и вклад других людей.

Генеральная репетиция и показ. Первое выступление происходило перед родителями и учащимися объединения «Арт-микс». Юные актеры действовали совершенно самостоятельно: каждый участник отвечал за свой выход, свои костюмы и реквизит. Перед началом спектакля педагог лишь сказала исполнителям напутственные слова и пожелала успеха, а затем с волнением наблюдала за работой команды из зрительного зала.

Заключительный этап: подводится итог совместной деятельности, делается так называемый «разбор полетов». На этом этапе участники спектакля обменивались впечатлениями о работе каждого из них – как партнеров по сцене, так и о своей собственной. Заключительный этап проходил за чашкой чая с тортом от педагога. Это давняя традиция коллектива, которая позволяет создать теплую атмосферу.

В силу критичности ума подростков иногда им сложно увидеть лучшие стороны друг друга, они сосредотачиваются на критике, поэтому задача педагога – помочь им заметить и рассказать о приятных сторонах творческого процесса. В первую очередь, необходимо отметить все положительные моменты, какие-либо удачные находки в работе каждого подростка, обсудить позитивные изменения и личностный рост участников, перспективы их дальнейшего развития.

Позитивное оценивание крайне необходимо для развития и укрепления формирующейся Я-концепции подростка, которая, в первую очередь, способствует соотнесению внутренней самооценки с мнением окружающих людей и выстраиванию своего дальнейшее взаимодействия с социумом.

Спектакль «Помните» по поэме «Реквием» был представлен к участию в финале областного конкурса театральных коллективов в рамках проекта «Грани таланта» и стал победителем [2].

Когда улеглись эмоции и утихли страсти, а в памяти остались лишь самые яркие моменты, каждому из подростков было предложено ответить на вопрос, какие изменения в себе он заметил. И вот что сказали некоторые юные актеры.

Артем П.: «Работа над военным спектаклем “Помните” стала для меня не просто творческим опытом, а глубоким личным переосмыслением. С первых репетиций я чувствовал огромную ответственность, ведь мы говорили не о вымышленных историях, а о реальных людях, их боли, мужестве и жертвах».

Анастасия Г.: «Мне очень понравилось участвовать в коллективном чтении поэмы Роберта Рождественского, которая очень пронзительна своим содержанием. В этом спектакле хотелось показать всю боль и страдания людей, которые не дожили до победы и не увидели будущее».

Эльвира С.: «Сыграв в спектакле, я почувствовала на себе, как много значит для нас эта победа и какими силами пришлось ее завоевать. Рада, что у меня есть такой театральный опыт».

Представленная практика позволяет увидеть, как в процессе работы над сложным по смыслу и тексту спектаклем с помощью сочетания различных педагогических приемов и методов, соответствующих интересам и индивидуальным особенностям современных подростков, можно достичь поставленной цели – сформировать коллектив, способный и на творческий поиск, и на дальнейшее развитие.

Список источников:

  1. Бозаджиев В.Ю., Куприянова Л.В. Театральная педагогика как система укрепления традиционных семейных ценностей и как инструмент по совершенствованию мастерства педагогов // Вестник науки. 2025 № 7 (88). Том 3 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.вестник-науки.рф/article/25154 (дата обращения: 22.07.2025).
  2. Департамент образования Администрации города Сарова [Электронный ресурс]. – URL: https://www.edusarov.ru/index.php/3872-pervoe-mesto-na-konkurse-grani-talanta-itog-mnogochasovykh-repetitsij (дата обращения: 17.07.2025).
  3. Детская риторика: как развить навыки уверенного общения [Электронный ресурс]. – URL: https://www.1urok.ru/categories/10/articles/77139 (дата обращения: 20.08.2025).
  4. Медведева Т.Ю., Кирдянова Е.Р. Театральная педагогика в работе с детьми подросткового возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4 [Электронный ресурс]. –  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralnaya-pedagogika-v-rabote-s-detmi-podrostkovogo-vozrasta (дата обращения: 22.07.2025).
  5. Осипова Л. В. Современное театральное искусство в воспитательной деятельности педагога // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021. № 77 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-teatralnoe-iskusstvo-v-vospitatelnoy-deyatelnosti-pedagoga (дата обращения: 22.07.2025).
  6. Практическое применение театральных игр и упражнений для снятия физических и психологических зажимов у ребенка [Электронный ресурс]. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/508463 (дата обращения: 17.07.2025).
  7. Рождественский Р.И. Реквием: памяти наших отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров советской армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны: Поэма [Электронный ресурс]. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007202840?ysclid=mek1un4lz0198343819 (дата обращения: 10.10.2024).
  8. Сценическое движение: как правильно двигаться на сцене [Электронный ресурс]. – URL: https://www.studio-otragenie.ru/blog/scenicheskoe-dvizhenie-kak-pravilno-dvigatsya-na-scene/ (дата обращения: 17.07.2025).

Добавить комментарий

Войти с помощью: