Слагаемые траектории развития творческого роста ученика-вокалиста
В статье подчеркивается значимость творческой самореализации детей и подростков в учреждениях дополнительного образования детей. Рассматриваются слагаемые творческого роста ученика-вокалиста, условия успешного дополнительного образования одаренных детей. Раскрывается важность организации специальной творческой образовательной среды в учреждениях дополнительного образования детей, которая подразумевает создание творческой атмосферы в коллективе с применением активных технологий и методов интенсивного взаимодействия участников образовательного процесса.
Данный материал разработан в рамках проведения межрайонного форума «Молодые педагоги – за нами будущее!», который состоялся 22 апреля 2017 года в городе Ефремове.
Проблема старения педагогического сообщества возникла не вчера. А приток молодых кадров оставляет желать лучшего. Выяснить причину и наметить пути ее решения (по инициативе комитета по образованию администрации муниципального образования города Ефремова) собрались молодые педагоги Ефремова, Воловского, Каменского, Куркинского, Теплоогаревского районов. Молодые специалисты на заседаниях секций по направленностям (дошкольного, школьного, дополнительного образования) знакомились с опытом своих коллег, имеющих немалый стаж и достижения.
Секция дополнительного образования «Дополнительное образование. Шаги в будущее» была организована в формате педагогических диалогов. Обсуждались вопросы: что является трендом современного дополнительного образования; как реализовать потенциал молодого педагога дополнительного образования, самоопределиться в творчестве; какова траектория развития педагога дополнительного образования.
Выступление методиста МКУДО «ДДЮТ» Паниной Светланы Викторовны состоялось в рамках работы данной секции.
– Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Панина Светлана Викторовна. Я методист Дворца детского (юношеского) творчества, педагог дополнительного образования.
В системе дополнительного образования вот уже 20 лет занимаюсь развитием вокальных способностей детей. Мое творческое объединение «Детский эстрадный вокал» помогает детям развивать музыкальные способности, стать успешными в данном направлении творчества.
В рамках нашей встречи мне бы хотелось вместе с вами рассмотреть слагаемые и выстроить траекторию творческого роста ученика-вокалиста в системе дополнительного образования.
Участникам раздаются карточки «Слагаемые траектории творческого роста» (расставьте в порядке значимости):
- Концертно-исполнительская деятельность, исполнительское мастерство.
- Природный Дар – Голос.
- Целенаправленный труд, процесс развития.
- Профессиональное самоопределение.
Обсуждение данного вопроса. Обоснование выбора.
– Многие из вас на первую позицию поставили: Природный дар – Голос. Далее:
2. Труд, процесс развития вокального голоса.
3. Концертно-исполнительская деятельность.
4. Профессиональное самоопределение.
– Считаете ли вы, что природный дар – это залог долгосрочного успеха?
Мнение коллеги: Я убеждена, что природный дар – это основа, но способности, талант, развиваются только в деятельности, в вашем случае в творческой деятельности, в ежедневном целенаправленном труде, в упражнениях, занятиях, репетициях. Чтобы не потерять свой дар, достичь результатов в творческом росте необходимо ежедневно заниматься, репетировать, саморазвиваться, отрабатывать навыки вокального мастерства в концертно-исполнительской деятельности. Когда учащийся в системе занятий вокалом чувствует, что с каждым разом достает до новой ноты, значит он развивается и двигается по пути творческого роста.
Светлана Панина: Спасибо за ваше мнение. В качестве примера хочу рассказать о воспитаннице объединения «Детский эстрадный вокал» Шебановой Надежде, которая смогла сочетать эти слагаемые и выстроить свою траекторию творческого роста.
Надя – обладательница яркого природного дара: сильного вокального голоса. Занимаясь вокалом в системе дополнительного образования, Надя достигла определенных результатов – призовые места вокального конкурса «Тульский сувенир», Гран-при Тульского фестиваля художественного творчества «Звездный путь». Сегодня вершиной ее творческого роста стало участие в международном проекте на федеральном канале НТВ «Ты – супер!». Надя стала полуфиналисткой этого проекта! Впереди борьба за выход в финал. Безусловно – это можно рассматривать как результат творческого роста учащейся и мой наставнический опыт работы с одаренными детьми.
Сегодня дополнительное образование рассматривается как технология поддержки и сопровождения индивидуального опыта детей. В этом формате работа с одаренными детьми относится к числу приоритетных направлений развития современного дополнительного образования. Существует необходимость: в изучении нормативно-правовой базы организации работы с одаренными детьми и талантливой молодежью; в освоении принципов построения муниципальных и региональных моделей работы с одаренными детьми; в проведении сравнительного анализа содержания образовательных программ для одаренных детей. Уверена, что решение этих задач станет новым этапом в траектории развитии творческого роста учащихся и педагогов системы дополнительного образования.
Подводя итог работе секции, я хочу сказать, что каждый ребенок одарен какими-либо природными способностями. И Вы, как молодые специалисты, работая в технологиях коучинга, развивающего наставничества, должны ставить перед собой цель: увидеть и не пропустить все лучшее, что есть в детях и дать импульс к творческому самовыражению, самосовершенствованию и к будущему профессиональному самоопределению.
Панина Светлана Викторовна,
методист по программно-методическому обеспечению,
педагог дополнительного образования,
МКУДО «Дворец детского (юношеского) творчества»
города Ефремова Тульской области.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора