Время терять – успеха не знать!

Статья посвящена теме, раскрывающей ценность времени для человека и призывающей детей относиться ко времени с бережливостью, уважением. Данный материал предназначен для воспитательной работы с детьми 7-10 лет, может быть использован педагогами дополнительного образования и учителями начальных классов центров образования. Детям младшего школьного возраста, недавно погрузившимся в учебный процесс, особенно важно учиться разумно распоряжаться временем и понимать – теряя время, человек упускает возможность!

ГРНТИ 14.27.01

Л.А. Пенькова,
педагог дополнительного образования,
член Российского союза писателей
МБУ ДО «Дом детского творчества»,
Тула.   

Время бежит вперёд без остановок. Вернуть потерянное время невозможно!
От того, как мы им распоряжаемся, зависит качество нашей жизни!
Жизненного успеха достигают те,
кто умеет дорожить временем, беречь его, уважать и ценить!

Тема, затрагивающая значение времени для человека, находится вне понятия актуальности, ибо самое ценное, что было, есть и будет у человека во все века – его жизнь, его жизненное время. Бесконечно бегущее вперёд время – река нашей жизни. Да, время бежит без промедления. Оно одинаково дарит себя каждому из нас, но далеко не одинаково люди им распоряжаются! Перед написанием данной статьи, беседуя с детьми о времени, я обратилась к ним с просьбой закончить следующее предложение: «С уверенностью можно назвать время не потерянным, если оно потрачено на …». «На добро!» – последовал скорый ответ. Признаюсь, мне было радостно это услышать, поскольку ещё раз смогла убедиться в том, что дети – маленькие мудрецы, и нередко взрослым есть чему у них поучиться! Отдавать своё жизненное время добру, значит радоваться жизни. Радость творит чудеса! Она делает человека счастливым. Счастливый человек преображает многих, излучая внутренний свет своей души.

Добро – всё положительное, хорошее, то есть то, что является противоположностью злу. Дарить тёплые, добросердечные слова другим людям означает посвящать время добру! Обогащать себя новыми знаниями – расходовать время на добро! Добро – это добрые поступки, дела, приносящие пользу. Добро – удача, успех! Делать мир вокруг себя добрее, теплее – способствовать процветанию гармонии.

Без сомнения, человек приходит на планету Земля не только, чтобы сладенько покушать, поспать и потратить драгоценное время на лень и постоянное недовольство собой и другими. Такой маленький временной отрезок своей жизни, свою жизненную энергию просто глупо тратить на ненависть, печаль, злобу.

Мы рождаемся для того, чтобы выполнить своё предназначение, расцвести. Как может расцвести человек? С цветами – всё понятно, а человек? Расцвести для человека – значит использовать своё жизненное время на то, чтобы раскрыть свои лучшие человеческие качества, все свои таланты и способности для всеобщего блага в той области, в той сфере нашей деятельности, где он может принести максимальную пользу для других людей и быть довольным собой. Неважно мастерство какой профессии мы постигаем. Главное, любить то, чем занимаемся. В этом случае время будет приносить нам радость, и сожалеть о проведённом впустую времени не придётся. Известный всему миру выдающийся немецкий поэт, публицист Генрих Гейне говорил, что человек никогда не сможет наслаждаться полным счастьем, если он не занят делом, то есть несерьёзно, легкомысленно относится ко времени. Каждый из нас способен украсить нашу планету, добавить яркости её краскам своими мыслями, чувствами, то есть внутренним поведением. А также делами и поступками, то есть внешним поведением.

Вселенная всегда приветствует стремление человека принести радость, красоту в наш общий дом, тем самым сделать окружающий нас мир ещё краше, ещё светлее.

Жизненное время даётся человеку для того, чтобы он использовал его в каком-то творчестве, для любви, дружбы, смог научиться любить окружающих людей, проявлять сострадание, милосердие, взаимовыручку.

Именно время даёт человеку возможность проложить свою красивую творческую дорогу жизни. Такую замечательную, чтобы людям, которые будут идти с ним рядом по дороге жизни, было интересно и радостно! Именно время даёт нам возможность нести добро, ощущать радость, созидать, достигать своих целей.

Человеку, к сожалению, свойственно и прозябание. Потраченное впустую время – остановленное течение реки жизни, прекращение движения, а значит прекращение развития! Время любит собранных, целеустремлённых людей, умеющих ценить каждую минуту.

Потребность воспитания в человеке с детства бережливого уважительного отношения ко времени, использования времени во благо, очевидна. Говоря о воспитании, целесообразно обратиться к богатейшему педагогическому опыту, высокому профессионализму, человеческой, житейской, мудрости великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского. Прославленный мастер своего дела отмечал, что воспитание, помимо развития человеческого разума и наполнения его известным объёмом сведений, направлено на то, чтобы зажечь в человеке жажду серьёзного труда, без которого жизнь его не способна быть ни счастливой, ни достойной.

Учёба – основной серьёзный труд школьника, его интеллектуальный, личностный рост, раскрытие потенциала, развитие его природных способностей. Помимо того, как мы уже говорили, обогащать себя знаниями – расходовать жизненное время на добро.

Стремление зажечь в детях жажду труда во благо себя и окружающего мира через формирование положительной мотивации к благотворному расходованию человеком текущего времени своей жизни, побудило меня написать данную статью.

Предложенный мною сценарий для проведения занятия воспитательной направленности по теме: «Время терять – успеха не знать!» может быть использован как педагогами дополнительного образования, так и учителями начальных классов центров образования в работе с детьми 7-10 лет. Детям младшего школьного возраста, недавно погрузившимся в учебный процесс, особенно важно учиться разумно распоряжаться временем и понимать: теряя время, человек упускает возможность!

Следуя за педагогом, дети посредством игр, стихов, сказки смогут сконцентрировать внимание на необходимости относиться ко времени, как к драгоценному подарку для достижения жизненного успеха, а также осознать важность умения беречь и ценить время. Пренебрежение временем ведёт к неудачам и промахам.

Педагог сможет помочь детям стать более собранными, дисциплинированными, настроенными на успех, тем самым повысить их успеваемость в учебном процессе. Правильное распределение времени способствует снижению эмоционального напряжения у детей, избеганию стрессовых ситуаций.

Введение детей в тему «Время терять – успеха не знать» содействует формированию восприятия ими времени как возможности совершенствовать себя, личностно расти, умея нести добро в окружающий мир.

Стихотворение «Превращение секунды», выученное детьми наизусть, становится для них своеобразным маячком в пространстве различных единиц измерения времени, их продолжительности и гармоничного порядка следования друг за другом.

Игра «От секунды до века» помогает детям закрепить знания о периодах течения времени, выраженных в единицах измерения, способствует развитию культуры взаимоотношений при работе в группе, коллективе. Даёт возможность детям проявить находчивость, внимательность, сообразительность.

Игра «Хочешь пятёрку? Потрудись!» обращает внимание детей на то, что моменту радости состоявшегося успеха предшествует время, затраченное на его достижение, на неустанное движение вперёд к заветной цели. Время становится верным помощником тому человеку, который стремится успевать в намеченных им делах. 5 – это награда за победу над ленью, за трудолюбие, прилежание, упорство и, конечно же, за время, потраченное с пользой. Игра содействует формированию восприятия детьми времени как возможности двигаться к поставленной цели и достигать желаемого.

Сказка о путешествии Минуты приобщает детей к богатейшему окружающему миру нашей планеты. На примере расходования жизненного времени птицами, растениями, животными показывает детям, что все земные создания умеют ценить время, что время даётся не для безделья и бесполезных дел, а для созидания, сохранения и умножения красоты мира. Время, потраченное во благо окружающего мира, для совершения добра, не является потерянным! Сказка содействует воспитанию отзывчивости, взаимовыручки, милосердия, сопереживания, неравнодушия. Она способствует формированию восприятия детьми времени как начала, дающего возможность развить и реализовать свои способности и таланты во благо окружающего мира.

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод: от нашего отношения ко времени зависит то, кем мы становимся в своей жизни – неудачниками или успешными людьми, способными цвести и отдавать миру неповторимый аромат своей уникальности. Акцентируя внимание детей на необходимости не растрачивать время впустую, мы стремимся уберечь их от основной ошибки человека – слишком легкомысленного отношения ко времени и в связи с этим последующего разочарования и недовольства прожитой жизнью.

Именно время даёт нам возможность превратить себя в счастливого успешного человека, дизайнера своей жизни, наполненной нравственным смыслом, сиянием красок радуги! Надо стараться не упустить эту возможность!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Время терять – успеха не знать

Дорогие мальчики и девочки, давайте поговорим с вами о времени, о том насколько оно важно, в чём заключается его ценность для человека!

Жизнь нам даёт время и право самостоятельно им распоряжаться. Представьте себя садовником в собственном саду. От ухода за садом зависит его здоровье, красота, благоухание и успех! Если садовник старательно, с любовью относится к растениям, заботится о них, то есть посвящает саду столько времени, сколько требуется для правильного ухода, сад станет прекрасным и счастливым! В нём будут петь птицы, танцевать бабочки, будут царить порядок и гармония! У ленивого недисциплинированного садовника, не умеющего дорожить временем, сад останется запущенным и несчастным.

Дорогие ребята, ваши жизненные успехи зависят от вас, от того, как вы умеете расходовать своё время! Вы садовники в саду вашей жизни, не забывайте об этом! Вашу учёбу тоже можно сравнить с садом. Растениями в таком саду являются отметки, которые вы получаете за свой труд. Старайтесь быть умелыми садовниками! Относитесь ко времени с уважением, не разбрасывайтесь им! Время даёт всем нам возможность учиться, развиваться, заниматься творчеством, совершать добро, ощущать радость, быть милосердными, достигать своих целей, становиться успешными людьми. Но, к сожалению, не все ценят время! Без умения дорожить временем, достичь жизненного успеха невозможно!

Каждый день вы идёте по дороге знаний, подобно времени, которое всегда движется только вперёд! Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: «Что такое время?»

Вы правильно рассуждаете! Время – это годы, месяцы, часы, дни, минуты, секунды. Время – это то, чем измеряется продолжительность всего существующего: определённой деятельности, явлений и предметов окружающей нас природы. Например, школьный урок длится 45 минут, автобус был в пути 7 часов, радуга украшала небо в течение 5 минут и т.д.

Успешный человек понимает, что

Временем надо всегда дорожить,

Время нельзя про запас положить.

Время уйдёт и его не вернуть,

Только вперёд оно держит свой путь!

Если не будешь с ним в ногу идти,

Можешь себя отстающим найти!

Дорогие друзья, секунда является основной единицей измерения промежутка времени. Непрерывно двигаясь вперёд, она становится годом и даже десятилетиями, которые образуют века, складывающиеся в тысячелетия, в миллионы, в миллиарды лет.

Ребята, если вы считаете, что секунда – совсем незначительный промежуток времени, то ошибаетесь! За одну секунду наша планета Земля, вращаясь вокруг солнца, преодолевает расстояние в 30 километров! Ура – секунде и нашей Земле!

Секунда из стихотворения, с которым я вас познакомлю, спешила стать минутой, а не успела заметить, как превратилась в год.

Превращения секунды

Секунда в минуту спешит превратиться.

60 раз положено ей повториться!

Она повторилась – минутою стала!

Минута же сразу вперёд побежала.

60 раз отмерила – в час превратилась!

У часа же сутками стать получилось!

Он двадцать четыре (24) часа насчитал

И сутками новыми с радостью стал!

7 суток в неделю сложились и что же?

Неделя спешит к превращению тоже!

Четырежды ей предстоит повториться,

Тогда только в месяц она превратится!

Промчались четыре недели, как миг

Из них новый месяц для жизни возник.

А месяц? И месяц желает расти,

Он к году шагает, взрослея в пути.

Когда стало месяцев ровно двенадцать(12),

Они не промедлили годом назваться!

Секунда минутою стать торопилась.

Сама не заметила: в год превратилась.

Да, время бежит очень быстро! Секунда не успевает замечать, как превращается в минуту, затем в час и так далее. Продолжим разговор о времени в форме игры.

Игра «От секунды до века».

Дорогие друзья, для участия в следующей игре, которая называется «От секунды до века» мы создадим две команды. В каждой из них – по восемь человек. Игрокам каждой команды я предлагаю одинаковые наборы из 8 карточек с указанием единиц промежутков времени, а именно: СЕКУНДА. МИНУТА. ЧАС. СУТКИ. НЕДЕЛЯ. МЕСЯЦ. ГОД. ВЕК.

Такую временную цепочку предстоит образовать каждой команде, после получения карточек. Игра на время! Победителями становятся представители той команды, которая быстрее справится с заданием. А теперь каждому участнику игры предстоит, в порядке очерёдности, вытянуть любую из восьми предложенных мною карточек.

До моей команды переворачивать карточку и читать написанное на ней слово, не разрешается! После объявления начала игры, каждый из игроков, ознакомившись с содержанием карточки, должен занять нужное ему место в цепочке беспрерывно бегущего вперёд времени. Молодцы!

Дорогие друзья, вас ждёт сказка о приключениях Минуты! Слушайте внимательно!

Сказка о путешествии Минуты.

Минута, с приключениями которой вы сейчас познакомитесь, живёт в вечно молодом Королевстве Времени в большой дружной семье со своими сёстрами и братьями. Младших сестёр у Минуты – шестьдесят! Все они называются одним именем Секунда! Братьев Минуты – зовут Час, Сутки, Неделя, Месяц, Год, Век. Все сёстры и братья Минуты, как и она сама, не позволяют себе ничего не делать, всегда с уверенностью идут вперёд в будущее! Минута хорошо знает: то время, в которое совершаются добрые дела во благо окружающего мира, абсолютно точно не тратится впустую, о нём не придётся сожалеть как о потерянном времени!

Решила однажды Минута посмотреть, как распоряжаются временем растения, насекомые, птицы, звёзды, люди. Воспользовалась она умением летать и отправилась в путешествие. Летит Минута над летним лугом и видит: Солнце милосердно отдаёт своё живительное тепло всем вокруг! «Молодец – солнце! Не позволяет себе тратить драгоценное время впустую! Использует его для блага всех окружающих!» – порадовалась Минута!

В тепле солнечных лучей травы: зверобой, бессмертник, ромашка наливаются энергией целебной силы, чтобы при надобности стать для человека лекарством! «Молодцы травы! – подумала Минута, не тратят драгоценное время зря!» Бабочки кружатся над цветами, старательно опыляя их! С не меньшим усердием пчёлы собирают цветочный нектар, чтобы впоследствии порадовать нас душистым мёдом! «Молодцы! – восхитилась Минута, глядя на тружениц бабочек и пчёл, знают, как обращаться со временем!» Минута поняла, что и ветер знает, как использовать время, чтобы быть полезным для других. Он, помогая цветам размножаться, разносит их семена на другие территории.

Долетела Минута до леса, чтобы узнать: уважают ли время его жители. Слышит: самец красивой птички зарянки, её ещё называют малиновкой, подхватил ранний утренний концерт, открытый горихвосткой-чернушкой вместе с чёрным дроздом. Насладилась Минута одной из самых мелодичных благозвучных птичьих песен, восхваляющих жизнь, и подумала: «Молодец – зарянка! Умеет дарить радость окружающему миру! Не тратит время просто так!»

Недалеко от поющей на дереве птички Минута увидела в углублении земли уютное гнёздышко, построенное самкой зарянкой из листвы и травинок. В этом гнезде красавица птичка – будущая мама насиживала кладку яиц, помогала своим деткам появиться на свет. «Ай, да умница! – сказала Минута, – зарянка знает цену времени, не бездельничает!»

Улыбнулась Минута, наблюдая за тем, с каким усердием тащит рабочий муравей веточку, во много раз превосходящую по размерам его самого. Он спешит увеличить купол муравейника, в котором проживает. Купол служит крышей от непогоды и хорошим терморегулятором, то есть поддерживает комфортную температуру в муравьином доме, как в холод, так и в жару. «Молодчина, муравей! Не ленится благоустраивать свой дом! Дорожит временем!» – сделала вывод Минута и полетела дальше.

Видит Минута с высоты полёта красивую голубую бегущую ленточку. Приземлилась и встретилась с лесным ручейком. Лесной ручеёк напомнил ей самою себя, он тоже непрерывно бежал вперёд. Ручеёк спешил слиться с рекой. Весёлый ручеёк с радостью поил своей чистой водичкой растения, птичек, насекомых, зверушек. «Молодец, ручеёк! Знает, что время дано не для того, чтобы им разбрасываться!» – подумала Минута и полетела дальше.

Теперь настал черёд посмотреть, как относится ко времени человек. Минута очень хорошо знала, что день начинается с утра, потому заглянула в квартиру одного мальчика – второклассника именно утром. Прозвенел будильник. Мальчик по имени Артём посмотрел на часы и решил ещё понежиться в кровати, а чтобы нежиться было веселее, достал спрятанный под подушкой сотовый телефон и принялся играть. Сколько бы второклассник продолжал таким образом развлекаться неизвестно, потому что недовольный мамин голос заставил его прекратить несвоевременную игру. «Артём, – сказала твёрдо мама, – ты опоздаешь в школу!» Артём лениво встал с кровати. По дороге в ванную комнату оттолкнул ногой котёнка, устремившегося к нему с лаской. Посмотрел на себя в зеркало, увидел в нём своё кислое несчастное лицо и тут же сделал его ещё кислее и несчастнее. Затем протёр водой глаза, не касаясь щёк, и побежал на кухню. Не пожелав доброго утра своим близким, схватил со стола упаковку с чипсами и стал жадно хрустеть ими!

«Как же так! – удивилась Минута. – Я успела повториться 30 раз, а мальчик в отличие от солнца, ветерка, трав, бабочек, пчёл, муравьёв, птиц, ручейка, не сделал ничего доброго и полезного ни для себя, ни для других! Он впустую потратил целых полчаса времени, которые больше не вернуть! Теряя время, мальчик нисколько не подрос в своём развитии: не стал сильнее, умнее, добрее, то есть успешнее для самого себя и тех, кто его окружает! Неужели все мальчики одинаковые!?»

На следующий день Минута посетила ученика того же второго класса Максима. То, что она увидела, её несказанно порадовало! Максим проснулся на несколько минут раньше, чем прозвенел будильник. Мальчик сделал утреннюю зарядку, не забыл умыться, почистить зубы, причесаться! Он с радостью встретился с родителями и старшей сестрой, пожелав им доброго утра и предстоящего дня. Минута поняла, что Максиму не особенно нравится овсянка, но, зная о пользе овсяной каши для человека, он ест её на завтрак. Жизнерадостный, бодрый аккуратный мальчик пошёл в школу. Минута незаметно отправилась за ним. Она радовалась! Встреча с Максимом убедила её в том, что, к счастью, есть и такие мальчики, которые умеют ценить время!

Первым уроком по расписанию стояла физкультура. Девочки и мальчики в спортивной форме выполняли различные физические упражнения. Судя потому, как ученикам удавалось справляться с заданиями преподавателя, Минута поняла, что и девочки тоже не все делают зарядку утром! В эстафетной игре соревновались известные Минуте мальчики Артём и Максим! Конечно же, Максим оказался более быстрым, ловким, собранным, а потому уложился в отведённое для этой игры время и стал победителем!

Максим стал победителем и на уроках по другим школьным предметам, получив пятёрки, четвёрки за свои знания. Минута поздравила Максима с победой и громко произнесла для всех детей важные золотые слова: «Всем вам, ребята, известно, что ваши отметки показывают, как вы усвоили знания в процессе обучения. Потрудились – получили 5 и вам радостно за себя, сделали для себя доброе дело, и учитель радуется тому, что вы стали умнее, его труд не пропал даром! Всё это говорит об одном – время было потрачено с пользой, во благо!

Успех просто так не приходит! Чтобы стать успешным надо твёрдо знать цель, к которой ты идёшь, много трудиться, продвигаясь к этой цели, не теряя времени впустую. Успешный человек – счастливый человек! Он счастлив сам и делает счастливыми других людей! Успешный человек умеет беречь время, дорожить им! Время для него – поистине сокровище!»

Дорогие ребята, теперь, когда вы познакомились с героями сказки, ответьте мне, пожалуйста, на главный вопрос: Когда время для человека точно не является потерянным? Да! Правильно! Когда человек совершает дела во благо окружающего нас мира, то есть совершает добро, дарит радость другим и от того получает радость в ответ!

Дорогие ребята, я уверена, что благодаря нашей беседе, вы станете бережливее относиться ко времени, ценить его и не растрачивать на бесполезные дела, безделье. Без внимательного, уважительного отношения ко времени, целеустремлённости, прилежания и труда стать успешными не получится! В заключение нашего занятия-беседы поиграем в игру «Хочешь пятёрку? Потрудись!»

Игра «Хочешь пятёрку? Потрудись!».

Я приглашаю двух игроков. Каждый получает набор карточек с разными цифрами. Из всего набора цифр вам необходимо выбрать только 5 и 4. Игра на время! Победит тот, кто за 1 минуту наберёт больше четвёрок и пятёрок! Молодцы!

Дорогие друзья, постарайтесь всегда помнить о том, что

Если ты делаешь доброе дело,

Время расходуешь с пользой, умело!

Временем надо всегда дорожить,

Время нельзя про запас положить!

Не забывайте об этом, и вы будете рассчитывать время так, чтобы всё успевать делать без суеты и с хорошим настроением! Тогда и время будет любить вас, делая успешными и счастливыми!

Добавить комментарий

Войти с помощью: