Проблемы выбора репертуара в театре, где играют дети: счастливый опыт

В статье идет речь о художественных и педагогических проблемах выбора пьес для постановки спектаклей с детьми, о процессе создания спектакля через задания актерского тренинга, на примере постановки спектакля по авторской инсценировке рассказа Рэя Брэдбери «Все лето в один день».

Событийный ряд в инсценировке организован очень профессионально, есть внятный замысел и самое главное – пространство для импровизации, а не заданный текст. Путь работы естественным образом сочетается с полноценным тренингом. Материал, дает возможность не только поставить спектакль на определённый возраст, но и решить задачи воспитания, обучения, развития и творчества. Эта статья и опыт очень актуальны и могут быть востребованы. Можно сделать сборник подобных инсценировок с методическими рекомендациями для детей разных возрастных групп. 

В.И. Ельникова,
педагог дополнительного образования первой квалификационной категории,

преподаватель актерского мастерства и сценической речи
ГБОУ СОШ ДО «Класс-центр».

Ахреев Анатолий Владимирович, доцент ГИТИСа, кандидат искусствоведения: “Всем, кто вовлечен в интереснейшее дело – создание спектаклей, в которых играют не профессиональные актеры, а дети – известна острейшая проблема выбора репертуара. Вопрос «Что будем ставить?» актуален всегда. Еще звучат в голове аплодисменты прошедшей премьеры, еще продолжаются горячие обсуждения удачных актерских работ, неожиданных открытий. Завершен этап, пройден путь, а в голове и педагога и юных актеров растет интерес и тревога: «А что в следующем сезоне? Что будем ставить? Чем удивлять зрителя?”.

Нужна «оптимистическая перспектива», по выражению А.С. Макаренко. Кто-то скажет, что выходит множество сборников пьес, инсценировок, сценариев поэтических композиций для школьных постановок. Афиши множественных театральных фестивалей дают представление о творческих интересах людей, ставящих спектакли с детьми и подростками. Но ведь твой коллектив не похож ни на кого! Он единственный: возраст участников, круг их интересов, уровень их восприимчивости литературного текста, эмоциональная подвижность, творческая оснащенность, количество девочек и мальчиков в коллективе, наконец! А еще есть и творческие устремления, и вкус самого педагога-режиссера!.. И важно ведь так строить репертуарную политику, чтобы педагогическая увлеченность тем или иным литературным материалом позволяла разбудить интерес и вдохновение у детей, чтобы были открытия новых исполнителей, чтобы развивался вкус, мастерство и душа человека. Согласитесь, это непросто!

В этой статье я предлагаю свой вариант инсценировки одного из рассказов Рэя Бредбери с режиссерскими пометками. Возможно то, как и из чего складывался репетиционный процесс – его этапы, логика заданий и тем для проб – многим будет интересно и полезно. Конечно же каждый педагог-режиссер волен сочинить свой вариант инсценировки (читай трактовки), волен придумать иной финал, разработать свою методику репетиций, руководствуясь своими целями, творческими задачами и особенностями своего театрального коллектива. Желаю всем получить удовольствие, работая над этой простой и сложной человеческой историей!

Как это создавалось

Этот рассказ я прочитала очень давно, но все не было подходящего случая для постановки на сцене. А тут получаю 6 «А» – взрывные, конфликтные, все с лидерскими задатками, но талантливые! И история детей с дождливой Венеры как нельзя лучше отражает ситуацию в классе, как нельзя лучше соответствует возрасту, как нельзя точнее расходится по ролям! Это счастье – подарить себе и своим ученикам сильную драматическую историю любимого автора. И вот несколько месяцев мы растили свой спектакль, росли вместе с ним. Я не спешила «ставить», мизансценировать, заменять радость открытия роли радостью от театрального костюма или эффектного сценического освещения.

А путь был такой. Сначала (а еще название не было обнародовано), мы читали рассказы Брэдбери. Читали на встречах в школе, читали дома. И пересказывали друг другу те истории, которые запомнились. Мы нашли очень укромное место в школе, там, где не проходят занятия – комната под самой крышей. Необычное место и необычное занятие – это важно! Представьте, что и родители учеников тоже стали читать Брэдбери! Это сразу удваивало значимость нашей работы. Позже мы прочитали «Все лето в один день». Сразу обсуждать не стали. А вот на следующей встрече я попросила вспомнить и поделиться (конечно же, если захочется) случаем, когда каждый из нас был в роли «новенького», в роли «белой вороны», в роли «не такой как все». Это было не просто, но очень важно.

Дальше мы сочиняли (письменно и устно) как проходит один день жизни детей с Венеры: каков распорядок дня, как и во что они играют, как и о чем разговаривают друг с другом, как встретили Марго – новенькую с Земли. Многие моменты, реплики диалогов, стихи-заклинания-зазывы Солнца, даже решение сцен вошли в наш спектакль.

Много делали этюдных заданий. «Прогулка под дождем» – здесь важные предлагаемые обстоятельства – повседневность, повторяемость (поэтому неинтересно, монотонно, тягуче). Отталкиваясь от этого, искали пластику. Мокро, льет дождь стеной – этюды на память физических ощущений. Солнце появилось, и все вокруг расцвело невероятно: греться на солнышке, ловить его лицом, смотреть на него через пальцы. Жадно ловить все новое, рассматривать, впечатывать в память, дуреть от новых запахов, от невиданной роскоши цвета, света и тепла!.. Все это требует достать из памяти самые лучшие летние воспоминания, уметь включать фантазию и веру в предлагаемые обстоятельства: это не пол, а луг с разнотравьем, это не колосники и софиты, а просторное небо и яркое солнце…

Этюдные задания или пробы были важны и заняли большую часть репетиционного времени. Благодаря этим показам легко выстроилось распределение ролей, родились ключевые мизансцены, переходы, придумался финал. А ведь у автора открытый финал, от которого остается горькое тяжелое ощущение. Но мы решили, что в нашем спектакле одержит верх сострадание и доброта. Спектакль удался. Равнодушных зрителей на наших показах не было.

Сейчас эти дети уже в 10 классе. Но мы до сих пор тепло вспоминаем эту нашу работу. Она изменила нас, многое дала понять – и в профессии, и в человеческих отношениях

Все лето в один день. Инсценировка

1. Прогулка

Дети в серой одежде, с бейджиками, на которых их имена, в синих плащах-дождевиках.

Фонограмма: (№1) Шум дождя с музыкой, удары грома 2 раза. «Крякающая сирена».

Текст «Прогулка окончена. Всем вернуться под купол».

Дети выстраиваются парами у входа и шагают под купол.

Свет гаснет и через 3 секунды включается. Дети сидят у окна.

Прогулка под дождем

2. У окна

Фонограмма: Шум дождя, удары грома (1раз).

После удара грома дети уходят вешать плащи, надежды увидеть солнце – нет!

Пока они отряхивают, «проветривают», рассматривают (нет ли дырок) и развешивают свои плащи («Это моя вешалка» – «Нет, это моя! Твоя вот там» и т.д., т.е. «гур-гур-гур») и затем садятся под плащами, идет диалог:

Энди: что-то сегодня дождь особенно припустил!

Нора: да уж, просто водопад какой-то… озверелый

Пол: ты хотела сказать «озверевший»

Грэйс: «энциклопедия», отдохни!

Рой: Ага, такой сильнючий, теперь голове больно… прямо кап-кап-кап!.. (показывает, как)

Фонограмма.

Учительница: Дети, время играть. Повторяю, время играть.

Дети немного шевельнулись, но не встают.

Джон: Вообще-то, нам сказали «играть»

Все начинают играть в «путаницу»: И когда они завернулись в «клубок», то несколько человек говорят о жизни на Венере, о своем дне, о бесконечном дожде. Многие подавлены, но есть и защитники «отечества».

Лия: Сегодня у нас был урок солнцеведения, мы изучали, когда и по каким дням солнце приходит. Моя мама не любит этот урок и не хочет, чтобы я им занималась. Она не верит, что солнце придет.

Тим: А после урока мы пошли на завтрак и в честь солнца нам давали световые шары, которые, как считают ученые, похожи на солнце.

Уильям: После уроков мы пошли гулять. Мы пели песни, посвященные солнцу, рисовали солнце…в общем, день прошел хорошо!

Пол: Сегодня я снова проснулся в темноте, чистил зубы в темноте, одевался в темноте, шел в школу в темноте!.. в темноте, в темноте, в темноте!.. ну, как это можно – в темноте…

Мэри: Как обычно в школу меня отвезла газалейка. Я зашла в круглое висящее огромное здание. Там было пусто. Вдруг я увидела свет! Я подумала, что это солнце! Я начала кружиться, я была счастлива, но оказалось, что это испытывали искусственное солнце…

Ронни: В школе у нас каждый урок длится пять минут, но какие пять минут! За одну минуту мы проходим пять тем! Про планеты солнечной системы, про нашу Венеру, про Марс. А после уроков мы идем кататься на солнцевжиках!

Дэн: После уроков меня домой как обычно отвезла газалейка. Я смотрел через стекло на стены дождя и мне представлялся большой шар, наполненный человеческими слезами, который, еще чуть-чуть…, и лопнет…

Уильям и Пол.

Уильям: Что-то ты кислый?

Пол: Да ты не лучше.

Уильям: Ты что, из-за солнца?

Пол: Да

Уильям: Смотри на мир позитивнее! Еще каких-нибудь семь лет, и ты снова увидишь свое солнце.

Пол: Солнце – это прекрасно!

Уильям: Это наш мир, мир дождя. Нам солнце не нужно.

Пол: Ты ничего не понимаешь!

Уильям: Я все отлично понимаю. Мне и без солнца хорошо.

Макс: А вот я так люблю свою спальную капсулу с такой голубой приятной жижей, в которой так замечательно мечтается о солнце, потому что оно такое, такое…

Грэйс: Сегодня я просыпаюсь и как обычно бегу к окну. Я волнуюсь, мне становится страшно, я выглядываю в окно: за окном снова дождь, дождь, дождь… на Венере так много грязи, что мне кажется, что она въелась в дома, дороги, деревья и даже небо сделалось серым… так невозможно жить!

Марго: Никто из моего класса никогда не видел солнца. И меня презирают за то, что я верю, что оно придет. Я каждый день подхожу к окну и зову его.

Фонограмма: Шум дождя.

3. «Складываем солнце»

Фонограмма: Шум дождя продолжается

Джон: Надо складывать слово «СОЛНЦЕ», тогда оно появится!

Дети поддержали эту идею: Лия притаскивает желтую бумагу. Начинают раскладывать (идет общий «гур-гур-гур»). Маша уходит за кулисы. Марго сидит у окна (слева от зрителей). Справа подсаживаются сначала Нора, потом Дэн.

Нора: Оно, наверное, не появится… его и нет вовсе.

Дэн: Да, такие тучи разве можно пробить?

Марго: Нет, оно обязательно придет

Дэн: А ты-то откуда знаешь?

Марго: Я просто очень по нему соскучилась.

А в это время все сложили слово «Солнце» и отошли полюбоваться им.

И все вдохновились, любуются этим словом, как солнцем, обсуждают…

Ронни: А я стихотворение придумал!

ВСЕ: Читай!

Рэй Бредбери

Ронни:

Солнце что-то странное, что-то иностранное.

Может быть и белое, а может быть и серое,

Может быть из вафель, а может из конфет!

ВСЕ: Солнце, Солнце, приди, приди! Солнце, Солнце, приди, приди!

Лия: Я тоже придумала!

ВСЕ: Давай!

Лия:

Солнце – это большой и желтый шар.

От него идет чуть мутный теплый пар.

И его не надо нам бояться,

Но чуть-чуть все ж надо опасаться.

ВСЕ: Солнце, Солнце, приди, приди! Солнце, Солнце, приди, приди!

Дэн: Ну, тогда я тоже прочитаю.

Солнце, Солнышко мое! Ты игриво, ты тепло.

И конечно все на свете, даже жизнь вся на планете,

Все зависит от тебя! Говорю тебе, любя!

ВСЕ: Солнце, Солнце, приди, приди! Солнце, Солнце, приди, приди!

Появляется Мэри с пластиковым конвертиком, в котором кепка от солнца, очки солнцезащитные, крем от загара.

Мэри: Посмотрите, что мне купили родители, вот смотрите!

Дети рассматривают кепку, крем от загара, очки. Мэри дает всем понемногу крема и показывает, как правильно это делать (как стюардесса в самолете). Диалог идет на «растирании крема»: кто-то растирает руки, кто-то прикладывает ладошки к лицу.

Макс: Эти очки круче!

Тим: Это не то, что нам дают в солярии!

Грэйс: А я больше всех загорала в солярии, поэтому не обгорю!

Пол: А вот и неизвестно, потому что Солнце – это огромный раскаленный шар, температура которого…

Мэри и Лия: Энциклопедия, отдохни!

Марго: А я можно?

ВСЕ: что можно?

Марго: Я тоже сочинила стихи  

Молчание. Потом Эва, Мэри, Тим приободрили Марго

ВСЕ: Ну, давай, посмотрим.

Марго читает (Варино) стихотворение.

Марго:

Чудесен солнца первый луч

Он как улитка милых глаз

Сквозь тихий бал безумных туч

Тепло и свет несет для нас

Два ангела, что берегут

Тот тихий нежный свет во тьме

Кому-то в дом его несут

А может быть тебе и мне…

Однажды глянешь ты в окно,

А там так тихо, чуть дыша,

Плетут медовое сукно

Два златокудрых малыша.

Уильям: Это ты не сама придумала!

Марго: Нет, сама, правда, сама!

Уильям: Врешь ты все!

Все зашумели, мнения разделились. Взволнованные дети встают.

Эту ссору прервал голос по радио.

Фонограмма:

Учительница: Всем пройти на репетицию ко дню встречи Солнца. Репетиция проходит в секторе 1563. Повторяю, сектор 1563.

4. «Подготовка к репетиции»

Все расходятся направо и налево, Мэри собирает свои вещи, складывает в контейнер и уносит за кулисы. Мальчики (Тим и Макс) приносят ступеньку. Остальные вышли с «нотами» (белые листы бумаги) в такой очередности:

  • Рой, Лия, Эва.
  • Грэйс, Мэри,Уильям и Энди, Джон.
  • Все остальные и Марго.

Марго никак не может найти свое место в хоре. Её не пускают. Потом находит.

Звучит песня «Щедрик», в конце которой все делают «взмах» листком. Затем дети устремляются к окну: вдруг что-то изменилось, ведь они так много сделали для появления Солнца… нет, ничего не поменялось… Уильям рвет свой листок с нотами, дети, кто с опаской, кто с уважением, а кто с осуждением смотрят на него: ведь он восстает против Солнца!

Фонограмма:

Учительница: Время отдыха. Всем погрузиться в свои индивидуальные капсулы. Время отдыха.

5. «Ночь накануне дня солнца»

Пол и Джон вывозят вешалку ближе ко второй кулисе справа, ставят ее по диагонали и раздают каждому подходящему спальные мешки из органзы. Бумагу отдаем Полу.

Все угомонились. Рядом спят Марго и Грэйс. Марго смотрит на свой цветок и тихонько, шепотом поет или разговаривает со своим цветком. Что она может ему сказать? К ней пододвигается Грэйс.

Меняется мизансцена.

Грэйс: А о чем ты с ним разговариваешь?

Марго: Просто вспоминаю Землю…

Прощение

 

Грэйс: А таких на Земле было много?

Марго: Да, у нас их было очень много, и в саду, и на заднем дворе.

Подбирается Тим, за ним – Макс, девочки Нора, Мэри, Лия.

Затем – все мальчики, включая Джона. Последний – Уильям.

Тим: Я точно знаю, что Солнце есть! Я видел его во сне. Оно такое, такое большое!

Макс: Да, оно такое большое и еще у него есть отростки или ну, эти…

Ронни: Когти что ли?

Лия: Такие длинные…

Ронни: Усы?

Пол: Вы что, с Марса упали? Какие усы, какие когти! Лучи! Лучи у него есть! Солнце – это огромный раскаленный шар, который в 50, нет, в сто раз больше нашей Венеры! И вообще, Солнце – это звезда!

Наступила тишина осмысления.

Пол: Если сейчас кто-нибудь скажет что-нибудь про энциклопедию!…

Тим: Не, не скажет! Рассказывай дальше, энциклопедия…

Рой: А я слышал, что звезды падают с неба…а вдруг оно тоже… БАЦ! И по голове!

Мэри (обращаясь к Марго): А как это, когда солнце всходит?

Марго: Ну, облака расходятся, начинают петь птицы, кузнечики трещат просто без умолку, тебе хочется бегать, кружиться, пока не станет плохо. И дышать сложно…задыхаешься…

Джон: Что, правда?

Марго: Ну, да, потому что ты счастлив.

Фонограмма:

Их прерывает сирена (просто сирена, как предупреждение, что надо спать), все разбежались по капсулам.

Затемнение.

Идет перестановка: уносят мешки за кулисы все, кроме Макса, Грэйс, Марго и Уильяма – они сразу из-за кулис выносят мольберты, кисти, бумагу. Тим выносит большую прозрачную вазу, где уже лежат солнышки

Затем свет набирается.

6. «Марго запирается в чулан»

Трое (Макс, Грэйс и Марго) рисуют солнце на мольбертах. Они с кистями и красками, в заляпанных фартуках. Вокруг них толкается народ. Мэри, Рой смотрят, как рисует Уильям. Его рисунок лежит на полу. Энди и Тим складывают оригами или просто вырезают солнце и складывают их в корзину (или в вазу).

Тим: 126, 127…

Энди: Вот еще три сделаем и отдохнем!

Джон: серенького подбавь

Нора: А ученые все правильно посчитали, это правда будет сегодня?

Макс: Ну, должно быть

Эва: А во сколько?

Уильям: В 12 часов 15 минут, плюс-минус пару секунд.

Мэри: Интересно, как это будет?

Уильям: Ну, наверно, как в прошлый раз…

Грэйс: А как было в прошлый раз?

Уильям: Ну, откуда мне знать, я был всего лишь двухлетним ребенком.

Дэн: А я боюсь почему-то, немножко…

Лия: И я тоже…

Тим: Да чего вы все боитесь! В прошлый раз ведь ничего не случилось, правильно? Мы ведь все еще здесь, правильно?

К этому моменту вокруг Марго собралось несколько человек. Они удивлены красотой рисунка Марго, говорят об этом. Пол вынес на середину – все вокруг…

Пол: А что, это и правда вот так выглядит?

Марго: Я пыталась изобразить это так, как это выглядело, когда я жила на Земле в Огайо. Там всегда было солнце, мне кажется, что я до сих пор все это вижу, просто мне не хватает слов, чтобы хорошо рассказать…

Уильям подходит и смотрит, после чего за спиной сминает свой рисунок.

Вдруг вбегает Рой.

Рой: Ребята, там уже!…уже скоро!… Это, ну, вот это! (показывает руками Солнце)

Все: Да что?

Рой: Да ну вас!

Все быстро уносят все со сцены в разные кулисы, должно быть ощущение беспокойной птичьей стаи. Выстроились у выхода из-под купола.

Ронни: Перестает, дождь перестает!

Лия: И, правда, перестает!

Уильям: А ты что здесь делаешь?

Марго: Как? Ведь сегодня…ученые предсказали… солнце сегодня…

Уильям: Ничего не будет, мы тебя разыграли!

Все ошеломлены, но после настойчивого повторения Уильяма: «мы тебя разыграли, ведь, правда, ребята, сегодня ничего не будет! Ведь правда?» Сначала подхватывает Пол, потом Макс, потом Тим, далее потихоньку все. Последняя – Лия.

Уильям: Разыграли, разыграли!

Все: Разыграли! Разыграли!

Марго: Но ведь… сегодня тот самый день… ученые не могут ошибаться…

На этом «Разыграли» Уильям движется вокруг Марго как акула, потихоньку сужая круг. Все стоят в стороне редкой толпой, почти кругом. Кому-то азартно, что затевается какой-то скандал, кто-то растерян, хотя и вопит «разыграли», кто-то настроен агрессивно, дескать, пусть не хвастает, что с Земли.

Уильям: А вот сейчас мы тебя запрем в чулан… эй, ребята, давайте запрем ее в чулан!

Все: в чулан! Разыграли! Правильно, пусть не выпендривается!

Фонограмма: «Чулан»

Уильям выхватывает у Марго ее любимый цветок, бежит с ним по кругу, и начинается злая и очень быстрая игра «ну-ка, отними». Цветок Уильям кидает сперва Полу, Пол – Мэри, Мэри – Джону, Джон – Тиму, Тим – Максу. Марго пытается спасти цветок:

Марго: пожалуйста, отдайте… цветок… он может разбиться…не надо!…

Марго падает, ее подхватывают и волокут в чулан.

Только дети вышли из чулана, звучит сирена

Фонограмма: звучит сирена к выходу из-под купола.

Все опрометью несутся к выходу из-под купола, теснятся, протискиваются, перемещаются. Лица и тревожные, и радостные, и нетерпение захлестывает.

Энди: Ох, сейчас как забледнеется!..

Пол: Оно не может бледнеться, это раскаленный шар…

Мэри, Лия: Да тише вы, а то все пропустим!

Фонограмма: «Видим солнце»

Сцена «Видим солнце» начинается с яркого света. Дети щурятся, закрываются сначала от яркого света. Потом идет пластическая сцена, где каждый индивидуально живет в наступившем лете. Потом все это переходит в танец-ликование.

Вдруг появляется Грэйс с огромным букетом цветов. Все столпились вокруг этого чуда. Но закапал дождь… раскаты грома… кто-то притащил плащ, дети спасают букет, уходят под купол и Ронни грозит в бессильной ярости ненавистным тучам кулаком.

Фонограмма: дождь, гром

Садятся у окна. Потихоньку, бережно, Грэйс раздает ветки цветов всем-всем. Эта мысль не заготовлена заранее, она появляется здесь. Далее – каждый со своим цветком – это сокровище и память о солнце на следующие 7 лет…

Дэн: И так будет опять целых семь лет?

Макс: Да, семь лет…

Лия: А Марго! Мы ведь ее заперли, она так и сидит в чулане.

Все застыли, переглянулись и отвели глаза

Лия: Ну что же мы? … пойдем

Все идут к чулану.

Включается Фонограмма: «Марго выходит из чулана»

Толпа медленно расступается и медленно идет Марго. Идет к окну, все собираются вокруг нее, всеми движет желание извиниться, загладить свой проступок. Кто-то решает отдать свой цветок Марго, все подхватывают эту идею. Марго сидит с огромным букетом. Все вокруг нее. Лия выносит из-за кулис цветок Марго и ставит перед всеми. Мы видим святое семейство. Дети обнимают и поддерживают друг друга: переплетенье рук, склоненные друг к другу головы, лица красивые.

Свет медленно гаснет.

Добавить комментарий

Войти с помощью: