Психологическая подготовка воспитанника к публичному выступлению: пути преодоления сценического волнения
В статье рассматривается опыт преодоления страха и волнения перед публичным выступлением у детей, обучающихся исполнительскому искусству в учреждениях дополнительного образования.
С.С. Галевский,
педагог дополнительного образования ГБУ ДО
Дом детского творчества «На реке Сестре»,
Курортный район, г. Санкт-Петербург
С проблемой сценического волнения учеников сталкивается любой преподаватель, ведь концертная деятельность — это не только неотъемлемая часть обучения, но и, зачастую, форма отчетности. Эта тема очень актуальна, ведь сценическое волнение может свести на нет результаты долгих репетиций. Есть множество примеров, когда из-за волнения хорошо подготовленному музыканту не удавалось достойно выступить. И чем дольше проблема не решается, тем больше нервозности и комплексов накапливается у артиста.
Сегодня есть интерес к данной теме в научных кругах, но, к сожалению, исследовательские работы не систематизированы. Данная статья — попытка систематизации сведений по проблематике преодоления сценического волнения учениками с учетом современных реалий.
Предмет данной работы — методы преодоления сценического волнения учеников под руководством педагога.
Цель работы — систематизировать методы преподавательской помощи ученику в преодолении сценического волнения.
Исходя из цели работы, мы ставим перед собой ряд задач:
- проанализировать результаты научных исследований по рассматриваемой проблематике;
- описать процесс разработки стратегического плана работы с учеником;
- рассмотреть этапы предконцертной подготовки;
- определить алгоритм действий преподавателя во время и после концерта.
Для решения указанных задач и достижения цели мы пользуемся методами анализа и синтеза, аналитического обобщения, наблюдения.
1. Проблема преодоления сценического волнения в оценке исследователей
Проблема психологической подготовки музыканта к выступлению на сцене — одна из самых важных в исполнительском искусстве. Трудно найти артиста, который ни разу не пострадал от негативного сценического волнения. Немаловажно, что с этой проблемой музыкант впервые сталкивается одновременно с началом концертной деятельности.
Нельзя не упомянуть важнейшие исследования проблемы преодоления негативного сценического волнения, проведенные признанными авторитетами в области сценического искусства. Это Л.Л. Бочкарев[1], Г.М. Коган[2], Г.Г. Нейгауз[3], С.И. Савшинский[4], Г.М. Цыпин[5], К.С. Станиславский[6] и др. Можно с уверенностью сказать, что вышеперечисленные исследователи были основоположниками изучения данной проблемы.
Сегодня существует ряд исследований, которые содержат общие рекомендации и размышления о преодолении сценического волнения артистом. Это, например, работы О.А. Курганской[7], Н.В. Лезедовой[8], Д.М. Мергалиева[9], И.Н. Немыкиной и И.В. Саргиной[10], О.С. Черновой[11], А.А. Клипиковой[12], Г.Т. Альжановой и О.А. Бурлак[13], И.В. Москвиной и М.Д. Кротовой[14].
В последнее десятилетие немало исследователей посвящают свои научные работы различным аспектам рассмотрения проблемы подготовки артиста к публичному выступлению. Например, Л.А. Рапацкая и А.А. Ивахненко[15] рассматривают помощь педагога обучаемым в преодолении сценического волнения как один из признаков профессиональной квалификации учителя. В другой своей статье А.А. Ивахненко[16] уточняет, что помочь в преодолении волнения способен тот педагог, который сам может контролировать свои эмоции перед выступлением и во время него. С другой стороны, учитель может практиковаться в этом каждый раз, когда помогает ученикам.
Н.В. Корчагина и М.С. Калмыкова[17] фокусируют внимание на причинах волнения — зная причины, проще нивелировать его негативные последствия. В своей работе авторский коллектив приводит примеры преодоления сценического волнения у обучающихся ДШИ разных возрастных групп (от младшего школьного до юношеского возраста). Авторы уверены, что львиная доля успеха зависит от подбора соответствующей возрасту манеры обращения к ученику.
О.А. Блох[18] предлагает условно разделить всех музыкантов на три категории: “сверхчувствительные натуры со слабой нервной системой”[19], “люди, имеющие средний уровень внутренней сбалансированности, некоторый опыт внутренней самоорганизации”[20], “волевые целостные личности«[21]. По мнению О.А. Блоха, в зависимости от принадлежности к одной из категорий музыкант испытывает чрезмерно сильное, среднее или контролируемое, «положительное» волнение соответственно.
Н.А. Фролова[22] обращает особое внимание на роль коллективной работы в успешном преодолении волнения на сцене.
Е.В. Петренко[23] утверждает, что преодоление сценического волнения в немалой степени зависит от движений выступающего на сцене. На его взгляд, основные требования — это удобная, естественная, устойчивая поза, развернутые плечи и прямая спина, прямой взгляд и не зажатая шея, спокойная, адекватная теме творчества мимика, свободные руки.
А.А. Рязанцев и К.А. Остапенко[24] заостряют внимание на физических последствиях сценического волнения (изменение давления, пульса, тремор рук, а в дальнейшем — обострение гастрита, язвы, аллергии и пр.), а также предлагают использовать т.н. ритуалы для его преодоления. Это могут быть ритуальные движения, рисунки, любые положительные традиции вплоть до чаепития в спокойной обстановке.
Стоит обратить внимание на медицинское исследование, посвященное биоуправлению в оптимизации музыкальной деятельности. О.М. Базанова и М.Б. Штарк[25] провели масштабный эксперимент и описали его результаты в статье. Авторы выяснили, какие ранее не известные физиологические факторы влияют на исполнительское мастерство. Авторы пришли к выводу, что биоуправление как активный сознательный процесс обучения ученика оптимизации функций собственного организма более эффективно в преодолении волнения, чем целебное или педагогическое воздействие на пассивного учащегося.
Как мы видим, проблема преодоления сценического волнения была актуальна в течение долгих лет и остается важной сегодня. Написано немало научных работ по данной тематике. Все исследователи сходятся в том, что универсальные рекомендации по уменьшению волнения выступающего далеко не всегда бывают эффективны и полезны для обучающихся.
Удручает чрезвычайно малое количество работ практической направленности, хотя некоторые работы и опираются на жизнеописания знаменитых музыкантов или преподавателей. Радует, что в 2018 году была выпущена практически готовая учебная программа[26], основанная на саморегуляции, помогающая преодолеть сценическое волнение. Однако она рассчитана на узкую целевую аудиторию. Кроме того, нет сведений о ее эффективности.
На наш взгляд, не стоит упускать из вида медицинские исследования, ведь именно они могут стать основой для объективно успешного метода по преодолению сценического волнения у музыкантов.
2. Алгоритм действий педагога для помощи ученику в преодолении сценического волнения
2.1 Разработка стратегии работы с конкретным обучающимся
Как уже было сказано в первой части данной работы, универсальные методы преодоления сценического волнения нельзя применять ко всем учащимся подряд. Это может быть не только неэффективно, но и вредно для успешной концертной деятельности. Именно поэтому важнейшая составляющая в нелегком деле помощи в преодолении волнения — поиск индивидуального подхода к каждому ученику.
В этом деле особенно полезно психологическое образование и умение разбираться в людях. Для того чтобы понять, какие методики применять с каждым конкретным учащимся, нужно составить его своеобразный психологический портрет.
Очевидно, что в первую очередь необходимо учитывать возраст ученика. Дошкольники и подростки, например, совершенно по-разному реагируют на поступающие извне вызовы и трудности просто в силу возрастных особенностей. Для дошкольников причиной сценического волнения чаще всего является незнакомая обстановка и множество новых зрителей. Подростки очень чувствительны к мнению публики (особенно преподавателей, друзей, знакомых), а вот выступление в незнакомом месте воспринимают более спокойно. В юношеском возрасте добавляется желание быть признанным и оцененным по достоинству[27].
Тип темперамента оказывает большое влияние на отношение обучающегося к учебе. Обычно флегматики тратят много времени на приведение себя в рабочее состояние; холерики тяжело переживают неудачи, долго и с трудом формируют устойчивые навыки игры; сангвиники легко переносят неудачи, управляют своей работоспособностью, но им может быстро надоесть музыкальное произведение; меланхолики очень болезненно переносят неудачи, одинаково легко схватывают материал и забывают его[28].
Помимо перечисленных психобиологических свойств личности ученика, конечно, нужно учитывать и другие элементы динамической структуры личности[29] в контексте подготовки к публичному выступлению.
Это, прежде всего, особенности психики: насколько легко ученик запоминает произведение, каковы его мыслительные способности, в какой степени у него развита сила воли и самоконтроль (это особенно важно при преодолении сценического волнения), какова глубина восприятия, яркость чувств и эмоций.
Конечно, нужно учитывать, какой опыт имеет обучающийся — были ли у него успешные или провальные сценические выступления, каков уровень знаний, умений и навыков в выбранной музыкальной области.
Наконец, направление личности обучающегося ничуть не менее важно для успешной работы с ним, чем остальные элементы. Для чего ученик выступает перед публикой, к чему стремится, о чем мечтает, с кого берет пример — все это занимает далеко не последнее место при преодолении волнения при выступлении.
По степени сценического волнения можно выделить три группы учеников, как предлагает О.А. Блох[30]. Различия их характеров указаны в первой части данной работы.
Конечно, при работе с учениками необходимо постараться максимально полно изучить их характеры, личностные качества. Исходя из совокупности рассмотренных качеств, можно составить конкретный алгоритм преодоления сценического волнения у каждого ученика и у всей учебной группы. Тем не менее, нужно быть готовым к неожиданностям и уметь менять план действий в зависимости от обстоятельств.
2.2 Подготовка к концертному выступлению
Существует ряд методик, которыми педагог может пользоваться для помощи ученику в преодолении сценического волнения. В зависимости от психологического портрета ученика какие-то способы не используются или видоизменяются. Рассмотрим эти методики в данном пункте работы.
Одна из важнейших задач педагога заключается в том, чтобы внушить обучающемуся любовь к сцене, к публичным выступлениям. Когда концерт дает душевный подъем, вызывает прилив творческих сил — места страху и зажатости не остается. Привить ощущение “концертности«[31] ученику непросто, но возможно. В этом может помочь ценностная ориентация ученика, положительный пример педагога-исполнителя, практика в классе. Начинать работу над этим следует с первых учебных занятий.
При опоре на составленный психологический портрет ученика необходимо выяснить, каковы причины его переживаний при публичном выступлении, а также каков тип испытываемого им волнения («волнение-паника» или “волнение-подъем«[32]). «Волнение-подъем» полезно при выступлении, с ним не нужно бороться ни в коем случае. Далее речь пойдет о негативном волнении или «волнении-панике».
Безусловно, исполнитель должен иметь возможность составить программу выступления на свой вкус, чтобы ему было проще проникнуться музыкальным произведением, прожить его на сцене. Если ученик посвятит себя именно этим эмоциям, места волнению не останется.
Одна из самых часто упоминаемых причин волнения — это недостаточная подготовка исполнителя к концерту (или такое ощущение). Преподавателю следует контролировать этот процесс и ни в коем случае не допускать до выступления ученика с недостаточным уровнем подготовки. Если же ученик незаслуженно занижает собственную успешность, то его нужно похвалить, подбодрить и успокоить. Ученик должен обрести уверенность в своих силах, хорошее настроение и желание поделиться им с публикой.
Один из самых успешных способов преодоления сценического волнения — это частые репетиции программы перед различной публикой, будь то преподаватель, классный коллектив, родители, друзья, знакомые или посторонние. Ученик может участвовать в тематических вечерах, выездных концертах, музыкально-просветительских мероприятиях. Конечно, в их организации должен принимать самое активное участие педагог. Если же такой возможности нет или выступлений было слишком мало, может помочь концерт ученика даже перед воображаемой публикой.
За две-три недели до ответственного выступления следует начать фазу интенсивных репетиций. Ученику лучше прорабатывать сложные моменты, а затем переходить к тому, что не получается. Роль преподавателя на данном этапе заключается в том, чтобы помочь обучающемуся соединить получившиеся части в целое, разъяснить непростые моменты.
Для снижения сценического волнения преподаватель должен в ходе бесед-обсуждений предупредить ученика о возможных неожиданностях, поделиться примерами из собственного опыта, разработать порядок действий на случай непредвиденных обстоятельств. В частности, если ученик что-то забыл, не стоит останавливать и играть то же место заново. Следует сделать вид, что все хорошо и продолжать выступление, как ни в чем не бывало. Все это должно помочь снизить значимость предстоящего события в сознании ученика, которая, как правило, сильно завышена. Но здесь главное не перестараться.
Хорошим способом преодоления волнения является тщательная репетиция всех сценических действий и движений, жестов. Правильная, удобная поза, описанная в первой части данной работы, тоже должна быть отработана. Если предполагается выступление в костюме или с реквизитом, то необходимо провести несколько репетиций в полной концертной обстановке, чтобы было меньше неожиданностей и дискомфорта. Также следует отработать правильное спокойное дыхание во время выступления.
За два-три дня до выступления следует прекратить активные репетиции, тщательно соблюдать режим дня и диету. Возможно, полезен будет совместный выезд на природу или встреча с преподавателем. Ученику нужно отдохнуть, настроиться на концертное произведение, прочувствовать его сущность и эмоциональную окраску.
За день до концерта будет полезно медленное, вдумчивое проигрывание гамм, этюдов, давно выученных произведений. Не нужно спешить, следует хорошо размяться и настроиться на спокойный лад.
Итак, существует ряд действий преподавателя, которые могут помочь ученику преодолеть волнение перед сценой. Педагог настраивает ученика на нужный лад эмоционально, вселяет в него уверенность в себе, следит за его физическим состоянием, за уровнем подготовленности, моделирует ситуацию публичного выступления и возможные сложности. Важно помнить, что к каждому ученику нужен индивидуальный подход. Тщательно продуманная, выверенная комбинация из вышеописанных методов может стать путем к успешному выступлению.
2.3 Порядок действий педагога во время и после концерта
Когда наступает день концерта, а также когда выступление остается позади, работа педагога далеко не заканчивается. При этом ее специфика немного меняется.
В день концерта ученику нужно как следует выспаться. С течением музыкальной карьеры ученик обзаведется собственными предконцертными «ритуалами», но для начала с этим может помочь преподаватель. Это может быть молчаливая успокоительная медитация в гримерке, совместное чаепитие или сеанс рисования узоров. В любом случае, привычные действия помогут в преодолении сценического волнения.
Преподаватель сам должен быть спокоен и доброжелателен, настраивая учеников положительно. Если его что-то не устраивает, он разочарован, то лучше это скрыть от учеников. Во время выступления и сразу после него ученик должен получать поддержку и одобрение от педагога, что бы ни случилось. Недочеты следует обсуждать в спокойной обстановке класса, без посторонних. В противном случае негативный опыт может стать психологической травмой и на порядок усилить сценическое волнение ученика.
После выступления, когда ученик спокоен и уже получил все заслуженные похвалы, можно приступать к анализу прошедшего концерта. Нужно учесть качество исполнения — в этом могут помочь как ощущения преподавателя и ученика, так и фото-, аудио- и видеозаписи. Сценическое поведение, манера держать себя, общение с публикой — все это также нужно проанализировать. Нужно узнать, как ученик чувствовал себя на сцене, что вызвало дискомфорт.
Очень важно помнить, что не стоит сравнивать ученика с другими выступающими. Лучшее сравнение — между нынешним уровнем выступления ученика и тем, что было раньше.
Неловким ситуациям и промахам стоит посвятить беседы-обсуждения. Моделирование разных выходов из пережитых ситуаций поможет снизить градус волнения из-за них в следующий раз. По итогам анализа ситуации педагог разрабатывает дальнейший план действий по преодолению сценического волнения. Чем тщательнее было проанализировано выступление, тем точнее будет определен круг творческих задач, решение которых снизит риск провала на сцене в будущем.
Таким образом, после выступления наступает важный этап осмысления проделанной работы и разработки планов. С учетом прошедших концертов можно создать более эффективную программу преодоления волнения для каждого ученика индивидуально.
Итак, алгоритм действий преподавателя при подготовке ученика к концертному выступлению с целью преодоления сценического волнения прост и сложен одновременно. Начинать стоит с составления психологического портрета ученика, в соответствии с которым разрабатывается программа подготовки к концерту. После каждого концерта программа корректируется. Но часто жизнь вносит свои поправки. И, конечно, преподаватель должен быть готов преодолевать трудности.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что актуальность проблемы преодоления сценического волнения год от года не становится меньше. Исследователи рассматривают данную проблему с разных точек зрения, но все они солидарны в том, что для успешного ее решения необходим индивидуальный подход к каждому ученику.
Именно поэтому очень важно составить по возможности полный и достоверный психологический портрет ученика перед началом работы над преодолением волнения. Для этого нужно изучить все элементы динамической системы его личности. На то, как следует вести себя педагогу для достижения успеха, влияет и возраст ученика, и его темперамент, и особенности психики, и опыт, и направление личности учащегося.
Существует ряд действий преподавателя, которые могут помочь ученику преодолеть сценическое волнение при их уместном и своевременном применении. До концерта это создание у ученика положительного настроения, поддержание уверенности в себе, контроль режима дня и физического состояния, проверка уровня подготовленности с точки зрения исполнительского мастерства, обсуждение возможных сложностей. При вдумчивом комбинировании данных методов вероятность достижения успеха повышается.
Предконцертной подготовкой дело не заканчивается — после выступления наступает этап осмысления проделанной работы преподавателя и ученика, а также разработки планов по его результатам. С учетом плюсов и минусов прошедших концертов можно корректировать намеченный ранее план действий для скорейшего и эффективнейшего преодоления негативных последствий сценического волнения.
Литература
- Альжанова Г.Т., Бурлак О.А. Проблема сценического волнения и пути его преодоления. // Инновационная наука. — 2016.
- Базанова О.М., Штарк М.Б. Биоуправление в оптимизации музыкальной деятельности. // Сибирский научный медицинский журнал. — 2004.
- Блох О.А. Преодоление стресса публичных выступлений у музыкантов исполнителей. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2013.
- Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. / Л.Л. Бочкарев. — М, 1997. — 352 с.
- Волкова Е.Б. Оценка результативности коррекции ситуативной тревожности в исполнительской деятельности у обучающихся музыкальных школ посредством тренинга саморегуляции. // Концепт. — 2018.
- Ивахненко А.А. Развитие исполнительской культуры педагога-музыканта как путь защиты от профессиональной деквалификации. // Теория и практика общественного развития. — 2015.
- Клипикова А.А. Проблема преодоления сценического волнения учащимися. // Проблемы педагогики. — 2016.
- Коган Г.М. Работа пианиста. / Г.М. Коган. — М., 2004. — 204 с.
- Корчагина Н.В., Калмыкова М.С. Проблема преодоления негативного сценического волнения у учащихся класса эстрадного вокала детской школы искусств. // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». — 2017.
- Курганская О.А. К проблеме сценического волнения и методов его преодоления. // Культурная жизнь Юга России. — 2008.
- Ламберт Л.В. Преодоление сценического волнения у юных музыкантов-исполнителей. // Социальная сеть работников образования. URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/10/12/preodolenie-stsenicheskogo-volneniya-u-yunykh (Дата обращения: 25.03.2019)
- Лезедова Н.В. О психологической подготовке музыканта-исполнителя к конкурсному испытанию. // Царскосельские чтения. — 2010.
- Мергалиев Д.М. Психологическая подготовка студентов-исполнителей к концертному выступлению. // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. — 2013.
- Москвина И.В., Кротова М.Д. Проблема волнения детей в процессе музыкального исполнительства. // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2018.
- Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. / Г.Г. Нейгауз. — М., 1999. — 232 с.
- Немыкина И.Н., Саргина И.В. Эстрадная стрессоустойчивость как профессионально-значимое качество вокалиста. // Педагогика и психология образования. — 2013.
- Петренко Е.В. К вопросу о сценическом волнении эстрадного певца. // Наука и школа. — 2015.
- Платонов К.К. О системе психологии. / К.К. Платонов. — М., 1972. — 216 с.
- Рапацкая Л.А., Ивахненко А.А. Профессиональная деквалификация учителя детской музыкальной школы: причины и следствия. // Теория и практика общественного развития. — 2015.
- Рязанцев А.А., Остапенко К.А. Индивидуальный стиль деятельности музыканта. // International scientific review. — 2016.
- Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. / С.И. Савшинский. — М., 2004. — 192 с.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. / К.С. Станиславский. — М., 2008. — 511 с.
- Фролова Н.А. Педагогический потенциал современной аутодидактики в процессе исполнительской подготовки студентов-музыкантов. // Сибирский педагогический журнал. — 2015.
- Цыпин Г.М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности. / Г.М. Цыпин. — М., 2014. — 128 с.
- Чернова О.С. Подготовка начинающего эстрадного вокалиста к концертно-исполнительской деятельности. // Педагогическое образование в России. — 2014.
[1]Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. / Л.Л. Бочкарев. — М, 1997.
[2]Коган Г.М. Работа пианиста. / Г.М. Коган. — М., 2004.
[3]Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. / Г.Г. Нейгауз. — М., 1999.
[4]Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. / С.И. Савшинский. — М., 2004.
[5]Цыпин Г.М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности. / Г.М. Цыпин. — М., 2014.
[6]Станиславский К.С. Работа актера над собой. / К.С. Станиславский. — М., 2008.
[7]Курганская О.А. К проблеме сценического волнения и методов его преодоления. // Культурная жизнь Юга России. — 2008.
[8]Лезедова Н.В. О психологической подготовке музыканта-исполнителя к конкурсному испытанию. // Царскосельские чтения. — 2010.
[9]Мергалиев Д.М. Психологическая подготовка студентов-исполнителей к концертному выступлению. // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. — 2013.
[10]Немыкина И.Н., Саргина И.В. Эстрадная стрессоустойчивость как профессионально-значимое качество вокалиста. // Педагогика и психология образования. — 2013.
[11]Чернова О.С. Подготовка начинающего эстрадного вокалиста к концертно-исполнительской деятельности. // Педагогическое образование в России. — 2014.
[12]Клипикова А.А. Проблема преодоления сценического волнения учащимися. // Проблемы педагогики. — 2016.
[13]Альжанова Г.Т., Бурлак О.А. Проблема сценического волнения и пути его преодоления. // Инновационная наука. — 2016.
[14]Москвина И.В., Кротова М.Д. Проблема волнения детей в процессе музыкального исполнительства. // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2018.
[15]Рапацкая Л.А., Ивахненко А.А. Профессиональная деквалификация учителя детской музыкальной школы: причины и следствия. // Теория и практика общественного развития. — 2015.
[16] Ивахненко А.А. Развитие исполнительской культуры педагога-музыканта как путь защиты от профессиональной деквалификации. // Теория и практика общественного развития. — 2015.
[17] Корчагина Н.В., Калмыкова М.С. Проблема преодоления негативного сценического волнения у учащихся класса эстрадного вокала детской школы искусств. // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». — 2017.
[18]Блох О.А. Преодоление стресса публичных выступлений у музыкантов исполнителей. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2013.
[19] Там же.
[20] Там же.
[21] Там же.
[22]Фролова Н.А. Педагогический потенциал современной аутодидактики в процессе исполнительской подготовки студентов-музыкантов. // Сибирский педагогический журнал. — 2015.
[23]Петренко Е.В. К вопросу о сценическом волнении эстрадного певца. // Наука и школа. — 2015.
[24]Рязанцев А.А., Остапенко К.А. Индивидуальный стиль деятельности музыканта. // International scientific review. — 2016.
[25]Базанова О.М., Штарк М.Б. Биоуправление в оптимизации музыкальной деятельности. // Сибирский научный медицинский журнал. — 2004.
[26]Волкова Е.Б. Оценка результативности коррекции ситуативной тревожности в исполнительской деятельности у обучающихся музыкальных школ посредством тренинга саморегуляции. // Концепт. — 2018.
[27]Корчагина Н.В., Калмыкова М.С. Проблема преодоления негативного сценического волнения у учащихся класса эстрадного вокала детской школы искусств. // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». — 2017.
[28]Ламберт Л.В. Преодоление сценического волнения у юных музыкантов-исполнителей. // Социальная сеть работников образования. URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/10/12/preodolenie-stsenicheskogo-volneniya-u-yunykh (Дата обращения: 25.03.2019).
[29]Платонов К.К. О системе психологии. / К.К. Платонов. — М., 1972.
[30]Блох О.А. Преодоление стресса публичных выступлений у музыкантов исполнителей. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2013.
[31]Мергалиев Д.М. Психологическая подготовка студентов-исполнителей к концертному выступлению. // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. — 2013.
[32]Блох О.А. Преодоление стресса публичных выступлений у музыкантов исполнителей. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2013.