Медиаволонтерство: путь из виртуальности в реальность
Статья посвящена медиаволонтерству, которое наиболее полно отражает реалии современной эпохи, является реальной альтернативой рискам в детско-подростковой среде, направлено на развитие у школьников социальных и информационных коммуникаций, популяризацию социально-значимых образцов волонтерской практики через создание позитивного медиаконтента.
Особое внимание уделяется новым форматам работы с молодежью, созданию команд медиаволонтеров, обучению их навыкам работы в социальных сетях. Информационно-медийное направление волонтерской деятельности в условиях глобальной цифровизации становится исключительно актуальным, может стать дорогой в будущую профессию и представляет колоссальный ресурс для воспитания и успешной социализации подрастающего поколения. Дается анализ новой учебно-методической литературы, что позволит обеспечить обновление содержания образования.
Х.Т. Загладина,
канд. ист. наук,
рук. Центра социализации, воспитания
и дополнительного образования
издательства «Русское слово,
член Координационного совета при Общественной палате
РФ по развитию добровольчества (волонтерства)
Москва
Развитие цифровых технологий привело к трансформации всех сторон человеческой жизни и деятельности, не обошли эти процессы и образование. Сегодня важно осознавать, что наши дети уже живут в новой цифровой эпохе, привить им культуру поведения в интернет-пространстве, научить их делать онлайн-волонтерские проекты, полезные и добрые дела вместе с командой единомышленников, быть неравнодушными, ценить дружбу, оказывать помощь ближнему, беречь природу — все это важнейшие составляющие современного гражданского воспитания.
Вовлечение школьников в добровольчество во всех его проявлениях стало одной из ключевых задач федеральных проектов «Патриотическое воспитание» и «Социальная активность» в рамках национального проекта “Образование«[1].
Медиаволонтерство — это ответ на вызовы цифровой эпохи, это совсем молодой вид добровольчества, еще только набирающий обороты, учитывающий особенности восприятия и интересов современных детей и подростков. Это добровольчество, устремленное в будущее. Медиаволонтер, используя свои навыки работы в сетях, интеллектуальные и литературные способности, имея телефон или бытовую фотокамеру, рассказывает о том, чем занимаются люди, которые отдают свои силы, время и тепло своей души тем, кто нуждается в помощи, защите и понимании.
Медиаволонтерство наиболее полно отражает реалии современной цифровой эпохи, оно направленно на формирование информационного поля вокруг общественно значимых событий, оказывает информационную поддержку социальных проектов, разрабатывает медиаконтент и распространяет его в СМИ и Интернете (социальных сетях, мессенджерах, аккаунтах, сервисах, YouTube и др.). Медиаволонтеры на добровольных началах выступают в качестве фотографов, журналистов, SMM-специалистов, блогеров, видеооператоров, дизайнеров и т.д.
Научно-педагогическое сообщество уделяет сегодня значительное внимание азам медиаобразования школьников: организации детских медиа, пресс-центров, освоению навыков работы в социальных сетях, участия в онлайн конкурсах и конференциях и т.д. Все понимают, как важно в настоящее время противостоять угрозам в интернете, кибербуллингу. Поэтому деятельность школьных медиа рассматривается как реальная альтернатива существующим рискам в детско-подростковой среде и направлена на развитие социальных и информационных коммуникаций, популяризацию социально-значимых инициатив и волонтерских проектов через создание позитивного медиаконтента. Детские медиа и пресс-центры организуются активными добровольцами под руководством взрослых наставников. Их основная деятельность направлена на мультимедийное сопровождение всех крупных школьных мероприятий: праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, вечеров, дискотек и т.д.
В настоящее время, учитывая актуальность новых форматов работы с подростками, востребованных самой жизнью, необходимостью вовлечения их в эффективные волонтерские практики, ряд педагогов задаются вопросом: «Каким образом встроить работу школьных медиа в воспитательную программу школы?». Другие уже проводят серьезную работу по включению инвариантного модуля «Школьные медиа» в школьную Программу воспитания.
Известно, что с 1 сентября 2021 года все школы России будут работать по собственной программе воспитания, подготовленной в соответствии с Примерной программой воспитания[2]. В процессе апробации программы и на многочисленных совещаниях с руководством школ и педагогами ее разработчики утверждали, что она — не застывшая догма, а руководство к действию. Примерная Программа воспитания рассматривается как своеобразный «конструктор» для создания программы воспитания в конкретной школе, позволяется корректировать ее в зависимости от реальной деятельности коллектива школы и опыта работы его педагогов. В методических рекомендациях «О разработке программы воспитания» говорится: “Школа может добавить новый модуль в программу воспитания, если эта деятельность значимая для школьников и педагогов«[3]. Таким образом, медиаволонтерство может стать самостоятельным модулем программы воспитания для тех школ, где педагоги проводили системную работу в этом направлении, создавали команды медиаволонтеров, обучали школьников обрабатывать информационный материал, монтировать видеоклипы, вести блоги, работать в социальных сетях, мессенджерах, придумывать сюжеты для написания статей в школьные СМИ и на сайт школы, создавать видеоролики, фильмы и т.д. Возглавить работу по модулю «Медиаволонтерство» может классный руководитель, инициативный родитель, тьютор, вожатый, учитель информатики, а также любой педагог, включенный в эту тему.
В период распространения «COVID-19» и перехода на самоизоляцию исключительно востребованным оказалось именно информационно-медийное направление волонтерской деятельности. Волонтеры начали активно завоевывать медиапространство. Благодаря возможностям социальных сетей и интернет-сообществ (в группах в «ВКонтакте», аккаунтах в Instagram или мессенджерах, таких как Whats App или Telegram) были сформированы дружные команды волонтеров. Они освещали события разной направленности: гражданско-патриотической, социальной, экологической, профориентационной, культурно-просветительской, спортивной, профилактики здорового образа жизни, обеспечения безопасности и т.д. Молодежные онлайн-мероприятия получили распространение не только в мегаполисах и крупных городах, но и в небольших населенных пунктах, в этих событиях участвовали не только школьники, но их родители, жители данного населенного пункта. Медиаволонтеры-школьники оповещали о мерах безопасности и личной гигиены, во время дистанционного обучения они оказывали помощь ученикам и родителям в организации учебного процесса. Оставаясь дома, волонтеры создавали полезный контент, было проведено огромное количество челленджей и баттлов со словами поддержки и благодарности врачам с пожеланиями и поздравлениями. В связи с празднованием 75-летия Великой Победы медиакоманды разрабатывали сценарии праздничных мероприятий и проводили онлайн-митинги.
Многие социально ориентированные некоммерческие организации, работающие с детьми, предоставляют школьникам возможность правильного использования современных гаджетов и создания позитивного контента, приглашают ребят участвовать в различных волонтерских проектах, конкурсах, викторинах, квестах, флешмобах и т.д. Среди этих организаций такие, как «Ассоциация волонтерских центров» (АВЦ), «Российское движение школьников» (РДШ), «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций» (СПО-ФДО), детское экологическое движение «Зеленая планета» и др.
На базе АВЦ создана единая информационная система (ЕИС) «Добровольцы России», она служит информационной платформой для волонтеров и волонтерских организаций, на ней размещаются самые актуальные новости из жизни российского добровольчества, предложения и запросы о помощи, информация о проектах, конкурсах и т.д. На платформе можно знакомиться с другим добровольцами, общаться, делиться опытом, оставлять отзывы и комментарии — система обладает всеми принципами социальной сети. Здесь доступна регистрация на конкурс «Доброволец России!». Это общероссийский конкурс, его участником может стать гражданин России в возрасте от 8-ми лет, проживающий на территории РФ и осуществляющий добровольческую (волонтерскую) деятельность. Если школьник помогает людям, животным или природе, и у него есть собственный интересный проект, он может в режиме онлайн представить его организаторам и экспертам конкурса. Завершается конкурс ежегодным Международным форумом добровольцев и поздравлениями победителей с вручением призов. В настоящее время официальный информационный портал конкурса — ЕИС «DOBRO.RU» объединяет около 2 млн. человек[4].
Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация “Российское движение школьников«[5] за период самоизоляции создала 19 онлайн-проектов, которые охватили 453 000 человек[6]. Медиаволонтерство соединяет различные направления деятельности РДШ: личностное развитие, гражданская активность, военно-патриотическое и информационно-медийное. Проекты, которые РДШ проводило в период дистанционного обучения, смогли объединить в одну большую семью и детей, и взрослых. Так, например, благодаря проекту «Задачка со звездочкой», к которому присоединилось более 6 000 участников, у учащихся 5-11-х классов появились виртуальные помощники. Они помогали школьникам, ушедшим на «удаленку», справиться с домашними заданиями, разобраться в сложной теме. Для получения помощи и поддержки от волонтеров нужно было просто задать вопрос в специальной беседе «ВКонтакте». Для каждого региона России была создана отдельная группа, в которой для каждого класса — с 5-го по 11-й — предназначена своя беседа.
Ребята из проекта РДШ «Лига вожатых» на время самоизоляции стали сказочниками и по вечерам читали малышам сказки по телефону, позвонив на контактный номер проекта. Также в условиях самоизоляции выпускники школ смогли принять участие в нескольких празднованиях «Последнего звонка», которые подготовили медиаволонтеры РДШ, запустив в «ТикТоке» флешмоб «К празднику готов!».
Всероссийская медиашкола РДШ объединяет более 2-х тысяч школьных пресс-центров, более 25 000 участников проекта, более 3 000 групп в социальных сетях. Активисты Большой детской редакции участвуют в формировании контента информационно-медийного направления, вносят предложения по деятельности, составу мероприятий и конкурсов, обмениваются опытом работы в регионах, ведут региональные группы РДШ в социальных сетях, транслируют позитивный опыт в регионы, обучают детские пресс-центры своего региона, освещают всероссийские и региональные события. Весной 2020 года стартовал Всероссийский конкурс молодых журналистов «Медиавызов». Участники должны были выбрать одну из номинаций (видеорепортаж, творческое видео, репортажная фотосъемка, творческая фотосъемка, обзор, новость, сообщество в социальных сетях, личный аккаунт в социальных сетях), далее выполнить задание, подать заявку на участие в конкурсе, обязательно прикрепив ссылку из социальных сетей со своим результатом (это могут быть фотографии, видео, тексты, созданное вами сообщество или личная страничка в социальных сетях).
Одним из ярких проявлений заботы об экологии стал проект РДШ «Экотренд», который проводился как в режиме онлайн, так и в оффлайн–форме. Вначале его участники изучали полезную информацию о том, как беречь и сохранять природное богатство страны и как улучшить экологию родного края. Регулярно они получали челленджи и советы организаторов, лайфхаки и видео от волонтеров в официальной группе «Экотренд». В «Инстаграм» был размещен экологический календарь (@ecotrend_skm), он помогал школьникам найти нужные праздники и даты различных мероприятий. Наблюдение за природой и свои примеры заботы о ее сохранении ребята выкладывали в сетях #экордш.
Все направления деятельности РДШ и рассказы о реализации проектов нашли отражение на сайте “Классного радио РДШ«[7]. Ведущие на радио — профессионалы и обычные школьники, прошедшие кастинг радиоведущих.
Радио РДШ стало площадкой для обсуждения работы РДШ в разных регионах страны, освещения школьных новостей. На «Классном радио» выступают как школьники, так и знакомые всей стране люди, медийные лица — спортсмены, космонавты, писатели, артисты, шоумены, известные блогеры. На радио выступали группа «Интонация», музыканты Марк Тишман, Стас Море, Люся Чеботина, Гусейн Гасанов, Клава Кока и другие гости.
Медиаволонтерство вызывает сегодня большой интерес у школьников, ребята создают и выпускают школьные газеты и журналы, подготавливают материалы для школьного сайта и местных средств массовой информации, рассказывают о школьных объединениях в социальных сетях, снимают видеоролики. Медиаволонтерство может стать дорогой в будущую профессию. В школьных медиацентрах ребята осваивают азы журналистики, учатся писать статьи, вести блоги. Освещая социально значимые события школьной жизни, они пробуют себя в роли фоторепортера, дизайнера, видеооператора, SMM-специалистов и т.д.
В связи с тем, что информационно-коммуникационные технологии, социальные сети представляют естественную среду обитания современного ребенка, требуется серьезное переосмысление всей системы гражданского воспитания ребенка, вовлечение его в новые виды гражданских практик и социальных активностей. Медиаволонтерство — это включенность юного гражданина в социокультурные проекты местного сообщества (села, города, региона).
Информационно-медийное направление волонтерской деятельности сегодня, в условиях глобальной цифровизации и частичного перехода на дистанционное обучение становится исключительно актуальным и представляет колоссальный ресурс для воспитания и успешной социализации подрастающего поколения. В настоящее время необходимо осваивать новые форматы работы с подростками, нужны эффективные виды практики вовлечения детей и молодежи в полезные, социально значимые дела.
Такие возможности представляет, в частности, учебно-методический комплект по развитию добровольчества в школах «Дорогою добра», выпущенный издательством “Русское слово«[8]. Комплект, рассчитанный на школьников 5–9-х классов, позволит подросткам научиться работать в команде, нести ответственность за порученное дело, проявлять инициативу и лидерские качества, приобрести полезные социальные навыки, ощутить свою причастность к общественно значимому делу. Апробация комплекта, созданного в соответствии с требованиями ФГОС, состоялась в образовательных организациях разных регионов России.
В связи с тем, что информационно-коммуникационные технологии, социальные сети представляют естественную среду обитания современного ребенка, требуется серьезное переосмысление всей системы гражданского воспитания детей, вовлечение их в новые виды гражданских практик и социальных активностей. Медиаволонтерство — это социокультурная включенность юного гражданина в социально значимые и культурные события (проекты) местного сообщества (района, города, села), региона, страны, мира. В этой связи медиаволонтерство представляет колоссальные возможности и выступает в следующих ипостасях:
- как фактор личностного развития детей и подростков, способствующий воспитанию патриотизма, любви и уважения к Отечеству, формированию таких качеств личности как ответственность за собственные дела и поступки, любознательность, инициативность, настойчивость в достижении целей и др.;
- как инструмент формирования цифровой культуры школьников, под которой понимается умение уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять ИКТ-технологии в различных сферах жизни;
- как мощное средство профилактики рисков в детско-подростковой среде, так как волонтерство в сфере медиа-пространства под руководством наставников и педагогов учит школьников правилам разумного и полезного использования цифрового пространства;
- как путь в будущую профессию, средство профессиональной ориентации и профессионального самоопределения личности, медиаволонтерство позволяет попробовать себя в разных ролях и профессиях, сопровождающих информационно-медийную индустрию современного общества;
- как площадка для формирования ключевых компетенций XXI века, таких как критическое мышление и творческое мышление (креативность), умение общаться и работать в команде (коллективе), совместная деятельность и сотрудничество, умение действовать в ситуации неопределенности и т.д.
- как образовательно-воспитательная технология, способствующая вовлечению школьников в добровольческое движение, которое в настоящее время становится трендом современной общественной жизни.
Занятие медиаволонтерством способствует оздоровлению информационного пространства в целом. Минимизация рисков негативного контента и наполнение его качественным содержанием, создание школьниками позитивных образцов мультимедийных продуктов (социальных роликов, фильмов о школе, друзьях, семье, природе и т.д.) дает возможность детям включатся в полезные и добрые дела, интересно и разнообразно проводить свой досуг. Таким образом, школьное медиаволонтерство вносит существенный вклад в продвижение идеи безопасной информационной среды и оздоровление информационного пространства в целом.
[1] См. сайт Минпросвещения России https://edu.gov.ru/national-project/
[2] Примерная программа воспитания создана по заданию Министерства образования и науки РФ Институтом стратегии развития образования Российской академии образования и утверждена в 2020 г. на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию. См. Примерную программу воспитания на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» http://form.instrao.ru/
[3] См. Методические рекомендации «О разработке программы воспитания» на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» http://form.instrao.ru/
[4] См. сайт портала «Добро» https://dobro.ru/
[5] РДШ под руководством российского летчика-испытателя, космонавта Сергея Рязанского объединяет сегодня свыше 500 000 детей и 19 000 образовательных учреждений из 85-ти субъектов России. Организация реализует более 40 федеральных проектов различной направленности: экология, добровольчество, медиа, спорт, музейное дело, дизайн, самоуправление и краеведение. Три из них — «Добро не уходит на каникулы», «Классные встречи» и «Лига вожатых» являются Всероссийскими проектами и входят в национальный проект «Образование».
[6] «Конкурс «Навигаторы детства» будет проходить в три этапа — Ирина Плещеева. Федеральный портал «Российское образование» 22 января 2021 г. См. https://edu.ru/news/glavnye-novosti/konkurs-navigatory-detstva-budet-prohodit-v-tri-et/
[7] Сайт «Классное радио РДШ» (классноерадио.рф) заработал в 2020 г. Это сетевое издание, официально зарегистрированное как средство массовой информации. На «Классном радио РДШ» профессионалы радиовещания и обычные школьники создают беспрерывный эфир из музыки, тематических программ и новостей. На радио существует более 400 подкастов, где школьники и приглашенные гости обсуждают волонтерство, учебу, общественную работу, медиаобразование, музыку, социальные сети и многое другое.
[8] https://xn—-dtbhthpdbkkaet.xn—p1ai/catalog/catalogs/vneurochnaya-deyatelnost/kurs-po-razvitiyu-dobrovolcheskogo-dvizheniya-dorogoyu-dobra/